Уровень стрессоустойчивости и функционального состояния сердечно-сосудистой системы первокурсников в период экзаменационной сессии

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Представлено эмпирическое исследование состояния сердечно-сосудистой системы и уровня стрессоустойчивости первокурсников разных факультетов (экологического, инженерного, филологического) и специальностей в период экзаменационной сессии. Исследовательская выборка составила 122 человека. Исследования проводились в межсессионный период и во время экзаменационной сессии. Показано, что в межсессионный период при небольших стрессовых воздействиях у большинства испытуемых показатели гемодинамики находятся в пределах нормативных величин и свидетельствуют о достаточных функциональных возможностях организма. Выявлена зависимость между уровнем личностной тревожности студентов и характером их реактивности на экзаменационный стресс. В этот период адаптационный потенциал показывает напряжение механизмов адаптации в стрессовой ситуации у первокурсников с высоким уровнем личностной тревожности и адекватный уровень адаптационного процесса у испытуемых со средней и низкой личностной тревожностью.

Об авторах

Мария Юрьевна Питкевич

Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова

Email: asklepiya@gmail.com
Факультет психологии

Список литературы

  1. Анцыферова Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита // Психол. журн. — 1994. — № 1. — С. 3—18.
  2. Аракелов Г.Г., Глебов В.В. Диагностика механизмов дистресса // Тезисы международной научно-практической конференции студентов и аспирантов «Психология 21 века» / Под ред. В.Б. Чеснокова. — СПб., 2002. — С. 61—63.
  3. Аракелов Г.Г., Глебов В.В. Корреляционная связь между вегетативными показателями стресса и личностными особенностями испытуемых, находящихся в зоне пограничных расстройств // Материалы II Международного междисциплинарного конгресса «Нейронаука для медицины и психологии». — Судак, 2006. — С. 47.
  4. Аракелов Г.Г., Аршинова В.В., Глебов В.В. Психосоциальная устойчивость // Материалы научно-практической конференции «Прикладная психология как ресурс социально-экономического развития современной России». — М.: МГУ, 2005. — С. 23.
  5. Аракелов Г.Г., Глебов В.В. Вегетативные составляющие стресса и личностные особенности пациентов, страдающих пограничными расстройствами // Психологический журнал. — 2005. — Т. 26. — № 5. — С. 35—46.
  6. Баевский Р.М., Берсенева А.П. Оценка адаптивных возможностей и риск развития заболеваний. — М.: Медицина, 1997.
  7. Бодров В.А. Психологический стресс: развитие и преодоление. — М.: ПЕР СЭ, 2006.
  8. Варданян Б.Х. Механизмы регуляции эмоциональной устойчивости // Категории, принципы и методы психологии. Психические процессы. — М., 1983. — С. 542—543.
  9. Глебов В.В., Аракелов Г.Г. Адаптация биологических систем к естественным и экстремальным факторам среды: Материалы ΙV международной науч.-практич. конф. — Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2012. — С. 163—165.
  10. Ильин E.П. Психология индивидуальных различий. — СПб.: Питер, 2004.
  11. Китаев-Смык Л.А. Психология стресса. — М.: Наука, 1983.
  12. Понедельченко Т.В. Изучение факторов, влияющих на стрессоустойчивости студентов творческих специальностей // Культурная жизнь Юга России. — 2009. — № 5. — C. 126—128.
  13. Селье Г. Стресс без дистресса. — М., 1999.
  14. Сидтиков Ф.Г., Шайхелисламова М.В., Валеев И.Р. Влияние учебной нагрузки и условий производства на функциональное состояние симпатоадреналовой системы и показатели регуляции сердечного ритма у девушек 17—18-летнего возраста // Физиология человека. — 2001. — Т. 27. — № 5. — С. 60.
  15. Субботин С.В. Устойчивость к психическому стрессу как характеристики метаиндивидуальности учителя: Дисс.. канд. психол. наук. — Пермь, 1992.
  16. Судаков К.В. Индивидуальная устойчивость к эмоциональному стрессу. — М.: Горизонт, 1998.
  17. Щербатых Ю.В. Связь особенностей личности студентов-медиков с активностью вегетативной нервной системы // Психологический журнал. — 2002. — № 1. — С. 118—122.
  18. Щербатых Ю.В. Влияние показателей высшей нервной деятельности студентов на характер протекания экзаменационного стресса // Журнал ВНД им. И. Павлова. — 2000. — № 6. — С. 959—963.
  19. Юматов Е.А., Кузьменко В.А., Бадиков В.И. и др. Экзаменационный эмоциональный стресс у студентов // Физиология человека. — 2001. — Т. 27. — № 2. — С. 104—111.
  20. Kérdö I. Ein aus Daten der Blutzirkulation kalkulierter Index zur Beurteilung der vegetativen Tonuslage // Acta neurovegetativa. — 1966. — Bd. 29. — № 2. — S. 250—268.
  21. Kobasa S. Commitment and coping in stress resistance among lawyers // J. of Personality an Social Psychology. — 1982. — Vol. 42. — P. 707—717.

© Питкевич М.Ю., 2014

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах