Этическая идентификация субъекта и «техники себя» в работах Мишеля Фуко

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Если образ индивида, с рождения попадающего в созданную до него и без него социальную реальность, стал привычным, то Мишель Фуко, проблематизируя генеалогию современного субъекта, обращает внимание на условие, по которому индивид даже в такой «готовой» реальности не является данностью для самого себя. Соответственно, можно говорить о процессах, практиках самоопределения индивида, о типах субъективации , т.е. о том, как индивид может искать и находить свое место в уже настроенных системах социальных отношений. В качестве концептуального решения мы берем « техники себя» Фуко, которые можно определить как наборы представлений и практик, с помощью которых индивид воздействует на себя и встраивается в какие-либо этические системы (системы знаний, норм поведения, властных отношений). «Техники себя» имеют сугубо социальный характер, они не только не постулируют этической самобытности индивида, но, наоборот, предполагают необходимость идентификации индивида со ссылкой на социальный порядок. Фуколдианские «техники себя» позволяют концептуализировать совпадения представляющихся анонимными процессов правления и индивидуальных процессов определения себя, при этом «техники себя» применяются в качестве указателя для моментов, когда субъект этической системы сам себя нормирует. Распознавая «техники себя» в действиях субъектов, можно рассматривать правление не как насильственное подчинение, но как базовое состояние социальных систем взаимоотношений. В целях проверки эвристичности концепта «техник себя» в статье разбираются античная и раннехристианская модели субъективации, противопоставленные Фуко по формам доступа субъекта к общемировоззренческим «истинам» данных этических систем. Если, следуя античным «техникам себя», индивид становится полноценным игроком на этическом поле, то, выполняя раннехристианские техники, субъект должен признать свою онтологическую неспособность утверждать праведное, исходя только из собственного опыта. Сопоставление позволяет, например, объяснить различия форм наставничества и целей самоконтроля.

Об авторах

Юлия Викторовна Яцуценко

Российский университет дружбы народов

Автор, ответственный за переписку.
Email: yulia.yatsutsenko@gmail.com

Кафедра социологии

Список литературы

  1. Фуко М. Безопасность, территория, население. Курс лекций, прочитанных в Коллеж де Франс в 1977-1978 учебном году. СПб.: Наука, 2011.
  2. Фуко М. Герменевтика субъекта. Курс лекций, прочитанных в Коллеж де Франс в 1981-1982 учебном году. СПб.: Наука, 2007.
  3. Фуко М. Мужество истины. Управление собой и другими II. Курс лекций, прочитанных в Коллеж де Франс в 1983-1984 учебном году. СПб.: Наука, 2014.
  4. Фуко М. Нужно защищать общество. СПб.: Наука, 2005.
  5. Фуко М. О начале герменевтики себя // Логос. 2008. № 2.
  6. Фуко М. Технологии себя // Логос. 2008. № 2.
  7. Фуко М. Что такое Просвещение? // Интеллектуалы и власть. Т. 1. М.: Праксис, 2002.
  8. Бласиус М. Предисловие // О начале герменевтики себя // Логос. 2008. № 2.
  9. Büttgen Ph. Théologie politique et pouvoir pastoral // Annales. Histoire, Sciences Sociales. 2007. № 5.
  10. Foucault M. Entretien avec Michel Foucault. n192 // Dits et écrits II. 1976-1988. Paris: Gallimard, 2001.
  11. Foucault M. Débat sur «Vérité et Subjectivité» // L'origine de l'herménetique de soi. Paris: Vrin, 2013.
  12. Foucault M. Interview de Michel Foucault // L'origine de l'herménetique de soi. Paris: Vrin, 2013.
  13. Foucault M. Mal faire, dire vrai: Fonctions de l'aveu en justice. Cours de Louvain, 1981. Louvain: Presses universitaires de Louvain, 2012.
  14. Gros F. Sujet moral et soi éthique chez Foucault // Archives de Philosophie. 2002. № 2.
  15. Laborier P. La gouvernementalité // Bert J.F., Lamy J. Michel Foucault. Un héritage critique. Editions du CNRS, 2014.
  16. Senellart M. Michel Foucault: une autre histoire du christianisme? // Bulletin du centre d’études médiévales d’Auxerre. 2013 № 7.

© Социология, 2016

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах