Общественные обсуждения при оценке воздействия на окружающую среду в России - изменения в законодательстве и практика проведения 2021-2022

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Статья посвящена вопросам изменения законодательства Российской Федерации по оценке воздействия на окружающую среду в части информирования общественности о новых проектах. Значительные перемены, произошедшие в практиках и требованиях законодательства, в том числе и в связи с пандемией COVID-19, обусловили изменения в способе информирования общественности - появилась возможность проводить общественные обсуждения и информирование общественности удаленно. При незначительном уровне заинтересованности широкой общественности в результатах оценки воздействия удаленный формат проведения общественных обсуждений не внес кардинальных изменений. Основные изменения 2021-2022 гг., произошедшие в части общественных обсуждений, представлены в Приказе Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 1 декабря 2020 г. № 999 «Об утверждении требований к материалам оценки воздействия на окружающую среду», а допустимость применения дистанционного формата проведения общественных обсуждений приведена в Постановлении Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2020 г. № 440 «О продлении действия разрешений и иных особенностях в отношении разрешительной деятельности в 2020-2022 годах».

Полный текст

Информирование общественности о новых реализуемых проектах осуществляется практически во всех странах мира, в том числе в странах ближнего зарубежья, например в Беларуси [1]. В России также выполняются требования по информированию общественности [2; 3], уже наработаны особенности проведения общественных обсуждений для различных отраслей, например нефтегазовой [4], энергетической отрасли [5], в охотничьем хозяйстве [6]. Обеспечение доступа к информации о влиянии новых предприятий на различные компоненты окружающей среды исследовалось многими российскими учеными [7-9], в том числе в части совершенствования процедуры общественных обсуждений [10; 11], время и способы информирования общественности не сводятся только к проведению общественных обсуждений [12]. Рассмотрим сложившуюся практику проведения общественных обсуждений, а также изменения, произошедшие в связи с масштабным пересмотром и отменой многих нормативных правовых актов, иными словами, «регуляторной гильотиной». Целью реализации «регуляторной гильотины» является тотальный пересмотр обязательных требований, в соответствии с которым нормативные акты и содержащиеся в них обязательные требования должны быть пересмотрены с широким участием предпринимательского и экспертного сообществ. Основная задача «гильотины» - создать в сферах регулирования новую систему понятных и четких требований к хозяйствующим субъектам, снять избыточную административную нагрузку на субъекты предпринимательской деятельности, снизить риски причинения вреда (ущерба) охраняемым ценностям. В 2020 г. Постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2020 г. № 2467 «Об утверждении перечня нормативных правовых актов и групп нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов, отдельных положений нормативных правовых актов и групп нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, правовых актов, отдельных положений правовых актов, групп правовых актов исполнительных и распорядительных органов государственной власти РСФСР и Союза ССР, решений Государственной комиссии по радиочастотам, содержащих обязательные требования, в отношении которых не применяются положения ч. 1, 2 и 3 ст. 15 Федерального закона «Об обязательных требованиях в Российской Федерации», был установлен перечень нормативных актов, которые утрачивают свою силу в 2021 году. Таким образом, действовавший приказ Госкомэкологии России от 16.05.2000 г. № 372 «Об утверждении Положения об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации» (далее по тексту - Положение об ОВОС № 372), регламентирующего процедуру ОВОС и общественных обсуждений, в рамках «регуляторной гильотины» был признан утратившим силу. Взамен вышеуказанного нормативного акта Минприроды России выпустило новый подзаконный акт, заменяющий старые требования: Приказ Минприроды России от 01.12.2020 № 999 «Об утверждении требований к материалам оценки воздействия на окружающую среду» (далее по тексту - Требования к ОВОС). Зарегистрировано в Минюсте 20 апреля 2021 г. Регистрационный № 63186. Текст приказа опубликован на «Официальном интернет-портале правовой информации» (URL: www.pravo.gov.ru) 21 апреля 2021 г. № 0001202104210002. Данный нормативный акт вступил в силу с 1 сентября 2021 г. Срок действия установлен до 2027 г. Итак, какие же основные отличительные черты «старых» и «новых» требований? В частности, Требования к ОВОС детально определяют процедуру уведомления об общественных обсуждениях. Сведения об уведомлении о проведении общественного обсуждения технического задания на проведение оценки воздействия на окружающую среду и/или уведомлении о проведении общественных обсуждений предварительных материалов оценки воздействия на окружающую среду размещаются на официальных сайтах органов государственной власти, органов местного самоуправления, заказчика (исполнителя). В новом документе (Требования к ОВОС) четких определений понятиям «общественных обсуждений» и «общественных слушаний» не установлено. Однако можно точно сказать, что общественные обсуждения (ОО) - остались неотъемлемой частью комплекса мероприятий, направленных на информирование граждан и юридических лиц о планируемой (намечаемой) хозяйственной и иной деятельности и ее возможном воздействии на окружающую среду, с целью обеспечения участия всех заинтересованных лиц (в том числе граждан, общественных организаций (объединений), представителей органов государственной власти, органов местного самоуправления), выявления общественных предпочтений и их учета в процессе проведения оценки воздействия на окружающую среду. Исходя из новых Требований к ОВОС общественные обсуждения также включают в себя информирование и сбор замечаний и предложений от заинтересованной общественности. Требованиями к ОВОС установлены следующие формы информирования: простое информирование, опрос, общественные слушания и иные формы, проводимые в рамках общественных обсуждений. Как показывает практика, наиболее распространенным и открытым способом информирования являются общественные слушания, которые представляют собой встречу с общественностью представителей заказчика/исполнителя и разработчиков с обязательным участием представителей соответствующего органа(ов) местного самоуправления. Во время общественных слушаний общественности представляются доклады о планируемой деятельности. Все вопросы, замечания и предложения общественности и участников, высказанные в ходе общественных слушаний, фиксируются в протоколе слушаний. Протокол подписывается представителями соответствующего органа местного самоуправления, заказчика/разработчика/исполнителя, общественности. Однако в связи с ограничительными мерами, связанными, например, с коронавирусной инфекцией COVID-19, не всегда существует возможность проведения массовых мероприятий в очном формате. В таком случае допускается проведение общественных слушаний с использованием средств дистанционного взаимодействия. Основным документом, регламентирующим проведение общественных обсуждений в удаленном формате, является постановление Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2020 г. № 440 «О продлении действия разрешений и иных особенностях в отношении разрешительной деятельности в 2020-2022 годах» Как и прежде, результатом проведения общественных обсуждений является протокол общественных обсуждений или протокол общественных слушаний (опроса), журналы регистрации (учета) замечаний и предложений (мнения) общественности (опросные листы и пр.), документально оформленный порядок проведения общественных обсуждений (слушаний), копии уведомлений о проведении общественных обсуждений. Указанная документация входит в состав материалов ОВОС. Документами, выносящимся на общественные обсуждения, являются проект Технического задания (далее - ТЗ) (в случае принятия заказчиком решения о подготовке проекта ТЗ) на проведение оценки воздействия на окружающую среду (далее - ОВОС), предварительные материалы ОВОС или материалы по объекту государственной экологической экспертизы (далее -ГЭЭ), включая предварительные материалы ОВОС, и другие материалы, являющиеся объектом ГЭЭ. Требования к составу и содержанию материалов ОВОС, в зависимости от особенностей планируемой деятельности, также установлены в п. 7.13 Требований к ОВОС. Следует отметить, что, несмотря на в целом значительные изменения, принципы информирования общественности остались прежними, однако неясно - останется ли возможность проводить общественные обсуждения в дистанционном формате после 31 декабря 2022 г. Возможность дистанционного проведения общественных обсуждений не влияет на активность участия заинтересованной общественности, но снижает расходы организаций.
×

Об авторах

Татьяна Николаевна Ледащева

Российский университет дружбы народов

Автор, ответственный за переписку.
Email: ledashcheva-tn@rudn.ru
ORCID iD: 0000-0002-6935-4347

кандидат физико-математических наук, доцент, департамент экологической безопасности и менеджмента качества продукции, Институт экологии

Российская Федерация, 117198, Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 6

Татьяна Юрьевна Кухтина

Экологическая консалтинговая компания ООО «ФРЭКОМ»

Email: t.kukhtina@frecom.ru
заместитель начальника отдела по связям с общественностью, маркетингу и юридическому сопровождению ООО «ФРЭКОМ» 119435, Москва, улица Малая Пироговская, д. 18, стр. 1, офис 407

Владимир Евгеньевич Пинаев

Российский университет дружбы народов

Email: pinaev-ve@rudn.ru
ORCID iD: 0000-0001-8943-5462

кандидат экономических наук, доцент, департамент эко-логической безопасности и менеджмента качества продукции, Институт экологии

Российская Федерация, 117198, Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 6

Список литературы

  1. Мороз О.В. Правовое регулирование общественных обсуждений в области охраны окружающей среды // Вестник Полоцкого государственного университета. Серия D. Экономические и юридические науки. 2019. № 6. С. 155–159.
  2. Костылева Н.В., Опутина И.П., Сорокина Т.В. Сходство и различие процедуры общественных обсуждений негативного воздействия на окружающую среду в природоохранной и градостроительной документации // Экологическая безопасность в условиях антропогенной трансформации природной среды: сборник материалов Всероссийской школы-семинара, посвященной памяти Н.Ф. Реймерса и Ф.Р. Штильмарка. Пермь, 2021. С. 245–248
  3. Лизгаро В.Е. Некоторые тенденции развития законодательства, обеспечивающего участие общественности в решении вопросов, связанных с окружающей средой // Конституционные права и свободы: проблемы интерпретации и реализации в национальных правовых системах: сборник статей международной научно-практической конференции: в 3 т. / отв. ред. И.В. Вегера. Новополоцк, 2016.С. 142–148.
  4. Кухтина Т.Ю., Ледащева Т.Н., Пинаев В.Е. Современная практика проведения общественных обсуждений: монография. М.: Мир науки, 2020. Сетевое издание. URL: https://izd-mn.com/PDF/46MNNPM20.pdf (дата обращения: 10.04.2022).
  5. Горепёкин С.А. Проведение общественных слушаний. Практика АО «КОНЦЕРН РОСЭНЕРГОАТОМ» // Актуальная биотехнология. 2017. № 3 (22). С. 40–45.
  6. Кузнецова С.Н. Проблемы проведения общественных обсуждений проекта лимитов и квот изъятия охотничьих животных // Гуманитарные аспекты охоты и охотничьего хозяйства: сборник материалов IV Международной научно-практической конференции / редкол. А.В. Винобер и др. 2016. С. 53–58.
  7. Мишулина С.И. Механизмы согласования интересов природопользователей в ходе реализации инвестиционных проектов в регионах туристской специализации // Туризм: право и экономика. 2017. № 1. С. 12–16.
  8. Опутина И.П., Костылева Н.В., Лукин А.Ю. К вопросу об участии населения в оценке прогноза техногенной трансформации природной среды в ходе процедуры ОВОС // Экологическая безопасность в условиях антропогенной трансформации природной среды: сборник материалов всероссийской школы-семинара, посвященной памяти Н. Ф. Реймерса и Ф. Р. Штильмарка. Пермь, 2021. С. 281–284.
  9. Мнацеканов Р.А., Сергеева М.И. Участие общественности в создании ООПТ в новых условиях // Устойчивое развитие особо охраняемых природных территорий: сборник статей V Всероссийской научно-практической конференции. Сочи, 2018. С. 211–216.
  10. Петров А.А., Деменишин А.В. Роль общественности в реализации процедуры общественных слушаний при оценке воздействия на окружающую среду планируемой хозяйственной деятельности // The Newman in Foreign Policy. 2018. № 41 (85). С. 49–52.
  11. Пинаев В.Е., Кухтина Т.Ю. Современная практика проведения общественных обсуждений в России // Интернет-журнал «Отходы и ресурсы», 2020 № 4. URL: https://resources.today/PDF/09ECOR420.pdf (дата обращения: 10.04.2022). https://doi.org/10.15862/09ECOR420
  12. Гайнутдинова Г.Х., Мингазова Н.М. Различия в процедурах общественных обсуждений и публичных слушаний // Экологический консалтинг. 2012. № 2 (46). С. 15–21.

© Ледащева Т.Н., Кухтина Т.Ю., Пинаев В.Е., 2022

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах