Строительная механика инженерных конструкций и сооружений

Главный редактор: Ватин, Николай Иванович, д-р техн. наук, профессор, РУДН, Москва, Россия

ISSN: 1815-5235 (Print) ISSN: 2587-8700 (Online)

Издается с 2005 г. Периодичность выхода: 6 выпусков в год

Открытый доступ: Open AccessПлата за публикацию: не взимается

Рецензирование: двойное слепое. Язык публикаций: русский, английский

ИздательРоссийский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы

История журнала

ИндексацияРИНЦ, RSCI, ВАК, WJCI, Google Scholar, Ulrich's Periodicals Directory, DOAJ, WorldCat, Cyberleninka, Dimensions, Research4Life, Lens, ResearchBib , JournalTOCs

 

     Международный научно-технический журнал «Строительная механика инженерных конструкций и сооружений» знакомит читателей с достижениями отечественных и зарубежных ученых.

  Основные разделы журнала «Расчет строительных конструкций», «Динамика конструкций и сооружений», «Аналитические и численные методы расчета конструкций», «Расчет оболочек», «Проблемы теории упругости», «Расчеты на устойчивость», «Геометрические исследования срединных поверхностей оболочек», «Экспериментальные исследования», «Теория пластичности», «Механика жидкости» и другие отражают современный уровень научных исследований по строительству и архитектуре.

   Журнал принимает для публикации научно-технические статьи, написанные не по темам разделов журнала, но, материалы которых могут найти применение в указанных выше областях науки, например, статьи по дифференциальным уравнениям.

    Журнал зарегистрирован Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране наследия. Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ № ФС77-19706 от 13 апреля 2005 г. 

    Журнал входит в Перечень рецензируемых научных изданий, сформированный Минобрнауки России, для публикаций основных научных результатов диссертаций на соискание ученых степеней кандидата и доктора наук (по состоянию на 29.06.2023 года).

Объявления

 
Не было опубликовано ни одного объявления.
 
Ещё объявления...

Текущий выпуск

Том 20, № 1 (2024)

Расчет и проектирование строительных конструкций

Современная теория ползучести железобетона
Беглов А.Д., Санжаровский Р.С., Тер-Эммануильян Т.Н.
Аннотация

Исследованы важные особенности теории ползучести железобетона, выявленные и опубликованные ранее. В основе создания и развития теории ползучести железобетона заложены ненаучные принципы, заимствованные из несоответствующих этой теории систем классической механики. Проведен подробный анализ теории, применяемой во многих странах, при этом выявлено пять переупрощений, отвергающих фундаментальные эксперименты, Еврокоды, правила математики и механики: перечисленные в законе ползучести, переупрощений, грубо искажающих результаты расчета не только самих деформаций, но и последующие методы расчета железобетонных конструкций. К ним относятся: без надобности измененный классический закон Гука; навязывание отсутствующего у бетона свойства - алгебраической меры ползучести; ошибочный принцип наложения (он же принцип суперпозиции Больцмана); использование вместо мгновенных нелинейных пластических деформаций упруговязких деформаций; замена точных - нелинейных и нестационарных свойств бетона - линейными, искажающими качественную сторону явлений, присущих только нелинейным системам. Эти ошибки перекрываются необоснованными коэффициентами запаса, что подрывает экономическую составляющую проблемы, и ввиду громадных объемов применения железобетона во всем мире анализируемая ненаучная теория его расчета приносит значительный экономический ущерб в мировом строительстве.

Строительная механика инженерных конструкций и сооружений. 2024;20(1):3-13
pages 3-13 views
Работа металлического каркаса ребристо-кольцевого купола при уменьшении количества поддерживающих его колонн
Лебедь Е.В.
Аннотация

Исследовалось напряженное состояние металлического каркаса ребристо-кольцевого купола, если под ним постепенно уменьшать количество поддерживающих колонн. При этом сохраняется одинаковость расстояний или шагов между колоннами по всему контуру опорного кольца. Основные элементы купольного каркаса и колонны приняты из стальных двутавров. В качестве объектов исследования рассматривались каркасы, купола которых опираются на разное количество циклически симметричных колонн. Все купола характеризуются одинаковым геометрическим строением и размером, одинаковыми сечениями однотипных элементов каркаса и подвержены воздействию одинаковых нагрузок. Исследования проводились на компьютерных моделях посредством расчетов на совместное действие нагрузки от веса несущих и ограждающих конструкций и несимметричной снеговой нагрузки. Модели с уменьшенным количеством колонн получены регулярным их удалением из исходной компьютерной модели. В процессе расчетов определялись напряжения в элементах каркасов всех моделей, которые сравнивались между собой. Получены графики деформаций, сравнительные диаграммы зависимостей напряженного состояния элементов каркасов исходной и преобразованных моделей. Дана оценка изменения напряженного состояния каркаса ребристо-кольцевого купола с уменьшением количества колонн. Отмечены значительные изменения напряженного состояния опорного кольца.

Строительная механика инженерных конструкций и сооружений. 2024;20(1):14-26
pages 14-26 views

Теория пластичности

Смешанная формулировка МКЭ в расчете оболочек вращения на основе теории течения и ее модификаций
Киселева Р.З., Кирсанова Н.А., Николаев А.П., Клочков Ю.В., Рябуха В.В.
Аннотация

Для учета упругопластического деформирования используются физические уравнения в трех вариантах. В первом варианте применяются определяющие уравнения теории течения, во втором варианте физических уравнений приращения упругих деформаций определяются, как и в теории течения, а приращения пластических деформаций выражаются через приращения напряжений с использованием условия их пропорциональности компонентам девиатора приращений напряжений, в третьем варианте физические уравнения на шаге нагружения получены без гипотезы о разделении деформаций на упругие и пластические части. Для их получения использовано условие пропорциональности компонент девиаторов приращений деформаций компонентам девиаторов приращений напряжений. Реализация уравнений выполнена с использованием гибридного призматического конечного элемента с треугольным основанием, на конкретном примере показано преимущество третьего варианта физических уравнений.

Строительная механика инженерных конструкций и сооружений. 2024;20(1):27-39
pages 27-39 views

Геометрия срединных поверхностей оболочек

Линейчатые оболочки конического типа на эллиптическом основании
Кривошапко С.Н.
Аннотация

Cобраны сведения об основных результатах, полученных автором по геометрии развертывающихся поверхностей с ребром возврата, имеющих в основании направляющий эллипс. Эти поверхности составляют группу «Линейчатые поверхности конического типа на эллиптическом основании», в которую входят эллиптические конусы, торсы с двумя заданными эллипсами в параллельных плоскостях, поверхности одинакового ската и линейчатые поверхности с главным каркасом из трех суперэллипсов в трех координатных плоскостях, один их которых является эллипсом, а два других вырождаются в прямые ломаные линии. Представлены материалы по построению разверток торсов на плоскость, аппроксимации торсов складками, параболическому изгибанию тонкого листа из упругого материала в проектируемую торсовую оболочку. Дана краткая характеристика по методам расчета на прочность и устойчивость рассматриваемых линейчатых оболочек со ссылкой на работы других авторов, которые использовали метод конечных элементов в перемещениях и вариационно-разностный метод. Показано, что аналитические методы применимы только при использовании безмоментной теории расчета тонких линейчатых оболочек конического типа и получены аналитические формулы для определения внутренних нормальных и касательных усилий для любой безмоментной конической оболочки с любым суперэллипсом в основании. Приведены 44 наименования использованных научных источника других авторов, работающих или работавших по теме представленной статьи, подтверждающие выводы, заключения и перспективы исследований, рассмотренных линейчатых поверхностей и оболочек.

Строительная механика инженерных конструкций и сооружений. 2024;20(1):40-56
pages 40-56 views

Сейсмостойкость сооружений

Оценка сейсмостойкости многоэтажного жилого здания с фрикционно-маятниковыми опорами на примере Индонезии
Абаев З.К., Султан Ф.
Аннотация

Рассмотрена методика оценки сейсмостойкости жилого здания в Индонезии с применением сейсмоизоляции. В качестве объекта исследования выбрано 8-этажное жилое железобетонное здание рамно-связевой конструктивной схемы. Для анализа отклика сооружения использовались нелинейные методы расчета на сейсмическое воздействие: нелинейный статический (Pushover) и нелинейный динамический анализ во временной области (Nonlinear Time History Analysis , NLTHA). Расчет производится в свободно распространяемой программе STERA 3D . Динамический расчет осуществлялся на семь пар горизонтальных компонент акселерограмм, выбранных в соответствии с параметрами возможных землетрясений для рассматриваемой площадки строительства (г. Бандунг). Выбранные записи землетрясений изменялись с помощью процедуры спектрального соответствия (spectral matching) нормативному спектру ускорений. В качестве сейсмоизолирующих опор были использованы фрикционно-маятниковые опоры, разработанные японской корпорацией Nippon Steel . Результаты нелинейного временного анализа (NLTHA) показывают, что поверхностные землетрясения (shallow) приводят к большим разрушениям по сравнению с мегаземлетрясениями (megathrust), причем в обоих сценариях обеспечивается уровень безопасности жизнедеятельности (Life Safety). Применение сейсмоизоляции позволяет снизить сейсмические нагрузки, о чем свидетельствует уменьшение ускорений на верхнем уровне и сдвигающих усилий в основании здания.

Строительная механика инженерных конструкций и сооружений. 2024;20(1):57-72
pages 57-72 views

Экспериментальные исследования

Влияние температуры на физико-механические свойства монолитного поликарбоната
Авдеев К.В., Бобров В.В., Тучин М.А., Домарова Е.В., Кудрявцев Н.А., Скакун П.В.
Аннотация

Изучение физико-механических свойств поликарбоната при различных температурных условиях с учетом его широкого использования в качестве базового материала монолитных поликарбонатных систем в различных климатических районах позволит обеспечить высокую степень надежности конструкций при эксплуатации в широком диапазоне температур. Проведены серии испытаний монолитного поликарбоната на растяжение в диапазоне температур от -60 до +80 °C. Была проведена оценка влияния температуры на следующие характеристики монолитного поликарбоната: относительное удлинение при разрыве, предел текучести при растяжении, прочность при разрыве, деформации монолитного поликарбоната, соответствующие концу упругой стадии работы материала. В результате проведенных экспериментальных исследований выявлена зависимость прочностных свойств монолитного поликарбоната от температуры эксплуатации. Значения относительного удлинения при разрыве при температурах, превышающих 15 °C, для различных образцов в целом соответствуют значениям, полученным при испытаниях, проведенных при стандартных условиях.

Строительная механика инженерных конструкций и сооружений. 2024;20(1):73-83
pages 73-83 views
Результаты лабораторных исследований укрепления грунта земляного полотна с помощью модификатора
Худайкулов Р.М., Аралов Д.Э.
Аннотация

Актуальные современные тенденции в дорожном строительстве - это и увеличение интенсивности движения, и грузоподъемности автомобильного транспорта, а также расширение сети дорог, в том числе и местных, выдвигают задачу не только повышения долговечности дорожных конструкций, но и применения при строительстве автомобильных дорог местных материалов и грунтов. Для укрепления грунтов основания дорог разработано несколько методов. Также производится множество поверхностно-активных веществ, модификаторов и добавок для укрепления земляного полотна. Многие из них не показали свою эффективность на практике. Поэтому существует необходимость проведения множества лабораторных и полевых исследований по этой теме. Для изучения влияния модификатора на грунт дорожного полотна проведены лабораторные исследования. Определяли тип грунта и его максимальную плотность при оптимальной влажности. На основании этого в состав грунта вводился цемент и модификатор, определялись показатели плотности и прочности на сжатие. Получены результаты сканирующего электронного микроскопа для изучения влияния модификатора на грунт земляного полотна. Лабораторные исследования и СЭМ-анализа показали, что добавление модификатора на грунт приводит к увеличению его максимальной плотности, значительному увеличению прочности на сжатие и что модификатор служит для улучшения свойств связывания, образуя кристаллическую связь с цементом.

Строительная механика инженерных конструкций и сооружений. 2024;20(1):84-93
pages 84-93 views

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах