«Этика» войны в письмах солдат-участников СВО к детям
- Авторы: Подлесная М.А.1
-
Учреждения:
- Институт социологии ФНИСЦ РАН
- Выпуск: Том 24, № 3 (2024)
- Страницы: 615-631
- Раздел: Современное общество: актуальные проблемы и перспективы развития
- URL: https://journals.rudn.ru/sociology/article/view/41172
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-2272-2024-24-3-615-631
- EDN: https://elibrary.ru/FNWXDP
Цитировать
Полный текст
Аннотация
С началом специальной военной операции (далее - СВО) актуализировались этический и идеологический аспекты войны, что имеет свои социальные последствия. Одно из них связано с воспитательно-идеологической компонентой и проявилось в том, что дети и школьники стали писать письма, отсылать поделки и рисунки солдатам. В свою очередь, эти послания нашли отклик у воюющих и породили ответное движение - коллективные письма солдат детям и школьникам, создание «стен поддержки» из писем и рисунков детей в блиндажах. В итоге возникло нечто похожее на переписку, где отразились не только представления мирных жителей на события СВО, но и «жизненный мир» солдата, его актуализированные ценности, проявленные и осознанные в ходе СВО, а затем зафиксированные в ее этическом и идеологическом дискурсах. В статье предпринята попытка разведывательного анализа эго-документов - писем солдат СВО к детям - с точки зрения отражения в них представлений о войне. Проведенный анализ носит метатеоретический характер в том смысле, что сочетает дискурс-анализ (общий рефрен), нарративный анализ (письма) и биографический анализ (СВО как своего рода протяженный во времени момент эпифании, заставляющий человека переосмыслить свою жизнь в контексте коллективных идеалов). Основными категориями анализа выступили: отношение к врагу; отношение к убийству; отношение к смерти; нравственные императивы оправдания военных действий; пространство войны. Результаты анализа данных категорий формируют представление о «этике войны» нынешних российских солдат. Исследование носит междисциплинарный характер, сочетая в теоретическом плане идеи и подходы военной социологии, теории ценностей и этики. В частности, были учтены особенности так называемых «новых гибридных» войн, трансформации этики в современном обществе, различия идеологического и этического в собранных нарративах. Автор приходит к выводу, что ценностно и этически российские солдаты в определенном смысле находятся в прошлом благодаря крайне актуализированной исторической памяти (где подвиги дедов-прадедов и связь с ними особенно значимы), причем преимущественно это память о советском прошлом: СВО не только отождествляется с событиями Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, но и заимствует ее риторику, воспроизводя ее идеологические и этические нарративы.
Ключевые слова
Полный текст
Ключевая идея данного исследования состоит в том, что анализируемые письма солдат СВО к детям не являются сугубо личными материалами, поскольку возникшая переписка — часть общественного и идеологического дискурса, постоянно формируемого событиями СВО. Письма и рисунки детей, отсылаемые бойцам, — часть воспитательной работы учебных заведений, ответы солдат детям также «идеологически» выверены, что неизбежно откладывает свой отпечаток и делает данные материалы особенно интересными для социолога: с одной стороны, в неизбежной идеологической ангажированности писем отражается конструируемое коллективное самосознание; с другой стороны, в письмах представлены актуализированные войной ценности и личные переживания бойцов, ощущающих необходимость высказаться. Социологический аспект исследования выражен в фокусировке на сочетании и переплетении этического и идеологического в вырисовывающихся картинах мира, которые проявляются через письма и другие символические свидетельства возникших (через переписку) социальных отношений между школьниками и бойцами СВО.
Приступая к эмпирической части исследования, мы столкнулись с тем, что применительно к СВО сложно сконструировать концептуальный фрейм, поэтому нам пришлось опираться на несколько подходов: это и дискурс- анализ как общий рефрен, и нарративный анализ писем [13], и биографический анализ (СВО как момент эпифании, когда люди переосмысляют свою жизнь в контексте коллективных идеалов, что однозначно считывается в письмах) [12]. Подобное метатеоретизирование, безусловно, усложняет работу с текстами, вынуждая рассматривать их сразу в трех аналитических «оптиках». Кроме того, рассматриваемая проблематика лежит в плоскости как минимум двух дисциплинарных полей — военной социологии и теории ценностей. Анализ соответствующей научной литературы позволил сделать следующие выводы в теоретико-методологической части исследования: во-первых, сформированная к настоящему времени как самостоятельная дисциплина военная социология, основанная на трудах таких авторов, как С. Хантингтон и М. Яновиц, сегодня пересматривает классические трактовки войны, переходя от категории «старые войны» [6. С. 21] к новой терминологии [5]. В частности, под «новыми войнами» понимается прежде всего «конфликт не нескольких национальностей, а борьба партикуляристов против гражданского мультикультурного населения» [15. С. 122]. Кроме того, многочисленные авторы исследуют трансформацию «современной войны» [1], ретроспективно обозначая ее основные вехи, изменения и отличительные признаки, и вводят понятия «гибридные войны» [18] и «новые войны» (в соответствующей литературе второе понятие считается более устойчивым в словаре исследователей войны) [6. С. 76].
Во-вторых, в ходе развития военной социологии постоянно возникают вопросы к ее методологии, поскольку предметом дисциплины, по оценке отдельных экспертов, остается прежде всего военная организация, а не война как таковая [9. С. 111]. В этом проявляется объективная неспособность социолога исследовать все аспекты войны, включая мир как неотъемлемую ее часть и одну из четырех стадий связанного с ней особого состояния общества (предвоенный период, война, переход к миру (пост-война), мир). В связи с этим предлагается не отмена военной социологии, важность и необходимость которой не вызывают сомнений, но введение более точного обозначения, например, «социология войны и мира», предмет которой шире военной социологии. Сформулировано не только иное название, но и основные методологические принципы, позволяющие изучать войну в ее многообразии и многоаспектности. В первую очередь, это междисциплинарность с системной интеграцией макро- и микро-уровневого анализа, «постдисциплинарность» (актуализируются вызовы для нынешних и последующих поколений) и сочетание индуктивного и дедуктивного познания, т.е. изучение не только самих феноменом («вещь для нас»), но и «ноуменов» («вещь в себе», как она есть) [9. С. 111]. Эти принципы снимают вопрос об ограничениях предметной области военной социологии, помогая изучать войну в ее многоаспектности, в том числе глазами ее участников (военных и мирного населения), не только философствуя о войне [10] (в том числе выявляя ее биологические основания [7] и т.д.), но и замечая ее латентные механизмы.
В-третьих, спектр исследований военной социологии довольно широк: трансформации армии как социального института и военных организаций; военная культура и профессия военного; мотивация военного; транзит от военного к гражданскому статусу после боевых действий; военная и ветеранская идентичность; нормы и ценности, установки на сплочение и военное братство и др. Вместе с тем этическая и идеологическая составляющие войны недостаточно проработаны в эмпирических социологических исследованиях, где в качестве объекта анализа выступают материалы и свидетельства двух сторон — мирных граждан и военных участников — военного конфликта.
В-четвертых, в сфере этики и этического в настоящее время также наблюдаются трансформации. Этика в современном обществе (главным образом в США и Европе) переживает несколько взаимосвязанных процессов: с одной стороны, «субъект в современном обществе должен выстраивать свою этику сам, так как общество не предлагает ему единого стандарта» [8. С. 34], хотя субъект и действует, исходя из существующих норм и императивов, воспринятых им с детства; с другой стороны, именно в ситуации размытого общественного стандарта наблюдается так называемый «всплеск этической рефлексии» [8. С. 28]. В этом смысле этическое сознание оказывается «незавершенным», находится в постоянном становлении, «переводит ситуации из незавершенных в завершенные и обратно» [8. С. 18], зависит от выбора и решения конкретных этических задач субъектом, тем самым определяя и реализуя рисунок его судьбы. В данном контексте этика не столько теоретическое учение или нормативная база, сколько определенный социальный факт и социальная практика, проявления которых мы можем наблюдать в конкретном действии.
В-пятых, мы разделяем этику и идеологию, поскольку последняя тесным образом связана с социальной и политической структурой, экономической системой общества. Более того, используя понятие «идеология», люди имеют в виду конкретную идеологию [4], а не сам концепт, который со времени его родоначальника Д. де Траси [3] претерпел значительные изменения, до сих пор оставаясь под значительным влиянием марксистского прочтения. Так, предложенное Э. Гидденсом определение идеологии также имеет марксистский налет: идеология — это «идеи здравого смысла и широко распространенные в обществе верования, которые служат — часто опосредованно — интересам господствующих групп и легитимируют их позицию» [2. С. 222]. Другая особенность идеологии заключается в том, что она может быть доминирующей, характеризуя соответствующую культурную гегемонию, и транслироваться через образование как один из основных идеологических институтов (А. Грамши), а также через СМИ, религию и массовую культуру (Л. Альтюссер). Этические идеи хотя и могут передаваться через те же институциональные структуры (образование, религия, культура, СМИ), но формируются иначе, в силу своей «незавершенности» и диалектичности как бы помещая субъекта в ситуацию постоянного самоопределения и выбора, где не последнюю роль играет степень и качество его рефлексии. Создается впечатление, что идеология всякую рефлексию отбивает, или, вернее, затачивает на определенный лад, завершая процесс этического будущего в настоящем, утверждая его на тех началах, которые не переработаны индивидом, а предложены ему в качестве безусловных, — так он якобы выполняет «гражданский долг», соответствует «критериям евробезопасности», ценностям «подлинной демократии» и т.д. Причем идеология может быть как открытой, провозглашенной (например, в СССР), так и скрытой, контекстуальной.
Тем не менее, в области построения национального или любого коллективного самосознания у идеологии и этики есть и нечто общее — воспитательная компонента, которая в одном случае помогает усваивать общие ценностно-конструируемые нарративы, а в другом — осмыслять их через сложную систему фильтров, в которую включены и опыт предыдущих поколений, и поисковый запрос нынешних, и личность во всей своей сложности. В статье мы хотели бы избежать априорно негативной оценки идеологии: упоминаемые в тексте идеологические конструкты — не нечто «промывающее мозги», а элементы соответствующей картины мира, предлагаемой главным образом государством (хотя, безусловно, есть и другие господствующие группы) и разделяемой частью населения, поэтому эти конструкты можно и нужно фиксировать. Несомненна многоуровневость освоения и познания мира субъектом — через стадии идеологического и этического осмысления, которые отвечают требованиям социального порядка. По сути, идеологическое — та рамка, которая задает основу сформированной в той или иной степени идентичности группы, а на практике может определять, например, голосование на выборах или коллективную акцию «Бессмертный полк».
Итак, начиная с 2023 года, благодаря обширным связям с волонтерскими организациями, нами был накоплен исследовательский материал, который представлен, с одной стороны, письмами взрослых, помогающих фронту письмами и рисунками детей и школьников, а, с другой стороны, ответными письмами бойцов СВО к детям. Были проанализированы более 200 писем взрослых, 100 детских рисунков из разных школьных организаций, 130 писем детей и более 40 ответов из различных войск и бригад (эго-документы [14]). В статье мы сосредоточимся преимущественно на письмах солдат к детям, написанных в период с мая по сентябрь 2023 года. По ходу представления данных, для их пояснения или предваряя их, мы будем обращаться к рисункам детей и к письмам волонтеров. В рисунках школьников наиболее ярко отражены идеологические нарративы — почти бессознательно дети воспроизводят на бумаге то, что им говорят в школе и семье (в данном случае для нас важны сами транслируемые идеологические нарративы, а не оценка степени их влияния). Безусловно, мы понимаем и признаем ограничения сделанных выводов, которые вытекают из работы с детскими материалами и письмами, особенно учитывая их публичное использование (они явно более идеологичны, чем сугубо личные материалы). В качестве категорий анализа этики войны выступили: отношение к врагу; отношение к убийству; отношение к смерти; нравственные императивы оправдания войны; пространство войны.
Начнем с анализа детских рисунков: были рассмотрены 100 рисунков, в статье для иллюстрации приведены два — они содержат основные, повторяющиеся из рисунка в рисунок маркеры и наиболее ярко воспроизводят идеологические штампы об СВО в пространстве детского творчества. Анализ рисунка используется как дополнительный метод, необходим для иллюстрации того видения войны, которое сформировалось в результате идеологической работы учителей с детьми в школе. Такой анализ в определенной степени дает понимание, кто пишет письма солдатам и с какими представлениями о конфликте (Рис. 1–2). Первое, что привлекает внимание, и это характерно почти для всех проанализированных рисунков, — бескровный характер СВО: нет изображений убийств или смерти. Идеологическая составляющая нарратива об СВО такова, что дети и школьники не воспринимают СВО как пространство массовой гибели бойцов российской армии. В худшем случае это ситуация на первом рисунке — боец ранен и находится в госпитале на лечении. Даже если изображается бой или военная техника (чаще всего танки), они никогда не подбиты, не в огне, не с окровавленными солдатами. То есть тема смерти и гибели (в отличие от детских рисунков Великой Отечественной войны, которые мы также просматривали) слабо отражена в сегодняшней идеологической риторике. Возможно, это связано со спецификой идеологической работы в школе, где приходится беречь психику детей, но не исключено, что к третьему году СВО, благодаря работе СМИ, в обществе сложилось мнение о конфликте как о военных действиях без массовых потерь со стороны российской армии.
Рис. 1. «Будьте здоровы»
Рис. 2. Прощание
Военная спецоперация на рисунках показана как что-то далекое, происходящее «не здесь». Так, на рисунке 2 мы видим на первом плане стоящих спиной к зрителю женщину и мальчика, машущих в прощальном приветствии кому-то рукой, но впереди нет никого (солдата, отца или брата), и мы можем лишь догадываться, что это кто-то близкий, уходящий на вой ну. Примечательно, что в руках женщина и ребенок держат российский флаг — символ государственности, часто встречающийся на детских рисунках, отправляемых участникам СВО, что подчеркивает не только популярность флага среди школьников, но и то, что именно триколор символизирует ту государственность, с которой остаются и которую «несут», поддерживают оставшиеся (мать с сыном и в целом граждане). В этом смысле, если верить рисункам учащихся, в школах транслируется еще один нарратив государственной идеологии: воюют не только те, кто ушел «туда», но и остающиеся «здесь» — они отвечают за сохранение государственности. Примечательно, что ситуация условного «прощания» (непонятно, с кем все же прощаются, что само по себе симптоматично) в целом радостная благодаря изображенному солнцу и голубю над флагом, что отсылает к еще одному нарративу о хорошем обществе и хорошем государстве, стремящемся к миру, а не войне (поэтому военные образы и действия в принципе редко присутствуют на рисунках).
Также на детских рисунках часто наблюдается фронтирная линия, отделяющая один мир/пространство от другого. Так, на рисунке 1 пространство больничной палаты разделено не только окнами, в каждом из которых представлен свой символический ряд (со стороны девочки, дарящей желтые цветы раненному бойцу, яркое солнце, со стороны солдата — голубое небо и голубь как символ мира), но и плакатом с изображением красного креста. Редко российский солдат изображается в форме, в бою или среди убитых, более характерна картина, когда боец ранен и о нем заботятся — навещают, приносят цветы, обеспечивают всем необходимым. Бинт на столе на переднем плане и брошенный медицинский халат с повторяющимся знаком красного креста подчеркивают не только эту заботу, но и разграничение пространства войны и мира: мир отвечает и за материальное обеспечение, и за моральную и медицинскую поддержку. Ребенок отобразил характерные для российской идеологии нарративы: в условиях нынешнего мира «здесь» главное не снабжение фронта вооружением (вспомним агитационные плакаты эпохи Великой Отечественной войны, где дети вместе со взрослыми круглосуточно работают на военном производстве для фронта), а укрепление здоровья и морального духа.
В связи с изложенным, для фиксации определенного контраста, приведем часть письма женщины (80 лет), помогающей участникам СВО, которая, как и школьники, решила писать им письма: «Дорогие мои ребята! …Я родилась в 1940 году в большой семье, по счету десятая. И не понаслышке знаю о войне, голоде, разрухе. Два моих родных брата воевали и рассказывали, как долго они шли к Победе. Вот и сейчас, вы, не жалея себя, боретесь за то, чтобы тысячи людей жили под мирным небом, чтобы дети не были сиротами, чтобы нацизм не пробрался в нашу страну. Вы настоящие герои… Милые мои сыночки, я сейчас инвалид, передвигаюсь с помощью ходунков, ни транспортабельная, нахожусь дома. Но все равно я хочу жить, все это жизнь. Я — “дети войны”, вспоминаю 1946–1947 годы, как хотелось есть всегда». Этот отрывок показывает колоссальное различие образов СВО и Великой Отечественной войны: ни голода, ни тягот той войны, о которых вспоминает очевидец послевоенных лет, мы не встречаем в рисунках современных школьников, как и глубоко, личностно пережитого понимания, что война — это страшно, и хочется жить в любых обстоятельствах.
Современная война, в частности СВО, действительно иная: применительно к СВО, а не к нынешним войнам вообще новым является то, что в ситуации глобальной включенности в современную войну СМИ, которые стирают границы между миром и войной, мы обнаруживаем, что доступность информации упрощает влияние различных идеологий, тем самым, наоборот, в определенном смысле проводя весьма жесткие границы между миром (тылом) и войной (фронтом), несмотря на значительную помощь волонтеров и сочувствующих россиян. Иными словами, в результате множественного влияния различных идеологий из разных источников отличается не только образ СВО у разных групп (в соответствии с мнением их референтных «других»), но и тяготы СВО распределяются среди населения неравномерно, не будучи для большинства тем же грузом и зоной ответственности, как в период Великой Отечественной войны, когда буквально вся страна встала на защиту родины. «Новый» характер СВО подтверждает и организация экономики, которая даже на третий год СВО не переведена на военные рельсы. Гибридная война имеет и гибридный (ассиметричный) способ организации решений — когда нелинейно, вариативно сочетаются несколько областей управления и население включено в процесс войны избирательно. При этом трудно не согласиться, что «новые войны чаще всего ведутся против гражданского населения» [6. С. 95], что нарушает и перенастраивает триаду прежних отношений «правительство–армия–народ», делая народ активно, но неравномерно включенным в боевые действия и стратегии (так, приграничные территории, по сути, становятся санитарными зонами, а их население — заложниками террористических акций противника). СВО имеет несколько различно сформированных пространств — для ее участников оно формируется иначе, чем для гражданских лиц, и тем более детей: в этих пространствах свои лидеры общественного мнения и свои идеологические и этические нарративы.
Обращаясь к ответам солдат СВО к детям, попробуем отделить идеологическое от этического и определить «этику войны» через тексты ее непосредственных участников. Безусловно, наличие идеологических нарративов в письмах во многом зависит от авторства — коллективное оно или личное. Письма за подписью «бойцы армии РФ», «командир и бригада», «от всего гранатометного взвода» и т.п. чаще всего содержали идеологические клише; личные письма, хотя и повторяли структуру коллективных (обращение, благодарность, краткое описание жизни на войне, пожелание), зачастую были менее многословны и чаще отсылали к этическим вопросам.
Одна из наиболее ярких установок в письмах состоит в том, что бойцы СВО связывают и отождествляют по задачам данный конфликт с событиями Великой Отечественной войны, используя риторику тех военных лет, например, «враг будет разбит, победа будет за нами» — слова из речи В.М. Молотова, произнесенные 22 июня 1941 года в его обращении к нации. Симптоматично, что ни в одном из проанализированных писем мы не встретили цитаты из речей Президента или членов Правительства РФ, и в целом первые лица страны в письмах не упоминаются. Это в определенной степени тоже особенность нового типа войны, где риторика политических лидеров практически не просматривается в повседневном языке воюющих.
Многие письма объясняют причины СВО и рисуют образ врага: «Здравствуй, юный друг! В эти непростые для нашей Родины дни, когда поднявший голову фашизм бросает на фронт все новые силы и, не считаясь с огромными для него потерями, рвется вперед, разоряет наши города и села, грабит и убивает мирное население Донбасса, существует только один выход — объединить усилия всей нашей многонациональной великой России…». Данный отрывок коллективного письма наполнен идеологемами: враг отождествляется с «поднявшим голову фашизмом» (что указывает на связь с советским военным прошлым) и представлен не только в образе ожившего ужасного прошлого, но и как активно действующий, атакующий. Наиболее частотной характеристикой врага во всех проанализированных письмах стало нейтральное с точки зрения негативной риторики, но понятное и обобщенное обозначение «оживший фашизм», «украинский неонацизм». Над врагом не иронизируют, ему не дают (по крайней мере в письмах детям) оскорбительных ярлыков и не стигматизируют, т.е. не исключительно ненависть является (по крайней мере судя по письмам) доминирующим чувством к врагу.
Вторая идеологема — страна как Родина с заглавной буквы, «Великая Россия», которая мыслится исключительно как многонациональная. Безусловно, это также отголоски советской эпохи, возможно, советской юности и воспитания, и отчасти той повестки, которая формируется в современной России как ее многонациональная политика: «Знай, что Великая Победа — это наше общее дело, общее дело всех народов Великой России». Кроме того, транслируется идеологический нарратив: «война — общее дело», в ней должны участвовать все без исключения, причем, как будет показано ниже, подобный нарратив настолько значим и часто повторяется, что и, происходя из области идеологических суждений, начинает обретать черты некой этической нормы.
Этот нарратив повторяется и в личных письмах: «Знай, что Великая Победа над поднявшим голову фашизмом куется не только здесь, на передовой, и не только с помощью оружия, не только на военных заводах, она куется только тогда, когда объединяется вся наша Родина Россия!!! И вы своими письмами и посылками вносите огромный вклад в наше общее дело». Видимо, устойчивый нарратив «война — общее дело» — это не только повторение общей идеологемы «старых» войн, но и попытка солдат обозначить связь с миром, показать, что и маленькие участники тыла — часть пространства войны, бойцы, работающие на победу. В ситуации, когда не все население включено в пространство войны, и часть общества ушла в протестные настроения, а солдат убежден, что «война — это общее дело», подобные обращения к детям выглядят как попытка нивелировать гибридность (ассиметричность) новой войны и прийти к ее традиционным смыслам и пониманию.
Примечательно, что идеологически сформированное представление об СВО как аналогичной Великой Отечественной войне имеет и свою этическую оценку, которая проявилась в более сложных нарративах, например: «Еще в ХХ веке наши деды, прадеды столкнулись с таким же злом, которое практически захватило весь мир. Но наши предки смогли остановить зло и долгие годы мир жил более-менее спокойно. Сейчас зло снова проснулось, и мы с тобой ведем с ним бой». Здесь речь идет уже не столько о стране и ее защите, сколько о борьбе добра со злом — отсюда образы «воинов света»: во-первых, это сами солдаты, во-вторых, предыдущие поколения русских солдат («деды и прадеды»). Само повествование письма сказительное (яркое свидетельство — зло как что-то одушевленное, засыпает и потом просыпается), оформляющее сложные, в том числе исторические, события в доступную для ребенка форму, где есть как минимум три пространства повествования: засыпающее и вновь просыпающее зло (по сути, вечное), весь остальной мир, героические пространства предков и нынешних борцов со злом. Интересно, что этические нарративы перемежевываются с идеологическими, например, с часто встречаемым: «мы повторим подвиг наших дедов и прадедов».
Этим объясняется трудноуловимость этического, его малодоступность в условиях идеологического «шума». В идеологеме есть указание на неизбежность одного сценария развития событий — «мы повторим подвиг», и включение в настоящее еще не свершившегося будущего, которое уже определено и известно. В этическом высказывании есть указание на процесс — «мы ведем со злом бой», он не только не завершен, но и конец его не известен, можно только предполагать, что итог будет таким же, как у предыдущих поколений воинов. Более того, в этическом высказывании акцент сделан на бое как процессе борьбы со злом (который повторяется, потому что зло засыпает-просыпается, в этом смысле предполагаемый бой бесконечен), тогда как в идеологеме — на победе. В другом письме за подписью командира стрелкового взвода снайперов, старшего лейтенанта встречаются еще более жесткие формулировки: «Военная операция, в которой принимаем участие мы, закончится нашей победой, но не закончится битва добра со злом, духовности с жадностью, веры в бога с безверием. Сейчас эту битву ведем мы, потом бороться придется тебе».
Таким образом, мы постоянно встречаем этическое обоснование войны как борьбы добра со злом, и в этой борьбе обнаруживается преемственность поколений. Зло и добро здесь — категории не идеологические, а этико-онтологические, имеющие в представлениях человека трансцендентные, вневременные характеристики, поэтому и образ врага связывается не столько с фашизмом как с ультранационалистической идеологией и соответствующей организацией социальной п политической жизни, сколько с выходящими за пределы социального онтологическими смыслами. В тексте письма с этическими высказываниями наблюдаются и размышления на тему правды. Примечательно, что для прояснения нарратива о правде адресант обращается и к образам киногероев, в частности Данилы Багрова из фильма «Брат–2». Однако этическое в данном случае имеет негативистские черты, которые проявлены как в образе упоминаемого киногероя (Данила Багров на протяжении двух частей фильма убивает «нехороших» людей), так и в обосновании этической нормы адресантом: «Верь в то, что Победа будет за нами, ведь как говорил герой фильма “Брат-2” Данила Багров: “В чем сила? В том, что за ней правда”. А за нами правда».
Мы видим довольно интересную коллизию: в письме сила отождествляется с правдой и проявляется в том, что за ней (не впереди или вместе с ней) правда — сначала проявление силы, а затем за ней обнаруживается правда: «мы обязательно победим, и правда будет только за нами». Подобная логика чревата тем, что проявленную силу можно оправдать и привязать к этому «затем» любую правду. Возможно, это связано с ошибочным изложением, но прослеживается и особая интерпретация слов киногероя. Данила Багров задает вопрос о том, в чем сила, на протяжении фильма не единожды. Сначала он спрашивает родного брата и получает ответ, что сила в деньгах, а затем отвечает на вопрос сам, общаясь с американцем, которого собирается убить: «Я вот думаю, что сила в правде. У кого правда, тот и сильней. Вот ты обманул кого-то, денег нажил… И чего? Ты сильнее стал? Нет. Не стал. Потому что правды за тобой нет. А тот, кого обманул, за ним правда. Значит, он сильнее». Мы не случайно приводим здесь данный отрывок — это не только культовый фильм, оказавший влияние на целое поколение, но и часто упоминаемый участниками СВО.
Следует отметить, что Данила Багров в своем ответе, с одной стороны, противостоит распространенному мнению об американцах и их этическом идеале, связанном с наживой и деньгами, а, с другой, предлагает свой идеал, что сила в правде, и обманутый тем, за кем нет правды, всегда сильнее. В этом контексте иначе «прочитываются» и многочисленные выступления В.В. Путина, в которых он неоднократно заявляет о позиции России в отношениях с Западом — «нас обманули». Вопрос о силе-правде не рассматривается нами как второстепенный, скорее это базовый русский архетип, поэтому и основные требования, в том числе к президенту и ведению СВО, оказываются в этой этической точке, причем противопоставление правды деньгам (как это звучит в фильме «Брат–2») — в том числе и советская история, где этический идеал — запрос на справедливость.
Помимо нарратива о правде в письмах затрагивается вопрос о том, кто же настоящий солдат, как он формируется, и здесь хороший боец рассматривается как часть и результат коллективного «общего дела»: «…Солдат должен пройти огромный этап обучения как в школе, так и в армейских подразделениях. Помимо этого, у него должно быть оружие, которое создаст инженер, а рабочий его произведет на заводе. Будучи школьником, который хочет нам помочь, каждый должен стараться в учебе и заниматься спортом…». Нарратив о «настоящем солдате» не столько об этической норме, сколько об «общем деле», которое объединяет людей и специалистов на самых разных уровнях, в том числе и детей. В проанализированных письмах о военном кодексе и этике солдата на упоминалось, бойцы предпочитают говорить о себе как о «русских солдатах», используя такие обороты, как «мы солдаты русской армии…», «за нашими спинами есть тот, кто живет даже за 1000 километров, думает и переживает за русского солдата!» и пр. Симптоматично, что участники СВО говорят преимущественно о своей русской, а не российской идентичности, тогда как в школьных рисунках СВО отождествляется с символами российской идентичности.
Этическая компонента часто проявлялась в письмах в формате воспитательных наставлений, например солдат за подписью «дядя Сережа», обращаясь к своему адресату, мальчику, по имени, пишет: «Пока ты не стал взрослым, твоя боевая задача — слушаться родителей и учителей и получать как можно больше полезных знаний. Своими хорошими знаниями ты укрепляешь свою страну». Тем самым подчеркивается значение сразу нескольких добродетелей/ценностей — послушания и образования, причем последнее связывается с укреплением страны. И хотя, как отмечается в литературе, «этики долга и самореализации в современном мире стали чисто формальными» [8. С. 30], и на смену им пришла так называемая «новая этика», все же для солдат это опосредованные конструкции, и по крайней мере в письмах к детям наблюдается обратное — призыв к этикам долга и самореализации. В этом смысле участник СВО в некотором смысле ретроград, приверженец традиционных взглядов, этически не вполне современный, предпочитающий этические нарративы прошлого, в частности советского.
Говоря о формах негативности в этике как неотъемлемом проявлении ее диалектичности, А.В. Магун в качестве одной из наиболее распространенных этик называет «этику этического тождества: делай всегда только одно» [8. С. 117], объясняя логику ее действия с помощью термина из теории музыки — затакт (вступление с неполной доли и своеобразное ее закольцовывание с остающимися долями окончания произведения). При встрече с реальностью такая этика приходит и к своей отрицательной стороне, которая проявляется в том, о чем в свое время писал З. Фрейд, указывая на корреляцию «влечения к смерти» с повторением, замыканием на раннем опыте. Подобные проявления можно отождествить как минимум с конфликтной этикой, как максимум — с сугубо негативной этикой сопротивления жизни [8. С. 117]. В реальности подобной этике тождества необходим баланс добра и зла, прошлого и будущего. Мы обнаруживаем в письмах солдат к детям несколько подчеркнутую связь СВО с травматичной по своим последствиям [11], хотя и победоносной, триумфальной, вдохновляющей к жизни Великой Отечественной войной [16]. Создается впечатление, что в письмах не хватает простора для будущего, которого либо не видят солдаты, либо этот простор намеренно сужается соответствующей идеологией, и тогда фронтовым идеологам следует задуматься о негативной стороне подобного затакта и соответствующей этики. В то же время нарратив о смерти в письмах к детям практически не встречается (только одно письмо-исповедь, эмоционально сильное, затрагивает эту тему), отчего складывается впечатление, что данная тема несколько табуирована, поэтому и негативность может обнаруживаться не сразу.
В своем наставлении другой боец дает ребенку совет этического свойства по поводу того, как жить, чтобы все получалось правильно: «Любое дело начинай с требований к себе, и тогда все будет получаться правильно». Эта этическая установка уже не о коллективной идеологическо-этической норме («война — общее дело»), а о формировании индивидуалистических паттернов поведения, позволяющих любое дело делать и жить правильно. Сегодня подобные этические установки нередко критикуются психологами, в частности за невротизм, который возникает в результате завышенных и постоянных требований к себе, однако в военных условиях, требующих преодоления на грани собственных сил и возможностей, подобный нарратив вполне оправдан.
Таким образом, война в представлениях солдат — это «общее дело», поэтому новый характер СВО, который проявился в том числе в идеологической неоднородности населения в отношении данного конфликта, бойцам слабо понятен. Более того, ценностно и этически они в определенном смысле находятся в прошлом, с крайне актуализированной исторической памятью (где подвиги дедов-прадедов и связь с ними особенно значимы), причем преимущественно в советском прошлом, не только отождествляя СВО с Великой Отечественной войной, но и используя ее риторику, воспроизводя ее идеологические и этические нарративы.
Как показал проведенный анализ, в письмах достаточно информации, чтобы разглядеть образ врага (как его видят и понимают солдаты), почти ничего не говорится об убийстве как неотъемлемой составляющей войны, и прослеживается определенная табуированность темы смерти. Отчасти это согласуется с образом СВО, представленным на рисунках детей, — военный конфликт где-то «там», без значительного числа жертв. Поэтому не случайно, солдаты в письмах детям не актуализируют тему уничтожения противника и смерти, лишь завуалированно, без конкретики отмечая, что «в это непростое для всей страны время» хотят «пожелать мирного неба и никогда не видеть ужасов войны», «не видеть то, что видим мы» и «чтобы это все побыстрее закончилось» и т.д.
Этическая составляющая наиболее полно проявилась в отношении образа врага, который, с одной стороны, символически связан с советским военным прошлым, а, с другой, со злом как вневременной онтологической категорией. Поэтому СВО не воспринимается солдатами как последний военный конфликт, себя и своих адресатов они представляют как звенья единой поколенческой цепи борьбы добра со злом, чем определяют справедливость и потому оправданность СВО. Примечательно, что зло в нарративах солдат почти одушевленное, поэтому письма имеют черты сказания или мифа с его соответствующими символическими структурами, включая нарратив о «силе-правде». Его обоснованием служат не евангельские тексты, а фильм режиссера А. Балабанова «Брат 2», в котором, видимо, отразились не только поколенческие, но и архетипические для русского солдата смыслы. При этом интерпретируют их участники СВО довольно своеобразно, что указывает в том числе на определенный кризис этического, тем более что источник этических вопросов — кино — сомнителен, учитывая соответствующее законам жанра максимальное упрощение информации. В этом смысле этические нарративы участников СВО больше похожи не на целостную мировоззренческую картину, а на разрозненные фрагменты и идеи прошлого, пока слабо переработанные применительно к современным реалиям. В этом, видимо, отражаются и тенденции развития российского общества, которое после распада СССР все еще находится в процессе сборки и переформатирования — ценностно, этически и онтологически. При этом в письмах солдат СВО детям нет ни строчки ни о «Русском мире» (активно обсуждаемом на Западе [см., напр.: 17] (1)), ни о «Русской идее», что характеризует таковые как прежде всего теоретические конструкции интеллектуалов, не воспринятые народом в той степени, чтобы отражаться в повседневном дискурсе.
Примечание
(1) В статье с очевидной идеологической составляющей авторы приходят к выводу, что «На мировой арене Русский мир плохо экспортируется», более того, «после вторжения на Украину происходит обратный эффект — уменьшение Русского мира». Однако идея Русского мира не только плохо экспортируется, но и внутри страны не имеет серьезного идеологического влияния на массы. Это свидетельствует не о том, что русского мира нет (он есть, как есть американский и прочие «миры»), а о том, что у данной идеи как идеологического концепта нет столь мощного основания, чтобы поддерживался большинством. Письма солдат СВО показывают, что ими движет совсем иная идея, нежели идея Русского мира (патриотизм простого россиянина, в том числе непосредственного участника СВО, имеет иной характер).
Об авторах
Мария Александровна Подлесная
Институт социологии ФНИСЦ РАН
Автор, ответственный за переписку.
Email: yamap@yandex.ru
кандидат социологических наук, ведущий научный сотрудник Центра изучения регионов России Института социологии Федерального научно-исследовательского социологического центра Российской академии наук Б. Андроньевская ул., 5, стр. 1, Москва, 109544, Россия
Список литературы
- Алексеева-Карневали О.А. Топология войны. Война как «трансформация»: от Клаузевица до советской военной теории. М., 2020.
- Гидденс Э., Саттон Ф. Основные понятия в социологии. М., 2019.
- Дестют де Траси А.-Л.-К. Основы идеологии. Идеология в собственном смысле слова. М., 2018.
- Идеологии и генезис ценностей современного общества. СПб., 2016.
- Калдор М. Новые и старые войны: организованное насилие в глобальную эпоху. М., 2015.
- Куманьков А.Д. Война в XXI веке. М., 2020.
- Лоренц К. Агрессия. М., 1994.
- Магун А.В. От триггера к трикстеру. Энциклопедия диалектических наук. Т. 2: Негативность в этике. М., 2022.
- Образцов И.В. Война как объект социологического анализа // Социологические исследования. 2020. № 10.
- Снесарев А. Философия войны. М., 2013.
- Тощенко Ж.Т. Общество травмы: между эволюцией и революцией (опыт теоретического и эмпирического анализа). М., 2020.
- Троцук И.В. О метатеоретизировании в области анализа текстовых данных // Социологические исследования. 2017. № 9.
- Троцук И.В. Нарративный анализ в социологии: подход, метод или метафора? // Практики анализа качественных данных в социальных науках. М., 2023.
- Эго-документы: Россия первой половины ХХ века в межисточниковых диалогах / Под ред. М.А. Литовской, Н.В. Суржиковой. М.–Екатеринбург, 2021.
- Этика войны и мира: история и перспективы исследования / Под общ. ред. Б.Н. Кашникова, А.Д. Куманькова. СПб., 2016.
- Giesen B. Triumph and Trauma. Paradigm Publishers, 2004.
- Gioe D.V., Styles W. Vladimir Putin’s Russian world turned upside down // Armed Forces & Society. 2024. Vol. 50. No. 2.
- Hoffman F., Mattis J.N. Future warfare: The rise of hybrid warfare // U.S. Naval Institute Proceedings, 2005.
- Trotsuk I. Instead of a review; or, what, and thanks to whom, do we know about a man at war? // Russian Sociological Review. 2015. Vol. 14. No. 4.