Том 23, № 2 (2023)
- Год: 2023
- Статей: 14
- URL: https://journals.rudn.ru/sociology/issue/view/1666
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-2272-2023-23-2
Весь выпуск
Современное общество: актуальные проблемы и перспективы развития
Cуверенное будущее России: запрос на инновационное управление сложными объективными и субъективными детерминантами
Аннотация
Автор критически анализирует «старые», линейные, и современные теории социокультурной динамики, делающие акцент на изучении трендов сложности и нелинейности. В статье обосновываются контуры концепции суверенного будущего страны, основанной на анализе новых и взаимосвязанных объективных и субъективных детерминант сложного типа. Автор рассматривает те детерминанты, что, по его мнению, наиболее значимы как задающие характер движения к будущему: социодинамика пространства и времени - рефлексии акторов; гибридизация социума и природы - новые возможности и ограничения для действий; цифровизация - трансформация дуализма человека и техники в их дуальность; метаморфозы труда; гибридизация образования - рефлексии обучающих и обучаемых; усложняющиеся факторы здоровья и болезней - лечебные рефлексии; ценностно-нормативная дисперсия - ответы на гуманитарный кризис. Автор утверждает, что для становления суверенного будущего страны необходимо инновационное управление дуальностью объективных и субъективных детерминант. Квинтэссенцию этого типа управления автор видит в нелинейно-гуманистической системе синергийного типа, имеющей историческую и цивилизационную обусловленность, а также национальный ценностный фундамент. Такая система управления позволит сформировать новый социальный тип личности, адекватный суверенному будущему России, - гармонично развитый и социально ответственный.
Ценностный фактор неравномерности странового развития
Аннотация
В статье рассмотрены причины неравномерности странового развития, предпринята попытка разработать социологические основы изучения данного феномена, проследить страновую социодинамику, построить карту странового развития современного глобального мира и исследовать траекторию Беларуси. Отмечается, что вектор социодинамики каждой страны не предопределен заранее, а задается внутренними факторами, и культура играет ключевую программирующую роль. Ценностный выбор выступает важным фактором, определяющим темпы и направленность эволюции современного общества. Авторы опираются на все доступные данные международных проектов по изучению ценностей - «Европейского исследования ценностей» (European Values Study, далее - EVS) и «Всемирного исследования ценностей» (World Values Study, далее - WVS). Период времени, охваченный указанными исследованиями, составляет сорок лет - с 1981 по 2021 годы, в Беларуси опросы проводятся с 1990 года. Обобщения проведены по модели, предложенной Р. Инглхартом и К. Вельцелем, и подтверждена гипотеза, что динамика ценностных ориентаций белорусского общества в целом повторяет траекторию изменений, которые происходили в странах Западной Европы и Северной Америки в предыдущие десятилетия. Высказывается предположение, что социально-демографические группы белорусского общества находятся на разных этапах трансформации ценностных ориентаций. Делается вывод, что городское и более образованное население Беларуси (прежде всего молодежь и люди среднего возраста) с точки зрения ценностных ориентаций наиболее близки современной Чехии и Словакии и незначительно отличаются от Австрии и Германии.
Вовлеченность студентов в научную работу в период обучения в вузе: социологический анализ
Аннотация
Одним из приоритетов научно-образовательной политики России является повышение привлекательности карьеры в сфере науки и высшего образования. Правительство России реализует ряд федеральных программ, направленных на вовлечение молодежи в научно-исследовательскую деятельность. Научная работа студентов - традиционно неотъемлемая часть образовательного процесса, элемент преемственности поколений, процесса формирования и обновления научных школ, наставничества и введения в профессию. Однако при вовлечении в научную работу у студентов возникают трудности, которые обусловлены как особенностями организации высшей школы, так и личностными характеристиками обучающихся. В статье рассмотрены характеристики участия студентов российских вузов в научной работе в ходе обучения, а также их научные достижения в процессе обучения и проблемы, которые ограничивают или затрудняют вовлечение студентов в научную деятельность, снижают их мотивацию и удовлетворенность обучением в целом. Статья основана на материалах опроса студентов вузов России, проведенного сотрудниками Центра стратегии развития образования Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова в ноябре - декабре 2022 года (N = 123977). Результаты опроса показали, что в процессе обучения в вузе формируется неоднородный студенческий поток, существенно различающийся по качеству и формам подготовки, реализации индивидуальных способностей и наклонностей, уровню мотивации и запросов к высшему образованию. Соответственно, образовательный процесс должен быть организован таким образом, чтобы максимально и всесторонне раскрыть индивидуальные способности каждого обучающегося, обеспечить гибкий подход к формированию образовательной траектории, способствовать вовлечению в научно-исследовательскую деятельность большинства студентов.
Специфика российского волонтерского движения
Аннотация
В статье обозначена специфика волонтерского движения в России на основе качественных показателей, включая историческую ретроспективу, и неструктурированных интервью. Авторы систематизируют ключевые характеристики трех моделей российского волонтерства: дореволюционной, советской и современной российской. Выделены общие и особенные черты этих моделей, и сделан вывод, что волонтерство всегда воспринималось российским обществом как некий совместный проект, объединяющий граждан. Представлен обзор законодательной базы российского волонтерского движения и его наиболее востребованных направлений, которые преимущественно ограничены обеспечением безопасности. Выявлены и систематизированы проблемы волонтерского движения, и в качестве ключевой проблемы авторы рассматривают взаимоотношения волонтерских организаций с государством, которые могут породить спираль молчания и препятствовать вовлечению людей в волонтерское движение. Очерчено влияние специальной военной операции на гражданскую активность российского населения. Отмечена тенденция смещения отношения общества к волонтерству - определенная потеря интереса к гражданским инициативам и возрастающее внимание к близкому окружению. Делается вывод, что специфика волонтерского движения в России состоит в его неполитическом характере, развитии «снизу» и фокусе на обеспечении безопасности человека. Таким образом, не только государство оказывает влияние на личность и формирует ее, что в целом характерно для России, но через волонтерство и личность влияет на государство, которое не может игнорировать мощный социальный запрос на справедливость.
Эра covid-19: как пандемия повлияла на гендерное неравенство и рождаемость (на примере стран БРИКС)
Аннотация
Преодоление глобальной проблемы гендерного неравенства в области трудовых отношений - одна из важнейших задач, стоящих перед человечеством на пути достижения целей устойчивого развития в XXI веке. В статье рассматривается только один аспект данной проблемы - достижение более полного гендерного равенства на рынке труда путем предоставления женщинам дополнительных возможностей для совмещения профессиональной и семейной занятости. Пандемия новой коронавирусной инфекции стала одним из механизмов, способствующих достижению более полного гендерного равенства на рынке труда и повышению уровня рождаемости. С одной стороны, цифровизация и развитие дистанционных форм занятости позволяют женщинам более свободно совмещать семейные и профессиональные обязанности. С другой стороны, даже для работодателей, склонных к дискриминации в сфере трудовых отношений, пол работника, как и другие его демографические характеристики, становится все менее значимым фактором. Однако степень влияния пандемии, которая способствовала развитию дистанционной занятости, на уровень гендерного равенства зависит от структуры экономики. Так, в странах с высокой долей третичного сектора экономики и в странах, где он наиболее развит, быстро распространяются дистанционные формы занятости, что способствует снижению гендерного неравенства на рынке труда и в экономике в целом. На примере стран БРИКС в статье показан ряд зависимостей между гендерным неравенством в экономической и образовательной сферах, экономической занятостью женщин и уровнем рождаемости. Так, в группе стран БРИКС с расширенным и суженным воспроизводством населения более высокому уровню гендерного равенства в экономической сфере соответствуют более высокие уровень рождаемости и средний возраст матери при рождении первого ребенка. Для всех стран БРИКС характерна прямая зависимость между уровнем рождаемости и уровнем женской занятости на рынке труда: более высокому уровню экономической занятости женщин соответствует более высокий уровень рождаемости, и наоборот.
Социологический лекторий
Герцен против Маркса: поиск диагонали
Аннотация
Первая половина XIX века была периодом развития инакомыслия и общественных движений в Европе. К наиболее известным и влиятельным диссидентам того периода можно отнести А.И. Герцена и К. Маркса. Оба были сторонниками социализма и основали движения, которым было суждено коренным образом изменить общественную жизнь европейского Востока и Запада. Социальные конструкты будущего, разработанные ими, до сих пор востребованы - социалистические и социал-демократические идеи во многом определяют современный политический ландшафт. Будучи в молодости приверженцами либерализма, позже Герцен и Маркс отказались от этой концепции, сочтя ее неконструктивной. Герцен подверг либералов критике за то, что они выдумывают народ, а не изучают его, и требуют, чтобы все без исключения стали homo politicus и занялись решением общественных вопросов. Маркс стал проповедником диктатуры как единственного способа построения справедливого общества в Европе. Он часто практиковал авторитаризм, за что его критиковал Герцен. Переболев либерализмом, Герцен стал относиться к нему критически и потому, что осознал его латентный индивидуализм. Герцен искал пути переустройства российского общества в демократии, понимая ее, главным образом, как выражение коллективистского духа. Особый интерес представляет попытка Герцена обосновать возможность миновать буржуазную формацию Маркса посредством «диагонального» перехода от докапиталистического общества к социализму. Герцен считал капитализм социальной неудачей, «историческим вывихом», который, развившись в Западной Европе, затронул все народы мира. Альтернативный конструкт, предложенный Герценом, имеет потенциал для антикапиталистических объединений, постоянно возникающих в разных регионах мира, - они пытаются создать самоуправляющиеся общины, лишенные недостатков буржуазной демократии.
Советский человек как умозрительная конструкция и жизненная практика (из истории межнациональных отношений в Акмолинске)
Аннотация
В статье концепция «новой исторической общности - советский народ» рассмотрена как теоретическая конструкция и как жизненная практика. Анализируются понятия «советский человек», «нация», «национальность», отмечается, что ни одно определение этих понятий не получило всеобщего признания. Рассматриваются «западные» и «восточные» подходы к пониманию нации. Отмечается, что если в западной исследовательской традиции доминирует прогрессистский подход, считающий нацию феноменом Нового и Новейшего времени, то восточная традиция придерживается скорее полицетрического подхода, т.е. понимает нацию как этническую общность, определяющую народную культуру, народный характер и народный дух. Подчеркивается, что необходимо рассматривать все перечисленные понятия в единой системе, т.е. советский народ выступает как интернациональная общность, в которой не исчезают национальные различия. Если народ трактуется как политический проект, то мы имеем дело с идеологиями. Понимание советского народа как дискурсивного образования дает представление о гражданской или этнической национальной идентичности, как культурного феномена, основанного на родном языке и моральных ценностях, - позволяет говорить о национальной культуре или душе народа как проявлениях этносолидарности. Примеры из истории некогда могущественного государства СССР показывают, что формирование советского народа как нации было связано с единой территорией и общей исторической судьбой. Как жизненную практику (на примере культуры провинциальных городов типа Акмолинска в Республике Казахстан накануне Великой Отечественной войны) можно представить культуру советского народа, объединенного общей исторической судьбой. Советский народ как историческая общность формировался на основе множества этнических образований, национальных культур и конфессий, что позволяет говорить о нации как системном феномене, а не только как о политической конструкции. Причем советский народ был объединен общими целями и задачами политического и культурного характера, которые, как показала история Советского Союза, имели как солидаризирующий, так и конфликтогенный потенциал.
Современные тенденции развития образования: дорожная карта высшего образования ЮНЕСКО
Аннотация
Образование - важный аспект реализации целей устойчивого развития, которое затрагивает все сферы человеческой жизни: экономическую, политическую, экологическую, социальную и т.д. Начиная с XIX века ученые не раз предупреждали человечество о разрушительных последствиях индустриализации и урбанизации, предпринимали попытки широкого просвещения в естественно-научной области. Сегодня мы все чаще сталкиваемся с разными рисками и вызовами, в результате в современном обществе именно образование оказывается под угрозой, что заставило авторитетные международные организации сформулировать и принять к исполнению так называемые «глобальные цели устойчивого развития». В статье обозначена ключевая роль высшего образования в процессе передачи знаний, навыков и ценностей для достижения и продвижения Цели устойчивого развития № 4 «Качественное образование для устойчивого развития» (далее - ЦУР № 4). Так как конечная цель устойчивого развития - создание общества, которое будет компетентно в принципах устойчивости, то ЦУР № 4 должна достигаться на всех уровнях и во всех сферах жизнедеятельности общества с учетом современных тенденций переосмысления образовательной политики. Данная политика сегодня направлена на преумножение экономических, экологических, политических и социальных знаний, которые должны в итоге помочь людям решить проблемы современного общества. В статье рассмотрена реализация ЦУР № 4, сегодняшнее состояние и тенденции изменения образования в глобальном аспекте.
Сельский человеческий капитал в концептуальной оптике: континуум и/или пост-изм?
Аннотация
В толковых словарях русского языка «пост» интерпретируется либо как приставка, имеющая то же значение, что и слово «после» (самые очевидные примеры из социальной сферы - постимпериалистическ ий или постколониальный (мир), постсоветский (период), постсоциалистические (страны) и т.д.), либо как первая часть сложных слов, обозначающая то, что существует/происходит на фундаменте того, что указано во второй части слова (постимпрессионизм, постмодернизм, постиндустриальный и т.д.) [см., напр.: 4]. На сайтах-агрегаторах определений из разных по тематикам словарей [см., напр.: 13] «пост» трактуется преимущественно как приставка, обозначающая нечто, возникающее вслед за чем-либо или после чего-либо, а применительно к философским направлениям конца ХХ века (постмодернизм, постпозитивизм, постструктурализм и др.) речь идет и о своеобразном (не диалектическом или негативном) отрицании предшественников - меняющем (или разрушающем) представления об иерархии установок и методов, что применимо и к деятельности за пределами философии (посткапитализм, посткоммунизм, постфордизм и т.д.) [см., напр.: 15]. Лексическая и научно-исследовательская легитимность приставки «пост» давно не ставится под сомнение, она воспринимается как сама собой разумеющаяся в научном и официальном дискурсе. Однако возникает вопрос, насколько данный «инструмент» аналитической концептуализации универсален, не оказывает ли он искажающий эффект на исследовательскую «оптику» и, соответственно, дискриминирующее воздействие на те объективные реалии, которые мы «через» него рассматриваем, учитывая неоднородность современных социально-экономических и иных процессов? В частности, можем ли мы, применяя понятия с приставкой «пост», оценивать состояние и перспективы «человеческого капитала», принимая во внимание его вариативность на традиционном для социальных наук «сельско-городском континууме»? В статье представлена попытка дать предварительную оценку применимости концептуального аппарата с приставкой «пост» для характеристики сельского «кластера» человеческого капитала.
Феномен самоорганизации сельского населения: принципы и перспективы исследования
Аннотация
Феномен, фиксируемый посредством понятия «самоорганизация», реализует свою познавательную и аналитическую функцию во множестве дисциплин - физике и химии, кибернетике и информатике, экономике и социологии, психологии и культурологии. Отечественные и зарубежные исследователи, изучающие формы и практики самоорганизации сельского населения, как правило, рассматривают их через призму факторов, которые воздействуют на темпы, формы и качество социально-экономических преобразований, материальный облик и событийную динамику негородского жизненного пространства страны. К числу наиболее действенных факторов, которые влияют на реконструкцию социального пространства сельской местности и в целом на оптимизацию сельского мира, относят факторы управленческие, социально-экономические, инновационные, демографические и урбанистические, климатические и экологические, а также дополняющие их или имеющие промежуточный характер. Авторы систематизируют основные принципы исследования практик самоорганизации сельского населения, которые эмпирически проявляются в их региональной и предметно-деятельностной специфике (локальные природные обстоятельства, культурно-этнографические традиции, изменяющийся состав местного населения, его трудовые привычки, индикаторы профессиональной умелости и трудолюбия). Все перечисленное исторически складывается в некий genius loci («дух места», «гений локуса»), плотно упакованный в рамки обычаев и определяющий механизмы выработки и принятия инициативных решений субъектами самоорганизации, нацеленных на построение таких институциональных механизмов и практик, которые не могут не способствовать переходу на новую траекторию развития сначала отдельных сегментов (домохозяйств, фермерских объединений и т.д.), а затем и всех базовых элементов сельского социума, которые воплощены в повседневности своеобычных сельских «локальностей».
Рецензии и эссе
Системообразующая миссия культуры: российская цивилизация на переломе веков
Аннотация
Статья представляет собой рецензию на книгу М.К. Горшкова, С.Н. Комиссарова, О.И. Карпухина «На переломе веков: социодинамика российской культуры» (М.: ФНИСЦ РАН, 2022. 703 с.). Монография имеет большое теоретическое и общественно-политическое значение, намечает новые горизонты для развития социологической науки. Авторы подчеркивают стратегическую роль культуры как системообразующего основания российского социума, ее значимость для успешной социальной модернизации и экономического роста. В монографии разрабатывается новый концептуальный аппарат и теоретико-методологические подходы к анализу социокультурной реальности пореформенной России; определяется предметное поле социологии культуры - весь огромный человеческий мир в его конкретных пространственно-временных координатах, взятый в динамике, раскрывающей межкультурное взаимодействие между прошлым, настоящим и будущим. Культура представлена в книге как среда сохранения и передачи духовного наследия, способствующая формированию «иммунитета» от дестабилизирующего информационного воздействия. Проблемы социодинамики российской культуры в конце XX - начале XXI веков рассмотрены на материалах многолетних социологических исследований - проведен социокультурный анализ организационно-структурных и содержательно-качественных изменений культурной деятельности населения и художественно-творческого процесса, панорамно представлена целостная картина социодинамики российской культуры на переломе веков, включая состояние духовно-ценностной мотивации, социокультурную природу трансформаций и их социокультурные последствия.
Миграционный атлас Российской Федерации 2022
Аннотация
Статья представляет собой обзорную рецензию на «Миграционный атлас Российской Федерации», подготовленный коллективом авторов под научной редакцией С.В. Рязанцева (М.: ИТД «Перспектива», 2022. 180 с.). Рецензируемое издание стало результатом трехлетнего исследовательского проекта «Влияние иммиграции на этнодемографические процессы в Российской Федерации и подходы к совершенствованию миграционной политики в части стимулирования интеграции иммигрантов в российское общество». Авторы книги опираются на работы исследователей миграционных процессов и отечественных картографов, в доступной и наглядной форме представляя перемещения населения в России с момента распада СССР по настоящее время. В фокусе исследования находятся направления, масштабы, социально-демографическая структура и этнические особенности миграции в стране, в том числе в региональном разрезе. Издание выступает самостоятельным источником информации по некоторым редко исследуемым аспектам миграционных процессов и представляет собой удачный формат систематизации уже известных данных. Атлас предназначен для широкого круга читателей - государственных служащих, работников социальной сферы, ученых, преподавателей и студентов: авторы подготовили издание, доступное и интересное как специалистам с опытом изучения миграции, так и тем, кто только начинает знакомство с этой областью.
«Гипотеза Геи», или «Наука о проклятии»
Аннотация
Статья представляет собой рецензию на работу А. Эткинда, в которой, опираясь на данные социологии, истории, экономической науки, политологии и статистики, он рисует обширную картину взаимоотношений сырья и человека, предлагая в итоге выход из драматической коллизии («Природа зла. Сырье и государство». М.: Новое литературное обозрение, 2023. 504 с.). Второе издание книги подтверждает актуальность ее повестки в контексте современных событий. Хронологические рамки монографии охватывают историю человечества от древности до наших дней: показано, как менялись сырьевые приоритеты - от леса и зерна в прошлом до нефти и газа в настоящем, и как смена приоритетов влияла не только на вкусы и образ жизни, но и на политические системы и векторы экономики, что, в свою очередь, оказывало и обратное влияние на сырьевые предпочтения. Автор показывает, что стремление к обладанию сырьем и интенсивность его добычи и переработки обусловливали геополитические интересы государств, приводили к войнам и в конечном счете к перекраиванию границ государств. Автор вводит понятие «аддиктивность сырья» в жизни отдельного человека и обществ, которое предполагает неоправданную зависимость от определенного вида сырья (например, сахара, табака, опиума или нефти), приводящую к глобальным диспропорциям и изменению «естественного» исторического процесса.
Роль молчания в производстве социального порядка медитации (на примере випассаны)
Аннотация
Статья посвящена молчанию как важнейшей составляющей курса випассаны (техники медитации из раннего буддизма) - в той форме, как ее преподают по всему миру в традиции С.Н. Гоенки. Принятое как религиозный обет молчание выступает условием успешного прохождения медитативного ретрита. Хотя медитативное молчание, на первый взгляд, не порождает социальность, курсы випассаны - практика коллективная. Желание людей даже после окончания курсов собираться и медитировать вместе говорит о потребности не в «уединенной» тишине, а в группе, производящей особый феномен коллективного молчания. Этот специфически социальный аспект медитационной практики, молчаливое соприсутствие людей, наблюдаемое в центре медитации здесь-и-сейчас, рассматривается в статье как особая интерактивная ситуация. Показано, каким образом субъективная успешность данного взаимодействия и его способы связаны с техническими и пространственными условиями медитационного центра. Эмпирический материал статьи - это преимущественно результаты включенного наблюдения автора (в роли «студента-новичка»). Используя концептуальный аппарат социологии повседневности, автор рассматривает ключевые механизмы производства социальности в различных ситуациях совместного вынужденного молчания, возникающих на курсе випассаны - от коллективной медитации в общем зале до молчаливой организации совместного быта в центре медитации. Частично воспроизводя ключевые социальные условия центра после окончания курса - тишину и поддержку окружающих, медитирующие поддерживают непрерывность практики и встраивают ее в свою повседневную жизнь за пределами медитационного центра.