Феномен этического консьюмеризма: специфика социологической интерпретации и особенности современного бытования

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В последние десятилетия в странах Европы и США обрел широкую известность феномен так называемого «этического консьюмеризма». К сожалению, в России он мало известен и практически не изучается, почти полностью перестав привлекать внимание исследователей вследствие мирового кризиса, произошедшего в 2008 г., когда повсеместно оказалось приостановлено распространение потребительских практик, связанных с принципами этического консьюмеризма как особого типа современного потребительского поведения. Тем не менее, потенциально это весьма перспективная модель, которая при улучшении ситуации в экономике и при условии изменения доминантных ценностей и паттернов потребления имеет все шансы выйти за пределы исключительно немногочисленной группы высокоплатежного спроса. Модель этического консьюмеризма постепенно начинает играть все большую роль в современном производстве товаров, определяя как доходы компаний, так и - в некоторых случаях - саму продолжительность пребывания на рынке конкретных продуктов, брендов и даже целых компаний-производителей. В статье рассмотрены основные подходы к исследованию современных потребительских практик и показано, что сегодня этический консьюмеризм начинает играть роль социального регулятора поведения производителей, выполнять функцию социального контролера потребительского поведения, формирует новые стандарты потребления, которые так или иначе все больше воспроизводятся социумом. Так, этичные потребители оказывают значительное влияние на ситуацию на рынке, как правило используя основной способ коррекции поведения недобросовестных производителей - бойкот неэтичной продукции. Отказ от потребления неэтичных продуктов негативно сказывается на реализации важнейшей цели бизнеса - извлечении прибыли, фактически вынуждая тем самым производителей учитывать этические запросы потребителей своей продукции.

Об авторах

Ирина Владимировна Троцук

Российский университет дружбы народов

Email: irina_trotsuk@rambler.ru
Кафедра социологии

Екатерина Сергеевна Давыденкова

Российский университет дружбы народов

Email: kate18.1992@mail.ru
Кафедра социологии

Список литературы

  1. Алешина В.И. Поведение потребителей. М., 2000.
  2. Бодрийяр Ж. Общество потребления. М., 2006.
  3. Бодрийяр Ж. Система вещей. М., 2001.
  4. Бурдье П. Рынок символической продукции // Вопросы социологии. 1994. № 1, 2, 5.
  5. Вебер М. Основные понятия стратификации // Социологические исследования. 1994. № 5.
  6. Веблен Т. Теория праздного класса. М., 1984.
  7. Вернер К., Вайс Г. Черная книга корпораций. Екатеринбург, 2007.
  8. Верховин В.И. Экономическая социология и экономическое поведение // Общая социология / Под общ. ред. А.Г. Эфендиева. М., 2000.
  9. Гений-потребитель. URL: http://www.kommersant.ru/doc/881827.
  10. Зиммель Г. Мода // Зиммель Г. Избранное. Т. 2: «Созерцание жизни». М., 1996. С. 266-291.
  11. Зомбарт В. Буржуа. Этюды по истории духовного развития современного экономического человека. М., 1994.
  12. Иванова Т.А. Модели потребительского поведения как основа маркетинговой стратегии // Вестник РУДН. Серия «Социология». 2012. № 2.
  13. Ильин В.И. Общество потребления: Теоретическая модель и российская реальность // Мир России. 2005. Т. 14. № 2.
  14. Ильин В.И. Поведение потребителей. СПб., 2000.
  15. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура / Пер. с англ. под науч. ред. О.И. Шкаратана. М., 2000.
  16. Коос С. Объясняя этическое потребительское поведение в Европе (эмпирические данные по 19 странам) // Экономическая социология. 2009. Т. 10. № 2.
  17. Кузнецов Д.А. Человек в обществе потребления (социально-философский анализ): Автореф. дисc.. к.ф.н. М., 2010.
  18. Лейбенстайн Х. Эффект присоединения к большинству, эффект сноба и эффект Веблена в теории покупательского спроса // Теория потребительского поведения и спроса. СПб., 1993. С. 304-325.
  19. Маркс К. Капитал. М., 2001. Т. 1.
  20. Маслоу А. Теория человеческой мотивации // Маслоу А. Мотивация и личность. СПб., 1999. С. 77-105.
  21. Радаев В.В. Социология потребления: основные подходы // Социологические исследования. 2001. № 5.
  22. Самуэльсон П., Нордхаус У. Экономика. М., 2006.
  23. Силласте Г.Г. Экономическая социология. М., 2005.
  24. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. М., 2007.
  25. Фишер И. Покупательная сила денег. М., 2001.
  26. Фрейд З. Психология бессознательного. М., 1990.
  27. Фромм Э. Иметь или быть. М., 2000.
  28. Bigot R., Hoibian S. Environnement: des bonnes intentions aux bonnes pratiques. Etude réalisée pour l’ADEME // Collection des rapports du CREDOC. 2011. № 242.
  29. Branding for the ethical consumer. URL: http://www.ft.com/cms/s/2/b63df5f0-bddf-11db-bd86-0000779e2340.html#axzz2XECk8Vbx.
  30. Ethical consumption makes mark on branding. URL: http://www.ft.com/intl/cms/s/2/ d54c45ec-c086-11db-995a-000b5df10621.html#axzz2xgOWzfQI.
  31. Irving S., Harrison R., Rayner M. Ethical consumerism - democracy through the wallet // Journal of Research for Consumers. 2002. № 3.

© Социология, 2016



Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах