ВИРТУАЛЬНАЯ СТАЖИРОВКА КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ РЕСУРС НЕПРЕРЫВНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Обоснована необходимость внедрения новых эффективных форм и технологий обеспечения непрерывного профессионального роста педагогов. Подчеркивается роль виртуальной стажировки как эффективного ресурса в организации системы непрерывного педагогического образования, базирующегося на развитии профессиональной рефлексии педагога. Отмечено, что организация виртуальной стажировки педагогов позволит выстроить на научной основе технологию решения следующих задач: формирование мотивации педагога к непрерывному совершенствованию своего профессионального мастерства; развитие умения анализировать педагогический опыт своих коллег; развитие умения анализировать свой педагогический опыт через призму анализа «чужого» опыта; формирование способности видеть свои «сильные» и «слабые» стороны в профессиональном плане, распознавать причины профессиональных затруднений, определять внутренний ресурс для выстраивания индивидуальной траектории своего профессионального совершенствования.

Полный текст

Качество профессиональной подготовки педагогов во многом определяется уровнем развития системы непрерывного педагогического образования и веду- щими тенденциями его модернизации. Обновляющаяся система профессиональ- ного педагогического образования в соответствии с требованиями ФГОС ВО и профессиональным стандартом «Педагог» должна быть направлена на формиро- вание и совершенствование необходимых компетенций учителя, реализующего функции воспитания, обучения и развития. В соответствии с социальным заказом педагог должен владеть современными образовательными технологиями и по- нимать возможности их использования, уметь принимать самостоятельные ре- шения, адаптироваться в социальной и профессиональной сфере, разрешать про- фессиональные затруднения, быть готовым к профессиональным перегрузкам, стрессовым ситуациям и уметь быстро из них выходить, обладать стремлением к самообразованию на протяжении всей жизни.Анализ теоретических исследований и российского педагогического опыта позволяет отметить, что содержание педагогического образования не успевает за быстрыми изменениями реальной школьной действительности, существует опре- деленный разрыв между актуальными потребностями общеобразовательной шко- лы и качеством подготовки учителей. Реализуемая ныне система подготовки спе- циалиста в условиях вуза не отличается вариативностью, не в достаточной мере отвечает интересам, потребностям обучающегося контингента, не рассчитана на удовлетворение его возможных (потенциальных) специфических профессиональ-ных интересов [4]. Не в полной мере обеспечивается и адресность дополнитель- ных профессиональных программ повышения квалификации педагогов.В связи с этим возникает потребность обновления системы дополнительного профессионального педагогического образования в области не только его содер- жания, но и технологий его организации, обеспечивающих его качество, доступ- ность и соответствие реальным запросам педагогического сообщества. Система повышения профессиональной подготовки педагогических кадров должна осно- вываться на результатах постоянного мониторинга, который будет положен в основу формирования и удовлетворения профессиональных прогнозных потреб- ностей учителей.Это обусловливает все возрастающую значимость разработки и внедрения со- временной системы непрерывного педагогического образования, обеспечиваю- щей профессионально-личностное развитие педагога, способного к осуществле- нию эффективной воспитательно-образовательной деятельности в контексте запросов современного социума.Однако следует отметить, что непрерывное совершенствование профессио- нальной компетентности педагога можно обеспечить, если это становится не только важнейшей задачей государства, руководства, но и в первую очередь целью самого учителя. Следовательно, необходимо создать условия, определить ресурс формирования положительной мотивации учителей к непрерывному професси- ональному самосовершенствованию.Роль стажировки в профессиональном развитии педагогических кадров под- черкивает Д.А. Махотин, отмечая ее практико-ориентированный характер, воз- можность освоения современных технологий (педагогических, информационных, управленческих) на базе лучших образовательных практик, создание условий для накопления профессионального опыта педагогов, которое эффективно проис- ходит в процессе анализа собственных проблем педагогической деятельности, анализа достижений других специалистов, обмена профессиональным опытом, изучения передовых образцов педагогического и управленческого опыта деятель- ности, выделения ключевых факторов эффективного поведения и деятельности и развития профессионально важных качеств личности [2].Тем не менее надо признать, что педагоги современной школы порой в силу объективных причин не всегда способны повышать свою квалификацию с от- рывом от производства, посещать открытые уроки своих коллег, не говоря уже о семинарах, научно-практических конференциях.В связи с этим возрастает значимость дистанционных форм повышения ква- лификации, роль электронного обучения в обеспечении непрерывного роста про- фессионального мастерства [4].В этих условиях одной из эффективных форм реализации программ повыше- ния квалификации и профессиональной переподготовки педагогических работ- ников в системе дополнительного профессионального образования является вир- туальная стажировка, представляющая собой неиссякаемый ресурс профессио- нального самосовершенствования.Следует отметить, что стажировка всегда индивидуальна, так как направлена на решение конкретных образовательных задач конкретного педагога, так какобеспечивает профессиональный и личностный прирост в соответствии с инди- видуальной траекторией саморазвития, выстроенной по результатам анализа соб- ственного проблемного поля, собственных ресурсов и собственной мотивации к достижению образовательных целей.Стажировка в виртуальном формате начинается с этапа консультирования. Консультационные тексты составляются на основе мониторинга профессиональ- ных затруднений педагогов и отражают наиболее часто возникающие затруднения в реализации соответствующих профессиональных компетенций. Здесь не толь- ко даются рекомендации по поводу того, как можно решить проблему: консуль- тирование должно отличаться оперативностью реагирования и направленностью на поддержку педагога в поиске его собственных ресурсов для решения возника- ющих в его практике проблем.Сопоставляя свой собственный опыт с опытом других коллег и трудностями других, педагог имеет возможность актуализировать собственные затруднения, формируя собственное проблемное поле, работа с которым будет выстраиваться в соответствии с его профессиональными потребностями и возможностями (ре- сурсами), что, несомненно, инициирует его профессионально-личностный рост. Таким образом, разработка индивидуальной траектории профессионально-лич- ностного самосовершенствования будет возможна на диагностической основе, что обеспечит ее адресную направленность.Консультационный материал, как правило, помимо текстов для дополнитель- ного самостоятельного изучения и анализа, содержит гиперссылки на материалы, помещенные на сайтах в сети Интернет. Это стимулирует обращение педагога к электронным ресурсам, формируя необходимые компетенции в нахождения ин- формации, ее обработке, анализу и использованию как ресурса генерации соб- ственного профессионального знания. Виртуальные консультации тогда стано- вятся образовательным ресурсом, когда они нацелены на помощь не только в получении запрашиваемой информации, но и на то, чтобы педагог сам смог осоз- нать причины, побудившие его обратиться за помощью.Необходимо отметить, что процесс руководства группами стажеров, работа- ющих в виртуальном формате, оказывается весьма полезным и для куратора кур- сов. Например, разрабатывая материалы консультационных текстов, он должен учитывать их востребованность, адресность, мотивационную направленность, а это требует определенных аналитических способностей, компетенций в подборе и обработке информационного материала, который должен стать не только по- лезным для педагогов-стажеров, но и должен побудить их двигаться самостоя- тельно в достижении поставленной цели.Виртуальная стажировка расширяет возможности педагогических работников в изучении образовательной практики через использование нетрадиционных спо- собов посещения образовательных организаций или занятий, проводимых учи- телями. Интернет-визиты на педагогические площадки сайтов школ или учите- лей, подкрепляемые виртуальными консультациями, материалами вебинаров и научно-практических конференций, составляют основу виртуальной стажиров- ки [4].Виртуальная стажировка становится сегодня важнейшим образовательным ресурсом, так как она нацелена на помощь не только в получении запрашиваемой информации, но и на то, чтобы педагог сам смог осознать причины, побудившие его обратиться за помощью [4].Повышение квалификации в виртуальном формате развивает у педагогов гра- мотность в использовании Интернета как ресурса непрерывного профессиональ- ного педагогического образования: ресурса для нахождения информации, ее об- работки и использования в целях генерации необходимого профессионального знания.Целью реализации данного проекта является развитие профессиональной ком- петентности педагогических работников не только в области использования раз- личных образовательных технологий, но и, что более важно, инициация внутрен- них ресурсов для выстраивания индивидуальной траектории непрерывного про- фессионального самосовершенствования.Идет актуализация, осознание возникших профессиональных затруднений, раскрывается внутренний профессиональный ресурс педагога. Непрерывное це- ленаправленное развитие педагогического мастерства учителя обеспечивается единством его внутренней активности и внешнего воздействия [5].При этом потребность в самосовершенствовании опирается на ясное пред- ставление целей и задач предстоящей трудовой деятельности и подкрепляется возможностью профессионально-личностной самореализации каждого педаго- гического работника. Кто-то из педагогов-стажеров в дальнейшем будет работать одновременно со всеми, кто-то изберет свой собственный путь продвижения. Важно одно - это самостоятельный творческий процесс поиска самого себя в профессии, самостоятельное определение своих «проблемных зон» и самостоя- тельный поиск путей разрешения профессиональных затруднений.Это предусматривает реализацию определенных требований к выдвижению не только стратегических, но и промежуточных целей и задач, среди которых диагностичность, доступность (реальная достижимость), конкретность, осознан- ность и осознаваемость с точки зрения полезности для всех и для каждого, по- стоянное усложнение целей и задач, преемственность в системе общих целей [6].Критическое осмысление опыта коллег, представленного в материалах вирту- альной стажировки, развивает культуру профессионально-педагогического мыш- ления, способность педагогической антиципации. Виртуализация педагогической практики и включение ее в число ресурсов стажировки нового формата - вир- туальной стажировки, позволяет не только обогатить образовательное простран- ство и информационно-образовательную среду дополнительного профессиональ- ного образования. Посредством экспертной и проектной деятельности обуча- ющихся (стажеров) интернет-образцы педагогической практики, достойные диссеминации, получают более широкое распространение. К конструктивному знакомству с образцами педагогической практики подключаются не только школьные учителя и преподаватели системы профессионального образования, но и сами специалисты дополнительного профессионального образования, что также способствует росту их профессионализма [1].Феноменальность виртуальной стажировки, по мнению Л.Н. Горбуновой, об- условлена закономерной трансформацией образовательного пространства ДПО вследствие его интеграции с виртуальным пространством (там же) Виртуальную стажировку, считает она, можно рассматривать как способ окультурирования об- разовательного интернет-ландшафта регионов и его обогащения [1].Проводимые курсы повышения квалификации c использованием дистанци- онных образовательных технологий, а особенно в форме виртуальных стажировок позволяют решить одну из проблем системы образования в современном обще- стве - обеспечить каждому слушателю свободный и открытый доступ к образо- ванию на протяжении всей его жизни, с учетом его интересов, способностей и образовательных потребностей [3].Таким образом, можно отметить, что организация виртуальной стажировки педагогов позволит выстроить на научной основе технологию решения следую- щих задач: формирование мотивации педагога к непрерывному совершенство- ванию своего профессионального мастерства; развитие умения анализировать педагогический опыт своих коллег; развитие умения анализировать свой педаго- гический опыт через призму анализа «чужого» опыта; формирование способно- сти видеть свои «сильные» и «слабые» стороны в профессиональном плане, рас- познавать причины профессиональных затруднений, определять внутренний ресурс для выстраивания индивидуальной траектории своего профессионально- го совершенствования.
×

Об авторах

М П Нечаев

Академия социального управления

Староватутинский проезд, 8, Москва, Россия, 129281

Г А Романова

Академия социального управления

Старуватутинский проезд, 8, Москва, Россия, 129281

Список литературы

  1. Горбунова Л.Н. Виртуальная стажировка педагогических работников как элемент развивающего образовательного пространства дополнительного профессионального образования // Академия социального управления. 2015. № 2. С. 15-22.
  2. Махотин Д.А. Стажировка педагогов - современная новация для их развития // Учительская газета. 2014. № 26.
  3. Нечаев М.П. Повышение квалификации заместителей директоров школ по воспитательной работе в системе дополнительного профессионального образования // Наука и образование: новое время. 2015. № 2. С. 42-47.
  4. Романова Г.А. Виртуальная стажировка как форма повышения профессиональной компетентности педагогов // Альманах мировой науки. 2016. № 3-2(6). С. 69-71.
  5. Романова Г.А. О проблемах модернизации системы профессионального педагогического образования // Проблемы развития науки и образования: теория и практика: Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 30 сентября 2013 г. М.: АР-Консалт, 2013. №. 3. С. 133-136.
  6. Романова Г.А. Технологический подход к формированию профессиональных компетенций будущего учителя в условиях вуза // Реализация компетентностного подхода в подготовке современного специалиста: Сборник материалов VI учебно-методической конференции. Орехово-Зуево: МГОГИ, 2012. С. 232-236.

© Нечаев М.П., Романова Г.А., 2016

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах