Концепция разработки программ автоматизированного проектирования мостовых или иных инженерных сооружений по задаваемому критерию оптимальности

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье на основе обобщения опыта создания в период с 1997 по 2015 год программ автоматизированного проектирования разнообразных мостовых сооружений пятнадцатью аспирантами кафедры мостов и транспортных тоннелей МАДИ (ГТУ) под руководством д.т.н., профессора П.М. Саламахина предлагается концепция разработки структуры типовых программ автоматизированного проектирования мостовых или иных инженерных сооружений по задаваемому критерию оптимальности. Приводится в самом общем виде полная блок-схема таких программ с детальным раскрытием в ней работы индикатора одновременного выполнения комплекса требований во всех элементах сооружения с зависимыми размерами в ходе последовательного их приближения к минимально возможным значениям, а также демонстрируется способ определения комбинации значений всех независимых параметров сооружения, обеспечивающей проектирование сооружения по задаваемому критерию оптимальности. При работе над статьей учтены некоторые положения ранее проведенных исследований и состояние разработки автоматизации проектирования мостовых сооружений за рубежом. Авторы исходят из того, что предлагаемая концепция разработки программ автоматизированного проектирования мостовых и иных инженерных сооружений по задаваемому критерию оптимальности может и должна быть использована в качестве образца при разработке программ автоматизированного проектирования сооружений с различными обобщенными конструктивными схемами.

Полный текст

Введение 1 В настоящее время в проектных организациях Российской Федерации при проектировании мостовых сооружений для определения напряженно- деформированного состояния в их элементах от совместного воздействия собственного их веса и максимально возможного воздействия временной нагрузки широко используются расчетные комплексы, основанные на использовании метода конечных элементов: Sophistic, Midas, Nastran и другие. При создании расчетной модели для проектируемого сооружения размеры его элементов с их использованием ориентировочно задают вручную без возможности их последующего автоматизированного изменения при дальнейшем расчете. Получаемые в этих случаях при расчете усилия и деформации в элементах сооружения строго соответствуют заданным размерам, но заданные размеры сооружения могут не удовлетворять комплексу разнообразных требований: прочности, жесткости, местной или общей устойчивости, трещиностойкости и конструктивным требованиям. Это требует корректировки размеров сооружения методом последовательных приближений к необходимым минимально возможным размерам в ходе многошагового итерационного процесса вычислений с вновь автоматически задаваемыми размерами с целью обеспечения одновременного удовлетворения комплексу требований к размерам во всех элементах сооружения. Эффективный способ [1-4] определения момента одновременного удовлетворения комплексу требований во всех элементах мостовых сооружений с зависимыми размерами использовался по рекомендации доктора технических наук, профессора П.М Саламахина аспирантами в МАДИ при разработке пятнадцати программ автоматизированного проектирования разнообразных автодорожных мостовых сооружений [5-19] и в их научных публикациях [20-25]. Эти способы в настоящее время не используются в известных, продаваемых на мировом рынке расчетных комплексах Sophistic, Midas, Nastran и других, рекомендуемых для проектирования разнообразных мостовых сооружений, что при их использовании не обеспечивает получение проектных решений с одинаковой надежностью их элементов. Кроме того, этими расчетными комплексами, рекомендуемыми на мировом рынке в качестве программ проектирования мостовых сооружений, не предусматривается оптимизация численных значений независимых параметров сооружения, при которых сооружения удовлетворяют задаваемому критерию их оптимальности. Обычно проектируются мостовые сооружения с произвольно назначаемыми значениями их независимых параметров, что не способствует получению экономически целесообразных решений. Для того чтобы существующие расчетные комплексы могли быть использованы как эффективные программы автоматизированного проектирования экономически целесообразных конструктивных решений мостовых сооружений, их следует оснащать способами определения момента одновременного удовлетворения комплексу требований во всех элементах мостовых сооружений с зависимыми размерами и способом получения оптимальных комбинаций значений независимых параметров сооружения, соответствующих задаваемому критерию его оптимальности, что будет способствовать автоматизированному получению экономически целесообразных конструктивных решений. При анализе известных зарубежных работ [26-34] по автоматизации проектирования мостовых сооружений в работе [18] не выявлены эффективные способы оптимизации независимых параметров мостовых сооружений по задаваемому критерию оптимальности. Основы создания типовых программ автоматизированного проектирования мостовых и иных инженерных сооружений по задаваемому критерию их оптимальности 1. Разработку программы автоматизированного проектирования мостового или иного инженерного сооружения следует начинать с создания обобщенной конструктивной схемы сооружения определенного его класса в виде графической модели возможных конструктивных решений, относящихся к одному классу сооружений. Класс мостовых конструкций объединяет множество их конструктивных решений, имеющих одинаковую конструктивную форму, но различающихся размерами и параметрами. Обобщенная схема конструктивного решения моста определенного класса должна включать следующую информацию: возможные типы поперечных сечений пролетных строений, возможный тип решения элементов мостового полотна (одежда мостового полотна, перильное и защитное ограждения, деформационные швы). Рис. 1. Обобщенная конструктивная схема вантового моста [Figure 1. Generalized structural scheme of cable-stayed bridge] Рис. 2. Обобщенная конструктивная схема поперечного сечения пилонов вантового моста [Figure 2. Generalized structural scheme of cross-section of cable-stayed bridge pylons] Рис. 3. Обобщенная конструктивная схема поперечного сечения балки жесткости вантового моста [Figure 3. Generalized structural diagram of the cross-section of the cable-stayed bridge stiffness beam] Рис. 4. Обобщенная конструктивная схема блока ортотропной плиты проезжей части на балке жесткости вантового моста [Figure 4. Generalized structural diagram of the orthotropic slab of the carriageway block on the stiffness beam of the cable-stayed bridge] 2. На этапе разработки системы исходных данных необходимо определить полный перечень и содержание исходной информации, необходимой для проектирования моста, вписывающегося в принятую обобщенную конструктивную форму сооружения. В нее должны войти данные о требуемом габарите моста, о временных нагрузках, о материалах. 3. Определение перечня всех параметров и размеров сооружения, которые подлежат установлению и необходимы для выполнения чертежа проектируемого сооружения. При этом необходимо выделить среди них независимые размеры или параметры, так называемые переменные проектирования, и зависимые размеры, численные значения которых принимают единственное значение при заданной временной нагрузке и установленных значениях независимых параметров. Отличительной особенностью зависимых размеров является то, что для нахождения каждого из них имеется вполне определенное условие прочности или комплекс условий (прочности, жесткости, местной или общей устойчивости, конструктивные требования). Примеры зависимых размеров: толщина листа настила проезжей части зависит от расстояния между продольными балками, толщины стенок продольных и поперечных ребер проезжей части, стенок и размеров поясов поперечных и главных балок, зависящих от их высот. Отличительной особенностью независимых параметров и размеров является то, что оптимальные их значения могут быть определены по общему для всех их условию: комплекс их значений должен обеспечить получение сооружения, удовлетворяющего критерию оптимальности. Примерами независимых параметров и размеров сооружения являются: количество главных балок в поперечном сечении пролетного строения, расстояния между продольными и поперечными балками проезжей части, высоты главных и поперечных балок в сооружении. При принятой системе независимых параметров поиск их оптимальных значений можно произвести с помощью организации циклов по изменению их численных значений, с тем чтобы найти такую комбинацию их значений, при которой, например, суммарная стоимость сооружения будет минимальной. 4. Определение перечня данных о результатах проектирования и способа их выдачи компьютером. К этому перечню обычно относят размеры всех элементов сооружения, данные о напряженнодеформированном состоянии всех элементов сооружения, технико-экономические показатели элементов и сооружения в целом. 5. Разработка блок схемы программы автоматизированного проектирования сооружения и самой программы с использованием предлагаемой в п. 6 типовой блок-схемы и учетом особенностей конструктивной формы проектируемого сооружения. 6. Типовая блок-схема программ автоматизированного проектирования мостовых или иных инженерных сооружений (см. 6.1-6.17). Заключение Авторы считают, что предлагаемая блок-схема программ автоматизированного проектирования мостовых и иных инженерных сооружений может и должна быть использована в качестве образца при разработке программ автоматизированного проектирования сооружений с различными обобщенными конструктивными схемами по задаваемому критерию оптимальности. Детализация блоков 6.6-6.8 предложенной блоксхемы должна производиться разработчиками программ с учетом особенностей обобщенной конструктивной схемы проектируемого сооружения. Целью этой работы является стремление авторов создать основы концепции автоматизированного проектирования мостовых и иных инженерных сооружений по задаваемому критерию их оптимальности, последующее использование которой позволит проектировать экономически целесообразные мостовые и иные инженерные сооружения.

×

Об авторах

Павел Михайлович Саламахин

Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: pavel-salamahin@mail.ru
SPIN-код: 2596-3649

ведущий научный сотрудник, доктор технических наук, профессор, академик РАТ

Российская Федерация, 125319, Москва, Ленинградский пр-т, 64

Антон Дмитриевич Часовников

Научно-исследовательский институт мостов и гидротехнических сооружений

Email: pavel-salamahin@mail.ru

ведущий инженер отдела обследования и испытаний мостов

Российская Федерация, 129329, Москва, Игарский пр-д, д. 2, стр. 1

Список литературы

  1. Лиянагама Джанака. Разработка и обоснование рекомендаций по конструктивным решениям опор автодорожных мостов для условий Республики Шри-Ланка: дис.. к.т.н. 1990. 136 c.
  2. Ле Тху Хыонг. Оптимизация параметров пролетных строений висячих мостов при их проектировании с применением ПК: дис. … к.т.н. 1999. 134 с.
  3. Новодзинский А.Л. Совершенствование методики автоматизированного проектирования ортотропных плит проезжей части автодорожных мостов: дис. … к.т.н. 2001. 166 с.
  4. Аует Луис. Обоснование конструктивных форм и способов строительства автодорожных мостов в условиях Республики Конго: дис. … к.т.н. 2002. 128 c.
  5. Фан Пинь. Оптимизация гибкости сжатых элементов мостовых конструкций: дис. … к.т.н. 2004. 152 c.
  6. Ализаде Шахрам Хое. Оптимизация параметров двухпилонных металлических вантовых мостов при их автоматизированном проектировании с применением ПК: дис.. к.т.н. 2003. 130 с.
  7. Нгуен Нам Ха. Автоматизация проектирования и оптимизация сталежелезобетонных пролетных строений автодорожных мостов: дис. … к.т.н. 2006. 182 с.
  8. Нгуен Тхак Куанг. Совершенствование программы автоматизированного проектирования двухпилонных металлических вантовых мостов: дис. … к.т.н. 2007. 141 с.
  9. Саламахин П.М., Ле Ван Мань. Обобщенная конструктивная форма сталежелезобетонных двухпилонных вантовых автодорожных мостов и блок-схема программы автоматизации их проектирования // Строительная механика инженерных конструкций и сооружений. 2010. № 2. С. 60-65. URL: http://journals.rudn.ru/structuralmechanics/article/view/10894
  10. Саламахин П.М., Чан Тхай Минь. Обобщенная конструктивная форма трехпролетных металлических висячих автодорожных мостов и блок-схема программы автоматизации их проектирования // Строительная механика инженерных конструкций и сооружений. 2010. № 2. С. 65-71. URL: http://journals.rudn.ru/ structural-mechanics/article/view/10895
  11. Нгуен Мань Тхыонг. Автоматизированное проектирование неразрезных металлических пролетных строений автодорожных мостов с ортотропной плитой проезжей части: дис. … к.т.н. 2011. 155 с.
  12. Зыонт Тхе Ань. Автоматизированное проектирование разрезных железобетонных пролетных строений с напрягаемой арматурой: дис.. к.т.н. 2011. 150 с.
  13. Ле Мань Хан. Автоматизированное проектирование разрезных железобетонных пролетных строений с ненапрягаемой арматурой: дис. … к.т.н. 2011. 155 с.
  14. Зайяр Минь Шве. Обоснование рациональных параметров сталежелезобетонных двухпилонных вантовых мостов с вантами по схеме «веер»: дис. … к.т.н. 2013. 144 с.
  15. Решетников И.В. Обоснование рациональных конструктивно-технологических решений деревометалложелезобетонных пролетных строений автодорожных мостов: дис. … к.т.н. 2015. 139 с.
  16. Нгуен Мань Тхыонг. Оптимизация параметров неразрезных металлических пролетных строений автодорожных мостов с ортотропной плитой проезжей части // Вестник МАДИ. 2011. № 3 (26). С. 87-90.
  17. Нгуен Мань Тхыонг. Основы программы автоматизированного проектирования неразрезных металлических пролетных строений автодорожных мостов с ортотропной плитой проезжей части // Инженерные системы - 2011: тезисы докладов (Москва, 5-8 апреля 2011 г.). М.: РУДН, 2011. С. 84-85.
  18. Нгуен Мань Тхыонг. Обобщенная конструктивная форма неразрезных металлических пролетных строений автодорожных мостов с ортотропной плитой проезжей части и блок-схема программы автоматизации их проектирования // Исследования мостовых и тоннельных сооружений: сб. науч. тр. М.: МАДИ (ГТУ), 2010. С. 62-66.
  19. Тхыонг Нгуен Мань. Оптимизация параметров коробчатых металлических пролетных строений // Наука и техника в дорожной отрасли. 2011. № 3. С. 32-33.
  20. Саламахин П.М. Проектирование мостовых и строительных конструкций. М.: КноРус, 2011. С. 343-357.
  21. Саламахин П.М. Автоматизированное проектирование металлических двухпилонных вантовых мостов // Транспортное строительство. 2003. № 10. С. 15-19.
  22. Саламахин П.М. Проблемы и концепция автоматизации проектирования и оптимизации конструкции мостов // Транспортное строительство. 2004. № 4. С. 20-23.
  23. Саламахин П.М. Метод обобщения закономерностей веса несущих конструкций. М., 1977. 106 с.
  24. Саламахин П.М., Решетников И.В. К выбору рациональных конструктивных форм деревометалложелезобетонных пролетных строений автодорожных мостов // Наука и техника в дорожной отрасли. 2014. № 3. С. 45-48.
  25. Клевеко В.И., Моисеева О.В., Новодзинский А.Л. Выбор оптимального грунта засыпки подземного пешеходного перехода из металлических гофрированных конструкций // Вестник ПНИПУ. Строительство и архитектура. 2017. Т. 8. № 1. С. 102-114.
  26. Baldomir A., Hernandez S., Nieto F., Jurado J.A. Cable optimization of a long span cable stayed bridge in La Coruña (Spain) // Advances in Structural Optimization. 2010. Vol. 41. Issues 7-8. Pp. 931-938. https:// www.sciencedirect.com/science/article/abs/pii/S09659978 10000517.
  27. Ashraf El Damatty, Olfat Sarhang Zadeh. Comparison between three types of cable-stayed bridges using structural optimization. Canada: University of Western Ontario, 2012.
  28. Faella C., Martinell E., Nigro E. Steel and concrete composite beams with flexible shear connection: “exact” analytical expression of the stiffness matrix and application // Computer & Struct. 2002. Vol. 80. No. 11. Pp. 1001-1009. doi: 10.1016/S0045-7949(02)00038-X.
  29. Reddy J.N. An introduction to the finite element method. McGrow Hill, International Edition, 1991.
  30. Simes L.M.C., Negro J.H.J.O. Optimization of cable-stayed bridges with box-gridger decks // Advances in Engineering Software. 2000. Vol. 31(6). Pp. 417-423. doi: 10.1016/0965-9978(00)00003-X.
  31. Manabu Ito, Yozo Fujino, Toshio Miyata, Nobuyuki Narita. Cable-stayed bridges recent developments and their future. Amsterdam - London - New York - Tokyo, 1991.
  32. Podolny W., Scalzi J.B. Construction and design of cable-stayed bridges. New York, 1986.
  33. Tao Zhang, Zhi Min Wu. Dead load analysis of cable-stayed bridges // International Conference on Intelligent Building and Management. 2011. Pp. 270-274.
  34. Yu Chi Sung, Dyi Wei Chang, Eng Huat Teo. Optimum post tensioning cable forces of Mau-Lo Hsi cablestayed bridges // Engineering Structures. 2006. Vol. 28. No. 10. Pp. 1407-1417

© Саламахин П.М., Часовников А.Д., 2019

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах