Взросление как процесс формирования идентичности: возможности анализа нарративов

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В условиях современного высокодифференцированного общества культура и связанные с ней символические процессы приобретают все большую значимость. Это затрагивает многие ключевые социальные феномены, в частности процесс взросления, или «переход к взрослости». Процесс взросления и сам образ взрослого изменяются, что требует привлечения новых концептуальных ресурсов для понимания их современной специфики. В разработке чувствительного к символическим процессам языка описания взросления значительно продвинулась культурпсихология. В ее рамках начал последовательно разрабатываться аппарат для изучения развития индивида с точки зрения его обусловленности нарративами. Однако, несмотря на то, что на уровне исследовательских задач авторы стремились разработать такой подход к взрослению, который бы учитывал социальные факторы (такие как роль сообщества, коллективных практик и представлений о процессе взросления), на деле социальная реальность оказывалась сведенной к идеологическому дискурсу. В рамках социологии инструментами для культурно-ориентированного анализа формирования жизненных траекторий и взросления располагает культурсоциология и предложенный в ее рамках способ работы с нарративами. С опорой на этот подход задача исследования взросления формулируется как выделение жанрового и категориального репертуара современного взросления в нарративах молодежи, восстановление тех категорий, которые создают для современной молодежи пространство осмысленного действия и возможность осмысленного высказывания о собственном взрослении.

Об авторах

Екатерина Сергеевна Павленко

Центр культурсоциологии и антропологии образования Научно-исследовательский университет - Высшая школа экономики

Автор, ответственный за переписку.
Email: epavlenko@hse.ru

Список литературы

  1. Александер Дж., Смитт Ф. Сильная программа в культурсоциологии // Социологическое обозрение. 2010. Т. 9. № 2.
  2. Безрогов В.Г. Автобиография и социальный опыт // Социальная история: Ежегодник. 2001/2002 / Под ред. И.Ю. Новиченко. М.: Российская политическая энциклопедия, 2004.
  3. Голофаст В.Б. Многообразие биографических повествований // Социологический журнал. 1995. № 1.
  4. Жизненный путь поколения: его выбор и утверждение / Под ред. М.Х. Титма. Таллинн: Ээсти раамат, 1985.
  5. Куракин Д.Ю. Социологическая грамматика культурных смыслов // Александер Дж. Смыслы социальной жизни. М.: Праксис, 2013.
  6. Рождественская Е.Ю. Биографический метод в социологии. М.: Издательский дом НИУ ВШЭ, 2012.
  7. Судьбы людей: Россия ХХ век. Биографии семей как объект социологического исследования / Под ред. В. Семеновой, Е. Фотеевой. М.: Ин-т социологии РАН, 1996.
  8. Alexander J.C., Smith P. The strong program in cultural sociology: Elements of a structural hermeneutics // The Meanings of Social Life: A Cultural Sociology. Oxford: Oxford University Press, 2003.
  9. Arnett J.J. Emerging Adulthood. The Winding Road from the Late Teens Trough the Twenties. Oxford-N.Y.: Oxford University Press, 2004.
  10. Blau P.M., Duncan O.D. The American Occupational Structure”. N.Y.: Free Press, 1967.
  11. Cohler B.J., Hammack P.L. The psychological world of the gay teenager: Social change, narrative and “normality” // Journal of Youth and Adolescence. 2007. Vol. 36. Issue 1.
  12. Denzin N.K. Interpretative Biography. London: Sage Publications, 1989.
  13. Giddens A. Modernity and Self-Identity: Self and Society in the Late Modern Age. Stanford: Stanford University Press, 1991.
  14. Hammack P.L. Narrative and the cultural psychology of identity // Personality and Social Psychology Review. 2008. Vol. 12. No. 3.
  15. Hammack P.L., Toolis E. Narrative and the social construction of adulthood / B. Schiff (ed.) Rereading Personal Narrative and Life Course // New Directions in Child and Adolescent Development. 2014. Vol. 145.
  16. Kurakin D. Russian Longitudinal Panel Study of Educational and Occupational Trajectories: Building Culturally-Sensitive Research Framework / Working papers by NRU HSE. Series WP IE “Научные доклады Института образования”. 2014. No. WP 01/IE/2014.
  17. Pallas A.M. Educational transitions, trajectories, and pathways / Mortimer J.T., Shanahan M.J. (eds.) Handbook of the Life Course. N.Y.: Springer, 2002.
  18. Ricoeur P. Narrative identity // Philosophy Today. 1991. No. 35.
  19. Schiff B. Introduction: Development’s story in time and place // B. Schiff (ed.) Rereading Personal Narrative and Life Course // New Directions for Child and Adolescent Development. 2014. Vol. 145.
  20. Smith P. Why War?: The Cultural Logic of Iraq, the Gulf War and Suez. Chicago: The University of Chicago Press, 2005.
  21. Super D.E. Career and life development // D. Brown, L. Brooks & Associates (eds.) Career Choice und Development. San Francisco: Jossey-Bass, 1984.
  22. Thorne A., Nam V. The life story as a community project // Human Development. 2007. Vol. 50.
  23. Turner V.W. The Ritual Process. Structure and Anti-Structure. New Brunswick: Aldine Transaction, 2009.
  24. Alexander J., Smith P. Silnaya programma v kultursociologii [Strong program in cultural sociology]. Sociologicheskoe obozrenie. 2010. V. 6. No. 2.
  25. Bezrogov V.G. Avtobiografiia i socialnyi opyt [Autobiography and social experience]. Socialnaya istoriya: Ezhegodnik. 2001/2002. Ed. I.U. Novichenko. M. Rossiiskaya politicheskaya enciclopedia, 2004.
  26. Golofast V.B. Mnogoobrazie biograficheskih povestvovanyi [Diversity of biographical narratives]. Sotsiologicheskiy zhurnal. 1995. No. 1.
  27. Zhiznennyi put pokoleniya: ego vybor i utverzhdenie [Life path of the generation: Its choice and establishment]. Ed. M.Kh. Titma. Tallinn: Eesti raamat, 1985.
  28. Kurakin D.U. Sotsiologicvheskaya grammatika kulturnykh smyslov [Sociological grammar of cultural meanings]. Aleksander J. Smysly sotsialnoy zhizhni. M.: Praksis, 2013.
  29. Rozhdestvenskaya E.U. Biograficheskiy metod v sociologii [Biographical Method in Sociology]. M.: Izdatelskiy dom NIU VSHE, 2012.
  30. Sudby liudei: Rossiya ХХ vek. Biografii semei kak objekt sociologicheskogo issledovaniya [People’s Destinies: Russia in the XX century: Family Biographies as an Object of Sociological Study]. Ed. V. Semenovoi, E. Foteievoi. M.: In-t sociologii RAN, 1996.

© Социология, 2016

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах