Восприятие сербскими студентами современного медийного освещения критических ситуаций

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

С момента своего рождения СМИ оказывали огромное воздействие на массы, и это воздействие лишь стало более видимым в современном информационном обществе, особенно учитывая быстрое развитие технологий и социальных сетей. После короткого теоретического обзора концептуальных оснований своего исследования авторы приводят результаты разведывательного социологического опроса, проведенного в двух государственных университетах Республики Сербской. Опрос был призван выявить студенческие оценки манипулятивного потенциала СМИ в целом и применительно к медийной репрезентации российско-украинского конфликта в частности. В выборку были отобраны только студенты социальных и гуманитарных специальностей (представляющие самые разные профили в этих двух профессиональных областях), поскольку содержание обучения и по определению наличие специализированных знаний по рассматриваемой проблематике (благодаря программе курсов и требованиям к будущим профессиональным компетенциям) делают их «экспертами» в оценке медийных практик. Опрос был проведен в онлайн-формате, что позволило не только широко распространить ссылку на анкету, но и получить обратную связь от респондентов. Эмпирические данные подтвердили, что СМИ оказывают значительное воздействие на установки и ценности аудитории, включая самые молодые поколения, представленные в данном случае студенческой молодежью. Поскольку российско-украинский конфликт длится уже более двух лет, опрос выявил устойчивые социальные представления о нем, а не мнения, основанные исключительно на медийных оценках, или спонтанные эмоциональные реакции, неизбежные сразу после начала конфликта. Авторы сосредоточились на вопросах, считают ли студенты, что СМИ (в целом или конкретные компании) склонны к искаженным репрезентациям событий, и какие медийные каналы студенты предпочитают использовать для получения искомой информации. Авторы подчеркивают необходимость объективных репортажей о кризисных ситуациях, в число которых входят и различные конфликты. Любая кризисная ситуация - вызов для СМИ с той точки зрения, что ему необходимо соблюдать этические стандарты под давлением своих владельцев и политических сил. В статье представлены студенческие оценки причин искаженных медийных репрезентаций, включая темы, которые СМИ склонны описывать достаточно объективно.

Об авторах

Ранка Перич Ромич

Баня-Лукский университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: ranka.peric-romic@fpn.unibl.org
доктор социологических наук, декан факультета политических наук бул. Герцога Петара Бойовича, 1A, 78000, Баня-Лука, Республика Сербская

Биляна Милошевич Шошо

Университет Восточного Сараево

Email: milosevic_biljana@yahoo.com
доктор социологических наук, профессор кафедры социологии философского факультета ул. Вуки Караджича, 30, 71126 Лукавица, Восточное Сараево, Республика Сербская

Список литературы

  1. Baran S.J., Davis D.K. Mass Communication Theory: Foundations, Ferment, and Future. Boston; 2012.
  2. Barović V. Objectivity, journalistic ethics and reporting in crisis situations. Medijske Studije. 2010; 2 (3-4). (In Serbian).
  3. Bogdanić A. Journalistic Discourse and Media Theory. Introduction to Theories of Journalism. Banja Luka; 2016. (In Serbian).
  4. Chong D., Druckman J. Framing theory. Annual Review of Political Science. 2004; 10.
  5. Cottle S. Global Crisis Reporting: Journalism in the Global Age. Maidenhead; 2009.
  6. Čerina J. War reporting in the context of contemporary armed conflicts and new media technologies. Polemos. 2012; 15. (In Serbian).
  7. Čomski N. Media Control. Novi Sad-Beograd; 2009. (In Serbian).
  8. Čomski N. What Does America Really Want? Beograd; 1999. (In Serbian).
  9. DeFleur M.L., DeFleur H.M. Mass Communication Theories: Explaining Origins, Processes, and Effects. New York; 2022.
  10. Giddens A. Sociology. Beograd; 2007. (In Serbian).
  11. Ivanković A. Students’ Perception of the Media Manipulation. Sveučilište u Zagrebu; 2022. (In Croatian).
  12. Jurčić D. Theoretical assumptions about the media: Definitions, functions and influence. Mostariensia. 2017; 21 (1). (In Croatian).
  13. Koković D. Society and Media Challenges: An Introduction to Sociology of Mass Communication. Novi Sad; 2007. (In Serbian).
  14. Malović S., Ricchiardi S., Vilović G. Ethics of Journalism. Zagreb; 2007. (In Croatian).
  15. McCombs M., Valenzuela S. Setting the Agenda: Mass Media and Public Opinion. Cambridge; 2021.
  16. Nadžaković E., Hromić B. Manipulation: The key to defeat the ‘quasi-master of the world’. In Medias Res. 2017; 6 (10). (In Croatian).
  17. Roskos-Ewoldsen D.R., Roskos-Ewoldsen B., Carpentier F.R.D. Media priming: A synthesis. Media Effects: Advances in Theory and Research. 2002; 2.
  18. Sokolović H. The Influence of the Media on the Creation of Political Attitudes and Values. Univerzitet u Sarajevu; 2018. (In Croatian).
  19. Šušnjić Đ. Fishermen of Human Souls: The Idea of Manipulation and Manipulation of Ideas. Beograd; 2007. (In Serbian).
  20. Šuvaković U.V., Narbut N.P., Trotsuk I.V. The youth of Russia and Serbia: Social trust and key generational problems. RUDN Journal of Sociology. 2016; 16 (4).
  21. Trotsuk I. “To trust or not to trust” is not the question; “How to study trust” is much more challenging task. Russian Sociological Review. 2016; 15 (4).
  22. Trotsuk I. Eschatological conspiracy theories: Models and ways for identifying apocalyptic semantics and syntax. Russian Sociological Review. 2023; 22 (4).
  23. Trotsuk I.V Discursive construction of social reality: Conceptual foundations and empirical devices for unmasking the ‘abominable’ practices. Russian Sociological Review. 2014; 13 (2). (In Russ.).
  24. Trotsuk I.V. Symbolic protest: Hidden messages and addressers. RUDN Journal of Sociology. 2017; 17 (3).
  25. Trotsuk I.V., Il`yina V.V. Hidden meanings in evaluation of social advertising efficiency: Methodological approach. Communicology. 2020; 8 (4). (In Russ.).
  26. Trotsuk I.V., Subbotina M.V. Assessment of cinematographic influence on social representations of heroism: Approbation of an approach. Communicology. 2018; 6 (4). (In Russ.).
  27. Wagner M.W., Gruszczynski M. When framing matters. How partisan and journalistic frames affect individual opinions and party identification. Journalism &Communication Monographs. 2016; 18.
  28. Weiss D. Agenda-setting theory. U.S.W. Littlejohn, K.A. Foss (Eds.). Encyclopedia of Communication Theory. Thousand Oaks; 2009.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. Figure 1. The media used by respondents

Скачать (52KB)
2. Figure 2. Preferred media in a critical situation

Скачать (56KB)
3. Figure 3. Preferred Internet portals in case of emergency

Скачать (61KB)
4. Figure 4. Students’ perception of the coverage of the conflict between Russia and Ukraine by the media of the Republic of Srpska

Скачать (45KB)
5. Figure 4. Students’ perception of the coverage of the conflict between Russia and Ukraine by the Western media

Скачать (51KB)
6. Figure 5. Students’ perception of the Western media as autonomous or dependent

Скачать (65KB)
7. Figure 6. The students’ choice of the foreign media to get information about the events in Ukraine

Скачать (59KB)

© Перич Ромич Р., Милошевич Шошо Б., 2024

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах