Социологический анализ поля телевидения

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Статья посвящена исследованию современного состояния поля телевидения в условиях социальных трансформаций, вызванных интенсивным развитием информационно-коммуникационных технологий и предопределяющих формирование нового информационного типа общества, характерной чертой которого является превращение нематериального ресурса - информации - в экономический и политический. Системообразующее значение интенсивно развивающейся информационно-коммуникационной сферы проявляется в возникновении сетевой структуры социальной коммуникации, распространении ее по социокультурному полю, продвижении модели горизонтальной коммуникации во все сферы социальной жизни, возрастании роли виртуальности, интерактивности и индивидуализированности. В статье осуществляется социологический анализ поля телевидения с учетом наблюдаемых в настоящее время изменений социальных структур общества c опорой на классические и современные социологические концепции. Авторы приходят к выводу, что адаптация социального поля телевидения происходит благодаря открытости системы, ее включенности в социальные процессы большего порядка, наличию собственных регламентирующих деятельность механизмов. Телевидение имеет целый ряд существенных характеристик, позволяющих описывать и изучать его как социальное поле: сложную коммуникационную и производственную систему со специфическими функциями, деятельностью и организационной структурой; систему аудиовизуальной, языковой и метаязыковой коммуникации; форму знания, воплощенного в производстве и накоплении символического материала; сложную систему социальных практик.

Об авторах

Лариса Витальевна Темнова

МГУ им. М.В. Ломоносова

Автор, ответственный за переписку.
Email: temnova.larisa@yandex.ru

Социологический факультет

Светлана Анатольевна Солнцева

ВГТРК ТК Россия 1

Email: sv_solntseva@mail.ru

Социологическая служба дирекции телеканала «Россия 1»

Список литературы

  1. Афанасьев В.Г. Системность и общество. М.: Политиздат, 1980.
  2. Богданов А. Всеобщая организационная наука (Тектология). Ч. 1. М.; Л.: Книга, 1925.
  3. Бурдье П. Социология социального пространства / Пер. с фр., общ. ред. Н.А. Шматко. СПб.; М.: Алетейя, 2005.
  4. Структура, габитус, практика // Журнал социологии и социальной антропологии. 1998. Т. I. № 2.
  5. Бурдье П. Формы капитала / Пер. с англ. М.С. Добряковой; Бурдье П. Различение: социальная критика суждения (фрагменты книги) / Пер. с фр. О.И. Кирчик // Западная экономическая социология: хрестоматия современной классики. М.: РОССПЭН, 2004.
  6. Иванов В.Н., Назаров М.М. Информационное потребление и политические ориентации // Социологические исследования. 2000. № 7.
  7. Иванов В.Н., Назаров М.М. Массовая коммуникация в условиях глобплизации // Социологические исследования. 2003. № 10.
  8. Коломиец В.П. Медиасреда и медиапотребление в современном российском обществе // Социологическое исследования. 2010. № 1.
  9. Ланер С. Философия в новом ключе: исследование символики разума, ритуала и искусства. М.: Республика, 2000.
  10. Мамедов А.К., Коркия Э.Д. Информационное общество: новая онтология социального неравенства. VIII Международная научная конференция «Сорокинские чтения-2013». М.: МГУ, 2012.
  11. Михайлова Л.И. Социология культуры. М.: ФАИР-ПРЕСС, 1999.
  12. Парсонс Т. О структуре социального действия. М.: Академический проект, 2002.
  13. Полуэхтова И.А. Телевидение глазами телезрителей. М.: ООО «НИПКЦ Восход-А», 2012.
  14. Рубцов Н.Н. Символ в искусстве и жизни: философские размышления. М.: Наука, 1991.
  15. Социология социального пространства: В 2 т. / Пер. с фр.; общ. ред. и послесл. Н.А. Шматко. М.: Институт экспериментальной социологии; СПб.: Алетейя, 2005.
  16. Социология управления: Теоретико-прикладной толковый словарь / Отв. ред. А.В. Тихонов. М.: КРАСАНД, 2015.
  17. Франчук В.И. Основы современной теории организаций. М.: ИОС, 1995.
  18. Штер Н. Чтобы знать, что делать // Internationale Politik. Апрель 2009.
  19. Штомпка П. Социология социальных изменений / Пер. с англ. А.С. Дмитриева; под ред. В.А. Ядова. М.: Аспект Пресс, 1996.
  20. Aron R. Main Currents in Sociological Thought. Vol. I. Garden City, 1968.
  21. Burns T.R., Dietz T. Cultural evolution: social rule systems, selection, and human agency // International Sociology. 1992. Vol. 7. № 3.
  22. Lash S. Critique of Information. L., 2002.
  23. Mehan H., Wood H. Fünf Merkmale der Realität // Weingarten E., Sack F. (Hrsg.) Ethnomethodologie. Frankfurt, 1976.
  24. Plamenatz J. Karl Marx’s Philosophy of Man. Oxford, 1975.
  25. Williams R. Television. Technology and Cultural Form. N.Y., 1975.

© Социология, 2015

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах