НА ПУТИ К УСТАНОВЛЕНИЮ ДИПЛОМАТИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ: СВЯЗИ МЕЖДУ КНР И ФРГ В 1949-1972 ГГ
- Авторы: Цвык А.В.1
-
Учреждения:
- Российский университет дружбы народов
- Выпуск: Том 10, № 1 (2018)
- Страницы: 24-32
- Раздел: Восток-Запад: контакты и противоречия
- URL: https://journals.rudn.ru/world-history/article/view/18799
- DOI: https://doi.org/10.22363/2312-8127-2018-10-1-24-32
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В статье автор рассматривает период неофициальных контактов между КНР и ФРГ до установления дипломатических отношений в 1972 г. В 1950-е гг. между сторонами не наблюдалось почти никаких контактов. В 1960-е гг. на фоне ухудшения отношений между КНР и СССР, а также увеличения интереса германских предпринимателей к развитию торговых связей с Китаем интенсифицировались дипломатические контакты представителей двух стран. По мнению автора, проводимый канцлером ФРГ В. Брандтом с 1969 г. новый внешнеполитический курс, выход КНР на международную арену в связи со вступлением в ООН в 1971 г., а также известный визит Президента США Р. Никсона в Китай оказали большое влияние на сближение КНР и ФРГ в конце 1960-х - начале 1970-х гг. Его результатом стало установление дипломатических отношений между КНР и ФРГ в октябре 1972 г.
Ключевые слова
Полный текст
Вторая мировая война завершилась для Китая и Германии по-разному. Нацистская Германия была сокрушена Советским Союзом и его союзниками. Территория Германии была разделена между государствами-победителями на четыре зоны оккупации вплоть до 1949 г., когда были основаны два германских государства с различным государственным строем - ФРГ и ГДР. На территории Китая с момента победы над Японией продолжался второй этап гражданской войны, а в октябре 1949 г. было провозглашено создание КНР. По мнению ряда китайских исследователей, существовал ряд общих для КНР и ФРГ факторов, оказывавших влияние на постепенное сближение и установление неофициальных контактов между странами с момента их основания. Во-первых, обе нации оказались разделены. На территории Китая и Германии образовались два государства с различными политическими и общественными системами. Во-вторых, как считают китайские ученые, на отношения между ФРГ и ГДР, с одной стороны, и КНР и Тайванем с другой, оказывало влияние противостояние между СССР и США, которые не давали КНР и ФРГ проводить самостоятельную внешнюю политику [1. С. 725]. В-третьих, «японский милитаризм» в годы Второй мировой войны был для Китая гораздо более серьезным врагом, чем «германский фашизм». Более того, к Японии предъявлялись определенные требования в связи с последствиями войны. К Германии таких требований не было, в том числе вследствие отсутствия с ней каких-либо границ и невозможности какого-либо территориального спора [1. С. 726]. И, наконец, в качестве основного фактора с немецкой стороны следует отметить колоссальную заинтересованность деловых кругов ФРГ в развитии торговых отношений с Китаем и повторном проникновении германских предпринимателей на китайский рынок. Деловые круги ФРГ, в первую очередь Рурского промышленного района, после образования Федеративной Республики в 1949 г. буквально сразу же стали рассматривать Китай как потенциального торгового партнера и предприняли шаги с целью проникновения на китайский рынок. В газете деловых кругов Рура «Хандельсблатт» в августе 1950 г. вышла статья «Торговля с Китаем на распутье», в которой говорилось о том, что «Китай остается, как и до сих пор, интереснейшим рынком Восточной Азии. Потребности пострадавшей от многолетних войн страны настолько велики, что они не могут быть покрыты ни за счет собственных сил, ни из восточного резервуара» [2. С. 21]. 18 мая 1951 г. Генассамблея ООН приняла резолюцию, вводившую эмбарго на торговлю с КНР «стратегическими» товарами. В августе 1951 г. Правительство ФРГ под влиянием США приняло решение осуществлять экспорт германских товаров в КНР на основе соответствующих экспортных лицензий, разработкой которых занималось специально созданное бюро во Франкфуртена-Майне. Эти меры повлияли на торговые отношения КНР и ФРГ: в 1952 г. торговый оборот сократился на 70% [2. С. 25]. Негласно существовал и запрет на прямой импорт товаров из КНР. Вследствие введения эмбарго на торговлю с КНР большое количество торговых сделок между КНР и ФРГ в начале 1950-х гг. осуществлялось через посредников. Более 90% западногерманского экспорта и более 30% импорта из КНР осуществлялось через третьи страны. По данным западногерманских СМИ, ввоз китайских товаров в Западную Германию осуществлялся через Швейцарию, Великобританию и Нидерланды. Ведущую посредническую роль в торговых отношениях между КНР и ФРГ играл Гонконг. Стороны принимали ряд мер, нацеленных на улучшение торгово-экономических отношений. С китайской стороны в мае 1952 г. был создан Китайский комитет содействия международной торговле, а в августе того же года было образовано министерство внешней торговли со специальным отделом, занимающимся вопросами торговли с капиталистическими странами. В ФРГ в октябре 1952 г. в результате переговоров между несколькими торгово-промышленными объединениями был создан Восточный комитет немецкой экономики, в состав которого вошло в том числе Восточно-азиатское объединение. Образование Восточного комитета показало заинтересованность ФРГ в развитии торговых отношений со странами Восточного блока, в частности с КНР. Западногерманские СМИ отмечали, что первая цель комитета состоит в интенсификации торговли с КНР. Несмотря на принятые меры, товарооборот между ФРГ и КНР сокращался. Однако в середине 1950-х гг. наметился его рост, на который повлияло начало в 1953 г. в КНР процесса социалистической индустриализации, требовавшего современного промышленного оборудования, которое могла предложить Западная Германия. Важное событие в истории двусторонних отношений произошло 7 апреля 1955 г. Председатель КНР Мао Цзэдун издал указ о прекращении состояния войны между КНР и Германией. Западногерманские СМИ писали о возможности установления дипломатических отношений межлу государствами [2. C. 32]. Увеличивалось число контактов на неофициальном уровне между делегациями торговых представителей КНР и ФРГ. Ход событий привел к созданию необходимых экономических и политических предпосылок, которые позволили ФРГ и Китаю заключить первое торговое соглашение. Проходившие осенью 1957 г. в Пекине переговоры завершились подписанием соглашения 27 сентября между Восточным комитетом немецкой экономики и Китайским комитетом по содействию международной торговли. Документ состоял из 11 статей, срок действия - 1 год. Соглашение предусматривало общий объем торговли в размере 460 млн нем. марок, сторонами были согласованы списки продукции, участвующей в товарообороте [2. С. 36]. Несмотря на позитивное восприятие в Пекине и Бонне новости о подписании соглашения, которое могло лежать в основе последующего развития правовой базы китайско-западно-германских торгово-экономических отношений, впоследствии соглашение 1957 г. не было продлено. Каковы были основные причины сближения между КНР и ФРГ в рассматриваемые годы? Советский исследователь и дипломат А.И. Степанов видел в китайско-западногерманском сближении не только экономические мотивы, взаимный интерес сторон в развитии торговых отношений друг с другом, но и политическую подоплеку. Так, А.И. Степанов выделял антисоветские мотивы, как со стороны КНР, где усиливалась антисоветская риторика в выступлениях руководства страны, так и со стороны Западной Германии, правящие круги которой, по мнению советского дипломата, стремились разыграть «китайскую карту» в отношениях с Советским Союзом [2. С. 37]. В конце 1950-х - начале 1960-х гг. наступил период охлаждения в неофициальных отношениях между Пекином и Бонном. Некоторые исследователи связывают это с нежеланием руководства КНР быть использованными в противостоянии странами НАТО и СССР, другие - с внутриполитическими и экономическими изменениями в самом Китае, с началом проведения политики «большого скачка». К тому же заметно активизировались отношения между КНР и ГДР, которую китайские идеологи рассматривали одним из наиболее важных членов социалистического лагеря. Старясь продемонстриро- вать «солидарность и дружбу», декларируемые первыми лицами КНР, китайское руководство пошло на охлаждение политических отношений с Западной Германией. Однако экономические интересы КНР в развитии контактов с ФРГ вновь оказали влияние на китайско-западногерманское взаимодействие. Для преодоления продовольственного кризиса, в котором Китай оказался вследствие проведения политики «большого скачка», китайское руководство договорилось с ФРГ о поставках пшеничной муки (в 1961-1962 гг. из Западной Германии в КНР было поставлено 180 тыс. тонн муки) [2. С. 42]. В начале 1960-х гг., как полагают исследователи, происходит очередной период сближения КНР и ФРГ, который связан в том числе с изменениями в политическом курсе ФРГ в связи с избранием Л. Эрхарда на должность канцлера ФРГ. На этот период приходятся расширение торговли и экономических связей, взаимные попытки «наведения мостов» в политической сфере [3]. КНР, испытывавшая проблемы в связи с неудачей политики «большого скачка» и резким сокращением торгово-экономического сотрудничества с СССР, проявляла готовность к расширению торговли с ФРГ. Западная Германия, в свою очередь, имела цель закрепиться на китайском рынке, куда интенсивно проникали основные конкуренты ФРГ (Франция и Великобритания). В это же время произошли определенные сдвиги в политической сфере. Между КНР и ФРГ выявилась близость позиций по ряду международных вопросов, актуальных для Китая и Западной Германии. Во-первых, стороны без энтузиазма отнеслись к Договору о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, космическом пространстве и под водой, подписанному в 1963 г. в Москве СССР, США и Великобританией. Во-вторых, в определенной степени КНР и ФРГ сближало недовольство сложившимися государственными границами (для КНР - территориальные претензии к СССР, для ФРГ - «проблема» двух Германий и ГДР) [4]. К тому же именно в эти годы подверглось изменениям идеологическое наполнение внешней политики КНР. Китайское руководство конкретизировало теорию «промежуточных зон», в дальнейшем неоднократно используя ее для выделения ФРГ [5]. Однако говорить о реальной возможности установления дипломатических отношений между Пекином и Бонном было рано. Западногерманское руководство продолжало делать ставку на неофициальные экономические и политические контакты с Китаем [6]. В середине 1960-х гг. продолжал увеличиваться взаимный интерес сторон к развитию двустороннего взаимодействия. В 1964 г. в посольстве КНР в Берне состоялся ряд секретных переговоров между китайскими дипломатами и их западногерманскими коллегами. Для КНР основной целью была разработка и заключение официального торгового соглашения между двумя странами. По информации западногерманских СМИ, делегаты китайской стороны были готовы пойти на то, чтобы признать Западный Берлин «сферой западногерманской марки». Однако западногерманская сторона ставила перед собой цель подписание технического торгового соглашения по обмену товарами, похожего по содержанию на соглашение 1957 г. По мнению западногерманских дипломатов, подписание торгового договора с КНР могло бы означать формальное признание политики Пекина о том, что Тайвань - часть Китая. В итоге переговоры в Берне завершились безрезультатно, торговый договор не был подписан. Одной из основных причин срыва переговоров, как писали западногерманские журналисты, стал тот факт, что китайская сторона на фоне сближения с ГДР отказалась от «берлинской оговорки». Так или иначе с 1964 г. вплоть до 1971 г., когда начались активные переговоры об установлении дипломатических отношений, о серьезных дипломатических контактах между КНР и ФРГ не известно. Немалый резонанс в западных странах вызвала новость о заключении в 1965 г. контракта на сумму 600 млн нем. марок о строительстве западногерманскими специалистами в КНР завода горячего и холодного проката. Это было самое крупное предложение, которое КНР когда-либо делала ФРГ. Союзники Западной Германии по НАТО, прежде всего США, крайне отрицательно отреагировали на эту новость. Так, американские сенаторы обвинили власти ФРГ в том, что Западная Германия строит в Китае завод, на котором сможет создаваться оружие, используемое КНР в целях агрессии. Однако давление со стороны союзников ФРГ по НАТО не оказало серьезного влияния на развитие торговых отношений между Западной Германией и КНР. В 1965 г. импорт в КНР из ФРГ увеличился в три раза (с 102 млн нем. марок в 1964 г. до 316 млн нем. марок), а экспорт китайских товаров в Западную Германию вырос на 40% (291 млн нем. марок) [6]. Этот факт вызвал одобрение со стороны западногерманской общественности и СМИ. Газета «Die Welt» опубликовала данные о торговом обороте между КНР и ФРГ в 1965 г. под заголовком: «Китай превращается в важного партнера», подчеркнув факт, что всего за один год объем торговли между Западной Германией и Китаем вырос на 96.5% (606.9 млн нем. марок), а КНР поднялся на третье место среди основных торговых партнеров ФРГ [6]. Начало «культурной революции» в КНР в 1966 г. сначала вызвало большие опасения у деловых кругов Западной Германии. Однако несмотря на то, что в последующие годы товарооборот между КНР и ФРГ несколько сократился, в 1967 г. между двумя странами все еще продолжалось расширение торговых и экономических связей. Объем двусторонней торговли достиг рекордной для Китая и Западной Германии суммы - более 1 млрд нем. марок. Продолжалась дискуссия в правящих кругах ФРГ о возможности установления дипломатических отношений с КНР [7]. Отношения между КНР и ФРГ претерпели изменения со вступлением в должность канцлера В. Брандта и началом проведения нового внешнеполитического курса Западной Германии, т.н. «Восточной политики» [8]. Тезис В. Брандта об улучшении связей с Советским Союзом как одном из приори- тетных направлений внешней политики ФРГ вызвал крайне негативную реакцию в Китае [9]. Однако наметилась позитивная динамика развития отношений между КНР и странами Запада. Это было обусловлено рядом факторов. Во-первых, по нашему мнению, обострение советско-китайского кризиса в конце 1960-х гг. стал одной из основных причин активизации отношений КНР с западными странами с целью использования западных стран в противостоянии с СССР [10]. Во-вторых, в 1971 г. была принята Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 2758 (XXVI) «Восстановление законных прав Китайской Народной Республики в Организации Объединенных Наций», согласно которой право представительства в ООН перешло от Тайваня континентальному Китаю [11]. Это стало настоящим прорывом КНР на международной арене. Наконец, в январе 1972 г. Президент США Р. Никсон совершил визит в Китай, «открыв» Китай западному миру [12]. В политических кругах ФРГ все громче звучали призывы к установлению дипломатических отношений с «коммунистическим Китаем» [13]. Наконец, 11 октября 1972 г. министр иностранных дел ФРГ В. Шеель и его китайский коллега Цзи Пэнфэй подписали «Совместную декларацию об установлении дипломатических отношений между ФРГ и КНР», завершив тем самым период неофициальных контактов между государствами, который продолжался в течение двух десятилетий [14].
Об авторах
Анатолий Владимирович Цвык
Российский университет дружбы народов
Автор, ответственный за переписку.
Email: tsvyk_av@rudn.university
к.и.н., старший преподаватель кафедры теории и истории международных отношений, факультет гуманитарных и социальных наук, Российский университет дружбы народов
ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198Список литературы
- Галенович Ю.М. Глобальная стратегия Китая. М., 2016.
- Степанов А.И. ФРГ и Китай. (К истории отношений. 1949-1974 годы). М., 1974.
- Heilmann S. Grundelemente deutscher Chinapolitik. China Analysis, 2002. No. 14. URL: http://www.chinapolitik.de/files/no_14.pdf.
- Gehrig S. (Re-)Configuring Mao: Trajectories of a Culturo-Political Trend in West Germany. Transcultural Studies. 2011. № 2. URL: http://heiup.uni-heidelberg.de/journals/ index.php/transcultural/article/view/9072/3106.
- Цвык А.В. Эволюция внешнеполитических доктрин КНР (1950-1990-х гг.) // Вестник РУДН. Серия: Международные отношения. 2015. № 1. С. 53-59.
- Schaefer B. Sino-West German Relations during the Mao Era. Wilson Center. URL:https:// www.wilsoncenter.org/publication/sino-west-german-relations-during-the-mao-era.
- Memorandum from Department Head Egon Bahr, 'Establishment of Relations with the Communist States in Asia'," December 18, 1968, History and Public Policy Program Digital Archive, Institut für Zeitgeschichte, ed., Akten zur auswärtigen Politik der Bundesrepublik Deutschland: Juli bis 31. Dezember 1968 (München: Oldenbourg, 1999), 1613-1617. Translated by Bernd Schaefer. URL:http://digitalarchive.wilsoncenter.org/ document/119988.
- Цвык А.В. Концептуальные основы внешней политики ФРГ // Среднерусский вестник общественных наук. 2015. Т. 10. № 6. С. 244-251.
- Albers M. Historical Background to Sino-European Rapprochement in the 1970s. In: Britain, France, West Germany and the People's Republic of China, 1969-1982. Security, Conflict and Cooperation in the Contemporary World. Palgrave Macmillan, London. URL:https://doi.org/10.1057/978-1-137-56567-9_2.
- Note from Department Head Ruete, 'Meeting with the Bonn Xinhua Representative on June 13, 1969'," June 23, 1969, History and Public Policy Program Digital Archive, Institut für Zeitgeschichte, ed., Akten zur auswärtigen Politik der Bundesrepublik Deutschland: Januar bis 30. Juni 1969 (München: Oldenbourg, 2000), 720-723. Translated by Bernd Schaefer. URL:http://digitalarchive.wilsoncenter.org/document/119989.
- Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 2758 (XXVI) «Восстановление законных прав Китайской Народной Республики в Организации Объединенных Наций». URL: https://documents-dds-ny.un.org/doc/RESOLUTION/GEN/NR0/330/82/IMG/NR 033082.pdf?OpenElement.
- The Opening of China. Richard Nixon Foundation. URL: https://www.nixonfoundation. org/exhibit/the-opening-of-china/.
- Memorandum from Department Head Oncken, 'Establishment of Relations with the People's Republic of China and Albania', November 20, 1970, History and Public Policy Program Digital Archive, Institut für Zeitgeschichte, ed., Akten zur auswärtigen Politik der Bundesrepublik Deutschland: 1.Januar bis 30. April 1970 (München: Oldenbourg, 2001), 2089-2091. Translated for CWIHP by Bernd Schaefer. URL: http://digitalarchive. wilsoncenter.org/document/119990.
- Совместная декларация об установлении дипломатических отношений между КНР и ФРГ (中华人民共和国政府和德国联邦共和国政府关于两国建立外交关系的联合 公报) // 40-летие установления дипломатических отношений между Китаем и Германией: история и перспективы (中德建交40周年:回顾与展望) под ред. Гу Цзюньли (顾俊礼), Ян Цзепу (杨解朴). Издательство Института Общественных Наук Китая), 2012.