EGYPT AND RUSSIA - PROSPECTS FOR COOPERATION UNDER PRESIDENT ABDEL FATTAH EL-SISI

Abstract


In this article the author examines the dynamics of the evolution of the Egyptian policies following the "Arab Spring Revolutions" of 2011 especially after the inauguration of Egyptian President Abdel Fattah Al-Sisi and the new trends of the Egyptian Policies in both the domestic and the international Affairs. As the main focus of this article will be the special nature of the bilateral co-operation between both countries and the prospects of its development in the key areas. Over the past years, Egypt proved to be one of the biggest trade and economic partner of Russia in the Middle East. About 100 of vital industrial projects were built in Egypt with the assistance of the Soviet Union, as these projects nowadays play an important role in the Egyptian economy. The Russian-Egyptian relations have reached a qualitatively new level, establishing an active political dialogue at all levels including the contacts on the Presidential Level which led to the bilateral governmental agreements concerning a number of major projects including the modernization of the projects that were built by the assistance of USSR expertise, including the Aswan Hydropower stations, the creation of special industrial zones for production of Russian agricultural machinery and equipment’s for the Middle East and North Africa Countries on the Egyptian Land, increasing the grain deliveries to Egypt including wheat, delivery of liquefied natural gas by "Gazprom", construction and operation of the first nuclear power plant by the State Corporation "Rosatom" in northern Egypt.

Введение. Россия и Египет неразрывно связаны комплексом политических и экономических отношений, а также различными гуманитарными связями, которые глубоко укоренились в истории. Египет был и остается одной из самых влиятельных и сильных держав на Ближнем Востоке, а также знаковым государством для поддержания региональной безопасности. Настоящий период с 2014-2016 гг. является важным этапом во внешней политике России и Египта, что обуславливает необходимость обращения к данной теме. В задачу статьи входит рассмотрение особенностей внешней и внутренней политики Президента Египта Абдель Фаттах Аль-Сиси с начала его правления с целью определить специфику развития сотрудничества Египта и России по ключевым направлениям. При написании статьи использован комплекс методов, основным из которых являлся системный, с помощью которого задача статьи рассматривалась в единстве и целостности, как составная часть общей системы международных отношений. Системный подход позволил раскрыть задачу как составную часть иных уровней, в частности, глобального и международно-ситуационного. Между тем региональный уровень рассматривается как объект двусторонних отношений между Россией и Египтом. В качестве исследования использовался и индуктивный метод, позволяющий выявить закономерности российско-египетских отношений, а также сравнительный метод, с помощью которого можно обосновать российско-египетские взаимодействия в сравнительном ракурсе. Источники, в которых рассматриваются особенности развития отношений Египта и России, представлены периодическими изданиями и официальными правительственными интернет-сайтами. С учетом того, какую важную роль играет Египет в системе международных отношений в регионе Арабского Востока и его особой значимости для внешней политики Российской Федерации, проблемы развития российско-египетских отношений остаются в центре внимания таких авторов, как В.В. Наумкин [1, с. 15-80], В.А. Кузнецов и В.В. Попов [2, с. 204-221, 580-589], В.П. Юрченко [3, с. 48-65], В.Е. Титоренко [4, с.72-90], И.О. Абрамова [5, с. 210-220], А.А. Ткаченко [6, с. 115-120], А.О. Филоник [7, с. 224-232], А.А Емельянов [8, с. 127-138] и др. Исследование проблемы. После свержения Хосни Мубарака[92] Египет испытывал значительные проблемы, связанные с противостоянием различных социально-политических сил, поскольку разобщенность и враждебность между ними в этот период были особенно интенсивными. Отсутствие антикризисного механизма, многопартийности и харизматических лидеров, которые бы являлись авторитетными как в политических кругах, так и были бы понятными для масс, также сыграло свою роль в событиях «арабской весны» 2011 г., в основе которых лежали как социальные факторы (неспособность власти предоставить достаточное для растущего населения количество рабочих мест и как следствие - рост уровня бедности)[93], так и протесты демократических слоев населения против экономического застоя. На этом фоне в 2011 г. партия «Братья-мусульмане»[94] выделялась в противовес действующей армии как одна из сильнейших и влиятельных в египетском обществе. Но Братству не удалось решить социальные проблемы Египта и найти политических союзников внутри страны. Они стали устанавливать контроль над средствами массовой информации, назначенными губернаторами, которые были связаны с радикальной группировкой Аль-Джамаа аль-Исламия, обязали армию представить доклады об их расходах и вступили в конфликт с монархиями Персидского залива, в частности с Саудовской Аравией. Что касается отношений с Россией в этот период, то в ходе визита в 2013 г. в РФ Президент Египта Мухаммед Мурси заявлял не только об экономическом сотрудничестве, но и о том, что «активно стремится и хочет создать реальный союз с Российской Федерацией в политической сфере»[95]. Но спустя три месяца Мухаммед Мурси был отстранен от власти военными, а новый Президент Египта, избранный в 2014 г., Абдель Фаттах Аль-Сиси, пообещал сделать все для того, чтобы привести страну к стабильности и завершить раскол. Сразу после свержения Мурси ОАЭ, Саудовская Аравия и Кувейт заявили о предоставлении финансовой помощи официальному Каиру в размере 12 млрд долл., которой новой власти должно было хватить на весь переходный период [9, с. 14-20]. Финансовая поддержка посодействовала восстановлению экономики Египта, что подтверждают макроэкономические показатели за 2014 г.[96] Аль-Сиси с самого начала своего правления позиционировал себя как преемник Г.А. Насера[97], который фактически создал современный Египет и вывел страну в лидеры арабского мира. Г.А. Насер являлся активным сторонником арабского единства и много делал для объединения двух десятков арабских государств в федерацию. Он являлся приверженцем арабского социализма и антиимпериалистом, а на посту президента старался выводить отношения Египта и СССР на новый уровень, особенно после того, как США на время заморозили военную помощь Египту. После прихода к власти Аль-Сиси США осудили военный переворот, считая легитимным главой Египта отстраненного от власти М. Мурси [10]. И поскольку у Аль-Сиси сразу не получилось наладить отношения на выгодных для Каира условиях с США, Аль-Сиси предпочел сближение с Россией, оказывающей поддержку в его действиях во внутренней политике и в особенности в борьбе с терроризмом [11]. Заинтересованность РФ в сотрудничестве с АРЕ предопределяется весом этой страны на Арабском Востоке, в мусульманском мире и в Африке в целом. В Москве внимательно отслеживают линию Каира в международных делах и считаются с занимаемой им позицией, а в Каире, в свою очередь, рассматривают Россию как великую державу, способную оказывать немалое влияние на происходящее на Ближнем Востоке [12, с. 123]. В этот период российско-египетские отношения переживают период подъема. Взаимодействие по целому ряду направлений заметно активизировалось, особенно это стало очевидно в ходе серии переговоров между министрами обороны и иностранных дел стран в формате «2 + 2» в ноябре 2013 г. и в феврале 2014 г., где было принято решение ускорить подготовку документов по военно-техническому сотрудничеству. В марте 2014 г. возобновила работу совместная российско-египетская комиссия по торговому, экономическому и научно-техническому сотрудничеству. Товарооборот между Россией и Египтом возрос за 2014 г. на 86% по сравнению 2013 г. Россия - основной поставщик пшеницы на египетский рынок и обеспечивает 40% потребностей страны в этом продукте[98]. За первую половину 2015 г. поставки выросли больше, чем на 8%, в связи с чем обсуждались возможности создания на египетской территории объектов зерновой инфраструктуры[99]. В августе 2014 г. Россия стала первой страной за пределами арабского мира, которую Аль-Сиси посетил в качестве президента Египта, что подтвердило его заинтересованность в проведении самостоятельной политики, укреплении страны и лидирующих позиций в арабском мире [13]. Наряду с этим в Египте ведут работу более 400 российских компаний, идет подготовка создания совместного египетско-российско-эмиратского инвестиционного фонда, что должно способствовать еще более плотному инвестиционному сотрудничеству. В планах - участие России в разработке объектов в зоне второго русла Суэцкого канала, создание совместной промышленной зоны и перспектива создания зоны свободной торговли между Евразийским экономическим союзом (ЕАЭС) и Египтом. Также идет активное сотрудничество двух стран в энергетической сфере: в августе 2015 г. между Томским государственным университетом России и Российским университетом Каира подписывается соглашение о совместной программе подготовки египетских студентов в области атомной энергетики, которая имеет особое значение в свете согласования реализации крупнейшего проекта по созданию в Египте по российским технологиям первой АЭС из 4 блоков мощностью 1200 МВт каждый в районе «Эд-Дабаа». По сообщению РИА, «впервые в мире эта атомная станция будет объединена с блоками по опреснению воды, что весьма актуально для Египта. Россия готова не только построить АЭС, но и поставлять топливо, разрабатывать нормативную базу и обучать специалистов»[100]. 27 августа 2015 г. компания Роснефть заявила о том, что с египетской компанией EGAS было заключено генеральное соглашение о поставках сжиженного газа в Египет, что «знаменует выход компании на мировой рынок трейдинга СПГ»[101], а также потенциально означает получение доступа к египетскому рынку газа. На фоне тесного экономического сотрудничества очевидна близость подходов Москвы и Каира по региональным проблемам безопасности, в частности - по вопросу противостояния боевикам Исламского Государства[102] (ИГ), которые бросают вызов Египту как со стороны границ с Ливией, так и на Синайском полуострове. Россия и Египет имеют схожую позицию в направлениях, связанных с борьбой с терроризмом, среди которых важность поддержки роли ООН и международной легитимности в борьбе с террористическими преступлениями и связанными с ними группировками. Страны на постоянной основе сотрудничают в области противодействия международному терроризму, борьбы с экстремизмом, который распространяется через социальные сети, устранения источников финансирования террористических группировок, усиления взаимодействия по борьбе с иностранными террористами как в зонах вооруженных конфликтов, так и после их возвращения на родину. Президент Египта Абдель Фаттах Аль-Сиси объявил о поддержке инициативы Президента РФ В. Путина по созданию региональной контртеррористической коалиции и широкого фронта по борьбе с ИГ при участии Дамаска. После начала Россией антитеррористической операции в Сирии Египет был одной из первых стран, которые выразили поддержку российской стороне и надежду на то, что российская операция ограничит распространение терроризма и поможет нанести поражение «Исламскому государству». Однако не следует рассматривать достигнутые успехи как «возвращение Москвой Египта» или «потерю Каира Вашингтоном», поскольку Египет не выбирает между Россией и США, а сотрудничает со всеми, кто может быть полезным для восстановления страны. Примером тому послужил визит Госсекретаря Джона Керри в г. Каир, который означал возобновление стратегического диалога между Египтом и США[103]. По словам госсекретаря США, «Вашингтон продолжит подготовку египетской армии и ее оснащение на самом высоком уровне», из чего следует, что в сфере внешнеторговых связей Россия, к сожалению, может рассчитывать только на продажу Египту отдельных партий техники («Антей-2500», вертолеты Ка-52, вертолетоносцы класса «Мистраль» и пр.). Также активизировалась и инвестиционная активность американцев в Египте: за прошлый год доля инвестиций из США составила одну пятую от общего объема инвестиций из-за рубежа. Между тем Вашингтон не перестает напоминать Египту о реализации политических и демократических преобразований, поскольку это является неотъемлемым компонентом борьбы с терроризмом, в которую Египет активно вовлечен. Египет впервые за долгие годы сконцентрирован, в первую очередь, на решении внутренних проблем и преодолении экономического, социального и политического кризиса. Реализуемые внешнеполитические акции, такие, как посредничество между движением Хамас и Израилем, борьба с ИГ и действия египетской армии на ливийской границе - все эти действия осуществляются с оглядкой на национальные интересы - восстановление стабильности и стимулирование роста экономики страны. Текущую экономическую и политическую ситуацию в Египте все еще сложно назвать стабильной. На фоне значительного прогресса все еще остается нерешенным ряд актуальных вопросов. Хотя администрации Президента Аль-Сиси удалось улучшить ряд экономических показателей Египта, ВВП составил в 2014 г. 284,9 млрд долларов США, в 2015 г. рост в районе 13,8%[104], но нет никакой гарантии того, что экономика будет в состоянии поддерживать такой темп в первом квартале 2016 г. в немалой степени из-за падения цен на нефть. Каковы наиболее важные ресурсы и проблемы Египта, если смотреть на них в контексте отношений с Россией? С точки зрения ресурсов возможности для развития российско-египетских отношений весьма ограничены. Египет не особенно заинтересован в главном российском экспорте - углеводорода, поскольку он имеет свои запасы нефти и в любом случае может импортировать нефть на гораздо более выгодных условиях. Двустороннее военное сотрудничество также скудное, т.к. ограничивающим фактором является высокий уровень взаимодействия между египетскими военными и США, а также в виде конкуренции со стороны Китая, который поставляет примерно ту же продукцию, что и Россия, только по более низким ценам [14, с. 170-173]. Но, несмотря на это, конкурентоспособность России в сфере ВВС и ПВО на достаточно высоком уровне. «Продажа оружия - представляет собою с русской точки зрения средство восстановления определенного дипломатического и политического влияния в зоне, имеющей во многих отношениях жизненно важное значение для России» [15, c. 26], а, опираясь на уровень военно-технического сотрудничества времен правления Хосни Мубарака, этот уровень можно поддерживать и повышать. Кроме этого, необходимость модернизации находящихся на вооружении самолетов, в частности Миг-21, а также танкового парка открывают перспективное направление для сотрудничества [16, с. 188-189]. Но, даже несмотря на мировой кризис 2008 г., который привел Египет к резкому сокращению экспорта, притока инвестиций, дохода, получаемого от туристического бизнеса, и как следствие к снижению числа иммигрантов и иностранных рабочих [17, с. 96], а также событий «арабской весны», двусторонний товарооборот между Россией и Египтом стабильно рос и по итогам 2014 г. составлял 5,5 млрд долл., что почти в 2 раза выше аналогичного показателя 2013 г.[105] Правда, в первой половине 2015 г. курсовая разница и неблагоприятная конъюнктура немного снизила товарооборот между странами. Около 90% поставок из Египта в Россию традиционно составила сельскохозяйственная продукция (фрукты и овощи), а Египет, в свою очередь, стал крупнейшим рынком сбыта российской пшеницы (до 30% всего российского экспорта этого товара)[106]. В августе 2014 г., в ходе визита в РФ Президента Египта Аль-Сиси и министра промышленности, торговли и инвестиций Египта Мунира Фахри Абдель Нура, состоялись переговоры об увеличении поставок зерна до 5-5,5 млн. т [107] и выводе товарооборота на уровень 10 млрд долл. [18]. Официально Россия и Египет закрепили эту новую и улучшенную фазу двустороннего сотрудничества подписанием трех соглашений от 10 февраля 2015 г. во время визита Президента В. Путина в Египет[108], включая подписание «Соглашения о разработке проекта по строительству атомных электростанций», «Меморандума о взаимопонимании по привлечению инвестиций и участия в строительстве объектов в Египте» и «Меморандума о взаимопонимании по развитию инвестиционного сотрудничества». Особенное значение среди подписанных документов имеет соглашение по атомной энергетике, которое выходит за рамки строительства атомных электростанций и, по словам Президента В. Путина, «практически создает новую ядерную энергетическую промышленность Египта»[109]. Российская корпорация Росатом выразила готовность строить четыре блока атомной электростанции в северном Египте, используя прогрессивные технологии, включая реализацию полного спектра мероприятий, касающихся строительства завода, а также обучения персонала и развития научной базы[110]. В сфере инвестиционного сотрудничества приоритетными направлениями в развитии являются транспортная инфраструктура, машиностроение и химическая промышленность, а также сотрудничество в области нефти и газа - совместное участие в международных и региональных проектах, разработка нефтяных и газовых месторождений в Египте, модернизация крупных промышленных объектов, построенных еще при содействии СССР, таких, как, например, Асуанская плотина; наконец, в области развития телекоммуникационной сферы (прежде всего включение Египта в использование и развитие навигационной системы GLONASS). Между главами государств достигнута договоренность о расширении возможностей для малого и среднего бизнеса, создании зоны свободной торговли между Египтом и Евразийским таможенным союзом (России, Белоруссии и Казахстана)[111], развитии российских промышленных зон в регионе Суэцкого канала, цель которых заключается в увеличении объема торговли и содействии российского экспорта в странах Ближнего Востока и Северной Африки. Выводы. На протяжении многих лет Египет традиционно является одним из ведущих торгово-экономических партнеров России на Ближнем Востоке. При содействии СССР в Египте построено около ста промышленных объектов, которые и в настоящее время играют важную роль в египетской экономике. За последние годы российско-египетские отношения вышли на качественно новый уровень. Между странами идет активный политический диалог и в перспективе много интересных проектов - модернизация крупных объектов, построенных с помощью специалистов СССР, поставки Газпромом природного сжиженного газа, увеличение объемов экспорта зерна в Египет, создание особой промышленной зоны для производства на территории Египта продукции российского сельхозмашиностроения для стран Ближнего Востока и Северной Африки, участие Госкорпорации «Росатом» в строительстве атомной электростанции в северном Египте. Российско-египетские отношения имеют огромный потенциал для развития, поскольку Египет является перспективным рынком для российских товаров, в том числе и сельскохозяйственной продукции. Санкции на импорт европейских товаров привели в свою очередь к увеличению потока египетских сельскохозяйственных товаров в Россию, и в контексте поворота геополитических интересов России на Востоке Египет становится еще более привлекательным деловым партнером для России. Со стороны Египта в ближайшие годы сохранится интерес к сельскохозяйственной продукции, российским инвестициям, технологиям возведения крупных объектов инфраструктуры, в том числе в атомной области, а также сотрудничеству в военно-технической отрасли.

Saad Ibrahim Khalaf

Peoples’ Friendship University of Russia

Email: saadsayed@yandex.ru
Mikluho-Maklay St., 10-2, room 302, Moscow, Russia, 117198

Views

Abstract - 30402

PDF (Russian) - 120


Copyright (c) 2016 Халаф С.И.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.