УРОВЕНЬ АДАПТАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛАИ МОРФОФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ДЕТЕЙ 7-8 ЛЕТ, ПРОЖИВАЮЩИХ В ЭКОЛОГИЧЕСКИ НЕБЛАГОПРИЯТНЫХ УСЛОВИЯХ КРУПНОГО МЕГАПОЛИСА

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Условия жизни в мегаполисах и современная образовательная среда несут риски для здоровья подрастающего поколения, модифицируя механизмы возрастного развития и адаптационные резервы основных систем жизнеобеспечения организма человека. В статье представлен анализ морфофункционального состояния детей 7-8 лет на начальном этапе адаптации к процессу обучения в школе, проживающих в неблагоприятных экологических условиях крупного промышленного центра Южного Урала - г. Челябинске.

Об авторах

А А Шибков

Челябинский государственный педагогический университет

Н В Ефимова

Челябинский государственный педагогический университет

Список литературы

  1. Агаджанян Н.А., Кузьменко Л.Г. Антропогенное загрязнение окружающей среды и состояния здоровья детей в некоторых регионах России / Экопатология детского возраста / под ред. В.Н. Ярыгина. М.: Медицина, 1995. С. 188-227.
  2. Айзман Р.И., Айзман Н.И, Лебедев А.В., Рубанович В.П. Методика комплексной оценки здоровья учащихся общеобразовательных школ. Новосибирск: Новосибирск, 2010. 124 с.
  3. Анисимова Д.И., Горбунова В.В., Булычева М.А., Сивкова О.В. Психолого-физиологическая характеристика адаптации первоклассников в школе с дополнительным уроком плавания // Актуальные проблемы подготовки и сохранения здоровья спортсменов: материалы Всерос. науч.-практ. конф. с международным участием (20 декабря 2013 года). Челябинск: УралГУФК, 2013. С. 3-10.
  4. Баевский Р.М., Берсенева А.П. Оценка адаптационных возможностей организма и риск развития заболеваний. М.: Медицина, 1997.
  5. Баевский Р.М. Оценка и классификация уровней здоровья с точки зрения адаптации // Вестник АМН СССР. 1989. № 8. С. 73-79.
  6. Баранов А.А., Кучма В.Р., Сухарева Л.М. Оценка состояния здоровья детей. Новые подходы к профилактической и оздоровительной работе в образовательных учреждениях: руководство для врачей. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008.
  7. Безруких М.М., Сонькин В.Д., Зайцева В.В., Безобразова В.Н., Догадкина С.Б., Кмить Г.В., Лапицкая Е.М., Макеева А.Г., Рублева Л.В. Характеристика среды жизнедеятельности современных российских школьников // Вопросы современной педиатрии. 2006. Т. 5. № 5, прил. 1 «Школа и здоровье». С. 31-36.
  8. Быков Е.В., Рязанцев А.В., Чипышев А.В. Психофизиологические и физиологические аспекты адаптации к умственным нагрузкам учащихся младших классов: монография / под ред. Е.В. Быкова. Челябинск: Издательский центр ЮурГУ, 2010.
  9. Волобуева Н.А. Адаптация и здоровье учащихся начальных классов // Физиология - стержень наук о жизни // Материалы I Межрегиональной конф. физиологов педагогических и аграрных вузов страны, 2-3 ноября 2011. Новосибирск, 2011. С. 32-39.
  10. Глебов В.В. Состояние экологии и адаптационных процессов школьного населения крупного индустриального города // Вестник РУДН. Серия «Экология и безопасность жизнедеятельности». 2012. № 4. С. 25-32.
  11. Гребнева Н.Н. Эколого-физиологический портрет современных детей и подростков в условиях Тюменской области: монография. Тюмень: Изд-во Тюменского государственного университета, 2006.
  12. Дмитриев Д.А., Карпенко Ю.Д. Возрастные индивидуальные особенности функционального состояния системы кардиорегуляции у детей 7-12 лет // Адаптация биологических систем к естественным и экстремальным факторам среды: vатериалы I Международной научно-практической конференции, 9-11 октября 2006. Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед.ун-та, 2006.
  13. Игнатова Л.Ф., Берсенева А.П. Оценка адаптационных возможностей организма в системе социально-гигиенического мониторинга детского населения: методическое пособие / под ред. А.Г. Сухорева, Р.М. Баевского. М.: МИОО, 2006.
  14. Информация о состоянии и об охране окружающей среды за 2012 год (Государственный доклад). URL: http://mineco174.ru/okhrana-okruzhajushhejj-sredy/sostojanie-okruzhajushhejj-sredy/24/2043/д (дата обращения 10.06.2013).
  15. Кучма В.Р. Медико-профилактические основы обучения и воспитания детей: руководство для медицинских и педагогических работников образовательных и лечебно-профилактических учреждений, санитарно-эпидемиологической службы. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2005.
  16. Манюхин А.И. Современный образовательный процесс и физическое развитие школьников г. Самара // Аспирантский вестник Поволжья. 2009. № 3-4. С. 154-188.
  17. Панкова Н.Б., Карганов М.Ю. Методологические подходы к оценке здоровьесберега­ющего потенциала образовательных стандартов нового поколения // Здоровьесберегающее образование. 2012. № 1. С. 87-92.
  18. Параничева Т.М., Бабенкова Е.А., Тюрина Е.В., Орлов К.В. Состояние здоровья и возрастно-половые особенности физического развития мальчиков и девочек младшего школьного возраста // Новые исследования. 2011. № 3 (28). С. 33-45.
  19. Прохоренко Е.А. Комплексное исследование адаптационных возможностей организма студентов в условиях экологического неблагополучия: дисс. ... канд. биол. наук. Ульяновск, 2012.
  20. Сабирьянов А.Р., Сабирьянова Е.С., Возницкая О.Э. Современные особенности морфофункционального состояния сельских и городских детей младшего школьного возраста // Педиатрия. 2006. № 5. С. 105-107.
  21. Сидельникова Н.Ю. Функциональное состояние сердечнососудистой системы младших школьников в условиях крупного города // Актуальные проблемы экологии и природопользования: сб. науч. тр. Вып. 14. М.: РУДН, 2012. Ч. 2. С. 368-375.
  22. Сухарев А.Г. Образовательная среда и здоровье учащихся: научно-методическое пособие. М.: МИОО, 2009.
  23. Шлык Н.И., Сапожникова Е.Н., Кириллова Т.Г. Функциональное состояние организма школьников 7-11 лет с разными типами вегетативной регуляции в покое и при занятиях спортом (по данным анализа вариабельности сердечного ритма) // Здоровьесберегающее образование. 2012. № 8 (28). С. 87-94.
  24. Ямпольская Ю.А. Региональное разнообразие и стандартизованная оценка физического развития детей и подростков // Педиатрия. 2005. № 6. С. 43-76.
  25. Eveland-Sayers Brandi M., Eveland-Sayers, Richard., S. Farley, Dana., K. Fuller, Don., W. Morgan, jennifer., L. Caputo. Physical fitness and academic achievement in elementary school children // Journal of Physical Activity and Health. 2006. № 6. P. 99-104.
  26. Glebov V.V., Arakelov G.G. Influences of different factors on dynamics of children’s aggression and teenage criminality (on an example of the Moscow and Altai Regions) // Psychology in Russia: State of the Art. 2010. Т. 3. С. 565-578.
  27. Hack M., Breslau N., Aram D. et.al. The effect of very low birth weight and social risk on neurocognitive abilities at school age // J. Dev. Behav. Pediatr. 1992. Vol. 13. № 6. P. 412-420.
  28. Halfon N., Inkelas M. Optimizing the health and development of children // JAMA. 2003. V. 290. № 23.
  29. Hayashi Y. Adaptation to elementary school and the effect of rehabilitation approach in children with high-functioning pervasive developmental disorders // No To Hattatsu. 2008. Vol. 40. № 4. 295 p.
  30. Hesketh T., Zhen Y., Lu L. Stress and psychosomatic symptoms in Chinese school children: cross-sectional survey // Arch. Dis. Child. 2010. Vol. 95. № 2.
  31. Piekarska A. School stress, teachers abusive behaviors, and childrens coping strategies // Child Abuse Negl. 2000. Vol. 24. № 3. Р. 1443.
  32. Torsheim T., Aaroe L.E., Wold B. School-related stress, social support, and distress: prospective analysis of reciprocal and multilevel relationship / // Scand. J. Psychol. 2003. Vol. 44. № 2.

© Шибков А.А., Ефимова Н.В., 2016

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах