Особенности интегративного развития детей, проживающих в зонах экологического неблагополучия
- Авторы: Шибкова Д.З.1, Семенова М.В.1, Шибков А.А.1
-
Учреждения:
- ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет»
- Выпуск: № 1 (2015)
- Страницы: 68-77
- Раздел: Статьи
- URL: https://journals.rudn.ru/ecology/article/view/12486
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В статье анализируется проблема влияния условий экологически неблагополучных регионов Российской Федерации на состояние здоровья и развитие детей школьного возраста. Отмечается, что основой здоровьесберегающей деятельности в среде с высокой экологической нагрузкой является мониторинг, базирующийся на эколого-эволюционном подходе, донозологической диагностике и теории адаптации.
Об авторах
Дарья Захаровна Шибкова
ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет»
Email: shibkova2006@mail.ru
Мария Владимировна Семенова
ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет»
Email: writeme.85@mail.ru
Анатолий Алексеевич Шибков
ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет»
Email: a.a.shibkov@mail.ru
Список литературы
- Айзман Р.И. Концепции валеологического образования и пути его реализации // Педагогические и медицинские проблемы валеологии. - Новосибирск: Сибирская издательская фирма РАН, 1999. - С. 18-21.
- Айзман Р.И. Физиологические основы здоровья / Р.И. Айзман, А.Я. Тернер. - Новосибирск: Лада, 2001.
- Баранов A.A. Экологические и гигиенические проблемы здоровья детей и подростков / А.А. Баранов, Л.А. Щеплягина. - М., 1998.
- Баранов А.А. Оценка состояния здоровья детей. Новые подходы к профилактической и оздоровительной работе в образовательных учреждениях: руководство для врачей / А.А. Баранов, В.Р. Кучма, Л.М. Сухарева. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008.
- Безруких М.М. Анализ здоровьесберегающей среды в учреждениях общего образования / М.М. Безруких, В.Д. Сонькин, В.В. Зайцева и др. // Валеология. - 2005. - № 4. - С.85-93.
- Безруких М.М. Здоровьесберегающие технологии в общеобразовательной школе: методология анализа, формы, методы, опыт применения: методические рекомендации / Под ред. М.М. Безруких, В.Д. Сонькина. - М., 2002.
- Белоусова Н.А. Анализ состояния здоровья детей и подростков, проживающих в условиях промышленного мегаполиса / Н.А. Белоусова, А.А. Шибков, П.А. Байгужин // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия «Экология и безопасность жизнедеятельности». - 2013. - № 2. - С. 38-44.
- Бойчук В.А. Экологическая характеристика факторов, формирующих здоровье младших школьников в условиях крупного промышленного города: Дисc.. канд. биол. наук. - Оренбург, 2006.
- Глебов В.В. Уровень адаптации и состояние здоровья детской популяции в условиях антропогенной нагрузки // Актуальные проблемы экологии и природопользования. - Вып. 14. - М.: РУДН, 2012. - Ч. 2. - С. 268-275.
- Голобородько Е.А. Физиологическая оценка адаптивных возможностей организма школьников, проживающих в зоне экологического неблагополучия: Дисc.. канд. биол. наук. - Караганда, 2011.
- Грицинская Л.В. Современные тенденции роста и развития детей Красноярска // Гигиена и санитария. - 2009. - № 1. - С. 47-49.
- Ермоленко Г.В. Особенности функционирования ведущих адаптационных систем и психофизиологический статус подростков, проживающих в условиях химического загрязнения окружающей среды: Дисc.. канд. биол. наук. - М., 2007. - 179 с.
- Ефимова Н.В. Особенности формирования хронической патологии органов дыхания у подростков Ангарска / Н.В. Ефимова, О.Ю. Катульская, Е.А. Абраматец, Н.Н. Несмеянова, И.В. Тихонова // Гигиена и санитария. - 2011. - № 1. - С. 83-86.
- Игнатова Л.Ф. Методология мониторинга образовательной среды и здоровья школьников // Гигиена и санитария. - 2006. - № 3. - С. 75-79.
- Ишмухаметов И.Б. Оценка риска влияния факторов окружающей среды на состояние здоровья детей в условиях крупного центра химической промышленности // Здоровьесберегающее образование. - 2012. - № 4 (24). - С. 33-35.
- Казин Э.М. Теоретическая и организационная основа формирования здоровьесберегающей образовательной среды в регионе: методическое пособие / Э.М. Казин, И.А. Свиридова, Т Н. Семенкова. - Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО, 2006.
- Карпенко Ю.Д. Функциональное состояние организма детей в зависимости от экологических условий: Дисc.. канд. биол. наук. - Чебоксары, 2005.
- Катульская О.Ю. Оценка возрастной динамики адаптационных возможностей детей Ангарска / О.Ю. Катульская, Н.В. Ефимова // Гигиена и санитария. - 2008. - № 4. - С. 56-58.
- Котышева Е.Н. Комплексная оценка функционального состояния организма детей промышленного города с высокой степенью химической загазованности атмосферы: Автореф. дисc.. канд. мед. наук. - М., 2000.
- Крыжановский Г.Н. Полисистемный саногенетический мониторинг: обеспечение функционального здоровья учащихся в ходе модернизации образования / Г.Н. Крыжановский, Л.А. Носкин, М.Ю. Карганов // Вопросы современной педиатрии. - 2006. - № 5. - С. 54-58.
- Литовченко О.Г. Особенности морфофункционального и психофизиологического развития уроженцев Среднего Приобья в возрасте 7-20 лет: Дисc.. докт. биол. наук. - Челябинск, 2009.
- Максимов С.А. Возрастно-половые особенности состояния здоровья школьников Кемерово / С.А. Максимов, Н.С. Амбурцева, С.Ф. Зинчук, М.С. Куракин // Гигиена и санитария. - 2008. - № 4. - С. 66-69.
- Мешков Н.А. Методологические аспекты оценки адаптационной реакции организма на влияние факторов риска окружающей среды // Гигиена и санитария. - 2012. - № 5. - С. 87-91.
- Морозова И.Л. Нейропсихологическая структура задержки психического развития дошкольников, проживающих на территории экологического неблагополучия: Автореф. дисc.. канд. психол. наук. - М., 2007.
- Национальная стратегия действия в интересах детей на 2012-2017 годы. Утверждена Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 г. № 761.
- Ненашева А.В. Физиологическое обоснование программы сохранения и укрепления здоровья учащихся младшего школьного возраста: Дисc.. канд. биол. наук. - Челябинск, 2001.
- Павлова Г.А. Сравнительный анализ морфофункциональных показателей детей младшего школьного возраста, проживающих в разных экологических условиях: Дисc.. канд. биол. наук. - Казань, 2005.
- Панкова Н.Б. Патофизиологический анализ влияния факторов риска образовательной среды на функциональное состояние организма учащихся: донозологическое исследование: Автреф. дисc.. докт. биол. наук. - М., 2009.
- Половко Ю.В. Особенности адаптации к условиям внешней среды у подростков, проживающих в различных экологических регионах: Дисc.. канд. мед. наук. - Саратов, 2009.
- Резолюция Всероссийского совещания «Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни в системе образования» // Здоровьесберегающее образование. - 2012. - № 7 (27). - С. 9.
- Романова И.И. Комплексная оценка влияния антропогенного загрязнения окружающей среды на морфофункциональный статус детей школьного возраста: Автореф. дисc.. канд. биол. наук. - Казань, 2001.
- Сараева Н.М. Интеллектуальные и эмоциональные характеристики психики человека, проживающего на экологически неблагополучной территории: Автореф. дисc.. докт. психол. наук. - М., 2010.
- Семенова М.В. Межпопуляционные эколого-физиологические особенности детей школьного возраста: Монография / М.В. Семенова, А.А. Шибков. - Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2013.
- Сидельникова Н.Ю. Уровень умственной деятельности младших школьников в разных средовых условиях крупного города / Н.Ю. Сидельникова, В.В. Глебов // Актуальные проблемы экологии и природопользования: Сб. науч. тр. - Вып. 16. - М.: РУДН, 2014. - C. 369-372.
- Смирнова Ю.В. Управление качеством образования на основе мониторинга здоровья учащихся: Монография / Ю.В. Смирнова, Д.З. Шибкова, О.А. Макунина. - Челябинск: Полиграф-Мастер, 2007.
- Стороженко А.Е. Экологические и медицинские аспекты формирования здоровья детского населения крупного регионального центра: Автореф. дисc.. канд. мед. наук. - Омск, 2004.
- Тулякова О.В. Заболеваемость детей в зависимости от возраста и наличия аэротехногенного загрязнения / О.В. Тулякова, Е.Н. Сизова // Новые исследования. - 2012. - № 2 (31). - С. 45-55.
- Тулякова О.В. Физическое развитие детей в условиях загрязнения воздуха / О.В. Тулякова, М.С. Авдеева // Новые исследования. - 2010. - № 25. - С. 48-52.
- Узунова А.Н. Особенности физического развития подростков в зоне экологического неблагополучия / А.Н. Узунова, И.П. Цветова, С.В. Неряхина, О.В. Лопатина, М.Л. Зайцева, А.Г. Уральшин // Гигиена и санитария. - 2008. - № 2. - С. 56-58.
- Узунова А.Н. Особенности физического развития подростков г. Челябинска - промышленного центра Южного Урала / А.Н. Узунова, С.Ю. Петрунина, А.Р. Шарапов // Педиатрия. Журнал имени Г.Н. Сперанского. - 2013. - Т. 92. - № 2. - С. 165-169.
- Харисов Ф.Ф. Образование и здоровье. - М.: Весь мир, 2003.
- Шибкова Д.З. Мониторинг физического развития и здоровья школьников в условиях их профессиональной деятельности / Д.З. Шибкова, И.В. Нагорнов // Вестник ЧГПУ. Сер. 3. Физическое развитие и здоровье школьников. - 2001. - № 7. - С. 12-27.
- Шибкова Д.З. Организация здоровьеформирующей образовательной среды с использованием автоматизированной программы «мониторинг здоровья»: Монография / Д.З. Шибкова, П.А. Байгужин. - Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2011.
- Щедрина А.Г. Онтогенез и теория здоровья: методологические аспекты. - Новосибирск: Издательство СО РАМН, 2003.
- Янов А.Ю. Морфофункциональные показатели и адаптационный потенциал системы кровообращения детей 11-ти летнего возраста г. Озерска / А.Ю. Янов, Д.З. Шибкова, К.Л. Монакова, Т.Е. Каминская // Уральский медицинский журнал (Кардиология). - 2008. - № 9 (49). - С. 107-111.