FAIRS AS THE MECHANISM OF CULTURAL INTEGRATION IN MULTIETHNIC REGIONS: THE CASE OF FAIRS OF MIDDLE VOLGA IN THE 19TH CENTURY

Abstract


This article is a historical-cultural analysis of the role of fairs in the processes of cultural interaction in multi-ethnic regions in the 19th century as exemplified by the Middle Volga region. The article is based on a body of sources, which describe the local fairs, including reference books, statistical and economic data for the provinces of the Middle Volga and documents of ‘Economic notes to the general surveying of 1766-1861s’ stored at the Russian State Archive of Ancient Acts (RGADA). The author used historical cultural and methodological approaches, which enabled to estimate fairs as a cultural phenomenon and consider fair trade of the Middle Volga region in a historical perspective, to identify its genesis, and patterns of development in the history of the region. The analysis showed that the fairs served as a mechanism for cultural integration of the peoples of the Middle Volga region in the 19th century. As a part of everyday life, fairs were not only the leading form of trade and form of marketing communications on the basis of personal contacts in the Middle Volga in the 19th century, but also a major cultural phenomenon, a place where different social, professional and ethnic interactions were reflected in the real forms of everyday culture. The peoples of the region closely associated with the central provinces of Russia and with each other through fairs, which played the role of ethno-cultural integration mechanism and the transmission of values and forms of traditional culture in the Middle Volga. The economic and cultural ties between the inhabitants of the region, with a variety of beliefs, customs, habits and needs, expressed in the forms of fair trade, resulted in more homogeneous forms of economic activity, the spread in the daily use of the population of similar features of material and spiritual culture.

Введение. Традиционная культура в настоящее время остается действующим фактором, преобразующим и обогащающим современную культуру. Выявление взаимосвязи прошлого и настоящего народов Среднего Поволжья[28] дает новые возможности для решения современных проблем региона, а анализ этих процессов позволяет понять особенности различных явлений региональной культуры в динамике, предоставляет богатый материал для всестороннего осмысления отечественной истории с целью адаптации к глобальным вызовам XXI столетия. В этих условиях культурный опыт взаимодействия народов Среднего Поволжья может стать одним из источников формирования новой повседневности. Задача статьи заключается в изучении ярмарок Среднего Поволжья XIX в. через призму методов историко-культурологического исследования с целью выявления механизмов культурной интеграции народов Среднего Поволжья, их взаимодействия в пределах определенной историко-географической целостности, а также осмысления возможности сохранения этнического наследия. Нижеприведенный текст основан на источниках, в которых дается характеристика отечественных ярмарок, в том числе справочного характера, статистико-экономических сведениях по губерниям Среднего Поволжья и документах фонда 1355 (Экономические примечания к генеральному межеванию 1766-1861 гг.) Российского государственного архива древних актов (РГАДА). В ходе исследования использовались культурологический и исторический методологические подходы, позволившие, в первом случае, оценить ярмарки как явление культуры, а во втором - рассмотреть ярмарочную торговлю Среднего Поволжья XIX в. в исторической перспективе, выявить ее генезис, закономерности развития и место в истории региона. Начало изучения российских ярмарок связано с именем М.Д. Чулкова [9], разделившего понятия «базар» и «ярмарка», а также с именами В.И. Денисова [10] и И. Канделаки [14], обративших внимание на региональные аспекты ярмарочной торговли. Из работ, опубликованных в советский период, необходимо отметить монографию Б.Н. Миронова, в которой отмечалась важная роль ярмарок в становлении всероссийского внутреннего рынка [7]. На данный момент богатый фактический материал по исследуемой проблеме содержат публикации, в которых анализируются социокультурные [1, 2, 3] и экономические [4, 16] аспекты ярмарочной торговли. Однако, при всей глубине упомянутых научных работ, рассматриваемая тема не получила в них своего всестороннего освещения. Исследование проблемы. На Средней Волге торговые отношения возникли достаточно рано. В домонгольский период крупный торговый центр, где совершались торговые контакты северных областей Руси с арабским миром, располагался в районе города Булгар, столицы государства древних Булгар - Волжской Булгарии [5, с. 161]. С середины 1440-х гг. статус лидера торговли на Волге и роль посредника в торговом обмене между Европой и Азией приобретает Казань [6, с. 146]. В XVI в. многочисленные ярмарки возникают и в других населенных пунктах Среднего Поволжья. В XIX в. их рост был особенно заметен.[29] Ярмарочный характер торговля в Среднем Поволжье, как, впрочем, и по всей России, приобрела из-за больших расстояний между населенными пунктами, недостаточной безопасности и плохого качества дорог,[30] что вынуждало торговцев перевозить свои товары лишь в благоприятное время года и складировать их в определенных пунктах. Другая причина заключалась в том, что средневолжские купцы, в силу незначительности своих капиталов, не могли закупать большое количество товаров для постоянной лавочной торговли. В связи с этим возникала «…необходимость значительных ярмарок, куда съезжались бы временно иногородние купцы и свозили бы в достаточном количестве предметы»[31], важные для населения региона. Ярмарки подразделялись по виду товаров на «широкие», с богатым ассортиментом, и узкоспециальные - конные, лесные, ремесленно-мануфактурные [7, с. 48-49]. Время проведения ярмарок обычно было приурочено к церковным праздникам. В Казанской губернии ярмарки, в основном, проходили в уездных городах, таких как Спасск, Тетюши, Царевококшайск, Свияжск, Цивильск, Чистополь и Ядрин. Основными предметами торговли, вывозимыми из Казанской губернии, были хлеб всех видов, лес, хмель, мыло, сало, воск, мед, пушные товары и кожи. Транзитом из южных губерний (в основном из Оренбургской) следовал скот[32]. В самой Казани действовала только одна ярмарка. Она проходила во время весенних разливов с мая по июнь на правом берегу реки Булак. Ярмарка получила название «биржи», или «весенней биржи»[33]. На ярмарке торговали оптом и в розницу разнообразной посудой, галантерейными, кустарными товарами и екатеринбургскими каменными изделиями [8, с. 31]. В Симбирской губернии, по данным на 1834 г., было 16 ярмарок[34]. В 1868 г. в губернии насчитывалось уже 82 ярмарки.[35] Основными товарами, которые экспортировала губерния, были зерновой хлеб, лошади и сукно. В самом Симбирске действовали три ярмарки: Казанская, Ивана Постного и Сборная [9, с. 177][36]. Самой важной была Сборная ярмарка, которая открывалась на Масленицу и шла всю первую (так называемую сборную) и вторую недели Великого поста, отсюда и получила свое название. В 1864 г. Симбирская Сборная выходит на 4-е место среди ярмарок Российской империи [10, с. 5]. По торговле лошадьми Симбирская Сборная ярмарка считалась самой крупной во всем Поволжье и Закамье.[37] Второй по значимости в Симбирской губернии была Троицкая ярмарка в уездном городе Карсу́н (в прошлом Корсун). Через Карсунскую ярмарку шли транзитом азиатские товары на Макарьевскую ярмарку. Здесь же Симбирские купцы заготовляли товар для Сборной ярмарки. На ярмарку приезжали купцы как из российских городов, так и из Малороссии и с Кавказа [9, с. 93-94]. В уездном городе Сызрань Симбирской губернии действовали четыре ярмарки: Сборная, Казанская[38] Вознесенская и Крещенская, считавшаяся самой крупной[39]. В 1861 г. по торговому обороту она выходит на 3 место в губернии после Симбирской Сборной и Карсунской Троицкой ярмарок[40]. Предметом внешней торговли на Сызранских ярмарках, главным образом, были зерновые культуры и продукты их переработки. Особенно ценилось сызранское пшено[41], за которым приезжали купцы не только из соседних губерний, но и из Казанской и Нижегородской. Из Уральска везли рыбу, икру и пригоняли лошадей. Особенно много уральских казаков приезжало на так называемую «Батрацкую ярмарку», которая проводилась зимой напротив Сызрани, на другом берегу Волги [11, с. 185]. Вторая «Батрацкая ярмарка» проходила летом, по-другому ее называли «калмыцкой меной», потому что сюда на летние кочевья приходили калмыки. В уездном городе Буинск Симбирской губернии на Покровскую ярмарку пригоняли табуны киргизы из Томской, Тобольской губерний и из города Петропавловск Акмо́линской области Северного Казахстана [10, с. 56-57]. Согласно ведомости торговых оборотов 1853 г., в Самарской губернии (осн. в 1851 г.) насчитывалось 108 ярмарок, а в 1899 г. - уже 258 [4, с. 17]. Основными товарами, которые вывозились из Самарской губернии, были хлеб, сало, скот, табак (из немецких колоний). Транзитом через Самару везли соль (с Илецкой защиты и с Эльтонского озера), рыбу (из Уральска) и всевозможные восточные товары из Бухары, Ташкента, Хивы[42]. В самой Самаре во второй половине XIX в. действовали три крупные ярмарки: летняя Казанская[43], осенняя Воздвиженская (или Крестовоздвиженская), самая крупная по объему товарооборота в 1860-е гг., и Сборная, еще называемая «зимней». Несмотря на то, что на ней торговали зерном, текстилем, предметами сельскохозяйственного обихода и скотом, главным предметом торга тоже были лошади, которых регулярно поставляли в большом количестве башкиры и киргизы, а также купцы из Уральска [9, с. 169]. Ярмарки проходили и в других уездных городах: Бугульма[44]; Новый Узень (позднее Новоузенск) [10, с. 125] (где главными покупателями являлись киргизы, которые приобретали товары на деньги, вырученные от продажи скота [12, с. 7]); Бузулук, на которой торговали, помимо товаров общего потребления, лошадьми, пригоняемыми из Башкирии и Сибири[45] и Ставрополь][46]. В Саратовской губернии в первой половине XIX в. насчитывалось, по разным данным, от 63 [13, с. 135], до 87 различных ярмарок[47]. В начале XX в. в Саратовской губернии были открыты уже 263 ярмарки [14, с. 21]. В самом Саратове действовали три ярмарки: Казанская, Никольская[48] и Введенская [13, с. 28].[49] Довольно крупных размеров достигала ярмарочная торговля и в уездных городах Саратовской губернии - Волгск (ныне Вольск)[50], Аткарск[51], Кузнецк (с 1939 г. в составе Пензенской области)[52] и Петровск. Ярмарки в Петровске, Казанская и Преображенская, собирали народа иногда больше, чем Никольская ярмарка в Саратове[53]. С развитием капиталистических отношений во второй половине XIX в. ярмарочный торг в регионе постепенно заменяется постоянной торговлей в магазинах и лавках[54]. Тем не менее, сельские жители, не имевшие возможности регулярно обслуживаться в пунктах постоянной торговли, продолжали приобретать товары на ярмарках и базарах. Также ярмарки создавали новые рабочие места и были существенным источником дополнительного заработка для местного населения, подрабатывающего на погрузочно-разгрузочных работах и извозом. В целом, ярмарки еще оставались жизнеспособным институтом и важным атрибутом культурной жизни региона вплоть до начала XX в.; менялся лишь характер торговли. В рассматриваемый период получают развитие социально-культурные функции ярмарок, ранее считавшиеся дополнительными, такие как идеологическая, коммуникативная, познавательная, информационная. Информационная функция выражалась через обмен социальным опытом в различных областях хозяйственной и культурной деятельности (воспитание, просвещение, традиции, обряды, ритуалы, ремесленное мастерство). Наблюдается изменение характера некоторых ярмарок в сторону преобладания культурно-развлекательных составляющих. Повышается роль так называемого «игрового элемента торга» [1, с. 16]. Ярмарки все более выступают в роли местного праздника, объединяющего население общим действием и настроением. В ярмарочные дни было «принято веселиться и гулять»[55]. Необходимо заметить, что, будучи одними из важнейших событий в жизни региона, ярмарки всегда выступали в роли культурно-развлекательного центра и источника информации. Торги-ярмарки являлись местом, где делались всевозможные объявления о поиске пропавших вещей, людей или животных. Ярмарка - посещаемое множеством народа место, поэтому на ней любое объявление быстро распространялось [15, с. 46, прим. 40]. На ярмарке не только происходила торговля товарами, но собирались народные собрания. Люди приезжали на ярмарки из разных городов, привозили новые товары, принимали заказы на товары и обменивались новостями [16, с. 37]. На ярмарках развивалось народное изобразительное искусство (наиболее ярко выразившееся в лубочных картинках), реклама, как живописная, так и вербальная (зазывы) [17, с. 127-146]. На ярмарках девушки, гуляя группами, в праздничных нарядах, высматривали себе женихов и покупки в приданое[56]. Поскольку ярмарки часто были приурочены к праздникам, то на них принято было веселиться, устраивать всевозможные представления, балаганы [2], в которых паясничали, играли в азартные игры и выпивали[57]. Большой популярностью на ярмарках пользовались карусели, выступления цирковых артистов. Отдельной статьей ярмарочного торга выступали всевозможные игрушки, изделия кустарных промыслов (ложки, посуда, прялки), выполненные в традициях народов, проживающих в регионе, а также переселенцев из других губерний. Эти традиции, переплетаясь друг с другом, находили выражение в оригинальных изделиях повседневного быта, в форме и цветовом решении которых можно прочитать определенные черты, характерные для средневолжского региона [18]. Ярмарки играли важную роль в деятельности профессиональных сообществ. На ярмарках Среднего Поволжья проводились всевозможные соревнования ремесленников[58], и каждый мастер, безусловно, привносил в свое изделие черты местного колорита. Формирование русского населения Среднего Поволжья происходило на протяжении XVI-XIX вв. за счет внутренней миграции[59]. Среднее Поволжье осваивалось выходцами из многих губерний России, которые приносили и собственные приемы ведения хозяйства, обычаи и традиции, что способствовало культурному взаимодействию и взаимовлиянию, типизации элементов и форм повседневности народов Среднего Поволжья - мордвы, татар, чувашей, марийцев[60]. Например, историк-краевед С.М. Михайлов в заметке «Покровская ярмарка в Козьмодемьянском уезде», говоря о немаловажной пользе ярмарки, отмечал, что благодаря ярмаркам марийцы (черемисы) перенимают нравы и обычаи русских. Например, начали праздновать праздник Покрова наравне с местными жителями, торговать мелочными товарами, мылом и другими русскими изделиями, стали одеваться как русские сельские торговцы [17]. Выводы. Таким образом, ярмарки как часть повседневности были не только ведущей формой торговли и формой маркетинговой коммуникации на основе личного контакта в Среднем Поволжье в XIX в., но также крупным культурным явлением, культурной акцией, местом, где различные социальные, профессиональные и этнические взаимодействия находили выражение в реальных формах повседневной культуры. Народы региона были тесно связаны с центральными губерниями России и друг с другом через ярмарки, которые исполняли роль механизма этнокультурной интеграции и передачи ценностей и форм традиционной культуры в Среднем Поволжье. Экономические и культурные связи между жителями региона, с разнообразными верованиями, обычаями, привычками и потребностями, выраженные в формах ярмарочной торговли, привели к выработке более однородных форм хозяйственной деятельности, распространению в повседневном обиходе населения сходных черт материальной и духовной культуры. На ярмарках происходили процессы «…закрепления и стимулирования универсальных форм и способов жизнедеятельности человека и общества, утверждения наиболее приемлемых … средств оптимизации коллективной жизни людей» [3, с. 10]. Ярмарки были местом, где при помощи культурных или религиозных торжеств посетитель мог на короткий промежуток времени противопоставить себя повседневности [2]. Иными словами, ярмарки - это организованное при помощи правил, законов и обычаев действо, отмечаемое в культурной или религиозной традиции как праздник. В заключение следует отметить, что ярмарочная торговля в Среднем Поволжье в XIX в. соответствовала интересам населения и была обусловлена требованиями времени, а социально-культурные функции ярмарок являются важным культурным наследием в регионе, достойным возрождения и сохранения. Ярмарки служили «…зеркалом, в котором в значительной степени отражалась… культурно-экономическая действительность» [14, с. 1]. Будучи интернациональными по своей природе, ярмарки помогают людям лучше понимать друг друга, укрепляют взаимопонимание между народами. Имея глубокие исторические традиции, они и по сей день не теряют своей актуальности.

Vladimir Aleksandrovich Krasnoshchyokov

Volga Region State University of Service

Email: kulbiaka@yandex.ru
Gagarin St., 4, 445677, Tolyatti, Russia

Views

Abstract - 18379

PDF (Russian) - 175


Copyright (c) 2016 Краснощеков В.А.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.