Профилактическая и коррекционная работа по повышению адаптации детей и подростков

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье представлены результаты исследований по комплексу факторов учебной среды, которые влияют на функциональное состояние учащейся молодежи. В работе показано, в частности, как общая продолжительность учебной и интеллектуальной нагрузки, уровень работоспособности воздействуют на работу сердечно-сосудистой, нервной, гормональной системы детей и подростков. В работе рассматриваются некоторые подходы профилактической и коррекционной работы по повышению адаптации детей и подростков.

Об авторах

Виктор Васильевич Глебов

Российский университет дружбы народов

Email: vg44@mail.ru
Экологический факультет

Список литературы

  1. Агаджанян Н.А., Баевский Р.М., Берсенева А.П. Учение о здоровье и проблемы адаптации. — Ставрополь: Изд-во СГУ, 2000.
  2. Акинина С.П. Возрастное становление активности симпато-адреналовой системы и отдельных показателей холинергической системы у детей и подростков: Автореф. дисс.. канд. биол. наук. — М., 1977.
  3. Антропова М.В. Реакции основных физиологических систем организма детей 6—12 лет в процессе адаптации к учебной нагрузке // Физиология человека. — 1988. — Т. 9. — № 1. — С. 18—24.
  4. Волосовец Т.В. Организация и этапы проведения мониторинга показателей здоровья, адаптации и работоспособности учащихся // Педагогическое образование и наука. — 2012. — № 9. — С. 16—23.
  5. Глебов В.В., Аракелов Г.Г. Oрганизация досуговой деятельности школьников как средство профилактики агрессивного асоциального поведения в детско-подростковой среде // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. — 2012. — № 6. — С. 146—151.
  6. Горбунов Н.П. Процессы физиологической адаптации школьников в условиях дифференциации образования: Автореф. дисс.. д-ра биол. наук. — Тюмень, 2002.
  7. Гринене Э., Линдишене Д., Бурнейкене В. Особенности динамики некоторых вегетативных функций у младших школьников в процессе учебного года // Физиология человека. — 1978. — Т. 4. — № 4. — С. 708—715.
  8. Гущенко А.В., Лещенко Я.А., Прусакова М.В. Гигиеническая характеристика учебной нагрузки и соматическое здоровье учащихся старшего школьного возраста // Экология человека. — 2010. — № 3. — С. 40—43.
  9. Дикопольская Н.Б., Побежимова О.К., Русинова С.И. и др. Физиологические механизмы адаптации школьниковк учебной нагрузке // Вестник ТГПУ. — 2008. — № 4. — С. 35—41.
  10. Довга Т.Я., Неворова Е.В. Адаптация учебного процесса в начальной школе с учетом индивидуальных особенностей умственной работоспособности учащихся // Научный диалог. — 2013. — № 2. — С. 110—121.
  11. Дременкова Ю.Е. Гигиенические особенности организации учебного процесса в общеобразовательных учреждениях гуманитарного профиля // Российский медико-биологический вестник им. академика И.П. Павлова. — 2006. — № 1. — С. 88—92.
  12. Калюжная Р.А. Физиология и патология сердечно-сосудистой системы детей и подростков. — М., 1973.
  13. Киршина Е.Д. Взаимосвязь учебной и двигательной деятельности старшеклассников во время обучения // Вестник Томского государственного университета. — 2009. — № 319. — С. 169—172.
  14. Копейкина Н.А. Проблемы сохранения здоровья школьников // Проблемы развития территории. — 2012. — Т. 60. — № 4. — С. 44—52.
  15. Либина И.И., Корденко А.Н., Ушаков И.Б. Влияние факторов учебной среды на физиологические показатели у подростков разного пола и возраста // Экология человека. — 2004. — № 5. — С. 51—53.
  16. Нагаева Т.А., Балашева И.И., Закирова Л.М., Семенова А.А. Особенности социально-психологической адаптации первоклассников // Мать и дитя в Кузбассе. — 2011. — № 4. — С. 30—32.
  17. Назаров В.А., Даначева М.Н., Глебов. Школьное образование, образ жизнии здоровье учащихся в современной России // Экология: синтез естественно-научного, технического и гуманитарного знания: Материалы III Всерос. науч.-практ. форума, Саратов, 10—12 октября 2012 г. — Саратов: Изд-во Сарат. гос. тех. ун-та им. Ю.А. Гагарина, 2012. — С. 292—294.
  18. Назаров В.А., Марьяновский А.А., Глебов В.В., М.Н. Даначева. Коррекционные мероприятия по снижению психоэмоционального напряжения школьников большого города // Материалы I Международной заочной научно-практической конференции «Научная дискуссия: инновация в современном мире». Ч. 1 (23 мая 2012 г.). — М.: Международный центр науки и образования, 2012. — С. 49—52.
  19. Новоселова О.А., Львовская Е.И. Эндокринные изменения в процессе адаптации к учебной нагрузке у учащихся общеобразовательных школ г. Челябинска // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование, здравоохранение, физическая культура. — 2009. — № 27. — С. 28—31.
  20. Псеунок А.А. Адаптационные возможности сердечно-сосудистой системы детей младшего школьного возраста // Успехи современного естествознания. — 2007. — № 8. — С. 14—16.
  21. Сидельникова Н.Ю., Рязанцева М.А., Глебов В.В. Профилактические и коррекционные мероприятия по адаптации детей дошкольного и младшего школьного возрастов в условиях большого города // Материалы I Международной заочной научно-практической конференции «Научная дискуссия: инновация в современном мире». Ч. 1 (23 мая 2012 г.). — М.: Международный центр науки и образования, 2012. — С. 53—56.
  22. Сошников Е.А., Сидельников А.Ю., Глебов В.В., Назаров В.А., Аникина Е.В., Кузьмина Я.В. Состояние сердечно-сосудистых заболеваний в среде учащейся молодежи и их профилактика // Сборник научных материалов конференции «Актуальные вопросы внутренней медицины», посвященной к 85-летию со дня рождения профессора М.А. Хархарова, 14 июня 2012 г. — Махачкала, 2012. — С. 239—240.
  23. Ставцева В.В. Динамика умственной работоспособности учащихся 4—11 классов на уроках в течение учебного дня и недели // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Естественные науки. — 2012. — Т. 18. — № 3. — С. 166—173.
  24. Тимербулатов И.Ф., Юлдашев В.Л. Сравнительный гендерный анализ психогенных форм школьной дезадаптации у учащихся младших, средних и старших классов различных типов муниципальных общеобразовательных учреждений крупного города (на примере г. Уфы) // Медицинский вестник Башкортостана. — 2008. — Т. 3. — № 2. — С. 84—87.
  25. Тупицин И.О., Догадкина С.Б. Влияние учебной деятельности на функциональное состояние сердечно-сосудистой системы младших школьников // Особенности функционирования сердечно-сосудистой системы ребенка в процессе учебной деятельности. — М., 1985. — С. 88—94.
  26. Яковлев Б.П., Коваленко Л.А. Психическая нагрузка как фактор личностной готовности учащихся к интенсификации обучения в современной школе // Историческая и социально-образовательная мысль. — 2013. — № 2. — С. 165—167.

© Глебов В.В., 2014

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах