Понимание прочитанного школьниками и его предикторы

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье приводятся результаты двух исследований показателей понимания прочитанного. В первом исследовании (n = 502) показатели понимания связного текста предсказывались показателями аккуратности чтения единичных слов и фонологическими показателями, которые традиционно считаются предикторами овладения навыком чтения единичных слов. Во втором исследовании (n = 1048) показатели понимания связного текста предсказывались на основе группы металингвистических показателей. В статье обсуждаются результаты исследований и проводится параллель между этими результатами и показателями российских школьников по программам PIRLS и PISA.

Об авторах

Елена Леонидовна Григоренко

Йельский университет

Email: elena.grigorenko@yale.edu
Лаборатория поведения и молекулярных процессов; Йельский университет

Список литературы

  1. Каспржак А.Г. и др. Российское школьное образование: взгляд со стороны (психолого-педагогический анализ результатов тестирования российских подростков в международном исследовании PISA 2000) // Вопросы образования. - 2004. - № 1. - С. 190-231.
  2. Цукерман Г.А., Ермакова И.В. Развивающие эффекты системы Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова: взгляд со стороны компетентностного подхода // Психологическая наука и образование. - 2003. - № 4. - С. 56-73.
  3. Цукерман Г.А., Ковалева Г.С., Кузнецова М.И. Хорошо ли читают российские школьники? // Вопросы образования. - 2007. - № 4. - С. 240-267.
  4. Цукерман Г.А., Ковалева Г.С., Кузнецова М.И. Победа в PIRLS и поражение в PISA: судьба читательской грамотности 10-15-летних школьников // Вопросы Образования. - 2011. - № 2. - С. 123-150.
  5. Arndt E., Foorman B. Second graders as spellers: What types of errors are they making? // Assessment for Effective Instruction. - 2010. - Vol. 36. - P. 57-67.
  6. Carlise J.F. Awareness of the structure and meaning of morphologically complex words: Impact on reading // Reading and Writing. - 2000. - Vol. 12. - P. 169-190.
  7. Carlisle J.F. Awareness of the structure and meaning of morphologically complex words: Impact on reading // Reading and Writing. - 2000. - Vol. 12. - P. 169-190.
  8. Carlisle J.F., Stone C.A. Exploring the role of morphemes in word reading // Reading Research Quarterly. - 2005. - Vol. 40. - P. 428-449.
  9. Chafe W., Danielewicz J. Properties of spoken and written language // Comprehending oral and written language / ed. R. Horowitz, J. Samuels. - San Diego, CA: Academic Press, 1987. - P. 83-113.
  10. Chall J.S. Stages of reading development. - Orlando, FL: Harcourt-Brace, 1983/1996.
  11. Coxhead A. A new academic word list // TESOL Quarterly. - 2000. - Vol. 34. - P. 213-238.
  12. Deacon S.H., Kirby J.R. Morphological awareness: Just - more phonological? The roles of morphological and phonological awareness in reading development // Applied Psycholinguistics. - 2004. - Vol. 25. - P. 223-238.
  13. Foorman B., Petscher Y. Development of spelling and differential relations to text reading in grades 3-12 // Assessment for Effective Instruction. - 2010. - Vol. 36. - P. 7-20.
  14. Kieffer M.J., Lesaux N.K. The role of derivational morphology in the reading comprehension of Spanish-speaking English language learners // Reading and Writing. - 2008. - Vol. 21. - P. 783-804.
  15. Linacre J.M. Facets Rasch measurement computer program. - Chicago, IL: Winsteps.com, 2004.
  16. Nagy W., Berninger V., Abbott R. Contributions of morphology beyond phonology to literacy outcomes of upper elementary and middle-school students // Journal of Educational Psychology. - 2006. - Vol. 98. - P. 134-147.
  17. Nagy W., Scott J. Vocabulary processing // Handbook of reading research / ed. M.L. Kamil, P.D. Pearson, E.B. Moje, P. Afflerbach. - Mahwah, NJ: Erlbaum, 2000. - Vol. 3. - P. 269-284.
  18. Olson R.K., Forsberg H., Wise B.W., Rack J. Genes, environment and the development of orthographic skills // The varieties of orthographic knowledge / ed. V. Beringer. - Dordrecht, The Netherlands: Kluwer, 1994. - P. 27-72.
  19. Rayner K., Pollatsek A., Ashby J., Clifton C. Psychology of reading. - New York, NY: Psychology Press, 2011.
  20. Tong X. et al. Morphological awareness: A key to understanding poor reading comprehension in English // Journal of Educational Psychology. - 2011. - Vol. 103. - P. 523-534.
  21. Kim Y.-S. Proximal and distal predictors of reading comprehension: Evidence from young Korean readers // Scientific Studies of Reading. - 2011. - Vol. 15. - P. 167-190.
  22. Schiff R., Schwartz-Nahshon S., Nagar R. Effect of phonological and morphological awareness on reading comprehension in Hebrew-speaking adolescents with reading disabilities // Annals of Dyslexia. - 2011. - Vol. 61. - P. 44-63.

© Психология и педагогика, 2016



Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах