Религия как основной канал проецирования интересов власти на гражданское общество в США в период выборной кампании

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье рассматривается взаимосвязь политических и религиозных интересов США в период текущей президентской кампании. В частности, автор рассматривает такие аспекты, как ментальность и культура американского общества. В материале представлены религиозные предпочтения населения США, основанные на последних социологических исследованиях. В статье автор приходит к выводу, что приверженность американского общества к массовому спросу потребления товаров и услуг - неотъемлемая часть менталитета и культуры, в том числе и религиозной. Данная характеристика общества легла в основу «рыночного характера» духовности, к которой зачастую апеллируют кандидаты в президенты.

Полный текст

Ввиду очень высокой степени религиозности населения США вопросы духовности и вероисповедания всегда занимали значимую нишу в жизни американского общества, согласно данным международных опросов в Соединенных Штатах процент религиозного населения значительно выше, чем в развитых странах Европы [13]. Взаимосвязь политики и религии в США - устойчивая характеристика американского общества, которая сформировывалась исторически. В конце XIX в. Алексис де Токвиль писал о ней следующим образом: «…религию, которая в Соединенных Штатах никогда не вмешивалась непосредственно в управление обществом, следует считать первым политическим институтом этой страны. Я не могу сказать, все ли американцы действительно веруют, но я убежден, что, по их мнению, религия необходима для укрепления республиканских институтов. И это мнение принадлежит не какому-либо одному классу или партии, его придерживаются все слои населения» [7. С. 223-224]. Роль религиозного фактора в политической жизни США очень важна для американского общества, так как религия традиционно занимает центральную роль в политической культуре США. Приверженность американского общества к массовому спросу потребления товаров и услуг - неотъемлемая часть менталитета и культуры, в том числе и религиозной. Данная характеристика общества легла в основу «рыночного характера» духовности, которая стала предметом массового спроса - целой индустрии, обслуживающей потребности людей к духовной адаптации. Массовые продукты культурной индустрии, понятные каждому, приучают к пассивному восприятию информации, благодаря чему идеология культуры потребления позволяет оказывать серьезное воздействие на стереотипы поведения индивида [5. С. 69]. Рассматривая религиозные предпочтения населения США, необходимо обозначить роль общественных объединений религиозной направленности, сформировавших так называемую «приходскую» культуру в обществе. Принадлежность к той или иной религиозной организации выступает «показателем» определенного статуса человека в обществе. Исторически сложилась традиция, когда в обществе (данное утверждение в большей степени относится к представителям среднего класса) принято быть прихожанином церкви и ассоциировать себя (и свою семью) с определенной религией, церковью и приходом. Данная особенность объясняется специфической ролью религиозных объединений, так как, например, в отличие от приходов других стран, в США подобного рода организации являются не только «духовными» центрами, они также выполняют коммуникационную функцию, где население собирается для решения самых разных вопросов. В журнале «Смена», опубликованного в 1948 г., довольно точно, хотя и в несколько утрированной форме передана суть специфики религиозных объединений: «На вас будут смотреть, как на пропащего человека, если вы не будете посещать по воскресеньям церковь. Но вы глубоко ошибетесь, если подумаете, что американцы ходят в церковь молиться. В американской церкви не тратят время попусту: здесь на ходу заключают сделки, смотрят кино, танцуют, а что касается вымаливания прощения у всевышнего, на то есть священнослужители; они замолят все грехи, было бы им уплачено. Это церковный бизнес» [2. С. 16]. В контексте проецирования интересов представителей религиозных конфессий в политической жизни США общественные настроения отражены в данных, представленных в исследовании 2006 г., согласно которому 51% американцев считают, что все религиозные общины - христианские, мусульманские, иудейские или буддийские - обязаны выражать политические взгляды своих членов [3]. Таким образом, правомерно утверждать, что религиозные организации США обладают не только авторитетом, но и значительным инструментарием по распространению среди населения определенных идеологем, которые могут затрагивать не только ценностные, но политические и даже экономические ориентиры. С другой стороны, использование религиозной риторики в политике также вошло в американскую традицию, возможно это связано с другой специфической функцией американской религии - «поддержкой» или «оправданием» государственной политики. В данном контексте важно обозначить, что религия и ее институты помимо прочего традиционно являются важнейшим каналом рекрутирования элит в США, в том числе и политических. Рассмотрение религии через призму политической культуры позволяет осмыслить более глубинно и саму мотивацию политического поведения не только институтов, но и самих граждан, так как религия затрагивает «эмоциональные» и «оценочные» аспекты, которые также важны во всех сферах политической жизни США, в частности вопросах морали и этики при принятии важных решений на властном уровне, а также многих социально-значимых реформ, например, вопросы легализации однополых браков, запрет использования стволовых клеток, отношение к разрешению абортов и многих других тем, которые становятся камнем преткновения в США. Сложно найти другую нацию и государство, которое так «эмоционально» реагировало бы на подобного рода вопросы, при этом не только политические элиты втянуты в дискуссию, но и все американское общество. Данный феномен объясняется спецификой менталитета и поляризацией американского общества по ряду вопросов (в том числе морально-этических): историческая религиозность народа сформировала приверженность к традиционным ценностям широких слоев населения, которые как правило относят себя к консервативному или умеренному крылу электората - с одной стороны, а также сторонников прогрессивных взглядов (в данную группу относится молодежь, которая относит себя к атеистам, а также жители мегаполисов) - с другой. Начиная с конца XX столетия рост взаимовлияния политики и религии возрастал, а уже в конце первого десятилетия XXI в. превратился в один из первостепенных пунктов политической повестки: вопросы морали и этики вошли в повседневную жизнь демократов и республиканцев [8. C. 113-121]. Для республиканской партии религия стала одним из основных инструментом влияния и нахождения поддержки среди американского населения. Эта тенденция стала отчетливо просматриваться начиная с 90-х гг. XX в. [6. C. 47-58]. Наибольшего пика она достигла при администрациях Джорджа Буша-младшего, при которых религиозная повестка стала неотъемлемой частью политической жизни: заседания Кабинета начинались с совместной молитвы, публичные речи президента зачастую включали обращения к Богу, а проблемные пункты мировой политики, в частности терроризм, отождествлялись со злом [4].. Тем не менее Джордж Буш был не первым американским президентом, апеллировавшим к религии в политике, до него этим активно пользовался Ричард Никсон, который не редко использовал теологическую риторику в публичных выступлениях. В первой половине XXI в., согласно исследованию, опубликованному в журнале SAGE Open в марте 2016 г., отмечается спад религиозности в США до рекордно низких значений, в большей степени данная тенденция актуальна для молодежи (от 25 до 35 лет, так называемого поколения «миллениум»): наблюдается двукратное увеличение тех, кто считает себя атеистами и агностиками. Также в экспертном докладе отмечается тенденция к росту секуляризации Соединенных Штатов [11]. Очевидно, что данные процессы в американском обществе обусловлены глобализацией, интенсивным развитием медиа-технологий, популяризацией и распространением таких общественных движений, как «чайлд фри» и ЛГБТ, - данные факторы в своей совокупности спровоцировали снижение традиционных ценностных ориентиров и обозначили тенденцию разрушения в США института брака как такого, а легализация Верховным Судом США 26 июня 2015 г. однополых браков по всем штатам страны стала своего рода символическим апогеем. В данной связи также интересно мнение профессора Райана Андерсона, старшего научного сотрудника «Фонда наследия» (неправительственная организация по изучению политических проблем), согласно которому спад религиозности искусственно спровоцирован в интересах политической элиты США [9]. Действительно, демократам, традиционно оппонирующим нравственно-религиозным принципам республиканцев, в преддверии президентских выборов легализация однополых браков по всей стране стала шагом стратегически важным, так как он позволил обеспечить основательную поддержку со стороны бизнес-сообщества (поддерживающего нетрадиционные отношение) для дальнейшего финансирования кампаний кандидатов демократов в период выборной гонки. Традиционно религиозные аспекты актуализируются в период предвыборных кампаний, и нынешняя гонка не стала исключением. Прежде всего стоит обозначить, что человек, который не придерживается религиозных убеждений, не имеет шансов участвовать в кампании, - об этом факте свидетельствуют данные опросов Pew Research [10]. Лишь 6% опрошенных готовы отдать свой голос за кандидата-атеиста, тогда как более 50% не отдадут свой голос за такового. Религиозная принадлежность кандидата к определенной конфессии и его «моральный облик» всегда являлись важной частью биографии политического деятеля, выдвигающегося на выборную должность национального и штатного уровней. Считается, что наибольшим влиянием в период выборов обладает конфессия протестантов-евангелистов. В нынешней кампании кандидат от Республиканской партии Дональд Трамп, активно апеллирующий в своей предвыборной платформе к «исламской угрозе», получил поддержку протестантских конфессий на праймериз в Нью-Гемпшире как кандидата, «способного встать на защиту христианского мира» [1]. Институт Гэллапа провел исследование, которое сфокусировано на роли религии в президентской кампании 2016 г. Согласно полученным данным среди религиозных групп около 50% белых евангельских протестантов считают Дональда Трампа «хорошим» претендентом на должность президента. Аналогичную степень уверенности выражают евангелисты, которые являются одними из наиболее надежных сторонников республиканцев, насчет Карсона и Круза. Лишь около 15% евангельских избирателей отдали бы свой голос за Берни Сандерса или Хиллари Клинтон. Около 42% считают, что Республиканская партия является дружественной по отношению к религии, в то время как 30% придерживаются мнения, что партия нейтральна, и 21% считают, что партия недружественна к религии [12]. Тематика опроса и полученные данные лишний раз подчеркивают важность религиозного аспекта в политической культуре и электоральном процессе. Взаимосвязь религии и политики в случае с США предстает как своего рода балансир, который учитывая интересы религиозных групп и политиков, оказывает значительное влияние на общество. Основные американские партии и представители власти строят свое поведение в соответствии с императивами американской политической культуры, где религиозный аспект является преобладающим, учитывая идеологические различия в совокупности с группами интересов, чьи позиции подкреплены общественным мнением. Несмотря на трансформации, произошедшие в американском истеблишменте и обществе в XXI в., исторически сформировавшаяся роль религиозных объединений в политической культуре сохраняет свое значение. Республиканская партия по-прежнему пользуется большей поддержкой среди религиозного населения США и церковных объединений, сохраняя традицию апеллировать в политической программе к вопросам морали и ценностям, что безусловно обусловлено запросом самого электората. Данная конъюктура - взаимосвязь политики и религии - без сомнений сохранит свое положение в США, так как являет собой стабильную и достаточно эффективную систему коммуникационных каналов между властью и обществом, а также выполняет столь важную для государства функцию по инкорпорированию среди населения идеологем, которые затрагивают ценностные, политические и экономические ориентиры, что помогает менее болезненно моделировать и претворять в жизнь значимые для общества политические реформы. REFERENCES [1] Galstyan A. A religious factor on elections in the USA, on March 9, 2016. URL: http://www.globalaffairs.ru/global-processes/Religioznyi-faktor-na-vyborakh-v-SShA-18037. [2] Zhukov Yu. The American customs. Change. Izdatelsvo No. 509 “Truth”, August, 1948. [3] Ivanov V. How To Divide The Power Christianly. The Independent Newspaper. 2007. July 04. URL: www.ng.ru/politic/2007-07-04/5_vlast.html. [4] Worldwide Policy In The Conditions Of Crisis The Education. Moscow, 2010. [5] Mitrokhin L.N. Religious Cults in the USA. M., 1984. [6] Stetskevich M.S. A Religious Factor In Modern Political Life Of The USA. Managerial consultation. 2010. No. 3. [7] Tokvil A. Democracy in America. M.: Progress, 1992. [8] Frolova O.A. Influence Of Polarization Of The American Society On Character And Interests of Political Parties Of The USA. RUDN Journal of Political Science. 2011. No. 4. [9] Anderson Ryan T. How Rich Corporate Elites Are Lobbying Lawmakers to Crush Marriage Advocates. The Daily Signal. July 29, 2015. URL: http://dailysignal.com/2015/07/29/how-rich-corporate-elites-are-lobbying-lawmakers-to-crush-marriage-advocates. [10] Fingerhut H. What Voters Want in a President Today, and How their Views Have Changed. Pew Research Center. February 12, 2016. URL: http://www.pewresearch.org/fact-tank/2016/02/ 12/what-voters-want-in-a-president-today-and-how-their-views-have-changed. [12] Newport F. Jerusalem, Jews and the Presidential Candidates. Gallup Institution, March 24, 2016. URL: http://www.gallup.com/opinion/polling-matters/190283/jerusalem-jews-presidential-candidates.aspx?g_source=republican%20religion&g_medium=search&g_campaign=tiles. [13] The 2014 U.S. Religious Landscape Study. Pew Research Center Religion & Public Life. Religions. URL: http://www.pewforum.org/religious-landscape-study. @ О.А. Фролова

×

Об авторах

Ольга Александровна Фролова

Российский университет дружбы народов

Автор, ответственный за переписку.
Email: frolova.olga4@gmail.com
ул. Миклухо-Маклая, 10/2, Москва, Россия, 117198

Список литературы

  1. Галстян А. Религиозный фактор на выборах в США. 9 марта, 2016. URL: http://www.globalaffairs.ru/global-processes/Religioznyi-faktor-na-vyborakh-v-SShA-18037.
  2. Жуков Ю. Американские нравы // Смена. Издательство «Правда». № 509. Август 1948.
  3. Иванов В. «Как поделить власть по-христиански» // Независимая Газета. 2007. 4 июля. URL: www.ng.ru/politic/2007-07-04/5_vlast.html.
  4. Мировая политика в условиях кризиса. Учебное пособие / Под ред. С.В. Кортунова. М., 2010.
  5. Митрохин Л.Н. Религиозные культы в США. М., 1984.
  6. Стецкевич М.С. Религиозный фактор в современной политической жизни США // Управленческое консультирование. 2010. № 3. С. 47-58.
  7. Токвиль А. «Демократия в Америке». Предисл. Гарольда Дж. Ласки. М.: Прогресс, 1992. С. 223-224.
  8. Фролова О.А. Влияние поляризации американского общества на характер и интересы политических партий США // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Политология. 2011. № 4. С. 113-121.
  9. Anderson R.T. How Rich Corporate Elites Are Lobbying Lawmakers to Crush Marriage Advocates // The Daily Signal. 2015. July 29. URL: http://dailysignal.com/2015/07/29/how-rich-corporate-elites-are-lobbying-lawmakers-to-crush-marriage-advocates.
  10. Fingerhut H. What Voters Want in a President Today, and How Their Views Have Changed // Pew Research Center. February 12, 2016. URL: http://www.pewresearch.org/fact-tank/2016/ 02/12/what-voters-want-in-a-president-today-and-how-their-views-have-changed.
  11. Newport F. Jerusalem, Jews and the Presidential Candidates. Gallup Institution. March 24, 2016. URL: http://www.gallup.com/opinion/polling-matters/190283/jerusalem-jews-presidential-candidates.aspx?g_source=republican%20religion&g_medium=search&g_campaign=tiles.
  12. The 2014 U.S. Religious Landscape Study. Pew Research Center Religion & Public Life. Religions. URL: http://www.pewforum.org/religious-landscape-study.

© Фролова О.А., 2016

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах