LEGAL REGULATION OF THE INTERNET IN RUSSIA AS THE REFLECTION OF THE POLICY CARRIED OUT BY THE STATE LEADER

Abstract


This article is devoted to the problem of legal regulation of the Russian segment of the Internet. An attempt to substantiate the assumption according to which the legal initiatives undertaken by the government in the field of the regulation of network space directly depend on the policy pursued by the leader of the state at this or that stage was made within this article. The history of the formation and development of legal regulation of the virtual space was briefly analyzed in the work from the inception of the Runet in 1990 up to the present time. The entire study period was divided into four stages in the course of the analysis. Four presidential terms - three periods of the domination ofPutin and one - of D.A. Medvedev formed the basis for this purpose. The review of legislative initiatives in the historical context carried out within this article allowed to draw a conclusion about the fairness of our assumption.

Регулирование сетевого пространства в России в настоящий момент находит- ся в фазе активного законотворчества. Предпосылкой этого стал стремительный рост влияния интернет-технологий, характеризующийся увеличением числа поль- зователей Сети, ростом доверия аудитории к виртуальным источникам инфор- мации и существенным приростом доменов в зоне .ru. А интерес к глобальному информационному пространству правительственных структур связан прежде всего с осознанием его преимуществ как механизма воздействия и управления массами. Интернет не раз доказывал свою эффективность в формировании по- вестки дня и общественного мнения по злободневным вопросам; не единожды становился первоисточником информации; социальные сети Twitter и Facebook заявили о себе как о политической площадке для реализации массовых протест- ных акций и даже революционных движений. Все эти тенденции, а также расту- щий авторитет отдельных блогеров и степень их влияния на пользователей не могли не привлечь внимания законодателей, вызвав ответные меры в виде уже- сточения норм сетевого законодательства.122Тигранян Е.А., Базанова А.Е. Правовое регулирование сети Интернет в России как отражение...Однако подобная ситуация в данной области наблюдалась далеко не всегда, что, по нашему мнению, напрямую зависит от направления политики, прово- димой лидером государства на том или ином этапе. Это предположение мы по- пытаемся доказать в рамках данной статьи.Период появления и распространения глобального информационного про- странства в России пришелся на начало 1990-х гг., и вплоть до 1999 г. Рунет раз- вивался лавинообразно - его наводнили самые разнообразные проекты - от чатов виртуальных знакомств, юмористических журналов и сетевых игр до пер- сональных серверов российских политиков, электронных научных библиотек и первых ежедневных интернет-изданий, таких как Gazeta.ru. Именно в 1999 г. Ин- тернет впервые стал первоисточником информации - статья из Gazeta.ru об эпи- демии конго-крымской лихорадки, о которой по требованию властей умалчива- ли традиционные СМИ, послужила толчком для появления материалов в газетах и на телевидении. И тогда же впервые разгорелся скандал, связанный с публика- цией без разрешения автора романа Владимира Сорокина «Голубое сало», по- влекший за собой глобальную дискуссию о проблеме нарушения авторских прав в Сети (1). Однако этот этап (с 1990 по 1999 гг.) можно со всей ответственностью назвать периодом абсолютной свободы Рунета. Несмотря на то, что к этому мо- менту Интернет представлял собой уже не просто информационную и рекламную площадку, но и сформировал особое правовое поле, законодательные нормы, способные регулировать его, отсутствовали. Впрочем, приобретя в глазах поль- зователей статус полноценной альтернативы традиционным каналам распростра- нения и получения информации, Интернет привлек к себе пристальное внимание правительственных структур.Вступление в 2000 г. В.В. Путина в должность президента Российской Феде- рации ознаменовало собой кардинально новый этап в функционировании сете- вого пространства. Первые шаги в данной области были предприняты им еще в должности председателя правительства - в декабре 1999 г. В.В. Путин провел первую встречу с представителями интернет-сообщества, в ходе которой обсуж- дались проблемы развития российского сегмента сети Интернет, формы взаимо- действия и сотрудничества правительства Российской Федерации и интернет- сообщества [5]. Конец 1999 - начало 2000 гг. ознаменовались появлением в Сети двух проектов: Положения «О порядке выделения и использования доменных имен в российском сегменте сети “Интернет”» и постановления правительства РФ «О регистрации сетевых СМИ». Интернет-сообщество ответило категориче- ским неприятием данных норм и высказало пожелание о сотрудничестве в даль- нейшей работе по правовому регулированию виртуального пространства. Не- смотря на это, в начале 2000 г. был предложен проект Федерального закона «О ре- гулировании российского сегмента сети Интернет», разработанный Комитетом по информационной политике Госдумы РФ.Необходимо отметить, что президент, предпринявший первые шаги по регу- лированию виртуального пространства еще в должности председателя правитель- ства, придерживался в данном направлении четкого курса. Его деятельность в этой области была разделена на два основных направления: формирование госу-123Вестник РУДН, серия Литературоведение. Журналистика, 2016, № 4дарственной структуры управления адресным пространством зоны RU и разра- ботка концепции информационной политики России. Первое направление на- чало разрабатываться еще в 1998 г., а вопрос информационной политики страны был поставлен на рассмотрение сразу после вступления В.В. Путина в должность президента. Важнейшей и одной из первых его инициатив в данном направлении стало утверждение 9 сентября 2000 г. Доктрины информационной безопасности Российской Федерации, заложившей на ближайшие годы направление развития информационной политики страны. Значимым моментом в создании правовой базы регулирования интернет-пространства стало подписание в 2000 г. В.В. Пу- тиным Окинавской хартии глобального информационного общества. Вступление страны в единое мировое информационное пространство наложило на Россию ряд обязательств в области доступа всех граждан к информационным и комму- никационным сетям, а также привело к принятию Федеральной целевой про- граммы «Электронная Россия 2002-2010». Программа ставила перед собой за- дачу создания и развития инфраструктуры электронного правительства, с помо- щью которого повысилась бы эффективность решения задач государственного управления. Кроме того, население страны должно было получить доступ к го- сударственным и муниципальным услугам в Сети, а также к информации о дея- тельности органов государственной власти и органов местного самоуправления с возможностью оперативного реагирования и высказывания своего отношения к предложенным ими инициативам.Существенным моментом в процессе становления интернет-регулирования стало принятие ряда поправок к Закону РФ «О средствах массовой информации», согласно которым сообщения и материалы, распространяемые по компьютерным сетям, были включены в понятие СМИ, издавать которое имеют право только юридические или физические лица, зарегистрированные в качестве частных пред- принимателей. Кроме того, поправками от 2000/2001 г. было запрещено исполь- зование СМИ и компьютерных сетей для пропаганды наркотиков, а также тер- роризма и экстремизма.Трагедия «Норд-Оста» в октябре 2002 г. повлекла за собой принятие в июле 2002 г. закона «О противодействии экстремистской деятельности», что вызвало внесение изменений в закон «О средствах массовой информации», согласно ко- торым деятельность СМИ, в том числе и электронного, может быть приостанов- лена в случае появления в нем материалов, содержащих пропаганду войны и при- зывы к захвату власти, насильственному изменению конституционного строя, разжиганию национальной, классовой и религиозной нетерпимости, - все эти действия отныне попадали под определение «экстремистской деятельности».В целом, за первый президентский срок В.В. Путина развитие правового поля России в области регулирования сети затронуло практически все сферы право- отношений - от прав и обязанностей поставщиков услуг и пользователей Сети, защиты персональных данных и финансовых отношений до противодействия экстремизму и защиты несовершеннолетних от ненадлежащего контента - и сформировало прочную правовую базу для дальнейших действий законодателей. Однако жесткостью проводимой политики данный этап не отличался.124Тигранян Е.А., Базанова А.Е. Правовое регулирование сети Интернет в России как отражение...Второй президентский срок В.В. Путина начался в 2004 г. и ознаменовался принятием два года спустя Федерального закона «Об информации, информаци- онных технологиях и о защите информации», регулировавшего использование информационно-телекоммуникационных сетей, Федерального закона «О пер- сональных данных» и закона «О рекламе», осветившего особенности рекламы отдельных видов товаров в информационно-телекоммуникационной сети Ин- тернет. Вплоть до 2008 г. коренных изменений в формировании правового поля регулирования Интернета не происходило. На данном этапе президент страны выполнял обещание, данное представителям интернет-сообщества, согласно ко- торому регулирование виртуального пространства должно проходить в тесном сотрудничестве пользователей и законодателей, не ущемляя при этом свободы в Сети. Период первого и второго президентства Путина отличался относительно либеральным курсом в отношении Сети, продолженным в дальнейшем Д.А. Мед- ведевым. Впрочем, именно в этот период зарубежные правозащитные организа- ции выразили обеспокоенность в связи с усилением авторитарных тенденций в стране [6].Выборы 2008 г., в результате которых президентом страны стал Д.А. Медведев, не отразились на условиях функционирования российского сегмента Сети. Про- долженный им либеральный курс, начатый В.В. Путиным с трех описанных выше федеральных законов, касался всего информационного пространства страны. Впрочем, необходимо отметить, что период президентства Д.А. Медведева харак- теризовался высокой степенью активности судебного делопроизводства - имен- но в эти годы появились первые иски, предъявленные блогерам.Коренной перелом в отношениях Интернета и власти произошел в августе 2008 г., когда Россия стала одной из участниц вооруженного конфликта, произо- шедшего в Грузии 7-12 августа. Несмотря на заведомо неравные силы, при по- мощи западных пропагандистских действий Грузии удалось не просто получить преимущество в информационной войне, но и на долгое время сформировать выгодное для нее представление о происходящем. Эта ситуация не могла не при- влечь внимания российского правительства, дав ему понять, что Интернет занял прочную позицию в роли основного источника информационного и манипуля- тивного воздействия на массовую аудиторию. Это означало возникновение сроч- ной необходимости государственного контроля над столь мощным инструментом влияния. Однако, несмотря на проигранную информационную войну с Грузией, либеральный курс, проводимый президентом России Д.А. Медведевым, не пре- терпел существенных изменений. Никаких конкретных законодательных ини- циатив, способных защитить информационную безопасность страны в случае повторения конфликтной ситуации, предложено не было. Федеральные законы 2011 г. лишь уточнили понятийный аппарат, связанный с сетевым изданием, и закрепили за виртуальным пространством официальное юридическое наимено- вание - «информационно-коммуникационная сеть Интернет».Ситуация с регулированием сети Интернет резко изменилась с начала третье- го президентского срока В.В. Путина. Хотя начало 2012 г. было связано не с уже- сточением норм, регулирующих Интернет, а с развитием международного со-125Вестник РУДН, серия Литературоведение. Журналистика, 2016, № 4трудничества России, в мае было подписано распоряжение, направленное на совместное противодействие угрозам информационной безопасности России и государств - участников Содружества Независимых Государств. Тогда же про- изошло важное для России в экономическом и международном отношении со- бытие - вступление во Всемирную торговую организацию, переговоры о котором велись на протяжении 18 лет. Затянувшаяся на столь длительный период време- ни процедура была связана с необходимостью выполнения ряда условий и раз- ногласиями между Россией и рядом стран-участниц по некоторым экономическим вопросам. Так, одной из точек преткновения, осложнившей шестилетние пере- говоры России и США, была защита прав интеллектуальной собственности.На этом относительно либеральная политика президента, проводимая им ра- нее, завершилась окончательно. И в ближайшие несколько лет правительством РФ был одобрен ряд неоднозначных инициатив, вызвавших крайне негативное отношение сетевого сообщества и правозащитных организаций. Начало этому было положено вступлением в силу Федерального закона «О защите детей», на- кладывающего запрет на распространение информации, наносящей вред физи- ческому и психическому здоровью несовершеннолетних. Одним из важнейших последствий принятого закона стало разрешение блокировки провайдерами и операторами связи веб-сайтов, содержащих нелегальный контент. Кроме того, на основании закона были внесены поправки и в Федеральный закон «Об ин- формации, информационных технологиях и о защите информации». Согласно им, в стране была создана единая автоматизированная информационная система«Единый реестр доменных имен и (или) универсальных указателей страниц сай- тов в сети Интернет и сетевых адресов сайтов в сети Интернет, содержащих ин- формацию, запрещенную к распространению на территории Российской Феде- рации федеральными законами». Внесение сайтов в Реестр могло быть санкци- онировано на основании решения уполномоченного правительством РФ федерального органа исполнительной власти или на основании вступившего в законную силу решения суда. Интернет-общественность крайне негативно вос- приняла данные решения, увидев в них опасность цензуры сетевого пространства (2).Продолжением политики международно-правовой интеграции России и уже- сточения норм регулирования Сети стало принятие в июле 2013 г. закона о за- щите интеллектуальных прав, который немедленно приобрел в широких кругах название «Антипиратский закон» или «Русская SOPA». Изначально внесенные изменения касались размещения в сети лишь видеоматериалов. Но в ноябре 2014 г. законопроект был распространен также на защиту авторских и смежных прав в области литературы, музыки, программного обеспечения и других сфер. Исклю- чение составили лишь фотографические произведения. Внесенные в закон по- правки обязали правонарушителя убрать противоправный контент с сайта в те- чение суток. Результатами принятой законодательной инициативы стали много- численные блокировки сайтов, предлагавших ранее видео для просмотра и скачивания, а также массовое удаление музыкальных треков в социальной сети«ВКонтакте». Принятый закон вызвал крайне негативную реакцию - так, ин-126Тигранян Е.А., Базанова А.Е. Правовое регулирование сети Интернет в России как отражение...тернет-ресурс «Российская общественная инициатива» опубликовал инициати- ву о его отмене, которая, впрочем, была отклонена. Несмотря на предложение, высказанное ранее баллотировавшимся в президенты страны В.В. Путиным об обязательном рассмотрении в парламенте общественных инициатив, собравших не менее 100 тысяч подписей в Интернете, и собранные в необходимом количе- стве под петицией подписи, закон продолжил функционировать в обычном по- рядке. Не нашли на тот момент подтверждения и слова президента, о том, что ограничения в Сети - это «слишком простой и вредный путь», по которому Рос- сия не пойдет [4]. Президент страны наметил курс жесткого регулирования Сети, который продолжился несколькими месяцами позже принятием «закона Луго- вого», согласно которому сайт, содержащий публикации с призывами к массовым беспорядкам и осуществлению экстремистской деятельности, может быть забло- кирован Роскомнадзором по предписанию Генеральной прокуратуры РФ в до- судебном порядке. Правозащитники резко негативно восприняли принятие за- кона, объявив его инструментом цензуры сети Интернет. Совет по правам чело- века при президенте РФ вовсе заявил, что данная инициатива накладывает серьезные ограничения на основные конституционные права и свободы граждан [7]. Помимо этого, данные поправки к закону вступали в явное противоречие с основным законом «О средствах массовой информации», согласно которому де- ятельность СМИ может быть прекращена или приостановлена только по решению учредителя или судом в порядке гражданского судопроизводства по иску реги- стрирующего органа. Сами издания, попавшие под действие данного закона, по- считали блокировку равносильной их окончательному закрытию [1]. А иностран- ные правозащитники высказали мнение, что принятый в России закон будет ис- пользован властями именно против оппозиции.Стремительное и динамичное развитие блогосферы в России, рост влияния блогеров на сознание массового читателя, их ярко выраженная оппозиционная направленность, открыто проявляющаяся на страницах их сетевых дневников, и активное участие в протестных движениях 2011-2013 гг. стали причиной при- нятия 1 августа 2014 г. «закона о блогерах» - Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон “Об информации, информационных техноло- гиях и о защите информации”», приравнявшего интернет-ресурсы с посещаемо- стью от 3 тысяч человек к СМИ и обязавшего сетевых авторов с такой же по ве- личине аудиторией регистрироваться в Роскомнадзоре и самостоятельно прово- дить фильтрацию материалов, наполняющих их блоги, на наличие в них брани, экстремистских материалов и вредоносной для детей информации. Блогеры по- считали принятие данной законодательной инициативы продолжением полити- ки жесткого цензурирования виртуального пространства и концом российской блогосферы. Госдепартамент США и вовсе высказал в адрес закона мнение об установлении в России «железного занавеса Интернета» [3].В 2015 году Советом безопасности РФ было внесено предложение о подготов- ке новой Доктрины информационной безопасности, что связано с несоответ- ствием современной системы защиты сегодняшним реалиям и с усиливающейся международной изоляцией России. Необходимо, однако, отметить, что количе-127Вестник РУДН, серия Литературоведение. Журналистика, 2016, № 4ство предложений по регулированию Интернета за 2015 г. резко снизилось (лишь 48 инициатив - в 2 раза меньше, чем в 2014 г.), что, впрочем, свидетельствует лишь о том, что власти сосредоточились на исполнении ранее принятых норм (т.е. на блокировках), а законотворчество посвящено уточнению методов блоки- ровок и расширению полномочий и сфер, на которые будут распространяться законы. В то же время, согласно докладу Международной правозащитной группы«Агора» [8], количество актов цензуры выросло в 9 раз (с тысячи случаев в 2014 г. до девяти тысяч), а Роскомнадзор отчитывается о тысячах судебных решений о запрете информации, качество которых вызывает сомнение. Помимо этого, вла- сти начали активнее преследовать простых пользователей - против них приме- няются антиэкстремистские статьи УК и КоАП (в 2015 г. к уголовной ответствен- ности привлекли 203 пользователя, не менее 18 человек получили реальные сро- ки). Уровень насилия в отношении интернет-активистов и журналистов по-прежнему остается значительным. Кроме того, правозащитники предупреж- дают о том, что в связи с кризисом и экономией бюджета нагрузка на сотрудников, принимающих решения по блокировкам, будет расти, что незамедлительно при- ведет к падению качества их работы. По их мнению, стоит также ожидать уже- сточения практики уголовного преследования интернет-пользователей и огра- ничения доступа к зарубежным сервисам.С 1 января 2016 г. вступил в силу «Закон о забвении», обязывающий интернет- поисковики удалять по требованию граждан ссылки на страницы в Интернете, содержащие не соответствующую действительности или устаревшую информацию о заявителе. По мнению специалистов, последствия этого закона станут очевид- ны в новом предвыборном цикле, когда им смогут воспользоваться те люди, ко- торые хотят сохранить или получить власть, скрыв от общественности порочащие их репутацию сведения [2].Подводя итог сказанному и взяв за основу политический курс, проводимый лидером государства, можно разделить весь период правового регулирования сети Интернет в России на четыре этапа: три президентских срока В.В. Путина и один - Д.А. Медведева. Как видно из проведенного анализа, вплоть до 2012 г. руководством страны проводился умеренно либеральный курс, что нашло отра- жение и в предпринимаемых в отношении Интернета инициативах:первый президентский срок В.В. Путина (2000-2004 гг.) характеризовался попыткой государственного управления системой доменных имен, а также фор- мированием информационной политики страны в целом путем принятия Док- трины информационной безопасности и целевой программы «Электронная Рос- сия»;второй президентский срок В.В. Путина (2004-2008 гг.) - продолжение выбранного политического курса, активное судебное делопроизводство при от- сутствии серьезных законодательных инициатив;президентский срок Д.А. Медведева (2008-2012 гг.) - продолжение отно- сительно либерального курса, предложенного В.В. Путиным; проигранная ин- формационная война с Грузией, не повлиявшая, тем не менее, на проводимую президентом политику; отказ от ужесточения правовых норм. И при этом воз-128Тигранян Е.А., Базанова А.Е. Правовое регулирование сети Интернет в России как отражение...росшая роль Интернета как глобального информационного пространства, а так- же площадки для организации протестных движений и даже революций;третий президентский срок В.В. Путина (2012 - по настоящее время) - характеризуется повышенным интересом законодателей к правовому регулиро- ванию Рунета, а также неоднозначными и крайне жесткими законодательными актами (закон о защите детей, введение единого реестра запрещенных сайтов, закон о блогерах, закон Лугового), принятыми и вступившими в силу за послед- ние годы, позволившими правозащитникам и пользователям высказывать мнение о цензуре сетевого пространства.Исходя из этого, можно подтвердить выдвинутое нами выше предположение о том, что правовые инициативы в области регулирования сетевого пространства напрямую зависят от направления политики, проводимой лидером государства. Необходимо также отметить, что на них также оказывает непосредственное вли- яние осложнившаяся международная политическая обстановка, вынуждающая президента проводить жесткую политику в данной сфере в связи с усилением информационной войны и необходимостью обеспечения информационной без- опасности страны. Руководствуясь мнением экспертов, пользователей, предста- вителей интернет-сообщества и правозащитников, можно предположить и то, что крайне жесткий политический курс, выбранный президентом РФ на данном этапе, международная изоляция нашей страны, военная операция в Сирии и эко- номический кризис будут лишь способствовать усилению цензуры сетевого про- странства.ПРИМЕЧАНИЯСм.: Горный Е. Проблема копирайта в русской Сети: битва за «Голубое сало». URL: http:// www.zhurnal.ru/staff/gorny/texts/salo.htm (дата обращения: 17.02.2016); Костинский А.Ю. По краям «Голубого сала» // Институт свободы Московский Либертариум. URL: http:// www.libertarium.ru/16917 (дата обращения: 17.02.2016).См.: Забровская А. Новый закон угрожает свободному Интернету // Официальный блог Google Россия. 12.07.2012. URL: http://googlerussiablog.blogspot.ru/2012/07/blog-post.html (дата обращения: 17.02.2016); Голицына А. Госдума одобрила фильтрацию Рунета // Ведомости. 09.07.2012. URL: http://www.vedomosti.ru/technology/articles/2012/07/09/ proshel_bez_filtra (дата обращения: 17.02.2016).

E A Tigranyan

Peoples’ Friendship University of Russia

Miklukho-Maklaya str., 10/2, Moscow, Russia, 117198

A E Bazanova

Peoples’ Friendship University of Russia

Miklukho-Maklaya str., 10/2, Moscow, Russia, 117198

Views

Abstract - 200

PDF (Russian) - 168


Copyright (c) 2016 Тигранян Е.А., Базанова А.Е.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.