МАССОВЫЕ ОТКРЫТЫЕ ОНЛАЙН-КУРСЫ В ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье рассматриваются возможности и перспективы внедрения массовых открытых онлайн-курсов в обучении английскому языку для профессиональной коммуникации. Рассмотрены достоинства массовых открытых онлайн-курсов в обучении иностранному языку, изучаются особенности коннективистского педагогического подхода и оцениваются возможности перехода к новым образовательным парадигмам в рамках обучения английскому языку для профессиональной коммуникации. Проведен многомесячный педагогический эксперимент с промежуточной и финальной оценкой результатов, показавший в целом положительный эффект внедрения массовых открытых онлайн-курсов в обучении английскому языку. В статье приведены результаты опроса студентов о различных аспектах внедрения массовых открытых онлайн-курсов, составлен перечень видов учебной деятельности, рекомендованных к проведению на их основе. Помимо положительных аспектов внедрения массовых открытых онлайн-курсов, были также отмечены неоднозначные моменты, с которыми столкнулись авторы в ходе педагогического эксперимента. Согласно результатам опроса студентов, не все языковые навыки развиваются гармонично и равномерно. Были выявлены основные аспекты, вызвавшие затруднения у студентов, и намечены пути преодоления проблем. Помимо собственно языкового, формального наполнения, массовые онлайн-курсы также интересны с содержательной точки зрения, но дальнейшая разработка этой проблемы невозможна без привлечения экспертов соответствующих кафедр.

Полный текст

Массовые открытые онлайн-курсы (МООК) возникли как ответ на педагоги- ческие вызовы современности. Развитие новых технологий обусловливает не- обходимость появления новых форматов обучения. Такие факторы, как широкое распространение социальных сетей, современные мобильные технологии, высо- кая пропускная способность широкополосного Интернета и, наконец, глобали-99Вестник РУДН, серия Экология и безопасность жизнедеятельности, 2016, № 3зация общества привели к возникновению новых форматов преподавания [9]. Начавшись как образовательная инициатива отдельных учебных заведений, от- крывающих неограниченный доступ к своим курсам, МООК быстро завоевали популярность и к 2012 г. получили столь широкое распространение, что газета New York Times объявила его годом МООК [5].Что же делает МООК столь привлекательными для широкой публики? Первый важный фактор - бесплатность и доступность качественного образования. По- давляющее большинство МООК создается ведущими мировыми экспертами, что гарантирует не только высокое качество контента, но и отличную организацию и презентацию курсов. Второй важной особенностью является смещение фокуса образовательного процесса от преподавателя к студенту. Студенты самостоятель- но принимают решение о необходимости и достаточности прохождения курса, а также определяют объем своего взаимодействия с остальными участниками груп- пы [10]. Участники МООК более не довольствуются ролью пассивных слушателей, в рамках учебной группы они формируют пространство для взаимодействия, об- суждают те аспекты, которые считают действительно важными и интересными, а также оценивают своих коллег и получают отклики на свои работы [2]. Препо- давателю в такой ситуации отводится роль модератора, который предоставляет материал и технические возможности для взаимодействия и обсуждения.Существует несколько разновидностей МООК - так называемые си-МООК и икс-MOOК. Икс-МООК дублируют традиционную модель обучения и состоят из презентаций, опросов и тестов. Часто слабой стороной икс-МООК называют то, что они не создают новое знание, а лишь многократно повторяют старое и не выходят за рамки привычной образовательной парадигмы.В си-MOOК основное внимание уделяется взаимодействию с другими участ- никами группы. Главной целью си-MOOК является создание сообщества студен- тов, которые обсуждают свои результаты, совместно приходят к пониманию про- блем и, таким образом, создают новые идеи. Участие в таких группах подразуме- вает два вида деятельности - самообучение и взаимодействие. К самообучению относится ознакомление с материалами курса - чтение и прослушивание пре- зентаций. Участники курса проходят этот пусть самостоятельно. Взаимодействие с другими участниками группы проходит в рамках представления собственных идей и обсуждения идей коллег.Основной задачей МООК является ознакомление слушателей с новейшими разработками в той или иной предметной области. Как правило, такие курсы создаются и представляются на английском языке, языке общения международ- ного научного сообщества. Так как для большой части слушателей английский язык не является родным, создатели МООК стараются облегчить понимание - добавляют субтитры и транскрипты презентаций, предоставляют возможность проигрывать видеофайлы с нормальной или замедленной скоростью, делают пре- зентации короткими и емкими, дополняют каждую лекцию материалами для чте- ния, вопросами для обсуждения, тестами и опросами, возвращающими студентов к той части материала, которую они недостаточно хорошо поняли. С формальной точки зрения любой МООК - это логически выстроенный образовательный про-100Валеева Н.Г., Руднева М.А. Массовые открытые онлайн-курсы в обучении студентов...дукт с четким алгоритмом прохождения материала, еженедельными заданиями и встроенными системами контроля. Высокое качество материала, понятность и простота образовательной модели, а также широчайшее разнообразие МООК для любых специальностей, по нашему мнению, неизбежно должны обратить на себя внимание преподавателей английского языка для профессиональной коммуни- кации. В условиях снижения количества аудиторных часов и неуклонного роста требований к языковым компетенциям студентов обращение к МООК может стать отличным дополнением очным занятиям. Особенно это верно для обучения студентов экологического профиля. Количество специализированных учебников английского языка для студентов данной мало. А по количеству МООК экологи- ческие дисциплины лидируют, что предоставляет преподавателю большие воз- можности для адаптации и внедрения аутентичного материала в практический курс английского языка. В феврале-апреле 2016 г. 20 студентов второго курса бакалавриата экологического факультета РУДН приняли участие в педагогиче- ском эксперименте по внедрению МООК в курс обучения английскому языку. Было отобрано четыре курса, занимавших от трех до шести недель и проходивших в указанные сроки на платформе FutureLearn. Ниже приведена таблица с кратким описанием курсов.Примеры массовых открытых онлайн-курсов (МООК)Таблица 1НазваниеПродолжительностьУниверситет-провайдерEnvironmental Management: Social-Ecological Systems3 недели3 часа в неделюUniversity of LeedsIntroduction to Ecosystems6 недель3 часа в неделюThe Open UniversityElements of Renewable Energy4 недели3 часа в неделюThe Open UniversityMake an Impact: Sustainability for Professionals6 недель3 часа в неделюUniversity of BathБыли приняты следующие правила:студенты делились на мини-группы. Каждая мини-группа могла выбрать курс, максимально отвечающий интересам группы;каждая мини-группа готовила групповую презентацию для своих сокурс- ников;по результатам прохождения курса каждый участник подготовил небольшой реферат, в котором изложил свое видение курса и высказал свое мнение о со- держании обучения;всем студентам было предложено пройти анонимный опрос, целью кото- рого было выяснить, какие аспекты МООК понравились больше всего, а какие вызвали сложности.По результатам опроса 80% студентов прошли курс полностью. Такой высокий процент прохождения нетипичен для МООК, как правило, лишь 10% записав- шихся на курс успешно его завершают [8]. Безусловно, такой результат обуслов- лен смешанной моделью обучения - групповые презентации и реферат по за-101Вестник РУДН, серия Экология и безопасность жизнедеятельности, 2016, № 3вершении курса обеспечивают промежуточный и итоговый контроль. Оценива- ние работы студентов заставляет их уделять больше внимания прохождению курса. Считается, что внешний контроль наносит ущерб внутренней мотивации, являющейся залогом успеха педагогической модели МООК [3]. Однако интегри- рование дистанционных курсов в обучение иностранному языку не имеет смыс- ла без контроля и оценки результатов.С содержательной точки зрения 90% студентов оценили курсы положительно. При этом 40% опрошенных признали курс полезным и содержащим много новой интересной информации. В то же время 50% студентов сообщили, что многое из содержания курса было им уже знакомо и курс был для них лишь отчасти позна- вательным. А вот 10% студентов остались недовольны содержанием курсов и соч- ли их неинтересными.Мы также попросили студентов указать, какие сложности они испытывали при прохождении курса. В результате опроса были получены следующие данные: 80% студентов указали на сложности понимания на слух; 30% пожаловались на затруднения, связанные с непривычной формой подачи информации; 20% ис- пытывали технические сложности; у 10% затруднения вызвал междисциплинар- ный характер курсов: в социоэкологическом курсе им было сложно воспринять социологический компонент.Мы также попросили студентов оценить в процентном отношении степень понимания содержания курса в целом. По данным опроса, 40% студентов поня- ли более 70% курса без словаря; 40% - более 50% курса; 10% студентов были вынуждены прибегать к словарю в процессе обучения; 10% сочли МООК слиш- ком сложными с языковой точки зрения.Студенты получали ряд заданий для выполнения индивидуально и в группе, по завершении эксперимента мы попросили их оценить полезность и актуаль- ность заданий, а также ранжировать их по степени привлекательности. Мы полу- чили следующий перечень заданий в порядке убывания:групповые проекты;групповые обсуждения, ответы на вопросы;индивидуальные проекты;групповые презентации;индивидуальные презентации.Групповые проекты и обсуждения были оценены студентами как самый инте- ресный вид активности. Нужно отметить, что студенты часто организуют спон- танные учебные группы без участия преподавателя. Исследования показывают, что не все участники принимают равное участие в работе таких групп [1], однако в целом группа достигает лучших результатов, чем студенты, выполняющие за- дание индивидуально [7]. Такой вид деятельности, с одной стороны, продолжает реализацию концепции коннективизма, свойственную МООК. С другой стороны, модерирование групповых проектов по специальности требует вовлечения не только преподавателя английского языка, но и представителей профильных ка- федр факультета, способных разъяснять непонятные моменты и руководить дис- куссиями в рамках выбранной специальности.102Валеева Н.Г., Руднева М.А. Массовые открытые онлайн-курсы в обучении студентов...Мы также попросили студентов проанализировать, какие языковые навыки пригодились им при прохождении курса. Наименее полезным языковым навы- ком было признано письмо. Никто из студентов не принял участие в дискуссиях. В целом, такая модель коммуникативного поведения характерна для многих он- лайн-контекстов. Многие исследователи отмечают, что поведение участников МООК во многом схоже с поведением участников любых сетевых сообществ [4]: 90% пользователей только читают, 9% пишут редко и 1% пользователей участву- ют практически во всех дискуссиях [6]. Вторым по востребованности языковым навыком было понимание на слух: все студенты отметили, что испытывали за- труднения с восприятием лекций на иностранном языке, 70% признали, что с субтитрами текст был им понятен гораздо лучше, 30% признали, что не могут понимать лекции без субтитров. Самым полезным для прохождения курса навы- ком студенты назвали чтение. Это обстоятельство указывает на два важных аспек- та. Во-первых, затрудненное восприятие лекций на слух вызвано недостаточной сформированностью умений аудирования профессионально ориентированной иноязычной речи на уровнях детального и критического понимания. Во-вторых, МООК не способствуют эффективному развитию этих умений из-за доступности субтитров и транскриптов лекций. При самостоятельной работе все студенты в большей мере полагаются на чтение как на более привычный и комфортный вид деятельности.Внедрение МОООК в практику преподавания курса английского языка для профессиональной коммуникации имеет ряд положительных моментов:богатство и многообразие аутентичного профессионально ориентирован- ного учебного материала;понятная структура и прозрачная система оценки;сочетание аудирования, чтения и письма в рамках одного формата и под- ключение говорения на этапе групповой и индивидуальной работы, способству- ющие комплексному формированию умений данных видов деятельности;повышение мотивации и самостоятельности студентов, расширение про- фессионального кругозора;интеграция в мировое студенческое сообщество как дополнительный сти- мул к изучению иностранных языков.Среди сложностей, требующих преодоления, можно отметить следующие:несоответствие предлагаемых МООК учебному плану студентов;невозможность долгосрочного планирования из-за непредсказуемой до- ступности курсов;невозможность работы с курсами на экспертном уровне без привлечения специалистов профилирующих кафедр.В заключение отметим, что, несмотря на многочисленные вопросы, возника- ющие на пути внедрения МООК в курс обучения иностранному языку специаль- ности, мы видим большой потенциал в таком формате работы и высокий уровень заинтересованности студентов в смешанных форматах обучения на основе со- временных технологий. Особенно перспективным представляется внедрение про- фильных МООК в курс обучения научно-профессиональному общению на ино- странном языке на продвинутой ступени обучения в магистратуре и аспирантуре.
×

Об авторах

Н Г Валеева

Российский университет дружбы народов

ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198

М А Руднева

Российский университет дружбы народов

ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198

Список литературы

  1. Boud D. et al. Peer learning and assessment // Assessment & Evaluation in Higher Education. 1999. № 24 (4). pр. 413-426.
  2. Garrison D.R. et al. Critical inquiry in a text-based environment: Computer conferencing in higher education // The internet and higher education. 1999. № 2 (2). рр. 87-105.
  3. Kolowich S. The professors who make the MOOCs // Chronicle of Higher Education. 2013. URL: http://chronicle.com/article/The-Professors-Behind-theMOOC/137905/#id=overview
  4. Nielsen J. Participation inequality: Encouraging more users to contribute. 2006. URL: http//www.useit.com/alertbox/participation_inequality.html
  5. Pappano L. The Year of the MOOC. New York Times, 2012. URL: http//www.nytimes.com/2012/11/04/education/edlife/massive-open-online-courses-are-multiplying-at-a-rapid-pace.html?pagewanted=all
  6. Robes J. (2012). Massive Open Online Courses: Das Potenzial des offenen und vernetzten Lernens // Handbuch E-Learning. 2012. № 42. URL: http://www.weiterbildungsblog.de/wp-content/uploads/2012/06/massive_open_online_courses_robes.pdf
  7. Tang K.C.C. Spontaneous collaborative learning: A new dimension in student learning experience? Higher Education Research and Development. 1993. № 12 (2). Р. 115-130.
  8. Liyanagunawardena T.R. et al. Dropout: MOOC Participants’ perspective // Proceedings of European MOOC Research Summit. 2014. рр. 95-101.
  9. Waard I. et al. (2014). Challenges for conceptualising EU MOOC for vulnerable learner groups // Proceedings of European MOOC Research Summit. 2014. P. 33-43.
  10. Haug S. et al. Self-Regulated Learning in MOOCs: Do Open Badges and Certificates of Attendance Motivate Learners to Invest More? // Proceedings of European MOOC Research Summit. 2014. P. 66-73.

© Валеева Н.Г., Руднева М.А., 2016

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах