Противоречия и конфликты современного российского образования
- Авторы: Акулич М.М.1
-
Учреждения:
- Тюменский государственный университет
- Выпуск: Том 16, № 1 (2016)
- Страницы: 175-188
- Раздел: Социологический лекторий
- URL: https://journals.rudn.ru/sociology/article/view/6534
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Статья посвящена исследованию противоречий и конфликтов в современном российском образовании, определению возможностей управления конфликтными ситуациями. Исследование проведено с использованием институционального и системного подходов, фундаментальных положений, касающихся социальных конфликтов и социального согласия, предложенных в трудах социологов. Проведен историко-социологический анализ социальных конфликтов и социального согласия в образовании. Конфликты в образовании предстают как результат развития противоречий, присущих этому социальному институту. Предложены и проанализированы основные конфликты в современном российском образовании. Рассмотрены пути достижения согласия между субъектами взаимодействия в развитии системы российского образования и образовательном процессе. Конфликт в образовании анализируется как управляемый процесс. Выявлены основные противоречия в системе «общество-образование». Обоснована авторская классификация видов конфликтов в образовании. Конфликты в образовании рассмотрены во взаимосвязи с согласием. Приведены некоторые данные эмпирического исследования, в рамках которого изучалось отношение к конфликтам. Реализация практических мер в соответствии с выделенными автором видами конфликтов будет способствовать повышению качества обучения школьников и студентов, окажет позитивное влияние на функционирование и развитие современного российского общества. Материалы, приведенные в статье, могут быть полезны социологам, педагогам, менеджерам образования и всем интересующимся конфликтами и возможностями разрешения конфликтных ситуаций.
Ключевые слова
Об авторах
Мария Михайловна Акулич
Тюменский государственный университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: m.m.akulich@utmn.ru
Кафедра общей и экономической социологии
Список литературы
- Акофф Р., Эмери Ф.О. О целеустремленных системах. М., 1974.
- Бабосов Е.М. Основы конфликтологии. Минск, 2007.
- Волков Б.С., Волкова Н.В. Конфликтология. М., 2009.
- Воронин Г.Л. Конфликты в школе // Социологические исследования. 1994. № 3 С. 94-98.
- Ганди М. Ненасильственное сопротивление. URL: http://www.vitamarg.com/article/people/ 3077-mahatma-gandhi.
- Дмитриев А.В. Социальный конфликт: общее и особенное. М., 2002.
- Дмитриева О. Образ жизни американских школьников: анализ на основе статистических исследований. URL: http://www.relga.ru/Environ/WebObjects/tgu-www.woa/wa/Main? textid=3520&level1=main&level2=articles.
- Жизнь российского студента: векторы перемен. URL: http://wciom.ru/index.php?id=236& uid=113566.
- Иванова В.А., Осипов А.М. Теории конфликтов в современной социологии образования // Вестник Новгородского государственного университета. 2005. № 3.
- Калашникова В.А. Психодиагностики конфликтных отношений в семье // Современные научные исследования. Вып. 1. Концепт, 2013. URL: http://e-koncept.ru/2013/53583.htm.
- Магдеев A.М., Мухадинов В.Р. Предупреждение и разрешение педагогического конфликта: традиции и инновации // Интеграция образования. 2009. № 1.
- Мертон Р. Явные и латентные функции // Американская социологическая мысль: Тексты / Под ред. В.И. Добренькова. М., 1996.
- Охотникова М.М. Социология согласия. Тюмень, 2000.
- Пузaновa Ж.В. Проблемы организации образования детей с ограниченными возможностями здоровья // Теория и практика общественного развития. 2014. № 18.
- Пузaновa Ж.В., Дaвыдoвa А.В. Система высшего образования: основные характеристики и эволюция // Известия высших учебных заведений. Социология. Экономика. Политика. 2014. № 3.
- Сорокин П. Социальная мобильность. М., 2005.
- Сысенко В.А. Супружеские конфликты. М., 1989.