УНИВЕРСАЛЬНЫЕ ПРИЕМЫ ИНФОРМАТИЗАЦИИ МАРКЕТИНГОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ ДЛЯ ЭФФЕКТИВНОГО РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье рассматриваются вопросы, связанные с внешним развитием образовательной организации, которое происходит за счет повышения качества ее взаимодействия с целевой аудиторией. Повышение качества взаимодействия образовательной организации с целевой аудиторией обеспечивается за счет использования различных видов маркетинговых коммуникаций. С учетом развития современных информационных и телекоммуникационных технологий приоритетным является направление информатизации маркетинговых коммуникаций.­ Помимо классического определения маркетинговых коммуникаций, вводится определение информатизации маркетинговых коммуникаций образовательной организации. Для формирования индивидуального пакета максимально эффективных для конкретной образовательной организации маркетинговых коммуникаций необходимо не только устранить расхождения имеющихся стратегических задач образовательной организации и определить необходимый долгосрочный эффект от применения инструментов маркетинга. Рассматривается набор универсальных приемов информатизации маркетинговых коммуникаций, которые дают устойчивый положительный результат развития образовательной организации. Среди таких приемов можно выделить: инфографическое резюме образовательной организации, кубик-трансформер как инфорграфическое резюме образовательной организации, визитки с QR-кодом, родительские собрания в виде вебинаров, кнопки «Поделиться» на сайте образовательной организации, регистрация образовательной организацией официальной группы в социальной сети. Увеличение эффективности взаимодействия с целевой аудиторией повышает ее лояльность к конкретной образовательной организации.

