RELATIONSHIP BETWEEN SPIRITUAL AND MORAL SELF-CONSCIOUSNESS AND SELF-REALISATION IN ADULTHOOD

Cover Page

Abstract


This article is devoted to studying and analyzing the features of the interrelations between the self-realization and spiritual and moral consciousness of the personality. The relevance of the raised problem is caused by the global socially-economical and political changes happening in the modern world, influencing both the society as a whole and the personality separately. “The judgment test of personality self-realization” by S.I. Kudinov which allows to diagnose a variety of styles of self-expression manifestation of the subject, different levels and types of self-realization, as well as the methodology of a research of spiritual and moral self-consciousness of the personality by I.V. Ezhov were used in the experimental work. The statistical analysis of data is presented by the correlation and factorial analysis. The sample included 100 people at the age ranging from 25 to 45 years, representatives of various professions and social backgrounds. The correlation analysis made it possible to disclose the diverse interrelations between the components of self-realization and the components of spiritual and moral consciousness. The factorial analysis allowed to single out and to qualitatively describe the variants of self-realization of the personality, depending on the inclusiveness of the components of spiritual and moral consciousness - “Spiritual and moral self-realization of the personality”, “Transcendental self-realization of the personality”, “Formal self-realization of the personality”, “Superficial self-realization of the personality”, “Assertive self-realization of the personality”, “Ego-pragmatic self-realization of the personality”, “Destructive self-realization of the personality”.


ВведениеВ современных социально-экономических и политических условиях мирово- го сообщества актуальной остается проблема развития и использования челове- ческого потенциала. Предъявляются более высокие требования к профессио- нальной и личностной компетентности, инициативе, активности в самореализа- ции человека в межкультурном пространстве. Самореализация личности, являясь многомерным динамичным процессом, может быть осуществлена в разных на- правлениях жизнедеятельности: это может быть творческая, профессиональная, социальная или личностная самореализация.Проблема самореализации активно разрабатывается в отечественной и зару- бежной психологической, педагогической, социологической, философскойнауках. Так, в разное время самореализация личности была в центре внимания зарубежных представителей гуманистической и экзистенциальной психологии (К. Гольдштейн, А. Маслоу, К. Роджерс, Д. Бьюдженталь) и рассматривалась как внутреннее движение к собственной идентичности, поиск себя, выбор возмож- ностей личностного роста. В отечественной психологической науке имеются глу- бокие исследования, касающиеся как природы человека и личности в целом (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, В.В. Давыдов, А.Г. Асмолов, А.Н. Леонтьев и др.), так и проблемы самореализации личности в частности. Самореализация как свойство личности раскрывается в работах Б.Г. Ананьева; самореализация как процесс - в работах К.А. Абульхановой-Славской, Л.И. Анцыферовой. Д.А. Леонтьев (Леонтьев, 1997, 2002) и И.Д. Егорычева (Егорычева, 2005) трак- туют самореализацию как особый вид деятельности. Д.И. Фельдштейн (Фель- дштейн, 1996) рассматривает самореализацию как саморазвитие; Э.В. Галажин- ский (Галажинский, 2002), Л.А. Коростылева (Коростылева, 2001), С.И. Кудинов (Кудинов, 2007) - как системное образование.В работах ряда авторов раскрываются прикладные аспекты проблемы само- реализации личности. Например, рассматриваются особенности взаимосвязи самореализации личности с различными личностными характеристиками - об- щительностью, креативностью, субъектно-личностной сферой и пр. (Е.Ф. Ко- ломиец; Л.С. Моцарь; Н.Н. Шатохина). Значительная часть работ посвящена возрастному аспекту самореализации личности (И.В. Егорычева, И.В. Солодни- кова, Н.В. Борисова и др.). Активно проводятся исследования сфер самореали- зации и специфики деятельности - профессии, семьи, спорта, творчества, спе- циально организованных условий (тренинг) и пр. (О.В. Питерская, С.В. Лебе- динская, С.А. Воломеев, С.А. Коростылева, О.М. Румянцева и пр.). Исследуются гендерные характеристики самореализации личности (М.Р. Плот- ницкая, З.Ш. Мухтаров).Анализ зарубежных и отечественных подходов к проблеме самореализации личности позволил выделить существенное противоречие: самореализация (лич- ностная) рассматривается как духовное развитие личности и в то же время как процесс, в котором личность в большей степени направлена на себя (Егорычева, 2005). Проблема ценностно-смысловых, духовных и нравственных характеристик самореализации отмечается в каждом приведенном подходе. Духовно-нравствен- ная составляющая самореализации в различных ее формулировках и интерпре- тациях выделяется в качестве наивысшего уровня самореализации. Так, в кон- цепции С.И. Кудинова ей соответствует выделенная им личностная самореали- зация (Кудинов, 2007); в подходе Л.А. Коростылёвой она обозначается как субъективно-личностный уровень самореализации (Коростылёва, 2001). Таким образом, теоретический анализ позволил определить значимость духовно-нрав- ственных аспектов становления и самореализации личности, которые играют важную роль в полном, гармоничном ее развитии.Цель эмпирического исследования - выявление особенностей взаимосвязи са- мореализации и духовно-нравственного самосознания личности.Методы исследованияВыборка. В исследовании приняли участие 100 человек в возрасте от 25- 45 лет - 29 мужчин, 71 женщина (средний возраст испытуемых составляет 31 год), представители различных профессий и социального статуса. Выбор данного воз- растного периода (зрелость) обусловлен тем, что он является наиболее продол- жительным периодом онтогенеза, который характеризуется тенденцией к дости- жению наивысшего результата в различных видах деятельности, личностной и духовной зрелости (Фельдштейн, 1996).Для диагностики использовались следующие методики:Тест суждений самореализации личности С.И. Кудинова, разработанный в рамках полисистемной модели самореализации личности и позволяет установить все многообразие стилей проявления самовыражения субъекта, позволяет диа- гностировать различные уровни самореализации (интенсивный, гармоничный, адаптивный, инертный, иррациональный) и виды самореализации личности (со- циальную, профессиональную и личностную) (Кудинов, Кудинов, 2012);методика диагностики духовно-нравственного самосознания личности И.В. Ежова, которая имеет под собой концептуальную основу и опирается на разработанную автором структурно-функциональную модель духовно-нравствен- ного самосознания личности и включает следующие компоненты: когнитивно- онтологический; мотивационно-ценностный; отношенческо-поведенческий; самооценочный (Ежов, 2008).Для обработки результатов использовались методы описательной статистики, корреляционный и факторный анализ.Результаты исследования и их обсуждениеСтатистический анализ результатов Теста суждений самореализации личности показал, что у респондентов наиболее выражены такие показатели самореализа- ции личности, как социально значимые цели, интернальность и оптимистичность, конструктивность (средний и выше среднего уровень выраженности), что свиде- тельствует об эмоциональном благополучии, преобладании положительных эмо- ций, хорошем самоконтроле и саморегуляции и позитивной результативности процесса самореализации испытуемых. Также важным качеством самореализации выступает креативность: респонденты, как правило, используют неординарные, новые идеи и подходы в деятельности, широкий выбор средств при воплощении идей в реализации собственного потенциала.Анализ средних показателей компонентов духовно-нравственного самосо- знания респондентов выявил, что наиболее выражены шкалы «ответственность»,«целеустремленность», «эмпатичность», «общественная моральность». Это вы- ражается у испытуемых в готовности подходить ко всему ответственно, способ- ности брать на себя ответственность за свои действия и поступки. Ярко выраже- но стремление к достижению поставленных целей. Выражена способность к со- переживанию, сочувствию и состраданию к другим. За основу своего поведения принимаются правовые нормы и правила поведения в обществе. Наименее вы- ражены шкалы «Я биологическое», «уверенность в себе», «эго-прогматическая направленность» и «свобода-созависимость». Это выражается у испытуемых внизкой уверенности в своих силах и возможностях, представлениях о зависимо- сти Я и множественной внешней личностной детерминированности. Низко вы- ражены материально-гедонистические и узко-прагматические мотивы и ценно- сти. «Истинное Я» в большей степени рассматривается как совокупность высших психических процессов, обеспечивающих самотождественность и самоуправле- ние личности, что способствует усилению веры в духовные потенциал человека, способности личностного и духовного роста людей.В таблице 1 представлены значимые корреляции между компонентами само- реализации и духовно-нравственным самосознанием личности. В связи с большим количеством значимых взаимосвязей, для удобства анализа нами были выделены критерии самореализации, которые имеют наибольшее количество значимых корреляций с критериями духовно-нравственного самосознания.Активность - во многом обусловлена силой нервной системы и свойствами темперамента характеризует энергичность в проявлениях самореализации. Актив- ность самореализации личности тем выше, чем выше ее духовная направленность, познавательные и альтруистические мотивы, гуманистические ценностные ори- ентации. Активность в проявлениях самореализации личности высоко взаимос- вязана с общественной и религиозной моральностью, т.е. энергичность самореа- лизации тем выше, чем выше готовность личности к принятию за основу своего поведения общегуманистических, религиозных и общественных нравственных заповедей и правил. Постоянное внешнее и внутреннее стремление к реализации своего потенциала значимо взаимосвязано с ответственностью, совестливостью и целеустремленностью личности, т.е. чем выше готовность подходить ко всему ответственно, чем выше стремление к достижению значимых личностных целей, чем более выражена способность принимать на себя ответственность за нарушения нравственных, общечеловеческих норм взаимоотношений между людьми, тем в большей степени развивается такая характеристика самореализации личности, как активность и энергичность. Интересным, на наш взгляд, является тот факт, что энергичность проявлений самореализации снижается с увеличением духовной независимости личности, что может быть объяснено увеличением направленности личности на себя, на свой внутренний мир и самопознание. Духовная независи- мость предполагает склонность личности полагаться на свои чувства, на свой ум, самостоятельно принимать решения, не следуя за духовным авторитетом.Социоцентрическая мотивация самореализации - доминирование социально одобряемых мотивов самореализации, основной побудительной силой которых выступает желание изменить мир вокруг себя в лучшую сторону, альтруистическая направленность (помочь бедным, больным, слабым и т.д.). Развитие данной ха- рактеристики самореализации личности взаимосвязано с такими характеристи- ками духовно-нравственного самосознания личности, как духовная направлен- ность, вера в Бога, общественная и религиозная моральность, совестливость и ответственность, представлениями о «истинном Я» как трансцендентной духов- ной сущности. Другими словами, чем выше альтруистические ценности, вера в существование Бога, принятие за основу своего поведения религиозных и обще- ственных моральных заповедей и норм, чем выше ответственность, совестливость и трансцендентность личности, тем в большей степени можно говорить о социо- центрической направленности самореализации личностиКорреляционный анализ компонентов самореализации и духовно-нравственного самосознания личности (Correlations between spiritual and moral self-consciousness components and self-realisation)Таблица 1DK1PK2DK3CU4EN5DN6SC7VB8VC9EM10DO11OT12OM13RM14CO15KR16IS17DN18UV19CU20Социально-значимые цели0,27**0,21*0,28**0,25*Эгоцентрические цели-0,25*Активность0,22*0,21*0,31**0,20*0,22*-0,28**-0,2*0,23*Инертность-0,22*-0,30**Оптимистичность0,24*Пессимистичность-0,25*-0,26**-0,242*-0,22*Интернальный локус контроля0,20*0,31**Экстернальный локус контроля0,237*Социальные мотивы0,24*0,29**0,23*0,197*0,25*0,25*0,31**Эгоистические мотивы-0,25*0,26**0,24*0,22*0,29**Креативность0,22*0,24*0,26**0,33**0,36**Консервативность0,27**-0,23*-0,24*Конструктивность0,21*0,20*0,46**Деструктивность0,216*-0,22*0,23*Соц.барьеры-0,23*Личностные барьеры-0,22*0,25*-0,38**Искренность0,25**-0,20*Уровень самореализа- ции0,33**0,28**0,5**Личностная самореа- лизация0,33**0,29**0,22*0,47**Социальная самореа- лизация0,21*0,39**0,20*Профессиональная са- мореализация0,24*0,35**0,19*0,247*0,34**-0,23*0,38**Кудинова И.Б. и др. Вестник РУДН. Серия: Психология и педагогика. 2017. Т. 14. № 1. С. 38-5142ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ И САМОРЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИПримечание: все расчеты производились в пакете статистического анализа SPSS Statistics 17.0* корреляция при уровне значимости p  0,05.** корреляция при уровне значимости p  0,01.DK1 - трансцендентное Я; PK2 - личностное духовное Я; BK3 - биологическое Я; CU4 - свобода - созависимость; EN5 - эгопрагматическая направленность; DN6 - духовная направленность; SC7 - самооценка духовности; VB8 - вера в Бога; VC9 - Вера в Человека; EM10 - эмпатия; DO11 - доброжелательность; OT12 - ответ- ственность; OM13 - общественная моральность; RM14 - религиозная моральность; CO15 - совестливость; KR16 - самокритичность; IS17 - искренность; DN18 - духовная независимость; UV19 - уверенность в себе; CU20 - целеустремленность.Эгоцентризм - побудительной силой самореализации индивида выступают узколичностные мотивы и главный тезис жизни «Цель оправдывает средства». Опираясь на результаты корреляционного анализа, можно говорить о том, что чем выше эгоцентричность, тем ниже трансцендентность личности и выше вера в возможности духовного и личностного роста людей, представления о «истинном Я» как совокупности высших психических процессов, обеспечивающих само- тождественность и самоуправление личности, целеустремленность и обществен- ная моральность личности.Креативность - неординарные способы и приемы самовыражения личности. Креативность самореализации тем выше, чем выше личностное духовное Я, ду- ховная направленность, общественная моральность, целеустремленность и общая самооценка духовно-нравственного развития, т.е. схемы и пути самореализации тем разнообразнее, чем выше альтруистические и познавательные мотивы, гума- нистические ценностные ориентации, целеустремленность, готовность к при- нятию за основу своего поведения правовых норм и правил поведения в обществе, высокое оценивание своих духовно-нравственных качеств.Деятельностная самореализация личности имеет значимые прямые корреляции с такими критериями духовно-нравственного самосознания, как духовная на- правленность, личностное духовное Я, общая самооценка уровня духовно-нрав- ственного развития, ответственность, общественная моральность, целеустрем- ленность, т.е. достижения значимых результатов в той или иной деятельности (профессиональной, творческой, спортивной, учебной и т.д.) тем выше, чем выше гуманистические ценностные ориентации, ответственность, целеустремленность, чем выше готовность к принятию за основу своего поведения правовых норм и правил поведения в обществе, общая самооценка уровня духовно-нравственно- го развития и представления о «истинном Я» как совокупности высших психи- ческих процессов, обеспечивающих самотождественность и самоуправление лич- ности.Стремление к личностному совершенству и росту, самовыражение своих лич- ностных качеств (личностная самореализация) тем выше, чем выше дружелюбное, толерантное отношение к окружающим, способность к сопереживанию, сочув- ствию и состраданию, чем выше целеустремленность и духовная направленность личности.Характер взаимоотношений между значимыми взаимосвязями духовно-нрав- ственного самосознания и самореализации личности, выделенными в процессе корреляционного анализа, определялся и качественно описывался с применени- ем многомерного корреляционного (факторного) анализа.В итоге проведенного факторного анализа было выделено семь основных фак- торов - различные варианты самореализации личности в зависимости от вклю- ченности духовно-нравственного компонента (табл. 2). На их долю приходится 57,9% общей дисперсии.Выделенные факторы представляют наиболее тесно взаимосвязанные между собой характеристики самореализации и духовно-нравственного самосознании личности.Факторная структура показателей компонентов самореализации и духовно-нравственного самосознания личностиТаблица 2(Fctorial structure of spiritual and moral self-consciousness components and self-realisation)Компоненты*ФакторыIVIIIVIIIVIIIVОсмысленность целей-ценностей,738Осведомленность целей-ценностей,748Энергичность,541Аэнергичность,707Оптимистичность,591Пессимистичность,658Интернальность,569Экстернальность,304-,308Социоцентризм,477,439Эгоцентризм,330,433Креативность,618,433Консервативность,597Конструктивность,720,321Деструктивность,724Социальные барьеры,433,467Личностные барьеры,684Искренность,712Общий показатель самореализации,846-,357Личностная самореализация,656-,419Социальная самореализация,618Профессиональная самореализация,711,312DK1,816PK2,558BK3,740CU4EN5,706DN6,335,617SC7,734VB8,790VC9-,586,469EM10-,472,328-,361DO11-,666-,305OT12,824OM13,464,531RM14-,774CO15-,501,560,343KR16,623,409IS17-,469-,320-,551DN18-,581-,394UV19-,443CU20,523,468Обозначения компонентов даны в примечании к табл. 1.Первый фактор описывает 13,595% общей дисперсии и включает в себя сле- дующие шкалы: «осмысленность целей-ценностей самореализации» (0,738); «кон- структивность самореализации» (0,720); «креативность» (0,618); «оптимистич-ность» (0,591); «интернальность» (0,569); «энергичность» (0,541); «целеустремлен-ность» (0,523); «социоцентричность» (0,477); «духовная направленность» (0,335);«эгоцентризм» (0,330). Условно данный фактор нами был назван «духовно-нрав- ственная самореализация личности», он характеризуется гармоничным уровнем развития самореализации и высокой духовной направленностью личности в дан- ном процессе. Хорошее представление о своих стремлениях сочетается с четким видением их реализации. Личность активно реализует познавательные и альтру- истические мотивы, гуманистические ценностные ориентации. Знание своих достоинств и недостатков, постоянное стремление к личностному росту, высокая рефлексивность способствуют полноценному развитию духовно-нравственной самореализации личности.Второй фактор, условно названный «трансцендентная самореализация лич- ности», описывает 9,279% общей дисперсии и включает шкалы DK1 «трансцен- дентное Я» (0,816), VB8 «вера в Бога» (0,790), DN6 «духовная направленность» (0,617), KR16 «самокритичность» (0,623), CO15 «совестливость» (0,560), VC9 «вера в человека», (0,469), «социоцентризм» (0,439), DN18 «духовная независимость» (-0,394). Данный вариант самореализации характеризуется устойчивыми пред- ставлениями об «истинном Я» как трансцендентной духовной сущности, верой в существование Бога (Высшей Духовной Сущности), духовной социоцентриче- ской направленностью личности в самореализации. Сложности в принятии са- мостоятельных решений, недоверие собственным чувствам, рассуждениям ведет к устойчивой склонности следовать духовным авторитетам. В системе жизненных смыслов ярко представлены альтруистические смыслы и ценности. Личность видит смысл жизни в помощи другим людям, в самопожертвовании в целях из- менения мира к лучшему. Полагаем, что данный фактор (в акцентуированной форме) характеризует группу лиц, склонных приносить себя и свою семью в жерт- ву общему делу и «миссии». Можем предположить, что люди с трансцендентной духовно-нравственной самореализаций относятся к группе риска по вступлению в религиозные секты.Третий фактор описывает 5,373% общей дисперсии и условно назван «фор- мальная самореализация личности». Данный фактор включает в себя шкалы OT12«ответственность» (0,824), CU20 «целеустремленность» (0,468) OM13 «обществен- ная моральность» (0,464), KR16 «самокритичность» (0,409), EM10 «эмпатичность» (0,328), IS17 «искренность» (-0,551) и характеризуется высокой степенью ответ- ственности и готовностью брать на себя ответственность за свои поступки. Лич- ность принимает за основу своего поведения правовые нормы и общественные правила поведения, она самокритична и целеустремленна, способна к сопере- живанию и состраданию. Однако формальность духовно-нравственной саморе- ализации выражается в том, что ярко представлен только отношенческо-пове- денческий и самооценочный компонент духовно-нравственного самосознания и самореализации и отсутствует базис и фундамент - когнитивный и мотиваци- онный компоненты. Другими словами, личность действует, опираясь не на ин-териоризированные духовно-нравственные принципы, нормы и представления, а «потому что так надо» или «иначе осуждается обществом и законом». Данное обстоятельство способствует развитию сильного внутриличностного конфликта, связанного с высокой значимостью внешних ценностных ориентаций и невоз- можностью их реализации.Четвертый фактор, условно названный «поверхностная самореализация лич- ности», описывает 6,203% общей дисперсии и характеризуется низкой осмыс- ленностью целей и ценностей своей деятельности и самореализации, личность, в основном, лишь поверхностно осведомлена о своих основных желаниях и целях. Основной побудительной силой самореализации индивида выступают узколич- ностные мотивы, обеспечивающие ему личностное продвижение по службе, ав- торитет, власть, финансовую независимость и др. Тем не менее личность сталки- вается с многочисленными социальными и личностными барьерами, обуслов- ленными наличием тревожности, скованности, ригидности поведения, неуверенности. Несформированность способов и приемов самовыражения, не- достаточный опыт и малая информированность индивида обуславливают труд- ности и препятствия самореализации. Ни о какой духовности, нравственности и социальной направленности не может идти и речи. В качестве адаптивных фак- торов выступают конструктивность деятельности и самореализации и элементы креативности, использование многих схем и приемов самовыражения. В данный фактор вошли такие шкалы, как «осведомленность целей-ценностей самореали- зации» (0,748), «личностные барьеры самореализации» (0,684), «социальные ба- рьеры самореализации» (0,467), «эгоцентризм» (0,433), «креативность» (0,433), UV19 «общая уверенность в себе» (-0,443).Пятый фактор, условно названный «самоутверждающаяся самореализация личности», описывает 4,766% общей дисперсии и включает такие шкалы, как OM13 «общественная моральность» (0,531), RM14 «религиозная моральность» (-0,774), CO15 «совестливость» (0,343), EM10 «эмпатичность» (-0,361), «экс-тернальность» (-0,308), «профессиональная самореализация» (0,312). Данный вариант самореализации характеризуется ярким и активным отрицанием религии и религиозных нравственных норм и заповедей, неспособностью к сопережива- нию, сочувствию и состраданию в межличностных отношениях. Совестливость и принятие за основу своего поведения правовых норм и правил поведения в обществе жестко контролируется самим индивидом. Хороший самоконтроль и самоорганизация без учета интересов других способствует развитию профессио- нальной самореализации и продвижения по карьерной лестнице. Социальные контакты такой личности носят исключительно прагматический характер, а раз- витие личности в целом рассматривается как профессиональная необходимость. Основным смыслом жизнедеятельности такой личности является достижение высокого социального статуса, карьерное продвижение и стремление занимать достойное положение в обществе.Шестой фактор описывает 10,077% общей дисперсии и условно назван «эго- прогматическая самореализация личности». Включает в себя такие шкалы, как DK3 «Я как телесная сущность» (0,740), SC7 «общая самооценка уровня духовно- нравственного развития» (0,734), EN5 «эгопрагматическая направленность»(0,706), PK2 «личностное духовное Я» (0,358), DO11 «доброжелательность» (-0,666), VC9 «вера в человека» (-0,586), DN18 «духовная независимость» (-0,581), EM10 «эмпатичность» (-0,472), IS17 «искренность» (-0,469), CO15 «совестли- вость» (-0,501) и выражается в яркой эгопрогматической направленности лич- ности, материально-гедонистических ценностях и прагматических мотивах. «Ис- тинное Я» представляется только как телесная сущность, биологический организм и совокупность высших психических процессов, отчего нет веры в духовный по- тенциал человека, возможности духовного роста людей. У такого типа личности нет способности к сопереживанию, сочувствию и состраданию, индивид отли- чается повышенной агрессивностью, нетерпимостью (фашизм, национализм, расизм, экстримизм), а за нарушения нравственных и общечеловеческих норм не способен чувствовать вину и угрызения совести. Такая личность отличается высокой внушаемостью, неспособностью принимать самостоятельные решения и слепым следованием за авторитетом. В связи с низкой способностью к рефлек- сии, положительным подкреплением аморального поведения референтной груп- пой такая личность высоко оценивает уровень своего духовно-нравственного развития.Седьмой фактор, условно названный «деструктивная самореализация лично- сти» (описывает 8,614% общей дисперсии), характеризуется высокой деструктив- ностью, непродуктивностью самореализации, постоянным негативным психоэ- моциональным настроем (доминируют такие эмоции, как апатия, тревога, раз- дражительность). Данный эмоциональный фон способствует развитию социальных барьеров самореализации, как следствие - пассивность и экстер- нальная позиция. Личность как бы ходит по замкнутому кругу, состоящему из тревоги, агрессии, барьеров, развивается недоброжелательное отношение к окру- жающим, восприятие их исключительно как недругов, соперников и конкурентов. Высокое значение имеют внешние ценностные ориентации - материальное бла- гополучие, популярность, социальное положение, и все усилия личности направ- лены на их реализацию. Данный фактор включает в себя шкалы «деструктивность» (0,724), «аэргичность» (0,707), «пессимистичность» (0,658), «консервативность»(0,597), «социальные барьеры самореализации» (0,433), «экстернальность» (0,304),«общий показатель самореализации» (-0,357), «личностная самореализация» (-0,419), «доброжелательность» (-0,305).Таким образом, мы считаем, что самореализация личности - это гармоничная и сбалансированная реализация различных аспектов личности путем приложения адекватных усилий, направленных на развитие индивидных и личностных по- тенциалов и основанных на смысложизненных, духовных и общегуманистических ценностях.ЗаключениеРезультаты проведенного исследования имеют как научное, так и прикладное значение. В качестве первого можно обозначить то, что во всех подходах к про- блеме самореализации личности последняя рассматривается как процесс, в ко- тором личность в большей степени направлена на себя, замкнута на себе. Вклю- чение в данный процесс гуманистических и альтруистических основ (ценностейи смыслов), духовно-нравственного компонента уравновешивает, на наш взгляд, данный процесс, создает баланс и позволяет говорить о нормальной и полно- ценной самореализации личности. Практическая значимость заключается в ис- пользовании результатов исследования при построении коррекционных программ и программ развития, при формировании и развитии духовно-нравственной сфе- ры использовать внутренний, самореализационный потенциал личности.

Irina B Kudinova

Peoples’ Friendship University of Russia

Author for correspondence.
Email: kudinova_ib@rudn.university
Miklukho-Maklaya str., 6, Moscow, Russia, 117198

Sofya S Belousuva

Peoples’ Friendship University of Russia

Email: grigoreva.sofya@mail.ru
Miklukho-Maklaya str., 6, Moscow, Russia, 117198

  • Ananyev, B. G. (2001). O problemakh sovremennogo chelovekoznaniya. St. Petersburg. (In Russ).
  • Ananyev, B. G. (2001). Chelovek kak predmet poznaniya. St. Petersburg. (In Russ).
  • Bazayeva, F.U. (2010). Сategory of self-realization in international psychology and philosophy of education. Vektor nauki TGU. Ser.: Pedagogika, psihologiya, 3 (3), 30-33. (In Russ).
  • Bayluk, V.V. (2011). Essence of self-realization and its structure. Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii, (4), 12-17. (In Russ).
  • Egoryicheva, I.D. (2012) Genezis samorealizatsii kak osobogo tipa deyatel’nosti i rol’ podrostkovogo vozrasta v ee razvitii. Doctor of Psychology Thesis. Moscow. (In Russ).
  • Egoryicheva, I.D. (2005). Samorealizatsiya kak deyatelnost (k postanovke problemi). Mir psikhologii, ( 3), 11-33. (In Russ).
  • Ezhov, I.V. (2008)/ Research procedure of spiritual and moral self-consciousness of a personality in the pedagogical sphere. Mir psichologii, (2), 156-166. (In Russ).
  • Feldshteyn, D.I. (1996). Psikhologiya razvivayusceysya lichnosti. Mjscow: MPSI; Voronezh: NPO “Modek”. (In Russ).
  • Galazhinskiy, E.V. (2002). Sistemnaya determinatsiya samorealizatsii lichnosti. Doctor of Psychology Thesis. Tomsk, 2002. (In Russ).
  • Kartashova, V.N., & Isaev, E.A. (2016). Student’s cultural development: axiological approach. Educational Psychology in Polycultural Space, 2 (34), 114-119.
  • Klochko, V.E., Galazhinskiy, E.V. (1999) Samorealizatsiya lichnosti: systemniy vzglyad. Tomsk. (In Russ).
  • Koval, N.A. (2004). Spirituality of individual in historico-methodological aspect. Akmeologiya, (1), 8-11. (In Russ).
  • Koval, N.A. (2011). Social and psychological foundations of spirituality of person. Tambov University reports. Series: Humanities, (8), 23-28. (In Russ).
  • Korostyilyova, L.A. (2001). Psikhologiya samorealizatsii lichnosti: osnovniye sferi zhiznedeyatelnosti. Doctor of Psychology Thesis. St. Petersburg. (In Russ).
  • Kostakova, I.V. (2008). Razvitiye obschitelnosti kak factor samorealizatsii lichnosti studentov-psykhologov. Ph.D. in Psychology Thesis. Samara. (In Russ).
  • Kudinov, S.I. (2007). Polisystemniy podkhod issledovaniya samorealizatsii lichnosti. The Siberian Pedagogical Journal, (11), 337-346. (In Russ).
  • Kudinov, S.I., Kudinov, S.S. (2012). Psikhodiagnostika lichnosti. Tolyatti. (In Russ).
  • Leontev, D.A. (1997). Samorealizatsiya i suschnostniye sily cheloveka. In Leontev D.A., Schur V.G. (Eds.) Psykhologiya s chelovecheskim litsom: gumanisticheskaya perspectiva v postsovetskoy psychologii (pp.156-175). Moscow. (In Russ).
  • Leontev, D.A. (2002). Samoaktualizatsiya kak dvizhuschaya sila lichnostnogo razvitiya: istoriko-kriticheskiy analiz. In Leontev D.A. (Ed.) Sovremennaya psikhologiya motivatsii (pp.13-46). Moscow: Smyisl. (In Russ).
  • Moiseeva, V.S. (2012). Dukhovno-nravstvennoye razvitiye lichnosti v istorii psykhologicheskoy nauki. Ph.D. in Psychology Thesis. Stavropol. (In Russ).
  • Tsyiryova, L.A. (1992). Samorealizatsiya kak predmet filisofskogo issledovanoya. Ph.D. in Psychology Thesis. Moscow. (In Russ).

Views

Abstract - 516

PDF (Russian) - 1455

PlumX


Copyright (c) 2017 Кудинова И.Б., Белоусова С.С.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.