Татуировка как предмет социологического интереса: несколько функциональных особенностей в современном обществе
- Авторы: Троцук И.В.1,2, Воронина В.А.1
-
Учреждения:
- Российский университет дружбы народов
- Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
- Выпуск: Том 24, № 2 (2024)
- Страницы: 477-492
- Раздел: Социологический лекторий
- URL: https://journals.rudn.ru/sociology/article/view/39938
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-2272-2024-24-2-477-492
- EDN: https://elibrary.ru/RCVWHA
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Даже самым «невооруженным» глазом сложно не заметить все большее распространение татуировок в российском обществе (вне каких-либо поколенческих, гендерных, профессиональных и социальных границ), что делает татуирование важным объектом социологического анализа и требует прочерчивания его предметного поля, поскольку татуировка - древний социальный феномен и давно попала в фокус междисциплинарного интереса (историков, антропологов, философов, искусствоведов, культурологов и др.). В статье тезисно обозначено данное предметное поле, которое включает в себя несколько тематических блоков. Во-первых, это причины популяризации татуирования в социальной истории последних столетий: результаты колониальной эпохи; интерес к другим культурам; «маркировка» субкультур; расширение перечисленных «нишевых» причин популярности татуировки за пределы определенных социальных/профессиональных групп и субкультур (массовое распространение тату в современном потребительской культуре). Во-вторых, концептуальные основания социологического изучения функционально-символических особенностей татуирования: «критическая теория»; концепции субкультур; модели идентичности; гендерный подход в русле исследований идентичности; социологические теории тела. Специфику социологического анализа тату определяет фокус на ее функциях в заданном социальном контексте, который задает массовая потребительская культура информационного общества и отчасти субкультурные и «элитарно»-референтные группы. В-третьих, возможности эмпирического изучения татуирования вне социально-антропологического (историко-визуального или семиотико-символического) поля - с точки зрения сложившихся социальных представлений. В распоряжении социолога есть два основных методических инструмента: массовые репрезентативные опросы и полуформализованные (экспертные в широком смысле слова) интервью. В статье представлены результаты общероссийского опроса, проведенного ВЦИОМ в 2019 году, и разведывательного онлайн-анкетирования, дополненного полуформализованными интервью и показавшего выраженную тенденцию социальной «нормализации» татуирования в российском обществе - как широко распространенного и нейтрально воспринимаемого способа (эстетико-декоративного) самовыражения.
Полный текст
-Об авторах
Ирина Владимировна Троцук
Российский университет дружбы народов; Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Автор, ответственный за переписку.
Email: irina.trotsuk@yandex.ru
доктор социологических наук, профессор кафедры социологии Российского университета дружбы народов; ведущий научный сотрудник Центра аграрных исследований Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации и Центра фундаментальной социологии Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, 117198, Россия; ул. Мясницкая, 20, Москва, 101000, Россия
Валерия Андреевна Воронина
Российский университет дружбы народов
Email: lera.rezanova.98@mail.ru
магистрант кафедры социологии ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, 117198, Россия
Список литературы
- Антонова Н.Л., Меренков А.В. Тело как проект: практики конструирования // Вестник ПНИПУ. Социально-экономические науки. 2019. № 2.
- Аппалонова Т.С. Практики телесного конструирования в субкультурах как способ презентации модели идентичности // Современный ученый. 2017. № 8.
- Афанасьева Ю.О. Язык татуировок // Язык и социальная динамика. 2012. № 12-2.
- Балдаев Д.С. Татуировки заключенных. СПб., 2006.
- Бодрийяр Ж. Общество потребления. Его мифы и структуры. М., 2006.
- Волохова Е.П. Феномен массового сознания // Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология. 2008. № 2.
- Воробьева Е.С. Татуирование как объект социологического исследования // Журнал социологии и социальной антропологии. 2016. № 3.
- Воронов Ю.М., Ерова Т.В., Рожкова А.С. Мудрость толпы: дискурсивные стратегии и нарративы // Интеллигенция и мир. 2018. № 4.
- Гаук А.В. Феномен социального символизма в байкерской субкультуре // Вестник ВятГУ. 2009. № 4.
- Гольман Е.А. Телесный реализм как попытка преодоления проблемы структура/действие в социологии тела // Личность. Культура. Общество. 2014. Т. 16. № 3-4.
- Гольман Е.А. Женская телесность: теоретические подходы и перспективы социологического исследования: Автореф. дисс. к.с.н. М., 2015.
- Гольман Е.Т. Телесные практики женщин в зеркале феминистской дискуссии // Логос. 2018. № 4.
- Долгов А.Ю. Социология тела в постгеномную эпоху // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Серия 11: Социология. 2022. № 3.
- Дубинина И.С. Радикальные практики модификации тела в контексте современной культуры // Россия и запад: диалог культур. 2018. № 18.
- Евсеева Я.В. Социология тела - актуальное направление социологических исследований: введение к тематическому разделу // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Серия 11: Социология. 2022. № 3.
- Евсеева Я.В. Социология тела: новые исследования // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Серия 11: Социология. 2022. № 3.
- Ельски А. Татуировка. Минск, 1997.
- Ильин А.Н. Массовая культура и субкультура: общее и особенное // Социологические исследования. 2010. № 2.
- Кон И.С. Мужское тело в истории культуры. М., 2003.
- Коновалова А.А. Татуировка как способ самоидентификации: социологический анализ // Человек в мире. Мир в человеке: актуальные проблемы философии, социологии, политологии и психологии. Пермь, 2016.
- Кораблева О.В. К вопросу об отношении общественности к татуировке // Карельский научный журнал. 2020. № 3.
- Королева Э.О. Телесные практики как идентичность современных женщин // Актуальные проблемы социально-политической и философской мысли. Орел, 2022.
- Крапотина Т.Г. Основные функции, принципы и ценности молодежных субкультур в современном обществе // Бизнес. Общество. Власть. 2015. № 22.
- Кубанцева Д.И., Ростовская С.Р. Смысловое содержание татуировок для юношей и девушек в возрасте от 14 до 20 лет // Общество: социология, психология, педагогика. 2021. № 8.
- Кузовенкова Ю.А. Парадигмальный подход в анализе российских и европейских молодежных субкультур // Вестник славянских культур. 2021. № 60.
- Латышева Т.В. Феномен молодежной субкультуры: сущность, типы // Социологические исследования. 2010. № 6.
- Макарова Е.А., Тищенко И.А. Татуировка как одна из модификаций тела и мотивационные установки для ее нанесения // Вестник ТИУиЭ. 2021. № 2.
- Максименко А.В. Молодежная массовая культура как фактор выбора татуировки: социологический аспект вопроса // Перспективы развития сферы науки, техники и технологий в ХХI веке. Белгород, 2022.
- Мельникова Л.А. Символика нательных знаков (тату, пирсинг, скарификация) в контексте молодежных субкультур // Интерэкспо Гео-Сибирь. 2012. № 6.
- Минаков И.П., Ханова Р.В. Феномен массовой культуры // Социально-гуманитарные знания. 2019. № 10.
- Морева Е.В. Развитие байк-культуры в современной Российской Федерации // Новая наука: от идеи к результату. 2017. № 1-3.
- Мосс М. Общества. Обмен. Личность. Труды по социальной антропологии. М., 2011.
- На эту и на ту, зачем мы бьем тату? 2019 // URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/na-etu-i-na-tu-zachem-my-bem-tatu.
- Найдорф М. Толпа, масса и массовая культура // Вопросы культурологии. 2007. № 4.
- Немцева А.В. Проблема человеческой телесности и ее символико-смысловое содержание // Приволжский научный вестник. 2014. № 4.
- Овсянникова О.А. Татуировка как социокультурное явление // Наука. Общество. Государство. 2017. № 1.
- Омельченко Е.Л. От субкультур к солидарностям и назад к субкультурам? Споры о терминах и этнография молодежной социальности // Этнографическое обозрение. 2014. № 1.
- Омельченко Е.Л. Уникален ли российский случай трансформации молодежных культурных практик? // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2019. № 1.
- Ортега-и-Гассет Х. Психология масс. Самара, 1998.
- Роговец О.В. Телесность в масс-медиа образах // Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов. 2018. № 3.
- Романов П.В., Ярская-Смирнова Е.Р. Социология тела и социальной политики // Журнал социологии и социальной антропологии. 2004. Т. 7. № 2.
- Руденко И.Н. Татуировки в преступном мире и современной моде // Вестник магистратуры. 2018. № 1-2.
- Русанова А.А., Лукьянова Н.А. Образы нетипичной телесности в визуальной культуре // Дискурс. 2017. № 4.
- Теннис Ф. Общность и общество. СПб., 2002.
- Тернер Б. Современные направления развития теории тела // Thesis. 1994. № 6.
- Томпсон Б.Ю. Академия тату: мода в среде университетских преподавателей и ее противоречия // Теория моды: одежда, тело, культура. 2020. № 3.
- Филатова С.В. Энциклопедия татуировок. М., 2013.
- Фуко M. Надзирать и наказывать. Рождение тюрьмы. M., 1999.
- Фуко М. Рождение биополитики. Курс лекций, прочитанных в Коллеж де Франс в 1978-1979 учебном году. СПб., 2010.
- Фуко М. Технологии себя // Логос. 2008. № 2.
- Хамукова Л.А. Обзор современных молодежных субкультур в России // Глобальные социальные процессы 4.0: социокультурные трансформации в системе современных обществ. СПб., 2023.
- Хоркхаймер М., Адорно Т. Диалектика Просвещения. СПб., 1997.
- Хорошкевич Н.Г. Неоднозначность массовой культуры // Социологические исследования. 2011. № 11.
- Чаркина В.Б., Зубова М.В. Маргинализация культуры на примере распространения татуировки // Abyss. 2019. № 1.
- Чернышева Е.В., Райманова Е.Р. Мотивация нанесения татуировок у молодежи // Актуальные проблемы экстремальной и кризисной психологии. Екатеринбург, 2022.
- Шуляр Э.Ю. Мода на татуировку у современной молодежи // Universum: филология и искусствоведение. 2022. № 12.
- Щепанская Т.Б. Система: тексты и традиции субкультуры. М., 2004.
- Atkinson M. Pretty in ink: Conformity, resistance, and negotiation in women’s tattooing // Sex Roles. 2022. Vol. 47.
- Atkinson M. Tattooed: The Sociogenesis of a Body Art. L., 2003.
- Broussard K.A., Harton H.C. Tattoo or taboo? Tattoo stigma and negative attitudes toward tattooed individuals // Journal of Social Psychology. 2017. Vol. 158. No. 5.
- Caplan J. Written on the Body: The Tattoo in European and American History. L., 2000.
- DeMello M. Bodies of Inscription: A Cultural History of the Modern Tattoo Community. Durham, 2000.
- Dey A., Das K. Why we tattoo? Exploring the motivation and meaning // Anthropology. 2017. Vol. 5. No. 1.
- Follett J.A. The consumption of tattoos and tattooing: The body as permanent text. 2012 // URL: https://www.researchgate.net/publication/40754269_The_consumption_of_tattoos_and_tattooing_the_body_as_permanent_text.
- Kjeldgaard D., Bengtsson A. Consuming the fashion tattoo // Advances in Consumer Research. 2005. Vol. 32.
- Kosut M. An ironic fad: The commodification and consumption of tattoos // Journal of Popular Culture. 2006. Vol. 39.
- Mifflin M. Bodies of Subversion: A Secret History of Women and Tattoo. N.Y., 2001.
- Naude L., Jordaan J., Bergh L. “My body is my journal, and my tattoos are my story”: South African psychology students’ reflections on tattoo practices // Current Psychology. 2019. Vol. 38. No. 1.
- Sanders C. Customizing the Body: The Art and Culture of Tattooing. Philadelphia, 1989.
- Sanders C.R. Marks of mischief: Becoming and being tattooed // Journal of Contemporary Ethnography. 1988. Vol. 16. No. 4.
- Turner B. The possibility of primitiveness: Towards a sociology of body marks in cool societies // Body & Society. 1999. Vol. 5. No. 2-3.
- Wroblewski C. Tattooed Women. L., 1992.
![](/img/style/loading.gif)