Противоречия и конфликты современного российского образования

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Статья посвящена исследованию противоречий и конфликтов в современном российском образовании, определению возможностей управления конфликтными ситуациями. Исследование проведено с использованием институционального и системного подходов, фундаментальных положений, касающихся социальных конфликтов и социального согласия, предложенных в трудах социологов. Проведен историко-социологический анализ социальных конфликтов и социального согласия в образовании. Конфликты в образовании предстают как результат развития противоречий, присущих этому социальному институту. Предложены и проанализированы основные конфликты в современном российском образовании. Рассмотрены пути достижения согласия между субъектами взаимодействия в развитии системы российского образования и образовательном процессе. Конфликт в образовании анализируется как управляемый процесс. Выявлены основные противоречия в системе «общество-образование». Обоснована авторская классификация видов конфликтов в образовании. Конфликты в образовании рассмотрены во взаимосвязи с согласием. Приведены некоторые данные эмпирического исследования, в рамках которого изучалось отношение к конфликтам. Реализация практических мер в соответствии с выделенными автором видами конфликтов будет способствовать повышению качества обучения школьников и студентов, окажет позитивное влияние на функционирование и развитие современного российского общества. Материалы, приведенные в статье, могут быть полезны социологам, педагогам, менеджерам образования и всем интересующимся конфликтами и возможностями разрешения конфликтных ситуаций.

Об авторах

Мария Михайловна Акулич

Тюменский государственный университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: m.m.akulich@utmn.ru

Кафедра общей и экономической социологии

Список литературы

  1. Акофф Р., Эмери Ф.О. О целеустремленных системах. М., 1974.
  2. Бабосов Е.М. Основы конфликтологии. Минск, 2007.
  3. Волков Б.С., Волкова Н.В. Конфликтология. М., 2009.
  4. Воронин Г.Л. Конфликты в школе // Социологические исследования. 1994. № 3 С. 94-98.
  5. Ганди М. Ненасильственное сопротивление. URL: http://www.vitamarg.com/article/people/ 3077-mahatma-gandhi.
  6. Дмитриев А.В. Социальный конфликт: общее и особенное. М., 2002.
  7. Дмитриева О. Образ жизни американских школьников: анализ на основе статистических исследований. URL: http://www.relga.ru/Environ/WebObjects/tgu-www.woa/wa/Main? textid=3520&level1=main&level2=articles.
  8. Жизнь российского студента: векторы перемен. URL: http://wciom.ru/index.php?id=236& uid=113566.
  9. Иванова В.А., Осипов А.М. Теории конфликтов в современной социологии образования // Вестник Новгородского государственного университета. 2005. № 3.
  10. Калашникова В.А. Психодиагностики конфликтных отношений в семье // Современные научные исследования. Вып. 1. Концепт, 2013. URL: http://e-koncept.ru/2013/53583.htm.
  11. Магдеев A.М., Мухадинов В.Р. Предупреждение и разрешение педагогического конфликта: традиции и инновации // Интеграция образования. 2009. № 1.
  12. Мертон Р. Явные и латентные функции // Американская социологическая мысль: Тексты / Под ред. В.И. Добренькова. М., 1996.
  13. Охотникова М.М. Социология согласия. Тюмень, 2000.
  14. Пузaновa Ж.В. Проблемы организации образования детей с ограниченными возможностями здоровья // Теория и практика общественного развития. 2014. № 18.
  15. Пузaновa Ж.В., Дaвыдoвa А.В. Система высшего образования: основные характеристики и эволюция // Известия высших учебных заведений. Социология. Экономика. Политика. 2014. № 3.
  16. Сорокин П. Социальная мобильность. М., 2005.
  17. Сысенко В.А. Супружеские конфликты. М., 1989.

© Социология, 2016

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах