Понятийно-категориальный аппарат социологического анализа кадрового развития государственной службы

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Как правило, публикации по проблемам реформирования российской государственной службы имеют явно выраженную негативную оценочную направленность и редко рассматривают ее, используя устойчивую и общепринятую терминологию социолого-управленческих дисциплин. Подобное положение дел представляется не вполне адекватным задачам социологического изучения и кадрового развития государственной службы, поэтому в статье представлены теоретико-методологические основания (категориальный аппарат) исследований в обозначенном проблемном поле. Исходя из системного подхода к оценке деятельности государственной службы, автор предлагает собственную трактовку словосочетания «кадровое развитие» применительно к ней, используя также базовые положения и понятия институционального, ценностно-нормативного и социокультурного подходов преимущественно в макросоциологическом контексте. В частности, в статье разведены институциональный и кадровый потенциалы государственной службы как фундированные в первом случае уровнем социального доверия как инструментом легитимизации ее деятельности, во втором случае - статусно-ролевыми взаимодействиями и ценностными ориентациями сотрудников государственной службы; ее профессиональная среда рассмотрена как единство трех уровней - материально-предметного (или институционального), социального (уровень межличностного и группового взаимодействий) и социокультурного (мотивационные и ценностно-нормативные элементы в деятельности сотрудников государственной службы).

Об авторах

Евгений Анатольевич Ивлев

Российский университет дружбы народов

Email: ivlevdjon@mail.ru
Кафедра социологии

Список литературы

  1. Атаманчук Г.В. Теория государственного управления. М.: Омега-Л, 2004.
  2. Баева Л.В. Ценностные основания индивидуального бытия: опыт экзистенциальной аксиологии. М.: Прометей, МПГУ, 2003.
  3. Байков Н.М. Кадровый потенциал органов власти: опыт социологического анализа. Хабаровск: Издательство ДВАГС, 2002.
  4. Васильева Е.А. Государственная служба как объект административной реформы // Теория и практика общественного развития. 2014. № 2.
  5. Гайнельянова Ю.Ф. Влияние социального капитала на профессиональную деятельность государственных служащих: опыт социологического исследования: Дисс. к.с.н. Екатеринбург, 2008.
  6. Григорьев С.И., Грызунова Г.В. Реализация жизненных сил государственных служащих как показатель профессионализма современной государственной службы // Ученые записки Забайкальского государственного университета. Серия «Философия, социология, культурология, социальная работа». 2011. № 4.
  7. Гужавина Т.А. Социальное доверие в гражданском обществе // Проблемы развития территорий. 2012. Вып. 6.
  8. Егоршин А.П. Управление персоналом. Н. Новгород: НИМБ, 2003.
  9. Елина И.Е., Елин А.В. Место и роль категории качества в пространстве профессиональной деятельности государственных служащих // Регион: к новому качеству управления. М.: Луч, 2000.
  10. Зайцева Т.В. Кадровый потенциал государственной организации: методы комплектования и профессиональной расстановки кадров // Вопросы государственного и муниципального управления. 2010. № 1.
  11. Заяц П.В., Посухова О.Ю. Социальная институционализация государственной службы: сущность и региональная потребность // Историческая и социально-образовательная мысль. 2010. № 2.
  12. Зинченко Г.П. Социология управления. Ростов-на-Дону: Феникс, 2004.
  13. Кайманов А.А. Формирование доверия населения к государственным служащим: Дисс. к.с.н. М., 2004.
  14. Как все устроено: Работа чиновника. URL: http://www.the-village.ru/village/city/city/ 122697-chinovnik.
  15. Кириллов В.В. Государственная служба РФ как социальный институт. Дисс. д.с.н. СПб., 2007.
  16. Корнеева М.Ю. Влияние социальных ценностей на служебную карьеру российских государственных служащих: региональный аспект: Дисс. к.с.н. Волгоград, 2012.
  17. Кузьмина В.А. Институциональное развитие государственной службы как социальный процесс: Дисс. к.с.н. М., 2007.
  18. Литвинцева Е.А. Институт государственной гражданской службы: структурные компоненты и императивы: Дисс. д.с.н. М., 2011.
  19. Мерсиянова И.В., Якимец В.Н., Пахомова Е.И. Доверие граждан деятельности государственных служащих как фактор диалога гражданского общества и государства // Доверие и недоверие в условиях развития гражданского общества / Отв. ред. А.Б. Купрейченко, И.В. Мерсиянова. М.: НИУ ВШЭ, 2013.
  20. Поликанов Д.В. «Кадровый голод» на государственной и муниципальной службе // Мониторинг общественного мнения. 2010. № 5.
  21. Пуляев В.Т. Движение к гражданскому обществу: российский вариант // Социально-гуманитарные знания. 2000. № 1.
  22. Романов В.Л. Управление и самоорганизация в процессе административной реформы. URL: http://spkurdyumov.narod.ru/Romanov33.htm.
  23. Романов В.Л. Управление персоналом государственной службы. М.: Прометей, 1998.
  24. Социально-профессиональные проблемы государственной гражданской службы Российской Федерации. Материалы социологических исследований (май-июнь 2012 г.) // Проблемы реформы государственной службы и кадрового обеспечения государственного управления. URL: http://www.rane-brf.ru/conference/2012/turchinov.pdf.
  25. Тавокин Е.П. Российская Федерация - социальное государство? // Вестник Российской академии наук. 2013. № 4.
  26. Тихонина С.А. Профессиональная среда государственной гражданской службы как объект управления: социологический анализ: Дисс. д.с.н. Нижний Новгород, 2006.
  27. Федеральная программа «Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009-2013 годы)». Утв. Указом Президента РФ от 10 марта 2009 г. № 261 // «Российская газета» от 13 марта 2009 г.
  28. Юсуфов М.М. Концептуализация понятия «социальный институт» в современной социологии // Историческая и социально-образовательная мысль. 2011. № 4.

© Социология, 2016



Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах