Музейный менеджмент: социологические аспекты
- Авторы: Бигвава А.С.1
-
Учреждения:
- Российский университет дружбы народов
- Выпуск: Том 24, № 3 (2024)
- Страницы: 863-867
- Раздел: Рецензии
- URL: https://journals.rudn.ru/sociology/article/view/41189
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-2272-2024-24-3-863-867
- EDN: https://elibrary.ru/HVUXAV
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Статья представляет собой рецензию на книгу трех чешских специалистов музейного дела - М.Я. Пучека, М. Плачека и Ф. Охраны - «Музейный менеджмент: возможности и угрозы для успешных музеев» (M.J. Půček, M. Plaček, F. Ochrana. Museum Management: Opportunities and Threats for Successful Museums. Springer International Publishing, 2021. 176 p.). Рассматривая музеи как важнейшие институты сохранения и передачи информации о прошлом, авторы подчеркивают их важную социальную роль, что подтверждается огромным количеством музеев (по данным ЮНЕСКО на 2020 год - 95 тысяч) и их посетителей (ежегодно от 10 тысяч в самых небольших музеях до 10 млн в самых крупных и известных). Книга будет полезна и интересна социологу, потому что показывает, что функции музея не ограничиваются эстетическим опытом или обучающим воздействием. Музеи предоставляют важнейшую информацию о развитии общества и его подсистем в формате «коллекций прошлого», т.е. помогают нам взглянуть на нынешние проблемы и явления ретроспективно - через творчески организованные, систематически подобранные и «адаптированные» под разное восприятие выставки. Для выполнения столь разнообразных функций музей необходимо воспринимать как особую организацию, требующую четкого стратегического управления, особенно возможностями и рисками, и авторы книги намечают те управленческие пути, что способны сделать музей востребованным и успешным.
Полный текст
Вряд ли музеи можно считать полноправным объектом социологического анализа, однако в современном обществе они превращаются из пассивных хранителей истории в активных участников культурного диалога, просвещения и научно-инновационных поисков, что не может не менять социокультурного значения и функций музеев, а значит, требует междисциплинарного изучения, в том числе социологического. Рецензируемая книга сфокусирована на управленческом аспекте музейной работы в эпоху глобализации и цифровизации: авторы описывают трансформации, которые переживают музеи в нынешних реалиях, делая акцент на возможностях и вызовах для музейного дела в сфере стратегического управления (рисками и потенциалом) применительно к технологическим, финансовым, методологическим, кадровым, визуальным и прочим ресурсам музейного сектора.
Если попытаться тезисно изложить содержание книги, то оно будет формироваться переплетением трех основных сюжетных линий — искусство, культура и управление. По сути, авторы пытаются разработать и обосновать такой подход к управлению музеями, который признает важность как искусствоведческих исследований, так и инновационных поисков в сфере организационного управления, причем все высказываемые идеи авторы подкрепляют ссылками на релевантные источники и конкретными практическими примерами. Так, в книге представлены инструменты и тактики оптимизации управленческих решений и навыков в сфере музейного менеджмента; трансформации взаимосвязей между искусством и обществом, превращающие музеи в пространства для обмена знаниями и поиска вдохновения; технологические и социальные новшества, необходимые для удовлетворения постоянно меняющихся вкусов музейной аудитории в реальном и цифровом пространстве; рекомендуемые варианты организации разных аспектов управления музеями — от финансового планирования до создания образовательных программ и повышения маркетинговой эффективности и т.д. Все эти примеры призваны показать, что в современном мире музеи не перестают служить своего рода мостами между прошлым, настоящим и будущим, в том числе благодаря внедрению современных технологий взаимодействия с посетителями и представления экспонатов (использование виртуальной и дополненной реальности для создания интерактивных выставок; формирование онлайн-архивов и цифровых коллекций, позволяющих людям изучать искусство и культуру, не выходя из дома и т.д.).
Как следует из названия книги, она посвящена преимущественно вопросам управления и стратегического планирования, причем авторы сосредоточены на тех методах и инструментах музейного менеджмента, которые призваны помогать музеям максимально безболезненно и эффективно адаптироваться к быстро меняющейся культурной среде и технологическим инновациям. В частности, речь идет о значении стратегического планирования для достижения долгосрочных целей музея: расширение аудитории и экспозиций, укрепление финансовой устойчивости (разнообразие источников финансирования — государственные субсидии, частные пожертвования, доходы от продажи билетов и мерчандайзинга), маркетингово-коммуникативное конструирование привлекательного имиджа музея (включая продвижение в социальных сетях, проведение виртуальных и интерактивных выставок), гибкий подход к анализу и управлению рисками и возможностями на основе их постоянного мониторинга, социальная ответственность (принципы широкого просвещения, культурной интеграции меньшинств и поддержания культурного разнообразия, социальной инклюзии уязвимых групп и интеграции в глобальное культурное сообщество) и экологическая ответственность («чистые» технологии и принципы устойчивости).
Книга будет интересна и полезна широкому кругу социальных исследователей, а не только музейным работникам, поскольку в ней представлен комплексный междисциплинарный анализ деятельности музея как особой социокультурной институции современного общества, достаточно успешно адаптирующейся к происходящим в нем объективным и мировоззренческим переменам. Вероятно, для читателя-социолога наиболее интересна будет вторая глава «Современный музей: его роль, функции и социальная миссия». Сначала авторы последовательно переходят от основ музейной деятельности (формирование, охрана и управление коллекциями) и уточнения основных понятий исследования (музеи — культурные, образовательные и исследовательские учреждения, собирающие и охраняющие коллекции — уникальные объекты, обычно имеющие значительную финансовую ценность помимо своего неоценимого социокультурного и исторического значения) к разведению музейной и частной коллекций (на основе комплектования предметов) и систематизации потенциальных угроз музейной деятельности (глобальные, локальные и конкретные угрозы различаются по масштабам ущерба для коллекции).
Вторая часть главы посвящена функциям музея, которые и определяют его нынешнюю социальную роль. Во-первых, возможна классическая трактовка функций музея как профессионального «хранителя» неких «ценностей» посредством их отбора, накопления, презентации (включая связанные с ними знания) и институционализации (административное и экономическое обеспечение музейной работы). Во-вторых, ЮНЕСКО обрисовало зону ответственности музеев как сформированную функциями сохранения (приобретение, хранение, охрана), научного исследования (изучение и интерпретация коллекций), коммуникации (выставочная деятельность и публикации), образования (передача знаний) и управления (административная структура). Третий подход основан на понятии социального служения музея — посредством выполнения функций коллективной памяти (авторы считают самым важным для музея сохранение прошлого и настоящего для будущих поколений), оформления коллективного опыта (отсюда, в частности, проистекает важность музея для развития туризма в конкретном населенном пункте/регионе), обучения (через коллекционные предметы и их истории) и институционализации (вся экономическая, юридическая и прочая административная деятельность музея, связанная с созданием и сохранением коллекции и регулируемая национальным законодательством).
Столь широкий перечень функций обусловливает комплексный характер музейного менеджмента, для успешности которого необходимо: четко знать, на кого (какие группы) ориентирован музей и какую роль играет в обществе в целом; уметь управлять угрозами и возможностями в контексте всех музейных функций; грамотно сочетать музейную работу с экономической (предпринимательской) деятельностью; активно использовать маркетинговые инструменты при привлечения «клиентов» в широком смысле этого слова (посетителей, спонсоров и меценатов, местные сообщества и органы государственного управления и т.д.), своевременно меняя приоритеты (расширение аудитории, привлечение финансирования, построение имиджа, ребрендинг и т.д.); развивать стратегии общественно-музейного партнерства в интересах устойчивого развития на местном/региональном уровне (экономическое, образовательное, культурное и прочее воздействие на локальное сообщество); сохранять и реализовывать исторически первоначальную научно-исследовательскую функцию во взаимодействии с заинтересованными акторами (университетами, научными центрами, библиотеками, школами и др.).
Авторы завершают эту принципиально важную и крайне интересную для социологического читателя главу призывом отказаться от принципа приоритетности какой-либо функции в музейной деятельности (такая односторонность не позволит музею играть свою социальную роль как социокультурного института) и стремиться к продуманной интеграции всех функций (для достижения «синергийного эффекта»). Авторы уточняют, что имеют в виду, прежде всего, три ключевые функции музея в современном обществе — запоминания/сохранения, образования/обучения/просвещения и исследования/ экспериментирования, которые считают содержательно-типичными и объединяют в понятии «имманентной функции». Соответственно, все прочие экономические, юридические, кадровые и административные задачи, которые решают музейные менеджеры в целях поддержания функционирования музея как социокультурной организации/института, авторы предлагают объединить в понятии «институциональной функции».
Об авторах
Арина Сурамовна Бигвава
Российский университет дружбы народов
Автор, ответственный за переписку.
Email: 1142230549@rudn.ru
аспирантка кафедры социологии Российского университета дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, 117198, Россия
Список литературы
- Бак Д.П. Проект издания энциклопедии «Литературные музеи России» и новые алгоритмы работы сети российских литературных музеев // Диалог со временем. М., 2015. Вып. 52.
- Методические материалы к Советской музейной энциклопедии / Сост. В.Ю. Дукельский, Д.А. Равикович, Т.О. Размустова, А.А. Сундиева. М., 1999.
- Российская музейная энциклопедия / Сост. A.A. Сундиева, Е.А. Воронцова, Т.Н. Кадаурова и др.: в 2-х тт. М., 2001.
- Троцук И. Нарративность визуального, или о пользе несоциологического чтения // Социологическое обозрение. 2014. Т. 13. № 1.
- Троцук И.В. Искусство истолкования и его критика: новое звучание идей полувековой давности // Вестник РУДН. Серия: Социология. 2015. № 1.
- Троцук И.В. О природе фотографического изображения // Вестник РУДН. Серия: Социология. 2014. № 3.
- Bjerregaard P. (Ed.). Exhibitions As Research. Experimental Methods in Museums. Routledge, 2021.
- Chynoweth A., Lynch B., Petersen K., Smed S. (Eds.). Museums and Social Change: Challenging the Unhelpful Museum. Routledge, 2020.
- Forbes J., Adams M., Ancelet J. Family Spaces in Art Museums: Creating Curiosity, Wonder, and Play. Rowman & Littlefield Publishers, 2022.