НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ИНТЕГРАЦИИ СОДЕРЖАНИЯ, ФОРМ, СРЕДСТВ, МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ
- Авторы: Мишота ИЮ1
-
Учреждения:
- Московский государственный институт индустрии туризма им. Ю.А. Сенкевича
- Выпуск: № 3 (2016)
- Страницы: 73-77
- Раздел: Статьи
- URL: https://journals.rudn.ru/informatization-education/article/view/14395
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В статье рассматриваются некоторые вопросы интеграции методов обучения иностранным языкам с применением средств информатизации образования. Применение информационных технологий в преподавании иностранных языков органически дополняет и расширяет возможности эффективного решения дидактических задач при построении современных педагогических моделей и является определенным фактором интеграции методов и форм обучения.
Ключевые слова
Полный текст
Средства информатизации образования в настоящее время играют незамени- мую роль в образовательном процессе, в том числе и в преподавании иностранных языков. Использование этих средств в совокупности с традиционными методами и формами обучения, как показывает практика, способствует развитию профес- сиональных компетенций преподавателей, а на этой основе и повышают эффек- тивность преподавания языков в целом. Представляется, что умелое сочетание традиционных форм и методов обучения иностранным языкам и современных информационных технологий является залогом успешного освоения учебного материала студентами, повышает их мотивацию на творческий подход в учебе. Поскольку современные студенты обладают тягой к освоению достижений в об- ласти компьютерных технологий, использования различных гаджетов и т.д., они достаточно уверенно и заинтересованно смогут пользоваться ими в целях изуче- ния иностранных языков.Интеграция различных методов и форм изучения иностранных языков, кото- рая базируется на использовании СИО, является одним из эффективных приемов в учебном процессе при решении дидактических задач. Это дает возможность в полной мере использовать в обучении иностранному языку как традиционные методы, так и современные средства информатизации образования. В данном случае применение модуля GREAT BRITAIN: HISTORY, CULTURE AND CIVILIZATION может послужить иллюстрацией вышесказанного. С полным опи- санием программы модуля можно ознакомиться в материалах нашего исследо- вания [1]. В этой программе приведены цели и содержание обучения. Далее кра- тко рассмотрим, как производится выбор форм, средств и методов обучения, которые рекомендуются для данного модуля.Проведя процедуру оценки электронных образовательных ресурсов (ЭОР), которые отбираются на основании рекомендаций экспертов в соответствии с от- дельными темами рассматриваемого курса, мы можем их применить как основу интеграции.Экспертиза, проведенная для учебного курса преподавания английского язы- ка, установила соотношение различных методов обучения языку и ЭОР. Это со- ответствие выглядит следующим образом.Для разнообразных методов обучения было подобрано множество ЭОР, была проведена экспертиза, определяющая соотношение использования ресурсов для того или иного метода. Кроме этого, была проведена экспертиза для оценки це- лесообразности применения методов обучения иностранным языкам в различных формах обучения (табл. 1).Соотношение методов и форм обученияТаблица 1Методы обученияФормы обученияМетоды обученияФормы обученияГрамматико-переводнойЗаочнаяАудиолингвальный и аудиовизуальныйЗаочнаяПрямойОчнаяКоммуникативно-ориентированныйОчнаяВ случае создания методической системы, основанной на единстве целей, содержания, методов, форм и средств обучения, целесообразно ориентироваться на конкретную учебную тематику, которой соответствует совокупность ЭОР. Каж- дому методу обучения ставятся в соответствие ЭОР и, наоборот, применение ЭОР позволяет воспользоваться соответствующими методами обучения. Соотношения множества ресурсов и множества методов говорят о возможности использования разнообразных методов одновременно через применение ЭОР.Нами был разработан прототип создания учебных материалов, которые не- обходимы для поддержки указанного курса. Ниже на рисунках показан принцип работы этого прототипа.На рисунке 1 показан скриншот структуры учебных учебных тем по курсу GREAT BRITAIN: HISTORY, CULTURE AND CIVILIZATION. В программе мо-дуля 25 тем, которые содержат ссылки на краткое содержание раздела и рекомен- дуемые методы обучения.Рис. 1. Структура учебных материалов по теме GREAT BRITAIN: HISTORY, CULTURE AND CIVILIZATIONНа рисунке 2 приводится структура отношений методов и форм обучения. Как видно на рисунке, раздел первый (Unit 1) можно изучать ,используя различные формы обучения, применяя разные методы в зависимости от уровня группы.На рисунке 3 приведены ЭОР, которые необходимы, по мнению экспертов, в целях изучения темы 1. В этом случае предполагается использование заочной формы обучения. Указанные ресурсы содержатся в текстовом файле как ссылки на ресурс сети Интернет.Рис. 2. Соотношения методов и форм обучения в рамках одной темыРис. 3. ЭОР для изучения на заочной форме обученияНа рисунке 4 приведены ситуации, в которых предусмотрены очная и заочная формы обучения. Применяемые ЭОР используются для очной и заочной форм обучения. Рисунки отображают cоподчиненность рассматриваемых факторов дляконкретного учебного модуля. Этот прототип нами использовался для практи- ческого проектирования учебного курса.Рис. 4. ЭОР на очной форме обученияИспользование современных информационных технологий в преподавании иностранных языков органически дополняет и расширяет возможности эффек- тивного решения дидактических задач при построении современных педагоги- ческих моделей и является определенным фактором интеграции методов и форм обучения.×
Об авторах
И Ю Мишота
Московский государственный институт индустрии туризма им. Ю.А. СенкевичаКрондштатский бульвар, 43-а, Москва, Россия, 125499
Список литературы
- Мишота И.Ю. Использование средств информатизации образования как фактор интеграции методов обучения иностранным языкам: дисс. … канд. пед. наук. М., 2013. 150 с.