Том 17, № 4 (2017)
- Год: 2017
- Статей: 16
- URL: https://journals.rudn.ru/sociology/issue/view/1024
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-2272-2017-17-4
Весь выпуск
Вопросы истории, теории и методологии
«НОВЫЙ КАТАСТРОФИЗМ» И БУДУЩЕЕ: ВОСТРЕБОВАННОСТЬ НЕЛИНЕЙНОГО ЗНАНИЯ
Аннотация
НЕУСВОЕННЫЕ УРОКИ НОВЕЙШЕЙ ИСТОРИИ
Аннотация
В статье рассматривается сложная геополитическая ситуация, сложившаяся в глобальном мире на исходе второго десятилетия ХХI века, связанная с последствиями распада Советского Союза и формированием нового мирового порядка. Кто сегодня определит его содержание, по чьим лекалам он будет строиться, что станет основой новых геополитических реалий, базой нравственной солидарности человечества, духовной основой будущей цивилизации? Новые вызовы рождают отчаянную борьбу за свой вариант построения счастливой жизни на Земле. К тому же не ясно, какой идеал будущего мира поддерживается и берется за ориентир развития. Признание за эталон модели развития и образа жизни сильнейшего становится реальной угрозой новой цивилизации, сдачей суверенными государствами своих национальных интересов, потерей самостоятельного будущего. В настоящее время идет активный поиск новых теорий, концепций, которые могли бы адекватно объяснить современные мировые процессы. В данном тематическом контексте автор среди про-чего формулирует основные уроки, не усвоенные мировой властной элитой. Первый урок: новые государства рождаются не на пустом месте, а их совместное недавнее прошлое является большим преимуществом, открывая, в частности, перспективы для дальнейшего развития форм межгосударственной кооперации. Второй урок: повсеместно получают распространение фальсификации истории, негативным образом влияющие на национальную, культурную и социально-групповую идентичность в трансформирующихся обществах. Третий урок: с распадом СССР оказалось разрушено послевоенное равновесие сил, уничтожена сложившаяся система сдержек и противовесов в мировой политике, какую представляла собой биполярная модель мира. Четвертый урок: в периоды радикальной социальной трансформации наблюдается девальвация корпуса нравственных ценностей населения, оборачивающаяся многочисленными кризисными последствиями.
КОЛХОЗ В ИССЛЕДОВАНИЯХ А.Н. ЧЕЛИНЦЕВА И Н.П. МАКАРОВА
Аннотация
Современное общество: актуальные проблемы и перспективы развития
МОДЕЛИ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕФОРМИРОВАНИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА: ПРОШЛОЕ И НАСТОЯЩЕЕ
Аннотация
Цель статьи - обозначив социально-экономические последствия коллективизации, сравнить данную политику государства с преобразованиями в сельском хозяйстве в 1990-е годы и рассмотреть возможности выхода российского сельского хозяйства из нынешнего кризисного состояния. Материалами для статьи послужили архивные данные по коллективизации и программа интенсификации сельского хозяйства и животноводства, которую разработала Академия высоких экотехнологий. Авторы полагают, что на тот период времени, когда проходила коллективизация, это был способ оптимизации сельского хозяйства: во многом благодаря проведенной, хотя с потерями и «перегибами», коллективизации отчасти переведенное на индустриальные рельсы сельское хозяйство обеспечивало страну продовольствием в тяжелейшие годы Великой Отечественной войны и в послевоенный период, гарантируя продовольственную безопасность советского государства. Принятая в ходе реформ 1990-х годов «экстренная» модель «возврата в цивилизацию» предполагала превращение колхозника в фермера или наемного работника, но подобная социальная «миграция», в условиях дикого рынка навязанная «сверху», деформировала не только сложившийся социальный слой, но и привела к серьезным экономическим проблемам. Сегодня перспективным авторам статьи представляется создание своеобразных неоколхозов. Также рассматривается разработанная Академией высоких экотехнологий программа интенсификации сельского хозяйства и животноводства на основе широкого применения прогрессивных отечественных и зарубежных технологий с целью увеличения в ближайшие три-пять лет производства сельхозпродукции в несколько раз. В частности, для более эффективного использования земледельческих технологий и перерабатывающих производств программа предусматривает создание укрупненных организационно-хозяйственных структур - «агропромхозов».
ТИПОЛОГИЗАЦИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО ПОЛИТИЧЕСКОГО РЕЖИМА ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
Аннотация
В статье рассматриваются современные западные и отечественные типологии политических режимов и их применимость для типологизации российских регионов. По итогам анализа существующих политологических концепций авторы останавливают свой выбор для использования при исследовании российских региональных политических режимов на традиционной типологии, основанной на электоральной конкуренции, а также на методологии выявления региональных сценариев, предложенной В.Я. Гельманом. Для исследования авторы используют кейс Иркутской области - региона с высокой внутренней конфликтностью элит, где за короткий период сменилось несколько глав региона. На основе данных по современной политической истории авторы проводят анализ регионального политического режима Иркутской области. Анализ проводится по следующим критериям: демократичность/авторитарность, консолидация/олигополия власти, компромиссные/силовые взаимоотношения правящей элиты. По результатам проведенного анализа в регионе обнаружено существование внутренней системы «сдержек и противовесов». Эта система ограничивает попытки сильных политиков монополизировать власть в регионе. Когда один политический игрок набирает слишком большой вес, против него объединяются другие центры силы и совместными усилиями возвращают ситуацию к положению status quo. Региональный политический режим Иркутской области характеризуется относительно высоким уровнем политической конкуренции, однако при этом является частью неконкурентного политического режима Российской Федерации, поэтому отнесен авторами к типу «гибридная демократия». Анализ внутриэлитных отношений в исследуемом регионе выявил высокую конфликтность с доминирующим сценарием взаимодействия региональной элиты в форме «война всех против всех».
КУЛЬТУРА КАК ОСНОВА СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ ИДЕОЛОГИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
Аннотация
Признавая неизбежность комплексного характера современной российской культуры, автор выделяет в ней четыре относительно четко выраженные социокультурные группы: (1) наиболее многочисленный слой приверженцев прошлого, ностальгирующий по культуре советского периода и включающий в себя представителей почти всех социально-демографических групп российского общества (представители традиционалистского направления в российской культуре); (2) носители так называемых «либеральных взглядов», которых привлекли принципы коммерционализации культуры в условиях общества потребления, хотя в целом либеральная культура не смогла сформировать устойчивую социальную базу и по своему содержанию неоднородна; (3) консерваторы противостоят социокультурной модернизации в современной ее интерпретации, призывая к сохранению традиционно-архаической компоненты российского культурного самосознания; (4) представители религиозной культуры, которая получает все большее распространение благодаря активной позиции религиозных деятелей и открытой государственной поддержке. Автор подчеркивает, что социокультурная ситуация современной России сложна и динамична потому, что не исчерпывается перечисленными направлениями, а испытывает влияние множества субкультур и, в свою очередь, оказывает влияние на идеологические воззрения социальных слоев. Вторая часть статьи посвящена анализу понятия идеологии в его современном бытовании, прежде всего оценке геополитического измерения нынешней российской ситуации, которая отражает сложное сочетание элементов разных геополитических моделей - как зарубежных, так и специфических российских (прежних советских и нынешних, обусловленных положением России в глобализирующемся мире и ее стремлениями во внутренней и внешней политике). Отмечая, что российская стратегия геополитики в условиях социокультурных изменений окончательно не сложилась, автор все же настаивает на необходимости ее скорейшей разработки с учетом интересов всех граждан страны, ее географического разнообразия и социокультурных особенностей, что будет способствовать консолидации российского общества на основе лучших образцов отечественной культуры.
БОРЬБА ЮЖНОГО СУДАНА ЗА НЕЗАВИСИМОСТЬ И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА СУДЬБЫ АФРИКИ
Аннотация
Массовые опросы, эксперименты, кейс-стади
О ПРОБЛЕМАХ СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЭЛИТЫ И ВОЗМОЖНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ ИХ РАЗРЕШЕНИЯ
Аннотация
При подготовке статьи авторы ставили перед собой цель провести исследование состояния и перспектив развития современной элитологии в России, изучить восприятие политических лидеров населением, что крайне необходимо для решения задач формирования российской федеральной и региональной элиты, повышения эффективности государственной кадровой политики, совершенствования механизма взаимодействия элит в отечественном социально-политическом пространстве и, в конечном счете, повышения уровня транспарентности власти. Авторы статьи использовали политологический, историко-правовой, формально-юридический, структурно-функциональный и аналитический методы. На базе результатов панельных экспертных опросов, проведенных при под-готовке и проведении Первого Всероссийского элитологического конгресса «Элитология России: современное состояние и перспективы развития» (2013 год, Ростов-на-Дону) и Второго Всероссий-ского элитологического конгресса «Элитология и стратегии развития современной России» (2016 год, Ростов-на-Дону) осуществлено исследование общих представлений о российских элитах в воспри-ятии их экспертным сообществом, отмечена динамика некоторых изменений в элитном слое. Отра-жены оценки населением современных региональных политических элит. Отмечено расхождение между элитарностью в традиционном смысле и обладанием реальной политической властью. Сопоставление результатов, полученных в ходе панельных опросов 2013 и 2016 годов, позволило классифицировать их по следующим базовым позициям: общее представление о российских элитах и о достоверности сведений о них; оценка динамики качественных изменений в элитном слое; меры, способствующие развитию межэлитных взаимодействий и развитию лидерства. Сформулированы выводы, позволяющие утверждать, что: и общественное, и экспертное мнение попрежнему недооценивают элитный капитал современного правящего слоя; имеют место системные симптомы олигархизации элиты, склонности к использованию внедемократических средств удержания полученной власти; со всей очевидностью встает задача корректировки подходов к оценке деятельности и рекрутингу элит в сложившейся в современной России социально-политической ситуации; в 2017 году российское общество находится на «развилке», причем выбор направления дальнейшего пути развития осложняется деструктивным воздействием агрессивных кругов глобалистского сообщества, преследующих свои собственные интересы, явно расходящиеся с национальными интересами России.
ПРИОРИТЕТНЫЕ ЦЕННОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПЕРСОНАЛЬНОГО БРЕНДА ГУБЕРНАТОРА (на примере Смоленской области)
Аннотация
Современная модель социального развития предполагает высокий уровень доверия населения к государственным институтам, что требует обращения к категориям репутации и бренда власти. Власть как некая ценность для человека и общества гарантирует высокий уровень ее признания, принятия и идентификации («моя власть», «наша власть»). В статье представлены результаты социологического изучения персонального бренда губернатора Смоленской области (в декабре 2016 года); предложено авторское определение персонального бренда губернатора, формируемого на основе имиджа и представляющего своего рода ценностный «срез» репутации, ее самые значимые, наиболее устойчивые характеристики; выявлены ценностные характеристики реального и идеального (желаемого) персонального бренда губернатора; проанализированы ключевые черты, определяющие силу бренда - целостность, отличительность и значимость. Автор приходит к выводу о преимущественно положительной окраске реального персонального бренда губернатора Смоленской области, но низкой степени его уникальности и мозаичности, что свидетельствует о неэффективных шагах власти по формированию персонального бренда губернатора. Желаемый персональный бренд губернатора, хотя и является более ярко выраженным по сравнению с реальным, также не отличается целостностью и уникальностью. Значимость, или уровень идентичности бренда губернатора, в восприятии населения достаточно высока с точки зрения принципиального содержания бренда, но различается его направленность (позитив/негатив). Относительно высокий уровень идентичности персонального бренда губернатора в определенной степени смягчает слабость таких его черт, как отличительность и целостность, поскольку они не важны для населения Смоленской области.
РЕПРОДУКТИВНЫЕ УСТАНОВКИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ: ЦЕННОСТНЫЙ АСПЕКТ (обзор эмпирических исследований)
Аннотация
В статье проанализированы и обобщены результаты исследований репродуктивных установок студентов российских вузов, представленные в работах, опубликованных с 2000 по 2017 годы. Студенты не имеют достаточного жизненного опыта, который позволяет им сделать нравственный выбор под давлением противоречивой информации СМИ, а в некоторых случаях и пропаганды определенных ценностей или антиценностей в сфере семьи, брака, материнства (отцовства). Низкий уровень информированности студентов по основным вопросам, связанным с планированием и созданием семьи, рождением детей, заботой о здоровье сочетается с активной и рискованной сексуальной жизнью. Несмотря на безусловный авторитет и позитивный пример родителей, большинство молодых людей самостоятельно получают информацию о сексуальных отношениях, в том числе посредством личного болезненного опыта. Сегодня можно говорить о трех типах молодежи: (1) большинство уважает традиционные семейные ценности, стремятся им следовать; (2) значительная часть уважает традиционные семейные ценности, но следовать им не может или не желает; (3) каждый десятый не уважает и не следует традиционным ценностям в вопросах брака и семьи, выступая к ним в оппозиции (для них брак не имеет значения, они не стремятся родить и воспитать ребенка, не задумываются о нравственности во взаимоотношениях полов и т.д.). В качестве факторов, которые влияют на создание семьи, планирование детей и их число, в статье выделены следующие: социально-психологические (собственные убеждения, мнение близких людей, ограниченный временной ресурс; незапланированная беременность и отношение к аборту; наличие и качество партнера; социальная и психологическая зрелость; отношение к будущему - уверенность в завтрашнем дне); религиозность; опыт (пример семейной жизни родителей); социально-демографические (возраст; структура родительской семьи): экономические (наличие и качество жилья; материальное положение); физические (состояние здоровья); институциональные (государственная семейная политика, влияние церкви, СМИ).
КАУЧСЁРФИНГ КАК СОЦИАЛЬНАЯ ПРАКТИКА
Аннотация
Статья основана на результатах авторского исследования сравнительно новой для России и мало изученной туристической практики - каучсерфинга. Суть этой практики состоит в том, что участники социальной сети Couchsurfing.com, путешествуя по миру, могут на безденежной основе останавливаться у других участников, а также принимать их к себе в гости. Недостаточная изученность данного социального явления не позволяет однозначно определить степень его функциональности и оценить его возможные трансформации в будущем, что обусловливает актуальность исследований каучсерфинга. Анализ публикаций исследователей сетевого гостеприимства, а также результаты серии глубинных интервью с его участниками позволили авторам рассмотреть каучсерфинг как социальную практику. Он представляет собой совокупность действий и взаимодействий индивидов, их групп и общностей во времени и пространстве, благодаря которым и реализуются социальные функции данной практики. Установлено, что каучсерфинг обладает всеми признаками социальной практики: воспроизводимостью, массовостью, устойчивостью и нормативностью. Выявлено, что общие ценности участников сообщества Couchsurfing.com способствуют установлению солидарных отношений, формированию высокого уровня межличностного доверия и обобщенного доверия к сообществу в целом. Основными мотивами участия в практиках каучсерфинга являются: стремление к аутентичности и сопричастности; изучение иностранного языка; желание помочь; экономия средств. Несмотря на существующие риски, данная социальная практика оценивается позитивно, как ее исследователями, так и информантами. Способы обеспечения безопасности членов сообщества совершенствуются, а сам каучсерфинг, с их слов, меняет жизнь в лучшую сторону, положительно влияя на ценности и мировоззрение. Практики каучсерфинга представляют собой необходимый элемент новой глобальной системы обмена гостеприимством, позволяющий социализировать людей практически в любом месте планеты.
КРОСС-КУЛЬТУРНЫЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ КАК СПОСОБ АДАПТАЦИИ К ИНОЭТНИЧНОЙ СРЕДЕ
Аннотация
В статье анализируются методологические и эмпирические аспекты кросс-культурных коммуникаций. Экономическая и культурная глобализация приводят к свободному передвижению трудовых мигрантов по всему миру, однако этот процесс может сопровождаться определенными трудностями. Авторы считают, что даже подготовленный в теоретическом плане человек, который детально ознакомился с темой влияния культурных различий на систему управления организациями в разных странах, все равно испытает культурный шок, работая заграницей. Культурный шок - это состояние дискомфорта, фрустрации и даже депрессии, вызванное ситуацией попадания в иноэтническую среду. На прикладном уровне авторы рассматривают так называемые «кросс-культурные эксперименты» - попытки индивида (специалиста определенной нации) опробовать свои силы, умения, профессиональные компетенции в иноэтнической среде. Социологическое исследование по типу культурологического бенчмаркинга было проведено в два этапа: на первом этапе опрашивались иностранцы, работающие в столице Республики Саха (Якутия), на втором этапе - россияне, работающие заграницей, в основном в США. В Республике Саха в последние пять лет усилился миграционный приток из Китая, однако подавляющую часть трудовых мигрантов продолжают составлять представители ближнего зарубежья, в основном выходцы из Таджикистана, Киргизии и Армении. Иностранцы, работающие в Якутии, и россияне, работающие заграницей, испытывают примерно одинаковые трудности в новом трудовом коллективе, и в адаптации им помогают друзья, родственники, члены этнообщины, но не кросс-культурные коучеры и наставники. Если такая кадровая технология, как подбор, отбор и наем иностранного специалиста, работает достаточно слаженно, то другие HR-технологии кросс-культурного менеджмента (мотивации, обратная связь и др.) пока от нее отстают. Авторы считают необходимым вводить в интернациональных коллективах как в России, так и за рубежом курсы по кросс-культурной адаптации, а также систему «баддинга» (budding).
Рецензии
ССОРА КАК «МОДЕЛЬ» ПОВСЕДНЕВНОСТИ: НЕФОРМАЛЬНЫЕ ПРАКТИКИ СЕЛЬСКОЙ РОССИИ В ИСТОРИКО-ЭТНОГРАФИЧЕСКОЙ ПЕРСПЕКТИВЕ. РЕЦЕНЗИЯ НА КНИГУ: Кушкова А.Н. КРЕСТЬЯНСКАЯ ССОРА: ОПЫТ ИЗУЧЕНИЯ ДЕРЕВЕНСКОЙ ПОВСЕДНЕВНОСТИ: ПО МАТЕРИАЛАМ ЕВРОПЕЙСКОЙ ЧАСТИ РОССИИ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX - НАЧАЛА ХХ ВЕКА. СПб.: Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2016. 318 с
ОБРАЗ СВОБОДНОГО ЧЕЛОВЕКА В РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ СЕРЕДИНЫ XIX - НАЧАЛА XX ВЕКА: СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ КОСТЮМА
Аннотация
В статье представлена попытка показать возможности социологического анализа феномена свободы через декодирование соответствующих смыслов, заключенных в различных элементах одежды отдельного исторического периода. Автор признает, что исследовать понятие свободы в социологии чрезвычайно трудно по причине неуловимости (непонятны и неоднозначны эмпирические индикаторы ее наличия и степени выраженности) и одновременно универсальности (каждый чело-век имеет собственное представление о свободе и способах ее маркирования) данного понятия. Ни в коем случае не претендуя на разработку некоторой модели социологической оценки свободы через ее внешние проявления в костюме, автор лишь пытается обозначить общие контуры возможного социологического рассуждения по данной теме. В начале статьи кратко обозначены сложившиеся в литературе трактовки соотношения свободы и причинности, подходы к интерпретации свободы (внешняя и внутренняя ее проекции), аналитические «оптики» для исследования способов самовыражения в одежде (акцент сделан на ценностно-деятельностном подходе), «элементы» свободы (возможности и ограничители, освобождение и закрепощение - как зафиксированные в соответствующих кодовых системах костюма). Основная часть статьи посвящена рассмотрению того, как все перечисленные аспекты предлагаемого социологического анализа костюма как отражающего определенную степень свободы человека/группы в обществе прослеживаются в российском обществе в рамках особого исторического периода (1861-1905 годы), так называемой «постреформенной эпохи», когда наметились возможности для демократизации общества и его развития в капиталистическом формате. Автор отмечает различия двух этапов, характеризующихся общественно-политическими особенностями: канун буржуазных реформ и первые годы после отмены крепостного права; период с 1880-х годов. Однако сосредоточивает внимание на описании конкретных изменений костюма, которые прослеживались в обществе в целом (скажем, принятие и адаптация европейского городского костюма) и в разных слоях (городского) общества той эпохи (мещанство, дворянство, купечество и др.), отмечая также внутрисословные и внесословные, поколенческие и гендерные особенности трансформации костюма.