Ценностные и моральные основы отношения студентов к лицам c умственной отсталостью

Обложка

Аннотация


Важным фактором успешной интеграции лиц с умственной отсталостью является готовность общества к их принятию как равноправных членов. Данное исследование посвящено проверке гипотезы о том, что отношение к таким лицам зависит от ценностных и моральных факторов. В выборке из 169 студентов технического колледжа и педагогического университета была проведена диагностика с помощью модифицированного авторами опросника отношения к лицам с умственной отсталостью Р. Антонака и Р. Харта (MRAI-R), портретного ценностного опросника (PVQ-R2) Ш. Шварца и опросника моральных оснований (MFQ) Дж. Грэхема и др. Получены данные о факторной структуре и хороших психометрических характеристиках предложенной версии MRAI-R. Установлено, что основным моральным фактором отношения к умственно отсталым лицам служит важность справедливости: чем она больше, тем выше готовность к сокращению социальной дистанции в отношениях с умственно отсталыми. Важность уважения к авторитетам и власти сочетается с низким одобрением инклюзивного обучения умственно отсталых. Наиболее существенным фактором отношения оказался пол: для девушек характерно более позитивное отношение к лицам с умственной отсталостью.


Олег Анатольевич Сычев

Лицо (автор) для связи с редакцией.
osn1@mail.ru
Алтайский государственный гуманитарно-педагогический университет им. В.М. Шукшина Короленко ул., 53, Бийск, Россия, 659333

кандидат психологических наук, доцент, научный сотрудник

Евгения Михайловна Трофимова

jmt662008@rambler.ru
Алтайский государственный гуманитарно-педагогический университет им. В.М. Шукшина Короленко ул., 53, Бийск, Россия, 659333

кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры психологии и педагогики

  • Гринина Е.С. Отношение студенческой молодежи к лицам с ограниченными возможностями здоровья // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. 2015. Т. 4. № 4. С. 333-337. doi: 10.18500/2304-9790. 2015-4-4-333-337
  • Коростелева Н.А., Краснов А.М., Леонов В.В. Актуальность проблемы формирования толерантного отношения к студентам-инвалидам в современном социуме // Научно-педагогическое обозрение. 2014. № 1 (3). С. 24-33
  • Ливенцева Н.А. Обзор современных зарубежных исследований по проблемам инклюзивного образования // Психологическая наука и образование. 2011. № 3. С. 114-121
  • Сычев О.А., Беспалов А.М., Прудникова М.М., Власов М.С. Особенности моральных оснований у монгольских, немецких и российских подростков // Культурно-историческая психология. 2016. Т. 12. № 1. С. 85-96. doi: 10.17759/chp.2016120109
  • .Шварц Ш., Бутенко Т.П., Седова Д.С., Липатова А.С. Уточненная теория базовых индивидуальных ценностей: применение в России // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2012. Т. 9. № 2. С. 43-70
  • Щербакова А.М. Психологические аспекты инклюзии детей с ограниченными возможностями здоровья // Вопросы психического здоровья детей и подростков. 2013. Т. 13. № 2. С. 67-74
  • Antonak R.F., Harth R. Psychometric analysis and revision of the Mental Retardation Attitude Inventory // Mental Retardation. 1994. Vol. 32(4). P. 272-280
  • Antonak R.F., Livneh H. The measurement of attitudes toward people with disabilities: Methods, psychometrics and scales. Springfield, IL: Charles C Thomas Pub Ltd., 1988. 326 p
  • Boer A. de, Pijl S.J., Minnaert A. Regular primary schoolteachers’ attitudes towards inclusive education: a review of the literature // International Journal of Inclusive Education. 2011. Vol. 15(3). P. 331- 353. doi: 10.1080/13603110903030089
  • .Daruwalla P., Darcy S. Personal and societal attitudes to disability // Annals of Tourism Research. 2005. Vol. 32(3). P. 549-570. doi: 10.1016/j.annals.2004.10.008
  • .Graham J., Haidt J., Koleva S., Motyl M., Iyer R., Wojcik S., Ditto P.H. Moral foundations theory: The pragmatic validity of moral pluralism // Advances in experimental social psychology. 2013. Vol. 47. P. 55-130. doi: 10.1016/B978-0-12-407236-7.00002-4
  • .Graham J., Nosek B.A., Haidt J., Iyer R., Koleva S., Ditto P.H. Mapping the Moral Domain // Journal of Personality and Social Psychology. 2011. Vol. 101. P. 366-385. doi: 10.1037/a0021847
  • .Morin D., Rivard M., Crocker A.G., Boursier C.P., Caron J. Public attitudes towards intellectual disability: a multidimensional perspective // Journal of Intellectual Disability Research. 2013. Vol. 57(3). P. 279-292. doi: 10.1111/jir.12008
  • .Ouellette-Kuntz H., Burge P., Brown H.K., Arsenault E. Public Attitudes Towards Individuals with Intellectual Disabilities as Measured by the Concept of Social Distance // Journal of Applied Research in Intellectual Disabilities. 2010. Vol. 23(2). P. 132-142. doi: 10.1111/j.1468-3148.2009.00514.x
  • .Questionnaires on moralfoundations.org. URL: http://moralfoundations.org/questionnaires (Access date: 05.07.2016)
  • Sam K.-L., Li C., Lo S.-K. Validation of the Mental Retardation Attitude Inventory-Revised (MRAI-R): A Multidimensional Rasch Analysis // International Journal of Social Science and Humanity. 2016. Vol. 6(7). P. 519-524. doi: 10.7763/IJSSH.2016.V6.703
  • .Tringo J.L. The Hierarchy of Preference Toward Disability Groups // The Journal of Special Education. 1970. Vol. 4(3). P. 295-306. doi: 10.7763/IJSSH.2016.V6.703.

Просмотры

Аннотация - 178

PDF (Russian) - 41


© Сычев О.А., Трофимова Е.М., 2017

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.