Religion as the Main Projection Channel of the Power Interests on Civil Society during the Election Campaign in the USA

Cover Page

Abstract


Article considers the interrelation of political and religious interests in the USA during the current presidential campaign. In particular, the author considers such aspects as mentality and culture of the American society. In material, the religious preferences of the US population based on the last social researches. The author comes to conclusion that commitment of the American society to mass demand of goods consumption and services - an integral part of mentality and culture including religious. This characteristic of society formed the basis of “market nature” of spirituality to which candidates for president often appeal.

Ввиду очень высокой степени религиозности населения США вопросы духовности и вероисповедания всегда занимали значимую нишу в жизни американского общества, согласно данным международных опросов в Соединенных Штатах процент религиозного населения значительно выше, чем в развитых странах Европы [13]. Взаимосвязь политики и религии в США - устойчивая характеристика американского общества, которая сформировывалась исторически. В конце XIX в. Алексис де Токвиль писал о ней следующим образом: «…религию, которая в Соединенных Штатах никогда не вмешивалась непосредственно в управление обществом, следует считать первым политическим институтом этой страны. Я не могу сказать, все ли американцы действительно веруют, но я убежден, что, по их мнению, религия необходима для укрепления республиканских институтов. И это мнение принадлежит не какому-либо одному классу или партии, его придерживаются все слои населения» [7. С. 223-224]. Роль религиозного фактора в политической жизни США очень важна для американского общества, так как религия традиционно занимает центральную роль в политической культуре США. Приверженность американского общества к массовому спросу потребления товаров и услуг - неотъемлемая часть менталитета и культуры, в том числе и религиозной. Данная характеристика общества легла в основу «рыночного характера» духовности, которая стала предметом массового спроса - целой индустрии, обслуживающей потребности людей к духовной адаптации. Массовые продукты культурной индустрии, понятные каждому, приучают к пассивному восприятию информации, благодаря чему идеология культуры потребления позволяет оказывать серьезное воздействие на стереотипы поведения индивида [5. С. 69]. Рассматривая религиозные предпочтения населения США, необходимо обозначить роль общественных объединений религиозной направленности, сформировавших так называемую «приходскую» культуру в обществе. Принадлежность к той или иной религиозной организации выступает «показателем» определенного статуса человека в обществе. Исторически сложилась традиция, когда в обществе (данное утверждение в большей степени относится к представителям среднего класса) принято быть прихожанином церкви и ассоциировать себя (и свою семью) с определенной религией, церковью и приходом. Данная особенность объясняется специфической ролью религиозных объединений, так как, например, в отличие от приходов других стран, в США подобного рода организации являются не только «духовными» центрами, они также выполняют коммуникационную функцию, где население собирается для решения самых разных вопросов. В журнале «Смена», опубликованного в 1948 г., довольно точно, хотя и в несколько утрированной форме передана суть специфики религиозных объединений: «На вас будут смотреть, как на пропащего человека, если вы не будете посещать по воскресеньям церковь. Но вы глубоко ошибетесь, если подумаете, что американцы ходят в церковь молиться. В американской церкви не тратят время попусту: здесь на ходу заключают сделки, смотрят кино, танцуют, а что касается вымаливания прощения у всевышнего, на то есть священнослужители; они замолят все грехи, было бы им уплачено. Это церковный бизнес» [2. С. 16]. В контексте проецирования интересов представителей религиозных конфессий в политической жизни США общественные настроения отражены в данных, представленных в исследовании 2006 г., согласно которому 51% американцев считают, что все религиозные общины - христианские, мусульманские, иудейские или буддийские - обязаны выражать политические взгляды своих членов [3]. Таким образом, правомерно утверждать, что религиозные организации США обладают не только авторитетом, но и значительным инструментарием по распространению среди населения определенных идеологем, которые могут затрагивать не только ценностные, но политические и даже экономические ориентиры. С другой стороны, использование религиозной риторики в политике также вошло в американскую традицию, возможно это связано с другой специфической функцией американской религии - «поддержкой» или «оправданием» государственной политики. В данном контексте важно обозначить, что религия и ее институты помимо прочего традиционно являются важнейшим каналом рекрутирования элит в США, в том числе и политических. Рассмотрение религии через призму политической культуры позволяет осмыслить более глубинно и саму мотивацию политического поведения не только институтов, но и самих граждан, так как религия затрагивает «эмоциональные» и «оценочные» аспекты, которые также важны во всех сферах политической жизни США, в частности вопросах морали и этики при принятии важных решений на властном уровне, а также многих социально-значимых реформ, например, вопросы легализации однополых браков, запрет использования стволовых клеток, отношение к разрешению абортов и многих других тем, которые становятся камнем преткновения в США. Сложно найти другую нацию и государство, которое так «эмоционально» реагировало бы на подобного рода вопросы, при этом не только политические элиты втянуты в дискуссию, но и все американское общество. Данный феномен объясняется спецификой менталитета и поляризацией американского общества по ряду вопросов (в том числе морально-этических): историческая религиозность народа сформировала приверженность к традиционным ценностям широких слоев населения, которые как правило относят себя к консервативному или умеренному крылу электората - с одной стороны, а также сторонников прогрессивных взглядов (в данную группу относится молодежь, которая относит себя к атеистам, а также жители мегаполисов) - с другой. Начиная с конца XX столетия рост взаимовлияния политики и религии возрастал, а уже в конце первого десятилетия XXI в. превратился в один из первостепенных пунктов политической повестки: вопросы морали и этики вошли в повседневную жизнь демократов и республиканцев [8. C. 113-121]. Для республиканской партии религия стала одним из основных инструментом влияния и нахождения поддержки среди американского населения. Эта тенденция стала отчетливо просматриваться начиная с 90-х гг. XX в. [6. C. 47-58]. Наибольшего пика она достигла при администрациях Джорджа Буша-младшего, при которых религиозная повестка стала неотъемлемой частью политической жизни: заседания Кабинета начинались с совместной молитвы, публичные речи президента зачастую включали обращения к Богу, а проблемные пункты мировой политики, в частности терроризм, отождествлялись со злом [4].. Тем не менее Джордж Буш был не первым американским президентом, апеллировавшим к религии в политике, до него этим активно пользовался Ричард Никсон, который не редко использовал теологическую риторику в публичных выступлениях. В первой половине XXI в., согласно исследованию, опубликованному в журнале SAGE Open в марте 2016 г., отмечается спад религиозности в США до рекордно низких значений, в большей степени данная тенденция актуальна для молодежи (от 25 до 35 лет, так называемого поколения «миллениум»): наблюдается двукратное увеличение тех, кто считает себя атеистами и агностиками. Также в экспертном докладе отмечается тенденция к росту секуляризации Соединенных Штатов [11]. Очевидно, что данные процессы в американском обществе обусловлены глобализацией, интенсивным развитием медиа-технологий, популяризацией и распространением таких общественных движений, как «чайлд фри» и ЛГБТ, - данные факторы в своей совокупности спровоцировали снижение традиционных ценностных ориентиров и обозначили тенденцию разрушения в США института брака как такого, а легализация Верховным Судом США 26 июня 2015 г. однополых браков по всем штатам страны стала своего рода символическим апогеем. В данной связи также интересно мнение профессора Райана Андерсона, старшего научного сотрудника «Фонда наследия» (неправительственная организация по изучению политических проблем), согласно которому спад религиозности искусственно спровоцирован в интересах политической элиты США [9]. Действительно, демократам, традиционно оппонирующим нравственно-религиозным принципам республиканцев, в преддверии президентских выборов легализация однополых браков по всей стране стала шагом стратегически важным, так как он позволил обеспечить основательную поддержку со стороны бизнес-сообщества (поддерживающего нетрадиционные отношение) для дальнейшего финансирования кампаний кандидатов демократов в период выборной гонки. Традиционно религиозные аспекты актуализируются в период предвыборных кампаний, и нынешняя гонка не стала исключением. Прежде всего стоит обозначить, что человек, который не придерживается религиозных убеждений, не имеет шансов участвовать в кампании, - об этом факте свидетельствуют данные опросов Pew Research [10]. Лишь 6% опрошенных готовы отдать свой голос за кандидата-атеиста, тогда как более 50% не отдадут свой голос за такового. Религиозная принадлежность кандидата к определенной конфессии и его «моральный облик» всегда являлись важной частью биографии политического деятеля, выдвигающегося на выборную должность национального и штатного уровней. Считается, что наибольшим влиянием в период выборов обладает конфессия протестантов-евангелистов. В нынешней кампании кандидат от Республиканской партии Дональд Трамп, активно апеллирующий в своей предвыборной платформе к «исламской угрозе», получил поддержку протестантских конфессий на праймериз в Нью-Гемпшире как кандидата, «способного встать на защиту христианского мира» [1]. Институт Гэллапа провел исследование, которое сфокусировано на роли религии в президентской кампании 2016 г. Согласно полученным данным среди религиозных групп около 50% белых евангельских протестантов считают Дональда Трампа «хорошим» претендентом на должность президента. Аналогичную степень уверенности выражают евангелисты, которые являются одними из наиболее надежных сторонников республиканцев, насчет Карсона и Круза. Лишь около 15% евангельских избирателей отдали бы свой голос за Берни Сандерса или Хиллари Клинтон. Около 42% считают, что Республиканская партия является дружественной по отношению к религии, в то время как 30% придерживаются мнения, что партия нейтральна, и 21% считают, что партия недружественна к религии [12]. Тематика опроса и полученные данные лишний раз подчеркивают важность религиозного аспекта в политической культуре и электоральном процессе. Взаимосвязь религии и политики в случае с США предстает как своего рода балансир, который учитывая интересы религиозных групп и политиков, оказывает значительное влияние на общество. Основные американские партии и представители власти строят свое поведение в соответствии с императивами американской политической культуры, где религиозный аспект является преобладающим, учитывая идеологические различия в совокупности с группами интересов, чьи позиции подкреплены общественным мнением. Несмотря на трансформации, произошедшие в американском истеблишменте и обществе в XXI в., исторически сформировавшаяся роль религиозных объединений в политической культуре сохраняет свое значение. Республиканская партия по-прежнему пользуется большей поддержкой среди религиозного населения США и церковных объединений, сохраняя традицию апеллировать в политической программе к вопросам морали и ценностям, что безусловно обусловлено запросом самого электората. Данная конъюктура - взаимосвязь политики и религии - без сомнений сохранит свое положение в США, так как являет собой стабильную и достаточно эффективную систему коммуникационных каналов между властью и обществом, а также выполняет столь важную для государства функцию по инкорпорированию среди населения идеологем, которые затрагивают ценностные, политические и экономические ориентиры, что помогает менее болезненно моделировать и претворять в жизнь значимые для общества политические реформы. REFERENCES [1] Galstyan A. A religious factor on elections in the USA, on March 9, 2016. URL: http://www.globalaffairs.ru/global-processes/Religioznyi-faktor-na-vyborakh-v-SShA-18037. [2] Zhukov Yu. The American customs. Change. Izdatelsvo No. 509 “Truth”, August, 1948. [3] Ivanov V. How To Divide The Power Christianly. The Independent Newspaper. 2007. July 04. URL: www.ng.ru/politic/2007-07-04/5_vlast.html. [4] Worldwide Policy In The Conditions Of Crisis The Education. Moscow, 2010. [5] Mitrokhin L.N. Religious Cults in the USA. M., 1984. [6] Stetskevich M.S. A Religious Factor In Modern Political Life Of The USA. Managerial consultation. 2010. No. 3. [7] Tokvil A. Democracy in America. M.: Progress, 1992. [8] Frolova O.A. Influence Of Polarization Of The American Society On Character And Interests of Political Parties Of The USA. RUDN Journal of Political Science. 2011. No. 4. [9] Anderson Ryan T. How Rich Corporate Elites Are Lobbying Lawmakers to Crush Marriage Advocates. The Daily Signal. July 29, 2015. URL: http://dailysignal.com/2015/07/29/how-rich-corporate-elites-are-lobbying-lawmakers-to-crush-marriage-advocates. [10] Fingerhut H. What Voters Want in a President Today, and How their Views Have Changed. Pew Research Center. February 12, 2016. URL: http://www.pewresearch.org/fact-tank/2016/02/ 12/what-voters-want-in-a-president-today-and-how-their-views-have-changed. [12] Newport F. Jerusalem, Jews and the Presidential Candidates. Gallup Institution, March 24, 2016. URL: http://www.gallup.com/opinion/polling-matters/190283/jerusalem-jews-presidential-candidates.aspx?g_source=republican%20religion&g_medium=search&g_campaign=tiles. [13] The 2014 U.S. Religious Landscape Study. Pew Research Center Religion & Public Life. Religions. URL: http://www.pewforum.org/religious-landscape-study. @ О.А. Фролова

O A Frolova

RUDN University

Email: frolova.olga4@gmail.com
Miklukho-Maklaya str., 10/2, Moscow, Russia, 117198

Views

Abstract - 485

PDF (Russian) - 105


Copyright (c) 2016 Фролова О.А.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.