Экологическая рефлексия и ее вербализация в российском, англоязычном и французском медиадискурсивном пространстве: сопоставительный аспект

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Рассматривается проблема экологической рефлексии и способы ее языковой реализации в российском и зарубежном медиадискурсивном пространстве в современную эпоху цифровизации и устойчивого развития. Основная цель научного исследования - охарактеризовать ключевые лингвистические способы выражения экологической рефлексии на ее индивидуальном и коллективном уровнях восприятия информации сознанием человека в российском, англоязычном и французском медиадискурсах. Исследование содержит сопоставительный подход к анализу языковых единиц, выражающих экологическую рефлексию в медиадискурсивном пространстве трех различных языковых доминионов. Данный метод позволяет определить актуальность исследования, выражающуюся, прежде всего, в постоянном увеличении объема медиаматериала, посвященного экологическим проблемам XXI столетия. Результаты исследования дают возможность оценить различную степень эмоциональной и интеллектуальной выраженности экологической рефлексии на языковом уровне ее восприятия (эволюционной, опосредованной и радикальной) в медиадискурсивном пространстве российских, англоязычных и французских СМИ. Кроме того, по результатам анализа практического материала исследования выделен общий принцип репрезентации экологической рефлексии в трех различных языковых медиадискурсивных пространствах России, Франции и стран англоязычного международного альянса. Вопреки практически противоположному лингвистическому подходу к языковой имплементации экологической рефлексии в российских, англоязычных и французских СМИ, существует единая задача, объединяющая все три международных медиадискурсивных пространства, которая заключается в выживании современной планеты и ее дальнейшем устойчивом развитии. Таким образом, на данном этапе реализации цели по устойчивому развитию Земли в третьем тысячелетии выбор языковых средств на индивидуальном и коллективном уровнях рефлексивного восприятия разнообразных экологических идей становится конвергентным для всех трех медиадискурсивных пространств России, Франции и всего англоязычного мира.

Об авторах

Алла Викторовна Гуслякова

Российский университет дружбы народов; Московский педагогический государственный университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: aguslyakova@bk.ru
кандидат филологических наук, доцент, кафедра иностранных языков, Институт экологии, Российский университет дружбы народов; доцент, кафедра контрастивной лингвистики, Институт иностранных языков, Московский педагогический государственный университет Российская Федерация, 117198, Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 6; Российская Федерация, 119435, Москва, ул. Малая Пироговская, д. 1, cтр. 1

Нина Ивановна Гуслякова

Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет

Email: guslyakovani@cspu.ru
доктор психологических наук, профессор, кафедра технологии и психолого-педагогических дисциплин, естественно-технологический факультет Российская Федерация, 454080, Челябинск, пр-т Ленина, д. 69

Наиля Гарифовна Валеева

Российский университет дружбы народов

Email: valeeva-ng@rudn.ru
кандидат педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой иностранных языков, Институт экологии Российская Федерация, 117198, Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 6

Список литературы

  1. Scolari CA. Media Ecology: Exploring the Metaphor to Expand the Theory. Communication Theory. 2012;(22):204-225.
  2. Postman N. The reformed English curriculum. In: Eurich AC. (ed.) High school 1980: The shape of the future in American secondary education. Pitman Publishing Corporation; 1970.
  3. Postman N. Five things we need to know about technological change. Talk delivered in Denver; 1998. Available from: https://web.cs.ucdavis.edu/~rogaway/classes/188/ materials/postman.pdf. Accessed: July 30, 2022.
  4. James W. The principles of psychology (Vol. 1). New York: Dover; 1981/1890. Available from: http://www.public-library.uk/ebooks/50/61.pdf (аccessed: 12.07.2022).
  5. Farthing GW. The Psychology of Consciousness. Englewood Cliffs, NJ: Prentice Hall; 1992.
  6. Novacikova D. Environmental issues and reflection of their perception in internet media. Communications. 2017; 1:30-34.
  7. Buttel FH. Reflections on the potentials of ecological modernization as a social theory. Natures Sciences Sociétés. 2000;8(1):5-12. Available from: https://www.nss-journal.org/articles/nss/pdf/2000/01/nss20000801p5.pdf (аccessed: 12.07.2022).
  8. Oborsky V. We are engaged in environmental education wherever the company is represented. Vedomosti. Ecology. 2022;5(7) (In Russ.). Available from: https://cdn5.vedomosti.ru/application/2022/5m/rclby/original-zg1.pdf (аccessed: 12.07.2022).
  9. Spirkin A. Consciousness of the World and the World of Consciousness. In Dialectical Materialism. Progress Publishers; 1983. Available from: https://www.marxists.org/ reference/archive/spirkin/works/dialectical-materialism/ch03-s03.html (аccessed: 12.07.2022).
  10. Vygotsky LS. Collected works: in 6 volumes. Volume 2. Problems of General Psychology; 1982. (In Russ.).
  11. Vygotsky LS. Selected psychological studies. Moscow: Publishing House of the Academy of Pedagogical Sciences of the RSFSR; 1956, p. 267-269. (In Russ.).
  12. Khlebda V. Six considerations on the issue of linguistic self-awareness. In: Russian Studies: The Linguistic Paradigm of the Late 20th Century: collection of articles in honor of Professor S.G. Ilyenko. St. Petersburg: Publishing House of St. Petersburg State University; 1998. p. 62-67. (In Russ.).
  13. Vepreva IT. Language reflection in the post-Soviet era. Yekaterinburg: Urals University Press Publ. 2002. p. 63. (In Russ.).
  14. Krysin LP. Sociolinguistic aspects of the study of the modern Russian language. Moscow; 1989. p. 26. (In Russ.).
  15. Overall motivation [Internet]. Available from: https://www.overallmotivation.com/ quotes/jackie-kennedy-quotes/ (аccessed: 29.07.2022).
  16. Editorial: There’s little time left to save Earth from climate catastrophe. What U.S. politicians can do now. Los Angeles Times. April 8, 2022. Available from: https://www.latimes.com/opinion/story/2022-04-08/us-climate-action-end-fossil-fuels (аccessed: 14.07.2022).
  17. Man and nature: indestructible relationship, constant interaction. Komsomolskaya Pravda. Available from: https://www.kp.ru/guide/chelovek-i-priroda.html (аccessed: 12.07.2022). (In Russ.).

© Гуслякова А.В., Гуслякова Н.И., Валеева Н.Г., 2022

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах