ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ КОРОЛЕВСТВА БАХРЕЙН
- Авторы: Айдрус И.З.1, Асмятуллин Р.Р.1
-
Учреждения:
- Российский университет дружбы народов
- Выпуск: № 3 (2016)
- Страницы: 68-80
- Раздел: Статьи
- URL: https://journals.rudn.ru/economics/article/view/15042
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Экономические преобразования в Королевстве Бахрейн обусловили необходимость реформирования системы образования и развития человеческих ресурсов. В данной статье исследуются основные этапы становления системы высшего образования в стране, анализируются проблемы ее развития на современном этапе. Частный сектор и ориентация на международное сотрудничество являются ключевым элементом формирования конкуренто-способного образования в Королевстве. В связи с этим особое внимание в статье уделено положению Бахрейна на мировом образовательном рынке, стратегии бахрейнских университетов и инициативам страны на пути к превращению в региональный образовательный центр.
Полный текст
С начала XX в., когда в странах Персидского залива была найдена нефть, на- чался новый этап в истории региона. Довольно быстро аравийские монархии превратились в богатейшие страны, что позволило им свободно реализовывать любые инициативы по национальному развитию. Первая нефть в странах ССАГПЗбыла обнаружена в 1932 г. в Бахрейне, здесь же начались первые серьезные реформы в сфере образования в регионе.До начала XX в. образование в странах ССАГПЗ было представлено религи- озными школами, где велось обучение религии и чтению Корана. Бахрейн стал первой страной региона, которая начала делать шаги в сторону современной си- стемы образования. В 1921 году была открыта первая государственная школа для мальчиков аль-Хидайа в г. Мухаррак, два года спустя открылась вторая такая шко- ла в Манаме, а в 1928 г. открылась государственная школа для девочек [11. С. 57]. Таким образом, Бахрейн стал первой страной ССАГПЗ, которая создала условия для получения образования женщинам.Бурный экономический рост стран Залива совпал с периодом, когда на Запа- де в середине XX в. начала формироваться теория человеческого капитала. Теодор Шульц, Гэри Беккер и их последователи обосновали целесообразность инвести-68Айдрус И.А., Асмятуллин Р.Р. Особенности развития системы высшего образования Королевства...рования в население, в частности в образование, что подтолкнуло многие страны обратить особое внимание на образование. В конце 1960-х гг. в Бахрейне появ- ляются первые колледжи, в 1986 г. открыл двери первый университет в Королев- стве - Бахрейнский университет. Сейчас, согласно докладу ООН о человеческом развитии, Бахрейн находится на 45-м месте в мире и относится к группе стран с очень высоким индексом человеческого развития [16].Королевство Бахрейн является объектом научных интересов ряда российских исследователей. Особенности социально-экономического развития Бахрейна исследовали В.А. Исаев и А.О. Филоник [6], экономическим преобразованиям в странах ССАГПЗ посвящены труды Л.В. Шкваря [10].Проблемы становления высшего образования в Бахрейне исследовала Л.Ю. Горшкова [5], она анализирует влияние развития современной системы об- разования на политическую и экономическую сферы королевства и выделяет новую модель развития образования в странах ССАГПЗ на основе привлечения иностранных вузов. По ее мнению, образование стало импульсом к экономиче- скому развитию Бахрейна, так как «благодаря активному развитию образования Бахрейн смог активизировать контакты с внешним миром».Абдул Гани Али Салех [1] провел всесторонний анализ развития высшего об- разования в исторический период с 1919 по 2002 гг. с учетом социально-эконо- мических и политических изменений, происходивших в бахрейнском обществе.Снижение запасов нефти в Бахрейне обусловило необходимость поиска новых источников экономического роста. Развитие человеческих ресурсов в диверси- фикации экономики Королевства играет одну из ключевых ролей. В этой связи цель данного исследования - изучить опыт Бахрейна и бахрейнских универси- тетов в реформировании высшего образования в условиях изменяющейся эко- номической конъюнктуры.Развитие системы высшего образования в БахрейнеСовременная система образования в Бахрейне включает в себя обязательное образование для детей в возрасте от 6 до 14 лет. Среднее образование для детей 15-17 лет, которое длится три года, не является обязательным. После завершения данного этапа возможно продолжить обучение в высшем учебном заведении.Можно определить четыре основных этапа в развитии системы высшего об- разования в Бахрейне.Первый этап - начало XX в. - 1980-е гг. Университетское образование в Бах- рейне берет начало в 1910-1920-х гг., когда первые группы студентов отправились на учебу в Египет. До создания Бахрейнского университета граждане Королевства вынуждены были получать высшее образование за рубежом, в основном в других арабских странах - Египте, Ираке, Палестине.Кризис 1970-1980-х гг. на мировом рынке нефти показал слабые места эко- номики нефтяных монархий и поставил под угрозу устойчивое долгосрочное раз- витие стран. Одной из угроз в Бахрейне являлось отсутствие такой стратегически важной сферы, как система государственного высшего образования.Второй этап - 1980-е - начало 2000-х гг., когда и начала создаваться система государственного высшего образования. На данный момент в Бахрейне функци-69Вестник РУДН, серия Экономика, 2016, № 3онирует три государственных университета: Бахрейнский университет (открыт в 1986 г.), Арабский университет Персидского залива (созданный в 1980 г.), Поли- технический университет Бахрейна (основан в 2008 г.).Третий этап приходится на первое десятилетие XXI в. Основной целью дан- ного этапа являлось обеспечение максимального доступа к высшему образованию. Процесс диверсификации экономики создал потребности в новых специалистах, в связи с чем появилась необходимость расширения предложения образователь- ных программ. В этот период активное развитие в Бахрейне получил частный сектор. Первый частный университет Ahlia University был основан в 2001 г. С тех пор было открыто 14 частных вузов, на 2016 г. в Королевстве функционирует 11 частных университетов, в том числе 3 иностранных (табл. 1).С целью развития образования правительство позволило создавать высшие учебные заведения иностранным государствам. Некоторые аравийские страны (Объединенные Арабские Эмираты, Катар и Бахрейн) развивают высшее обра- зование по такой новой модели, стимулируя открытие на своей территории кам- пусов и представительств зарубежных университетов [2. С. 131].Частные университеты БахрейнаТаблица 1ВУЗТип вузаГод основанияМеждународный центр Технологического института Бирла (Birla Institute of Technology International Centre)ЧастныйОфшорный центр Birla Institute of Technology, Индия2000 г.(закрыт в 2012 г.)Университет Ахлия (Ahlia University)Частный2001Университет Персидского залива (Gulf University)Частный2001Королевский университет (The Kingdom University)Частный2001Международный университет AMA (AMA International University)ЧастныйКампус AMA Computer University, Филиппины2002Арабский открытый университет (Arab Open University)ЧастныйБахрейнский филиал Arab Open University2002Университетский колледж Бахрейна (University College of Bahrain)Частный2002Нью-Йоркский технологический институт (New York Institute of Technology)ЧастныйКампус New York Institute of Technology, США2003 г.(закрыт в 2014 г.)Университет науки и технологий Делмон (Delmon University for Science and Technology)Частный2003 г.(закрыт в 2013 г.)Университет прикладных наук (Applied Science University)Частный2004Королевский колледж хирургов в Ирландии - Ме- дицинский университет Бахрейна (RCSI Medical University of Bahrain)ЧастныйПодразделение Royal College of Surgeons in Ireland, Ирландия2004Королевский университет для женщин (Royal University for Women)Частный2005Университетский колледж Талаль Абу Газалех (Talal Abu Ghazaleh University College)Частный2012Бахрейнский институт банкинга и финансов (Bahrain Institute of Banking and Finance)Частный2014Источник: составлено авторами.70Айдрус И.А., Асмятуллин Р.Р. Особенности развития системы высшего образования Королевства...Проведенные реформы положительно сказались на доступности образования. Валовый показатель охвата (gross enrolment ratio), отражающий долю учащихся на данном уровне образования от численности населения данной возрастной группы, для начального и среднего образования в 2000-х гг. достиг стопроцент- ного уровня, т.е. начальным и средним образованием охвачено все население Королевства. Валовый показатель охвата в высшем образовании существенно увеличился в течение последних двух десятилетий - с 17% в 1991 г. до 37% в 2014 г. [4].Целью современного четвертого этапа является обеспечение качества, пре- жде всего в частных вузах, которые изначально делали ставку на количество пред- лагаемых программ и привлечение большего числа студентов. Для поддержания качества на должном уровне Совет по высшему образованию Бахрейна приоста- новил принятие студентов для трех частных университетов: Университета Бирла, который закрылся в 2012 г., Университета науки и технологий Делмон, лицензия которого отозвана в 2013 г., и Нью-Йоркского технологического института, ко- торый прекратил принятие новых студентов и закрылся в 2014 г.Университеты были закрыты после аудита со стороны Национального органа аттестации и контроля качества в образовании (National Authority of Qualifications and Quality Assurance for Education and Training, QQA), который был создан в 2009 г. с целью обеспечения долгосрочного развития образовательного сектора Бахрей- на [14]. В сферу компетенций организации входит разработка образовательных стандартов и рекомендаций, оценка эффективности образовательных учреждений. Регулярно проводится аудит образовательных заведений, к которым привлека- ются и международные эксперты, для выявления ключевых проблем и возмож- ностей для дальнейшего развития.Отметим, что QAA создан в рамках масштабной кампании по реформированию образования. В 2008 году была запущена национальная стратегия экономическо- го развития до 2030 г. - Economic Vision 2030. Образовательная стратегия [7] име- ет целью позиционировать Бахрейн как региональный центр качественного выс- шего образования.Согласно стратегии Бахрейн будет фокусироваться на развитии наиболее важ- ных образовательных ресурсов, преподавателей, при помощи улучшения системы найма и подготовки преподавателей, повышения эффективности образователь- ного менеджмента, улучшение имиджа и повышение привлекательности про- фессии преподавателя. Стратегия предполагает обеспечение населения качествен- ным и конкурентным образованием, которое будет стимулировать развитие новых отраслей экономики Бахрейна. Также стратегия уделяет внимание научным ис- следованиям и созданию платформ на базе университетов с целью перехода ко- ролевства на новый этап развития экономики - экономики знаний.Аудит образовательных программ в сфере медицины, здравоохранения, IT и бизнеса, проведенный в 2015 г., выявил, что 40 из 57 программ (70%) отвечают необходимым требованиям качества; 11 программ (19%) аудит не прошли. Первая оценка программ высшего образования проводилась в 2009 г. и охватывала 16 программ, 31% из которых продемонстрировали рост качества.71Вестник РУДН, серия Экономика, 2016, № 3Для повышения качества образования университеты Бахрейна предприняли множество мер. Вузы модернизировали политику управления для администри- рования программ, ряд учреждений улучшили инфраструктуру.Была внедрена концепция обучения, основанного на результатах (outcome- based learning). При разработке образовательной программы результаты обучения заранее определены: в центре внимания ставится вопрос: «Что ожидается от об- учения, когда студент закончит вуз?», чтобы обеспечить студентов навыками и умениями до того, как они выйдут на рынок труда [19. С. 88].В целом, остается ряд препятствий для обеспечения высокого качества обра- зования: необходимость адаптации общих правил приема под потребности об- разовательной программы, обеспечение подходящей инфраструктурой и штатом, отсутствие всеобъемлющих принципов и механизмов обеспечения качества [12. С. 33].Реформы высшего образования в Бахрейне уже дали положительные резуль- таты. По данным отчета о глобальной конкурентоспособности, в течение послед- него десятилетия Бахрейну удалось существенно улучшить ситуацию в высшем образовании по многим показателям (табл. 2).Конкурентоспособность образования в БахрейнеТаблица 2ПоказательМесто в мире2006/072015/16Конкурентоспособность высшего образования6244Качество системы образования8426Качество математического и научного образования8542Качество школ менеджмента8943Доступность исследовательских и образовательных услуг9831Уровень подготовки кадров6922Доступность интернета в образовательных учреждениях4334Источник: составлено по [18].По качеству системы образования Бахрейн находится на 3-м месте среди стран ССАГПЗ после Катара и ОАЭ (Катар на 2-м месте в мире, ОАЭ - на 12) и на 4-м среди всех стран арабского мира.Современное состояние высшего образования в БахрейнеВ 2014-2015 годы в бахрейнских университетах насчитывалось более 38 тыс. студентов, из которых 65% обучались в государственных вузах. Большинство сту- дентов (78%) получают образование по программам бакалавриата, 4,5% - маги- стратуры, 16% - по краткосрочным курсам. По программам послевузовского образования обучается лишь 0,6%, это связано с тем, что программы Ph.D. пока развиты не столь широко и доступны только в трех вузах Королевства: Бахрейн- ском университете, Университете Ахлия и Арабском университете Персидского залива. Для сравнения: в некоторых соседних странах, например, в Саудовской72Айдрус И.А., Асмятуллин Р.Р. Особенности развития системы высшего образования Королевства...Аравии и Объединенных Арабских Эмиратах ни один вуз не предлагает возмож- ности приобретения степени Ph.D.Распределение студентов по направлениям образования в университетах Бах- рейна совпадает с глобальными тенденциями: основными наиболее популярны- ми программами является бизнес-образование и инженерные специальности (рис.).МедицинаОбразование и педагогика 6%Наука 2%и здравоохранение 8%Юриспруденция 9%Информационные технологии10%Гуманитарные науки 13%Бизнес 38%Инженерные специальности 14%Рис. Распределение студентов по направлениям обучения в БахрейнеИсточник: составлено по [9].За последние годы наблюдается большой интерес и рост количества студентов по таким направлениям, как гуманитарные науки, юриспруденция, информаци- онные технологии. Однако, согласно данным Совета по высшему образованию Бахрейна, в Королевстве отмечается дисбаланс предлагаемых курсов, предпо- чтений студентов и спроса на рынке труда [9]. Особое внимание следует уделить таким направлениям подготовки, как здравоохранение, инженерия и юриспру- денция, для которых ожидается в будущем высокий спрос на специалистов. Это подразумевает и создание новых курсов, т.е. расширение предложения образова- тельных программ по данным направлениям. В последние годы активизируются мероприятия по работе со школами: члены Совета по высшему образованию Бах- рейна посещают как государственные, так и частные школы с целью информи- рования школьников, их родителей и преподавателей о текущей ситуации в выс- шем образовании.Бахрейнский университет имеет статус единственного национального вуза и является крупнейшим университетом страны. Университет включает 10 коллед- жей (факультетов): Колледж гуманитарных наук (College of Arts), Колледж бизнес администрирования (College of Business Administration), Инженерный колледж (College of Engineering), Колледж информационных технологий (College of Information Technology), Юридический колледж (College of Law), Колледж есте-73Вестник РУДН, серия Экономика, 2016, № 3ственных наук (College of Science), Колледж прикладных наук (College of Applied Studies), Бахрейнский педагогический колледж (Bahrain Teachers College), Кол- ледж физической культуры и физиотерапии (College of Physical Education and Physiotherapy), Медицинский колледж (College of Health Sciences).В вузе обучается более 20 тыс. студентов, т.е. половина всех студентов Коро- левства. По оценкам, со дня основания вуз выпустил более 60 тыс. специалистов. В 2002 году король Бахрейна издал указ, по которому любой бахрейнский студент, который набрал более 70% в аттестате о среднем образовании, получает право учиться в Бахрейнском университете. Это минимальные требования, необходи- мые для поступления в вуз.Профессорско-преподавательский состав университета насчитывает 835 че- ловек, из которых 58% - мужчины, 42% - женщины; доля иностранных препо- давателей - 34%. Ежегодно университет направляет 15 преподавателей за рубеж для получения ученой степени.Стратегический план развития Бахрейнского университета в 2015-2018 гг. отражает общее направление реформирования образования в стране и включает целый ряд инициатив [22]:повышение качества преподавания и обучения: внедрение базовых годичных курсов, работа со студентами, профессиональное развитие преподавательского состава, развитие послевузовского образования, разработка системы оценки раз- вития и поддержки преподавателей;развитие науки и инноваций с целью продвижения экономики знаний: улуч- шение инфраструктуры научных исследований, оказание технической и адми- нистративной поддержки; активное взаимодействие с местными, региональны- ми и международными партнерами с целью улучшения исследований и поддерж- ки бизнес-инноваций; расширение финансирования и продвижение консультационных услуг;повышение качества академических программ: адаптация образовательных программ в соответствии с современными специфическими требованиями от- раслей и требованиями рынка; внедрение оценки, соответствующей концепции обучения, основанного на результатах; расширение аудита и контроля академи- ческих программ; осуществление мероприятий по получению международных аккредитаций и признаний программ;благоприятствование успехам студентов, развитие системы кураторства и наставничества студентов; улучшение системы регистрации и планирования; разработка системы постоянного мониторинга и анализа успеваемости; интегри- рование знаний с развитием ценностей, профессиональной этики, качествами лидера и гражданина, чтобы помочь студентам сделать весомый вклад в общество;усиление охвата и вовлеченности: расширение просветительских меропри- ятий среди сотрудников и студентов; развитие отношений с выпускниками и во- влечение их в жизнь университета; обеспечение доступа к знаниям и компетен- циям университета;улучшение инфраструктуры: внедрение новейших информационных тех- нологий в учебный, научный и административный процесс; создание доступных,74Айдрус И.А., Асмятуллин Р.Р. Особенности развития системы высшего образования Королевства...функциональных объектов для поддержки качественного обучения и работы; развитие концепции зеленых кампусов; внедрение полномасштабного плана по управлению рисками; расширение ресурсов и услуг университетских библиотек; разработка стратегий по управлению затратами, сбалансирование существующих ресурсов и выявление новых возможностей для генерации доходов;модернизация управленческих процессов: улучшение корпоративного управ- ления и прозрачности деятельности; пересмотр политики, распорядка, правил и процессов университета; улучшение процессов развития административного пер- сонала для усиления лидерских качеств и профессиональных навыков.Бахрейн как образовательный центрРазвитие сектора высшего образования в Бахрейне тесно связано с междуна- родной деятельностью вузов, в связи с этим особое место занимает вопрос сту- денческой мобильности. Исследования подчеркивают, что стимулирование об- разовательной миграции пополняет численность трудоспособного населения, позволяет привлечь квалифицированных специалистов и стимулирует развитие образовательной системы [8].Количество студентов, направляемых за рубеж, растет, и на 2014 г. составило 4,6 тыс. человек (около 12% бахрейнских студентов).Участие Бахрейна в международной мобильности студентов показано в табл. 3.Участие Бахрейна в международной мобильности студентов, 2014 г.Таблица 3Студенты, обучающиеся за границейОсновные принимающие страныИностранные студенты в странеОсновные направляющие страны4 647Великобритания (27%)Иордания (14%)ОАЭ (13%)КСА (12%)США (10%)5 036КСА (30%)Кувейт (19%)Пакистан (9%)Иордания (8%)Египет (5%)Источник: составлено по [20].Основными странами, куда едут бахрейнцы для получения образования, яв- ляются соседние арабские страны (Иордания, ОАЭ, Саудовская Аравия) и лиде- ры мирового образовательного рынка (Великобритания и США). Эти пять стран принимают три четверти студентов из Бахрейна. Стоит отметить диверсификацию географии мобильности в течение последнего десятилетия, что сказалось на сни- жении доли Великобритании и США: в 2000 г. в Великобритании обучалось 35% студентов из Бахрейна, в США - 37%. Хотя доля Великобритании и снизилась, но в абсолютном выражении число студентов практически утроилось. Существен- но увеличился поток студентов в Иорданию (с 7 человек в 2000 г. до почти 700 сту- дентов в 2014 г.), Малайзию (до 311 человек в 2014 г.), Саудовскую Аравию (с 110 до 541 студента), также в Индию, Австралию, Катар и ОАЭ.Число иностранных студентов в Бахрейне растет и на 2014 г. составило 5 036 человек, из которых 46% обучается в Бахрейнском университете. Среди стран,75Вестник РУДН, серия Экономика, 2016, № 3направляющих на обучение студентов в Бахрейн, преимущественно арабские страны: на соседние Саудовскую Аравию и Кувейт приходится половина всех иностранных студентов в стране. Среди неарабских стран - Пакистан, Индия, Канада, США, Филиппины.Последние годы из-за беспокойств по поводу качества образования в частных вузах было отмечено снижение потока студентов, в частности из Саудовской Ара- вии и Кувейта. В ближайшей перспективе - восстановить позиции на образова- тельном рынке залива.Стать региональным центром качественного высшего образования является одной из шести приоритетных целей Бахрейна. Чтобы выделиться среди конку- рентов, Бахрейн позиционируется как дружелюбная страна, ориентированная на качественное образование. Действительным преимуществом Бахрейна для при- влечения иностранных студентов является современный уровень и стиль жизни, характеризующийся легкостью интеграции в космополитическое общество [3]. Такой либеральный стиль жизни более привлекателен для иностранных студен- тов, если сравнить с другими странами Персидского залива.Привлекательным для иностранных студентов является возможность полу- чения высшего образования как на арабском, так и на английском языке.Средняя стоимость обучения для иностранных студентов в Бахрейне ниже, чем во многих других странах, около 2,5 тыс. бахр. динаров ( 6,6 долл. США) за семестр [21].В рейтинге 2015 г. по стоимости проживания Бахрейн находится на 56-м месте [15]. Самой дорогой страной для проживания в ССАГПЗ является Кувейт (9-е место), далее следуют Катар (27-е) и ОАЭ (36-е). Наиболее дешевыми для про- живания являются Оман (63-е) и Саудовская Аравия (76-е).Возвращению доверия к качеству образования в стране будет способствовать международная аккредитация, прежде всего в американских, английских, канад- ских организациях. Например, многие программы бакалавриата по инженерным направлениям в Бахрейнском университете аккредитованы Советом по аккреди- тации в области техники и технологий (Accreditation Board for Engineering and Technology, АВЕТ), одной из наиболее авторитетных организаций в США. Бака- лавриат по юриспруденции аккредитован Американской ассоциацией юристов (The American Bar Association, ABA).На национальном уровне с 2013 г. Совет по высшему образованию Бахрейна сотрудничает с Британским советом по аккредитации (British Accreditation Council, BAC), с которым совместно разрабатывалась новая система аккредитации в Бах- рейне [13].Бахрейнские вузы развивают программы совместных дипломов с зарубежны- ми вузами, прежде всего в сфере бизнес образования и информационных техно- логий. Так, Арабский университет Персидского залива реализует программу MBA в менеджменте совместно с французским вузом Ecole Supérieure des Sciences Economiques et Commerciales. Университет Ахлия является единственным част- ным вузом Бахрейна, который предлагает возможность получения Ph.D. - про- грамма реализуется совместно с британским Университетом Брунеля.76Айдрус И.А., Асмятуллин Р.Р. Особенности развития системы высшего образования Королевства...Бахрейнский институт банкинга и финансов в партнерстве с лидирующими вузами Великобритании (Бангорским университетом и Лондонским универси- тетом) предлагает валидированные программы бакалавриата по экономике, фи- нансам, исламским финансам, бухгалтерскому учету. Совместно с американским Университетом Де Поля реализуются магистерские программы по финансам и программа MBA.В 2007 году правительство Бахрейна объявило о планах создать в стране город высшего образования (Higher Education City) совместно с топовым американским вузом. Проект предполагал создание лабораторий, открытие филиалов зарубеж- ных вузов, международного исследовательского центра и обеспечение города полноценной инфраструктурой и необходимым оснащением. Планировалось фокусироваться на трех направлениях образовательных программ: инженерные специальности, бизнес и научные дисциплины [17. С. 179]. Однако данный про- ект остался нереализованным.Ряд западных университетов (французских, немецких, канадских) высказы- вались за открытие кампуса в Бахрейне, но по тем или иным причинам эти ини- циативы были отложены.В среднесрочной перспективе Бахрейн видит развитие высшего образования благодаря таргетированному привлечению зарубежных партнеров, включая вне- дрение льгот для частных зарубежных вузов и специальных норм их регистрации.* * *На современном этапе в развитии системы высшего образования Бахрейн, как и некоторые другие аравийские страны, ориентируется на формирование част- ного сектора. Увеличение количества высших учебных заведений в Бахрейне, в особенности частных, с одной стороны, расширило предложение образователь- ных программ и решило проблему доступности высшего образования, с другой - породило новую проблему - проблему качества образования. Главной целью в ближайшей перспективе в стране стоит повышение качества образования, ква- лификации и навыков преподавательского состава и совершенствование системы менеджмента в вузах.Бахрейн обладает рядом конкурентных преимуществ, превращение его в ре- гиональный образовательный центр является другим стратегическим приорите- том. Основными направлениями в данной сфере является повышение качества образования для привлечения иностранных студентов и стимулирование откры- тия зарубежных вузов на своей территории. В экспорте образовательных услуг Бахрейн ориентируется на опыт США и Великобритании.ПРИМЕЧАНИЕ(1) ССАГПЗ, Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива - междуна- родная организация, созданная в 1981 г. с целью всестороннего сотрудничества и инте- грации стран-членов, объединяет шесть государств: Бахрейн, Катар, Кувейт, ОАЭ, Оман и Саудовскую Аравию. Социально-экономическое процветание Бахрейна тесно связано с развитием страны в рамках ССАГПЗ.×
Об авторах
Ирина Зейн Айдрус
Российский университет дружбы народовул. Миклухо-Маклая, д. 6, Москва, Россия, 117198
Равиль Рамилевич Асмятуллин
Российский университет дружбы народовул. Миклухо-Маклая, д. 6, Москва, Россия, 117198
Список литературы
- Абдул Гани Али Салех. Становление и развитие системы образования на Бахрейне (1919-2002 гг.): дисс. ... канд. ист. наук. М., 2005. 226 с.
- Айдрус И.А., Горшкова Л.Ю. Особенности развития мирового рынка образовательных услуг на современном этапе: монография. М.: РУДН, 2015. 320 с.
- Айдрус И.А., Кокуйцева Т.В. Королевство Бахрейн: маленькая страна, большие возможности. М.: Международная Пресса, 2012. 229 с.
- Всемирный Банк. URL: http://data.worldbank.org
- Горшкова Л.Ю. Развитие системы образования в Королевстве Бахрейн и ее влияние на общее экономическое развитие страны // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Экономика. 2012. № 1. С. 91-97.
- Исаев В.А., Филоник А.О. Королевство Бахрейн. Опыт развития в условиях изменения ресурсной ориентации. Институт востоковедения РАН, Институт Ближнего Востока М., 2006. 291 c.
- Национальная стратегия развития высшего образования в Бахрейне. URL: http://www. moedu.gov.bh/hec/UploadFiles/HEC%2010%20year%20Strategy%20Final-18-10-2014.pdf (дата обращения 15.06.2016).
- Рязанцев С.В., Письменная Е.Е. Влияние образовательной миграции на экономическое развитие Российской Федерации // Ректор вуза. 2015. № 5. С. 38-43.
- Совет по высшему образованию Бахрейна. URL: http://www.moedu.gov.bh/hec/Default.aspx
- Шкваря Л.В. Преобразования в арабских странах ССАГПЗ и некоторые результаты в XXI веке // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2015.№ 7.
- Al-Misnad, Sheikha Abdulla. The development of modern education in Bahrain, Kuwait and Qatar with special reference to the education of women and their position in modern Gulf society. Durham theses, Durham University. 1984. 554 p.
- Annual Report 2015. National Authority for Qualifications & Quality Assurance of Education & Training. Kingdom of Bahrain.
- BAC completes training with Bahrain’s Higher Education Council. URL: http://www.the-bac.org/bac-offers-training-to-bahrains-hec/ (дата обращения 02.07.2016).
- Bahrain’s National Authority of Qualifications and Quality Assurance for Education and Training.URL: http://www.qqa.edu.bh
- Cost of Living Index for Country 2015. URL: http://www.numbeo.com/cost-of-living/rankings_ by_country.jsp?title=2015 (дата обращения 10.06.2016).
- Human Development Report. URL: http://hdr.undp.org/en/composite/trends
- Jane Knight. International Education Hubs: Student, Talent, Knowledge-Innovation Models.Springer, 2014. 250 p.
- The Global Competitiveness Report. URL: http://reports.weforum.org/
- Oriah Akir, Tang Howe Eng, Senian Malie. Teaching and learning enhancement through outcome- based education structure and technology e-learning support // Procedia - Social and Behavioral Sciences. 2012. No 62. Pp. 87-92.
- UNESCO Institute for Statistics.
- Universities in Bahrain and study in Bahrain - International Student Country Guide. URL: http://www.studyoverseas.com/studying-abroad/study-in-middle-east/study-in-bahrain/ (дата обращения 30.06.2016).
- University of Bahrain Strategic plan 2015-2018. URL: http://www.uob.edu.bh/uob files/312/ Strategic_Plan_UoB_2015-2018-English-2.pdf (дата обращения 04.07.2016).