Environmental aspects of organizing a student workshop on plastic recycling: from education to waste-free production
- Authors: Nafikova E.V.1, Sidorova A.N.1, Chuvashaeva K.R.2, Akhiyarov I.I.1
-
Affiliations:
- Ufa University of Science and Technology
- ITMO University
- Issue: Vol 33, No 4 (2025): Green Economy: Challenges and Prospects
- Pages: 511-524
- Section: Environmental education
- URL: https://journals.rudn.ru/ecology/article/view/47553
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-2310-2025-33-4-511-524
- EDN: https://elibrary.ru/IYGBEG
- ID: 47553
Cite item
Full Text
Abstract
The research is devoted to the analysis of a comprehensive approach to the organization of a student workshop that combines practical recycling of plastic waste, environmental education, and the formation of professional competencies. The relevance of creating such centers on the basis of universities in the context of solving the tasks of the national project “Ecology” and the goals of sustainable development is substantiated. An analysis of technological solutions for small-scale recycling has been conducted, which shows the feasibility of using open solutions (Precious Plastic) for educational purposes. The author’s workshop model, implemented at the Ufa University of Science and Technology, has been described in detail. It includes the stages of collecting (specialized art object), shredding (bicycle shredder), and thermal processing (injector, thermal press) of plastic caps. Practical recommendations for replicating the practice are provided.
Full Text
Введение Проблема загрязнения окружающей среды отходами производства и потребления, в особенности пластиковыми, является одной из наиболее острых глобальных экологических проблем современности. Ежегодно в мире образуются сотни миллионов тонн пластиковых отходов, большая часть которых оказывается на полигонах, в водоемах и лесах, нанося непоправимый ущерб экосистемам и здоровью человека [1]. В Российской Федерации, несмотря на предпринимаемые усилия, система управления отходами, в частности пластиковыми, остается недостаточно эффективной, характеризуясь низким уровнем переработки и вторичного использования материалов. В этой связи возрастает значимость экологического просвещения, воспитания и образования как ключевых инструментов формирования культуры ответственного потребления и эффективного управления отходами. Особую роль в этом процессе играют образовательные учреждения, в частности студенческие инициативы, направленные на вовлечение молодежи в практическую деятельность по переработке отходов и продвижение принципов устойчивого развития. Существуют технологии переработки, применяемые для переработки полиэтиленовых отходов, отсортированных от общей массы ТКО, в изделия. В целях экологического просвещения студентов и школьников создаются мастерские по переработке полиэтиленовых отходов на базе высших школ и образовательных центров [2; 3]. Цель исследования - анализ экологических и экономических аспектов организации студенческой мастерской по переработке пластика, обоснование выбора технологий и оценка эффективности подобных проектов как механизмов решения проблем управления отходами и формирования экологического сознания. Материалы и методы В основу методологии исследования легли принципы системного анализа и проектного подхода. Для оценки технологий переработки, пригодных для использования в условиях образовательного учреждения, был проведен сравнительный анализ существующих методов (полимер-песчаное производство, литье под давлением, экструзия, термоформование) и готовых решений, таких как платформа Precious Plastic[27] [3]. Выбор был обусловлен критериями доступности, безопасности, стоимости и образовательной ценности. Экономическая оценка эффективности проекта проводилась на основе расчета себестоимости мероприятий с учетом грантового финансирования и операционных расходов. Оценка экологической эффективности базировалась на расчете объемов перерабатываемых отходов и потенциала снижения нагрузки на полигоны ТКО. Эмпирической базой для проектирования мастерской послужил опыт Уфимского университета науки и технологий в реализации экологических инициатив и проектное обучение в рамках программы «Приоритет-2030». Результаты Теоретические основы экологического просвещения и управления отходами Существующая инфраструктура по переработке отходов недостаточно загружена, а государственные и индустриальные проекты не получают должного развития. При этом утилизация отходов производства и потребления становится все более актуальным вопросом во всем мире, так как сокращается площадь земель, которые возможно использовать в качестве полигонов для захоронения, а количество образующихся отходов в расчете на 1 человека увеличивается с каждым годом. Значительную часть твердых коммунальных отходов (ТКО) составляет пластик из-за использования его для пластиковой упаковки продуктов потребления. При этом, по оценкам экспертов, полиэтиленовые отходы составляют наибольшую долю из пластмассовых отходов (34 %) и обладают наивысшей степенью переработки (20 %). Сейчас утилизация полимеров приобретает значительную экономическую целесообразность, так как позволяет сократить потребление первичного сырья и электроэнергии, сократить объем ТКО, отправляемых на размещение[28]. В российском законодательстве не даны понятия «экологическое воспитание», «экологическое образование», «экологическое просвещение» и «экологическая культура». При этом данные термины упоминаются в ряде федеральных законов, распоряжений и постановлений на уровне стратегии развития. Низкий уровень экологической культуры населения приводит к нарушениям законодательства в сфере охраны окружающей среды физическими лицами, образованию несанкционированных свалок и замедленному развитию системы раздельного сбора отходов, а недостаточный уровень экологического образования в среднем и высшем образовании обусловливает выпуск неквали фицированных специалистов в области охраны окружающей среды, что, в свою очередь, служит причиной нарушений природоохранного законодательства со стороны предприятий и затруднения перехода предприятий к циклической экономике, а также применения наилучших доступных технологий и модернизированию производства. Так, согласно статье 74 № 7-ФЗ, «Экологическое просвещение», экологическое просвещение осуществляется в целях формирования экологической культуры в обществе, воспитания бережного отношения к природе, рационального использования природных ресурсов посредством распространения экологических знаний об экологической безопасности, информации о состоянии окружающей среды и об использовании природных ресурсов[29]. В соответствии с положениями Экологической доктрины Российской Федерации[30], утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации № 1225-р, низкий уровень экологического сознания и экологической культуры населения страны отнесен к числу основных факторов деградации природной среды нашей страны. В 2015 г. резолюцией A/RES/70/1 Генеральной Ассамблеи ООН была принята Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года, которая включает в себя 17 целей, разбитых на 169 задач. Российская Федерация также участвует в реализации Повестки[31]. Одним из индикаторов высокого уровня экологической культуры населения региона является степень утилизации твердых коммунальных отходов (ТКО). В Республике Башкортостан, несмотря на наличие мусоросортировочных комплексов (МСК) и инфраструктуры раздельного сбора отходов, загруженность МСК составляет в среднем 52 %, в то время как полигоны ТКО занимают более 2,2 тыс. га. По состоянию на 1 января 2023 г. на территории республики зарегистрировано 852 несанкционированные свалки ТКО общей площадью 850 га (ликвидировано 824 свалки в 2022 г.), что свидетельствует о недостаточном распространении культуры сортировки отходов среди населения (рис. 1). В целом по Российской Федерации на конец 2023 г. насчитывалось 10 345 несанкционированных свалок. Рис. 1...Динамика.количества.несанкционированных.свалок.в.РФ.на.конец.года. за.период.2020-2023.гг. Источник:.данные.сведены.А.Н..Сидоровой.по.данным.Госдоклада.о.состоянии.и.об.охране. окружающей.среды.РФ.за.2023.год:.Государственный.доклад.о.состоянии.и.об.охране.окружающей. среды.Российской.Федерации.за.2023.год..Москва,.2024. Figure 1...Dynamics.of.the.number.of.unauthorized.landfills.in.the.Russian.Federation.at.the.end.of.the.year. for.the.period.2020-2023 Source:.data.compiled.by.A.N..Sidorova.based.on.the.State.Report.on.the.State.of.the.Environment. and.Environmental.Protection.in.the.Russian.Federation.for.2023:.State.Report.on.the.State. of.the.Environment.and.Environmental.Protection.in.the.Russian.Federation.for.2023..Moscow,.2024. Результаты исследований показывают, что после проведения комплексных экопросветительских кампаний вес отходов в контейнерах для пластика увеличивается (например, на 63 % по данным экологического движения «Раздельный сбор»), улучшается качество сдаваемого вторсырья, а доля жителей, сортирующих отходы, возрастает. К 2030 г. поставлена задача обеспечить сортировку 100 % объема ежегодно образуемых твердых коммунальных отходов (ТКО), захоронение не более 50 % таких отходов и вовлечение в хозяйственный оборот не менее 25 % отходов производства и потребления в качестве вторичных ресурсов и сырья. Выполнение национальных целей развития РФ до 2030 года осуществляется в том числе за счет реализации национального проекта «Экология» и федерального проекта «Экономика замкнутого цикла». При этом, несмотря на предпринимаемые усилия, в Российской Федерации наблюдаются рост объемов образования отходов производства и потребления (рис. 2) и снижение доли утилизированных и обезвреженных отходов в общем объеме образующихся отходов[32] [4], что подчеркивает необходимость совершенствования системы управления отходами и повышения эффективности процессов утилизации и переработки. Рис. 2...Динамика.образования.отходов.производства.и.потребления.в.РФ. за.период.2012-2023.гг.,.тыс..т Источник:.данные.сведены.А.Н..Сидоровой.по.данным.Госдокладов.о.состоянии.и.об.охране. окружающей.среды.РФ.за.2012-2023.гг.:.Государственный.доклад.о.состоянии.и.об.охране. окружающей.среды.Российской.Федерации.за.2012-2022.годы..Москва,.2013-2023. Figure 2...Dynamics.of.production.and.consumption.waste.generated.in.the.Russian.Federation. for.the.period.2012-2023,.thousand.tons Source:.data.compiled.by.A.N..Sidorova.based.on.the.State.Reports.on.the.State.of.the.Environment. and.Environmental.Protection.in.the.Russian.Federation.for.2012-2021:.State.Report.on.the.State. of.the.Environment.and.Environmental.Protection.in.the.Russian.Federation.for.2012-2023.. Moscow,.2013-2023. Анализ существующих технологий переработки пластика Существуют различные технологии переработки пластиковых отходов, включенные в сборник НДТ ИТС 15-2021. Одна из них - песчано-полимерное производство[33], в котором измельченные пластиковые отходы смешиваются с песком, нагреваются и прессуются для получения композитных строительных материалов (тротуарная плитка, ограждения и др.). Процесс включает сушку песка, дробление пластика, смешивание компонентов (25 % пластика, 74,5 % песка, 0,5 % красителя), нагрев до 200-250 °C и формование под давлением. Получаемый материал отличается прочностью, морозостойкостью и низким водопоглощением, однако недостатком является риск выделения микропластика и невозможность апсайклинга, поэтому метод применяется для загрязненных отходов. Другой распространенной технологией является литье под давлением, при котором измельченный пластик нагревается до 180-220 °C и подается в пресс-форму для формирования изделий. Также широко используется экструдирование - непрерывный процесс продавливания расплава полимера через формующее отверстие. Технология включает зоны загрузки, плавления и дозирования, обеспечивая гомогенизацию расплава, и применяется для переработки полиэтилена (ПЭ), полиэтилентерефталата, полипропилена и полистирола (рис. 3). Рис. 3..Принципиальная.схема.линии.переработки.полиэтилена.в.гранулы.методом.экструдирования:. 1.-.узел.сортировки.полиэтилена;.2.-.дробилка;.3.-.циклон;.4.-.агломератор;.5.-.экструдер Источник:.составлено.К.Р..Чувашаевой.по.данным.ИТС.32-2017.«Производство.полимеров,.. в.том.числе.биоразлагаемых». Figure 3. .Schematic.diagram.of.a.polyethylene.processing.line.into.granules.by.extrusion.method:. 1.-.polyethylene.sorting.unit;.2.-.crusher;.3.-.cyclone;.4.-.agglomerator;.5.-.extruder Source:.compiled.by.K.R..Chuvashaeva.according.to.ITS.32-2017.“Production.of.Polymers,. Including.Biodegradable.Polymers”. Другой метод - термоформование, заключающееся в преобразовании плоских заготовок из термопластов в объемные изделия под воздействием температуры. Процесс включает нагрев, формование, охлаждение и извлечение продукта, часто требующее дополнительной обработки. Технология применима для различных видов пластмасс и позволяет производить листовые изделия широкого назначения. Также следует отметить производство ПЭТ-гранул с использованием вторичного сырья, включенное в перечень наилучших доступных технологий. Особого внимания заслуживает система Precious Plastic (рис. 4), основанная на принципах открытого исходного кода и сочетающая технологии литья под давлением, термоформования и экструзии. Ее уникальность заключается в свободном доступе к чертежам оборудования (дробилки, экструдеры, инжекторы и др.) под лицензией Creative Commons BY-SA 4.0, что способствует международному сотрудничеству в сфере переработки. Система Precious Plastic, ориентированная на использование отсортированных пластиковых отходов, предлагает решение проблем высокой стоимости оборудования и патентных ограничений. Благодаря модульной конструкции и съемным пресс-формам система позволяет производить широкий ассортимент изделий, что делает ее оптимальным выбором для студенческих мастерских. Сравнительный анализ технологий переработки подтвердил преимущество данного подхода для образовательных учреждений. Рис. 4...Общий.вид.оборудования.мастерской.Precious.Plastic Источник:.Precious.Plastics..Machines.overview..//.Precious.Plastics.Official.Website.. .URL:.https://www.preciousplastic.com/solutions/machines/overview.(accessed:.01.06.2024). Figure 4..General.view.of.Precious.Plastic.workshop.equipment. Source:.Precious.Plastics..Machines.overview..//.Precious.Plastics.Official.Website.. .Available.from:.https://www.preciousplastic.com/solutions/machines/overview.(accessed:.01.06.2024). Глобальное исследование Precious Plastic[34] показывает, что в среднем одна мастерская перерабатывает 69 кг пластика в месяц, при этом 63,3 % участников составляют молодые люди до 35 лет. Данные исследований демонстрируют эффективность таких мастерских в изменении поведенческих моделей и снижении потребления пластика [4]. Опрос 47 мастерских из 20 стран [5] выявил основные цели: популяризация устойчивого образа жизни, повышение осведомленности о проблеме загрязнения и его предотвращение. Проектирование студенческой мастерской по переработке пластика В Уфимском университете науки и технологий силами студенческого научного общества создана мастерская по переработке пластиковых крышек из полиэтилена низкого давления (ПНД) маркировки 2. Выбор сырья обусловлен простыми инструкциями по сбору сырья для населения, а также минимальным негативным воздействием на людей во время проведения мастер-классов. Для сбора отходов разработан специализированный контейнер-артобъект (рис. 5). Рис. 5..Арт-объект.для.сбора.пластиковых. Источник:.фото.К.Р..Чувашаевой. Figure 5...Art.object.for.collecting.plastic.caps Source:.photo.by.K.R..Chuvashaeva Технологическая линия включает: 1) велосипедный измельчитель с роторной дробилкой; 2) вертикальный инжектор для литья под давлением; 3) термопресс для формования изделий. Технологический процесс (рис. 6) предполагает измельчение отходов до фракции 5 мм, термическую обработку при 180-200 °C и формование изделий. Отходы производства направляются на полимер-песчаное производство. По конструкции измельчитель состоит из рамы из профильной стальной трубы и сварной конструкции, подставки под велосипед, прикрепленной к основанию окрашенной эмалью рамы. Рама измельчителя пластиковых отходов обшита оргстеклом, верхняя часть корпуса и бункер выполнены из оргстекла. К раме прикреплена роторная одновальная дробилка. Корпус и ножи дробилки изготовлены из нержавеющей стали марки 12Х18Н10Т. Измельченные отходы собираются в контейнер в бункере. Одновальная роторная дробилка состоит из неподвижных и движущихся ножей. Движущиеся ножи приводятся в действие при помощи механического движения, передаваемого через вал, прикрепленный к велосипеду. Рис. 6..Схема.студенческой.мастерской.по.переработке.пластика Источник:.составлено.И.И..Ахияровым. Figure 6...Diagram.of.a.student’s.plastic.recycling.workshop Source:.compiled.by..I.I..Ahiyarov. Инжектор используется для реализации технологии литья под давлением. Назначение и область применения инжектора - изготовление изделий из пластика методом впрыскивания расплавленного материала в пресс-формы. Возможна работа аппарата в помещении или на улице при безветренной погоде при температуре от +5 °С до +40 °С. По конструкции аппарат представляет собой сварную металлическую раму с трубой и штоком, нагревательными элементами, ПИД-регуляторами, насадкой и коробкой электроники для управления температурой. Приемный бункер выполнен из стали и приварен к корпусу изделия. В термопрессе процесс переработки происходит под давлением, создаваемым рабочими поверхностями пресса, с нагревом рабочих поверхностей. Под действием давления и повышенной температуры пластиковая масса нагревается и принимает форму пресс-формы. Полиэтиленовые отходы маркировки 2 (I) подаются в велосипедный измельчитель (В). Измельчение отходов происходит механическим методом при помощи участников мастер-классов. Затем измельченные до фракции 5 мм полиэтиленовые отходы (II) механически извлекаются и подаются в вертикальный инжектор (И) или в термопресс (Т). Смет отходов удаляется. В инжекторе при температуре 180-200 °С измельченные отходы нагреваются и превращаются в жидкую массу, затем при помощи рычага подаются в прессформу. Механическая обработка изделий может происходить как во время, так и после остывания изделий и извлечения их из пресс-формы, для отделения изделий от литников и приведения к товарному виду. Литники и другие отходы (V) отправляются на полимер-песчаное производство для изготовления малых архитектурных форм. В термопрессе (Т) измельченные отходы (II) выкладываются в прессформу, затем накрываются верхней частью. При температуре 180-200 °С полиэтиленовые отходы превращаются в жидкую массу и заполняют полость пресс-формы. После остывания готовое изделие (III) извлекается из термопресса. Экономическая целесообразность и экологическая эффективность проекта В качестве методологической основы для организации мастерской был использован подход федерального проекта «Обучение служением», предполагающего интеграцию учебного процесса с решением социально значимых задач. В рамках данного проекта студенты Уфимского университета науки и технологий совместно с партнерами из местного отделения Союза молодых ученых г. Уфы разрабатывают и внедряют технологии переработки пластика, а также проводят просветительские мероприятия для популяризации принципов безотходного производства. За счет комбинированного финансирования (гранты на общую сумму 750 000 руб.) была закуплена необходимая аппаратура и организовано проведение 25 мероприятий для 3500 человек. Расчет себестоимости одного мероприятия показал высокую экономическую эффективность: 214 руб./чел. против рыночной стоимости аналогичных мастер-классов (около 900 руб./чел.). заключение Организация студенческой мастерской по переработке пластика доказала свою эффективность как комплексный инструмент, интегрирующий образовательную, просветительскую и практическую составляющие. Такой проект способствует достижению нескольких целей одновременно: Была отмечена значительная экологическая польза, выражающаяся в снижении объема захораниваемых отходов и формировании моделей ответственного потребления. В образовательном контексте проект доказал свою ценность для развития практических навыков у студентов в области технологий переработки, проектной деятельности и экологического предпринимательства. Важным итогом стала и его социальная составляющая, которая проявилась в повышении уровня экологической культуры населения через проведение открытых мастер-классов и мероприятий. Перспективы развития подобных инициатив связаны с их тиражированием в других вузах, интеграцией в учебные планы, а также с развитием кооперации с малым бизнесом для организации сбыта продукции. Дальнейшие исследования могут быть направлены на углубленный анализ жизненного цикла продукции мастерских, оценку долгосрочного поведенческого эффекта у участников и оптимизацию технологических процессов.About the authors
Elvira V. Nafikova
Ufa University of Science and Technology
Email: vira2006@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0002-5197-8928
SPIN-code: 2784-1080
Candidate of Geographical Sciences, Associate Professor
32 Zaki Validi St, Ufa, 450076, Russian FederationArina N. Sidorova
Ufa University of Science and Technology
Author for correspondence.
Email: arinasidorova303@gmail.com
SPIN-code: 3591-4079
student, specialization 20.03.01 Technosphere Safety 32 Zaki Validi St, Ufa, 450076, Russian Federation
Kamilla R. Chuvashaeva
ITMO University
Email: chuvashayeva@gmail.com
ORCID iD: 0000-0002-1226-720X
SPIN-code: 6476-9925
student, specialization 20.04.01 Technosphere Safety
Kronverksky Pr. 49, bldg. A, Saint Petersburg, 197101, Russian FederationIrek I. Akhiyarov
Ufa University of Science and Technology
Email: amsosiguboy@mail.ru
SPIN-code: 6404-1237
student, specialization 20.03.01 Technosphere Safety 32 Zaki Validi St, Ufa, 450076, Russian Federation
References
- Buldakova AYu, Andreeva MP. Chemical-ecological club “Green chemistry”. Fundamental and applied aspects of the development of modern science: Proceedings on the materials of the VIII International competition of research works, Ufa, April 05, 2022. Ufa: Scientific and Publishing Center “Vestnik Nauki”. Publ.; 2022. p. 47-52. (In Russ.) EDN: QDMITU
- Nagatomo D. Research on education for sustainable development with design-based research by employing Industry 4.0 technologies for the Issue of single-use plastic waste in Taiwan. Sustainability. 2024;16(22):9832. https://doi.org/10.3390/su16229832 EDN: TDGJNL
- Sidorova AN, Chuvashaeva KR, Akhiyarov II, Aleksandrov DV, Grigorieva AA. Experience in creating a plastic recycling workshop at the university. Science, education, production to counteract man-made threats and solve environmental problems (Technosphere Safety-2023): Proceedings of XX International Scientific and Practical Conference, Ufa, May 30-31, 2023. Ufa: Ufa University of Science and Technology Publ.; 2023. p. 423– 427. (In Russ.) EDN: FEMWCO
- Spekkink W, Rödl M, Charter M. Repair Cafés and Precious Plastic as translocal networks for the circular economy. Journal of Cleaner Production. 2022;380(part 2):135125. https://doi.org/10.1016/j.jclepro.2022.135125 EDN: EEQABF
- Spekkink W, Rödl M, Charter M. Global survey of precious plastic projects: a summary of findings. University for the Creative Arts; 2020. Available from: https://research.uca.ac.uk/5685/1/PP_Report_Final_2020-07-04.pdf (accessed: 27.04.2025).
Supplementary files










