Moral und Religion in der Philosophie von Wolff

Обложка

Аннотация


Христиан Вольф - один из известнейших немецких философов первой половины XVIII в. - является фигурой весьма неоднозначной. Несмотря на то, что его хронологически принято относить к мыслителям эпохи Просвещения, ряд исследователей усматривают в его творчестве черты, свойственные скорее предшествующей схоластической традиции. Однако немало черт сближает Вольфа и с просветительской традицией. И самой главной такой чертой является возвеличивание человеческого разума и его способностей, сопряженное с борьбой за его независимость и самостоятельность, в том числе и от Бога. Ярче всего это прослеживается в Вольфовой морали, когда Вольф пытается дать вводимому им в качестве основного правила морали естественному закону обоснование, совершенно не зависимое от Бога.

Людмила Эдуардовна Крыштоп

kryshtop_le@pfur.ru
Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198

  • Albrecht M. Einleitung. Wolff Chr. Rede über die praktische Philosophie der Chinesen. Latein-Deutsch, Hrsg. von M. Albrecht. Hamburg, 1985. S. IX-LXXXIX.
  • Casula M. Die Theologia naturalis von Christian Wolff: Vernunft und Offenbarung. Christian Wolff. 1679-1754. Hamburg, 1986. S. 129-138.
  • Ciafardone R. Einleitung. Die Philosophie der deutschen Aufklärung. Texte und Darstellung. Hrsg. von R. Ciafardone. Stuttgart, 1990. S. 11-38.
  • Frängsmyr T. The Mathematical Philosophy. The Quantifying Spirit in the 18th Century. Ed. by T. Frängsmyr, J.L. Heilbron, R.E. Rider. Berkley, Los Angeles, Oxford, 1990. P. 38-44.
  • Gawlick G. Christian Wolff und der Deismus. Christian Wolff. 1679-1754. Hamburg, 1986. S. 139-147.
  • Hinske N. Wolffs Stellung in der deutschen Aufklärung. Christian Wolff 1679-1754. Hamburg, 1986. S. 306-319.
  • Mauthner F. Der Atheismus und seine Geschichte im Abendlande. Happenheim, 2010.
  • Mittelstrass J. Neuzeit und Aufklärung. Studien zur Entstehung der Neuzeitlichen Wissenschaft und Philosophie. Berlin, New York, 1970.
  • Pott M. Aufklärung und Aberglaube: die deutsche Frühaufklärung im Spiegel ihrer Aberglaubenskritik. Tübingen, 1992.
  • Schmidt J. Geschichte des geistiges Lebens in Deutschland von Leibniz bis auf Lessing’s Tod. Leipzig, 1862.
  • Schneiders W. Aufklärung und Vorurteilskritik. Studien zur Geschichte der Vorurteilstheorie. Stuttgart-Bad Cannstatt, 1983.
  • Schneiders W. Die wahre Aufklärung. Zum Selbstverständnis der deutschen Aufklärung. Freiburg, München, 1974.
  • Schneiders W. Vernunft und Freiheit. Christian Thomasius als Aufklärer. Studia leibnitiana, 1979. Bd. 11. H. 1. S. 3-21.
  • Theis R. La question du fundement chez Christian Wolff. Theis R. De Wolff à Kant. Études. Hildesheim, Zürich, New York, 2013. P. 3-33.
  • Wolff Chr. Institutiones juris naturae et gentium in quibis ex ipsa hominis natura continuo nexu omnes obligationes et jura omnia deducuntur. Halle, 1763.
  • Wolff Chr. Philosophia practica universalis, methodo scientifica pertractata. Halle, 1744.
  • Wolff Chr. Philosophia prima sive Ontologia, methodo scientifica pertractata. Frankfurt, Leipzig, 1736.
  • Wolff Chr. Vernünfftige Gedancken von der Menschen Thun und Lassen, zu Beförderung ihrer Glückseeligkeit. Halle, 1743.
  • Wolff Chr. Vernünftige Gedanken von Gott, der Welt und der Seele des Menschen, auch allen Dingen überhaupt. Halle, 1747.

Просмотры

Аннотация - 78

PDF (Deutsch) - 41


© Крыштоп Л.Э., 2017

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.