Полный текст

В настоящее время в России особое внимание уделяется инновационному раз- витию общего образования, которое направленно на развитие человека, форми- рование его личности и выбор профессионального направления. В связи с этим образовательной организации с целью выполнения государственного и обще- ственного заказов, необходимо максимально эффективно использовать и раз- вивать тот потенциал, которым она обладает. Развитие образовательной органи- зации - сложный и многоступенчатый процесс, включающий в себя два ключе- вых направления - внешнее и внутреннее. Под внутренним развитием образовательной организации будем понимать планирование образовательной деятельности, организацию учебного процесса, управление ресурсами и взаимо- действие сотрудников образовательной организации между собой. Внешним раз- витием будем считать коммуникации со всеми участниками образовательногопроцесса, органами государственной власти, вузами, общественностью. В статье будут рассмотрены вопросы внешнего развития образовательной организации в условиях информатизации маркетинговых коммуникаций.Поскольку в современном обществе используется устойчивое выражение «об- разовательные услуги», проведем следующую аналогию: будем рассматривать образовательную организацию как бизнес-организацию, предоставляющую об- разовательную услугу; тогда ученики и родители будут считаться клиентами этой организации, т.е. целевой аудиторией. В сфере бизнеса основным приемом ра- боты с клиентами являются маркетинговые коммуникации. Под маркетинговы- ми коммуникациями будем понимать совокупность технологии продвижения услуг [1; 4]. К основным маркетинговым коммуникациям относят рекламу, связи с общественностью, брендинг, паблисити, программы лояльности, директ-мар- кетинг, спонсорство, стимулирование сбыта и личные продажи.В современном информационном обществе активно применяются информа- ционные ресурсы и технологии. Этот факт сформировал тенденцию в системе образования - информатизацию маркетинговых коммуникаций [2; 3]. Инфор- матизация маркетинговых коммуникаций образовательной организации - это совокупность технологий продвижения услуг конкретной образовательной орга- низации, позволяющая максимально эффективно использовать объединение дидактического, методического и методологического потенциала базовых типов взаимодействия с целевой аудиторией и особенностей их реализации с исполь- зованием современных телекоммуникационных и облачных технологий.Основным отличием современных коммуникаций является существенно уве- личенный информационный поток. При избытке получаемой информации будет отдаваться предпочтение той, которая быстрые воспринимается, является более информативной и красочной. Для формирования индивидуального пакета мак- симально эффективных для конкретной образовательной организации марке- тинговых коммуникаций необходимо прежде всего устранить расхождения име- ющихся стратегических задач образовательной организации и определить необ- ходимый долгосрочный эффект от применения инструментов маркетинга. В рамках реализации сформулированной задачи необходимо провести дополни- тельный анализ различными методами, такими как SWOT-анализ, PEST-анализ, анализ разрыва и т.д.Существует набор универсальных приемов маркетинговых коммуникаций, которые дают заведомо положительный результат. С учетом развития современ- ных информационных и телекоммуникационных технологий направление ин- форматизации маркетинговых коммуникаций является приоритетным.Таким образом, можно предложить следующие универсальные приемы ин- форматизации маркетинговых коммуникаций:инфографическое резюме образовательной организации;кубик-трансформер как инфорграфическое резюме образовательной орга- низации;визитки с QR-кодом;родительские собрания в виде вебинаров;кнопки «Поделиться» на сайте образовательной организации;регистрация образовательной организацией официальной группы в соци- альной сети.Первое знакомство с образовательной организацией является важнейшим эта- пом, поэтому тщательный выбор рекламных материалов позволяет сформировать положительное впечатление. Зачастую для представления образовательной ор- ганизации используют буклет с фотографиями и текстовой информацией об ор- ганизации. Для повышения наглядности информации и выделения преимуществ конкретной образовательной организации целесообразно использовать инфо- графику.Рассмотрим пример создания инфографического резюме для образовательной организации в виде стандартного информационного буклета, сложенного по вер- тикали в два раза. Таким образом заранее предусмотрим макет внутреннего раз- ворота с общим, на все три отворота заголовком и двумя «строками» по три диа- граммы и графика. Такой макет позволит, с одной стороны, эффективно исполь- зовать внутренне печатное пространство, с другой стороны, сделать масштаб и шрифт читаемым и воспринимаемым с одного взгляда. Инфографическое резю- ме призвано отразить основную и актуальную информацию об образовательной организации. В первую очередь расположим информацию о директоре образо- вательной организации в середине первой строки рабочего пространства, по- скольку он является лицом и лидером образовательной организации. Укажем основные данные: фамилия, имя и отчество; научная должность и звание; стаж работы; крупные награды и достижения образовательной организации под руко- водством директора.В свете современных тенденций объединения образовательных организаций количество территорий конкретной образовательной организации может быть больше чем одна. Для наглядной демонстрации взаиморасположения территорий используем карту с условными обозначениями. Отдельно необходимо указать адрес головной территории, где располагается основной административный со- став и дирекция. Поскольку существует привычка чтения слева направо, а цен- тральная фотография директора сразу притягивает внимание, следующим логич- ным шагом будет перемещение внимания в начало «строки», поэтому расположим карту слева от информации о директоре.Следующий вопрос, который сразу возникает при просмотре резюме образо- вательной организации, - кадровый состав. Наглядно представит количествен- ный и качественный уровень преподавательского состава образовательной орга- низации круговая сегментированная диаграмма. Скорее всего, понадобится до- полнительно разделить один из критериев (звания или категории). Для этого маркетологи рекомендуют использовать либо разделенную диаграмму, либо вто- ричную круговую диаграмму. Расположим получившееся графическое представ- ление в начале второй «строки».Существенным фактором, который вызывает интерес, являются динамические закономерности за последние десять лет. Период выбран не случайно. Именно за этот временной промежуток произошло значительное количество глобальныхизменений в сфере российского образования. Такие закономерности позволяют наглядно представить обычные линейные графики. В качестве динамических параметров будем использовать представление как с положительной, так и с от- рицательной динамикой. Положительные динамические показатели отобразят успехи с повышающимися числовыми значениями. К ним можно отнести коли- чество золотых медалей, участников конференций, социальных проектов, участ- ников международных олимпиад.Отрицательные динамические показатели отобразят успехи с понижающими- ся числовыми показателями. К ним отнесем уменьшение ученической пассив- ности в социальной жизни образовательной организации. Для подсчетов возьмем количество пассивных учеников в рамках одной параллели классов. Расположим данное графическое представление в середине второй «строки», чтобы не остав- лять пустых мест по ходу перемещения внимания.Теперь рассмотрим промежуточный результат с точки зрения такой маркетин- говой коммуникации, как реклама. В нашем наборе уже присутствуют следующие типы содержания - фотография, карта, круговая диаграмма и линейный график. По рекомендациям специалистов в области рекламы, лучше воспринимаются либо полностью однотипные, либо неповторяющиеся варианты отображения. В стандартном наборе статистического представления данных остаются горизон- тальные и вертикальные столбчатые диаграммы. С их помощью представим важ- ные количественные аспекты образовательной организации, которые состоят из списков с большим количество элементов. Для горизонтальной столбчатой диа- граммы выберем представление технического оснащения образовательной орга- низации, в котором отобразим парк компьютерной техники, периферийного и серверного оборудования, а так же онлайн сервисы и специализированное про- граммное обеспечение.Для отображения в виде вертикальной столбчатой диаграммы используем ин- формацию о кружках и секциях в образовательной организации. По вертикали отобразим возрастной коридор, находясь в котором ученики могут посещать кон- кретный тип занятий и направлений. Диаграммы расположим на правом разво- роте нашего информационного буклета.В зависимости от выбора типа варианта представления инфографического резюме образовательной организации возможны другие варианты компоновки, которые будут более эффективны.По данным социологических опросов, одним из важнейших показателей для родителей является использование образовательной организацией современных информационных и телекоммуникационных технологий в своей деятельности.Использование инфографики в резюме образовательной организации не толь- ко демонстрирует уровень владения современными информационными и теле- коммуникационными технологиями, переходящими из сферы бизнеса в сферу образования, но и является универсальным средством представления ключевой информации об образовательной организации.Инфографическое резюме образовательной организации может быть пред- ставлено как в линейном виде (слайд, сайт, листовка и пр.), так и в объемном.Примером нестандартного представления инфографического резюме является кубик-трансформер с нанесенными на грани отдельными блоками информации об образовательной организации.Следующим этапом знакомства целевой аудитории с образовательной орга- низацией является личный контакт с представителем образовательной органи- зации - директором, завучем, учителем. Традиционным носителем контактной информации является визитная карточка. Визитная карточка является не только способом представления информации о сотруднике образовательной организа- ции, но и атрибутом ее бренда. Для подкрепления бренда образовательной орга- низации необходимо использовать визитные карточки, оформленные в едином стиле образовательной организации для всех сотрудников. Содержание визитной карточки в большинстве случаев стандартно и включает в себя логотип и название образовательной организации, ФИО сотрудника, должность, телефон, адрес электронной почты и другую контактную информацию. Важно не перегружать карточку текстовой информацией. Для того чтобы визитка была запоминающей- ся и демонстрировала высокий уровень использования информационных техно- логий в образовательной организации, рекомендуется использовать QR-код. QR-код представляет собой матричный код, который может содержащий произ- вольную информацию (в данном случае информацию с визитной карточки). Ин- тернет-ресурсы позволяют делать QR-коды с индивидуальным дизайном.Рекламные материалы и визитные карточки являются атрибутами личного контакта целевой аудитории с сотрудниками образовательной организации. Как отмечает большинство участников образовательного процесса, информацию об образовательной организации они получают из сети Интернет. Первый пункт поиска информации об образовательной организации - ее официальный сайт. Содержание сайта для всех образовательных организаций регламентировано Фе- деральным законом «Об образовании» (ст. 29).Для распространения общей и специализированной информации об образо- вательной организации, а также для обеспечения открытости административной системы рекомендуется создать официальную открытую группу в одной или не- скольких популярных социальных сетях. Увеличить количество посещений офи- циального сайта образовательной организации и более широко распространить информацию об образовательной организации можно посредством публикации материалов с официального сайта в официальной группе в социальной сети. Для упрощения заполнения и перепубликации материалов с сайта в группу рекомен- дуется использование специальных кнопок, которые позволяют это сделать в один клик мышью. Увеличение числа посетителей официального сайта произой- дет за счет указания в публикациях ссылки на него.С учетом того, что группа в социальной сети скорее публичная, чем офици- альная, она может содержать дополнительную актуальную информацию об об- разовательной организации. Рекомендуемое содержание группы в социальной сети:актуальные новости образовательной организации;анонсы предстоящих мероприятий;пресс-релизы мероприятий с фотографиями;диалоги-обсуждения любых тем, касающихся учебного процесса и внекласс- ной деятельности;социальная информация;анонсы и поздравления учеников и учителей с днями рождениями;ответы администрации на обращения родителей;информация о вакансиях в образовательной организации.Результаты социологических исследований показывают, что 87% родителей зарегистрированы в социальных сетях. Таким образом, просматривая ленту но- востей, родители всегда будут в курсе событий выбранной ими образовательной организации, а сохранение публикаций на их страницах будет способствовать широкому распространению информации об образовательной организации.Большинство родителей при выборе образовательной организации хотели бы посетить ее, но из-за занятости или неосведомленности о дне открытых дверей не всегда могут это сделать. Для решения этой задачи образовательная организа- ция может использовать мероприятие в формате вебинара. Преимущества про- ведения дня открытых дверей в таком формате для родителей:возможность получить максимум информации об образовательной органи- зации без отрыва от дел;возможность посмотреть запись вебинара;разнообразные сценарии проведения мероприятий с учетом интересов це- левой аудитории;Преимущество проведения вебинара для образовательной организации:простота проведения мероприятия без большого скопления народа;возможность проведения мероприятия для разных целевых аудиторий в одно и тоже время;снижение террористической угрозы и повышение безопасности образова- тельной организации ввиду отсутствия массового скопления людей.Все предложенные универсальные приемы информатизации маркетинговых коммуникаций направлены на повышение качества взаимодействия образова- тельной организации со своей целевой аудиторией. Увеличение эффективности взаимодействия с целевой аудиторией повышает ее лояльность к конкретной об- разовательной организации. Систематическое использование одной или несколь- ких описанных маркетинговых коммуникаций на сегодняшний день является необходимым условием для перспективного развития образовательной органи- зации.
×

Об авторах

Н А Заславская

Московский городской педагогический университет

Шереметьевская ул., 29, Москва, Россия, 127521

В С Корнилов

Московский городской педагогический университет

Шереметьевская ул., 29, Москва, Россия, 127521

Список литературы

  1. Голубкова Е.Н. Маркетинговые коммуникации. М.: Фин-пресс, 2000. 256 с.
  2. Гриншкун В.В., Заславская О.Ю. История и перспективы развития программ информатизации образования // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Информатика и информатизация образования». 2011. № 1 (21). С. 5-13.
  3. Заславская О.Ю. Интернет, как новый институт социализации // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Информатика и информатизация образования». 2014. № 2 (28). С. 20-25.
  4. Шарков Ф.И. Управление маркетинговыми коммуникациями (интегрированный подход). М.: Академический Проект: Трикста, 2006. 256 с.

© Заславская Н.А., Корнилов В.С., 2016

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах