Анализ зарубежных исследований опыта человека в среде виртуальной реальности

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье приведен обзор современных зарубежных работ, посвященных исследованию человека в виртуальной реальности в рамках трех основных направлений: влияние опыта виртуальной реальности на личность, применение виртуальной реальности в обучении и в психодиагностике. Проведен анализ психологического содержания виртуальных педагогических агентов, а также возможности виртуальной психодиагностики и моделирования экспериментальных сред. Дана попытка интерпретации результатов некоторых исследований в рамках культурно-деятельностного подхода к личности человека в контексте смысловой работы личности по конструированию опыта человека в виртуальной среде.

Об авторах

Анастасия Сергеевна Кузьмина

Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова

Email: 0979695@gmail.com
Факультет психологии

Список литературы

  1. Магомед-Эминов М.Ш. Трансформация личности. - М., 1998.
  2. Baylor A., Kim S. The effects of agents’ nonverbal communication on procedural and attitudinal learning outcomes // In H. Prendinger, J. Lester, & M. Ishizuka (Eds.) Intelligent virtual agents. - Berlin: Springer-Verlag, 2008. - pp. 208-214.
  3. Bente G., Senokozlieva M., Pennig S., Al Issa A., & Fischer O. Deciphering the secret code: A new methodology for the cross-cultural analysis of nonverbal behavior // Behavior Research Methods. - 2008. - 40. - р. 269-277.
  4. Caplan S., Williams D., Yee N. Problematic Internet use and psychosocial wellbeing among MMO players // Computers in Human Behavior. - 2009. - № 25(6). - р. 1312-1319.
  5. Chihak B., Plumert J., Ziemer C., Babu S., Grechkin T., Cremer J., Kearney J. Synchronizing self and object movement: How child and adult cyclists intercept moving gaps in a virtual environment // Journal of Experimental Psychology: Human Perception and Performance. - 2010. - Vol. 36(6). - р. 1535-1552.
  6. Coulson Mark, Barnett Jane, Ferguson Christopher J., Gould Rebecca L. Real feelings for virtual people: Emotional attachments and interpersonal attraction in video games // Psychology of Popular Media Culture. - 2012. - Vol. 1(3). - р. 176-184.
  7. Domagk S. Do pedagogical agents facilitate learner motivation and learning outcomes? // Journal of Media Psychology. - 2010. - № 22. - р. 84-97.
  8. Fornells-Ambrojo M., Barker C., Swapp D., Slater M., Antley A., &Freeman D. (2008). Virtual reality and persecutory delusions: Safety аnd feasibility. Schizophrenia Research, 104, 228-236.
  9. Freeman D. Studying and treating schizophrenia using virtual reality (VR): A new paradigm // Schizophrenia Bulletin. - 2008. - 34. - р. 605-610.
  10. Gilliath O., McCall C., Shaver P.R., & Blascovich J. What can virtual reality teach us about prosocial tendencies in real and virtual environments? // Media Psychology. - 2008. - № 11. - р. 259-282.
  11. Jansen P., Schmelter A., Heil M. Spatial knowledge acquisition in younger and elderly adults: A study in a virtual environment // Experimental Psychology. - 2010. - Vol. 57(1). - р. 54-60.
  12. Launay Jacques, Dean Roger T., Bailes Freya Synchronization can influence trust following virtual interaction // Experimental Psychology. - 2013. - Vol. 60(1). - р. 53-63.
  13. Longman H., O’Connor E., Obst, P. The effect of social support derived from World of Warcraft on negative psychological symptoms // CyberPsychology & Behavior. - 2009. - № 12. - р. 563-566.
  14. Métrailler Y., Reijnen E., Kneser C., Opwis K. Scientific problem solving in a virtual laboratory: A comparison between individuals and pairs // Swiss Journal of Psychology/Schweizerische Zeitschrift für Psychologie/Revue Suisse de Psychologie. - 2008. - Vol. 67. - р. 71-83.
  15. Moreno R., Reislein M., & Ozogul G. (2010). Using virtual peers to guide visual attention during learning. Journal of Media Psychology, 22, 52-60.
  16. Navarrete D., McDonald M., Mott M., Asher B. Virtual morality: Emotion and action in a simulated three-dimensional «trolley problem» // Emotion. - 2012. - Vol. 12(2). - р. 364-370.
  17. Pillai J., Schmidt C., Richir S. Achieving Presence through Evoked Reality // Fronties in Psychology. - 2013. - 4:86.
  18. Plancher G., Gyselinck V., Nicolas S., Piolino P. Age effect on components of episodic memory and feature binding: A virtual reality study // Neuropsychology. - 2010. - Vol. 24(3). - р. 379-390.
  19. Revonsuo A., Kallio S., Sikka P. What is an altered state of consciousness? // Philos. Psychol. - 2009. - 22. - р. 187-204.
  20. Schwartzman D., Segal R., Drapeau M. Perceptions of virtual reality among therapists who do not apply this technology in clinical practice // Psychological Services. - 2012. - Vol. 9(3). - р. 310-315.
  21. Slater M. Place illusion and plausibility illusion can lead to realistic behaviour in immersive virtual environments // Philos. Trans. R. Soc. Lond. B Biol. Sci. - 2009. - 364. - р. 3549-3557.
  22. Spitzer V., Ackerman M. The Visible Human® at the university of Colorado 15 years later // Virtual Reality. - 2008. - № 12. - р. 191-200.
  23. Swaab R., Maddux W., Sinaceur M. Early words that work: When and how virtual linguistic mimicry facilitates negotiation outcomes // Journal of Experimental Social Psychology. - 2011. - № 47. - р. 616-621.
  24. Ward T., Sonneborn M. Creative expression in virtual worlds: Imitation, imagination, and individualized collaboration // Psychology of Aesthetics, Creativity, and the Arts. - 2009. - Vol. 3. - р. 211-221.
  25. Williams D., Yee N., Caplan S. Who plays, how much, and why? Debunking the stereotypical gamer profile // Journal of Computer-Mediated Communication. - 2008. - № 13(4). - р. 993-1018.

© Кузьмина А.С., 2014

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах