Восприятие сербскими студентами современного медийного освещения критических ситуаций

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

С момента своего рождения СМИ оказывали огромное воздействие на массы, и это воздействие лишь стало более видимым в современном информационном обществе, особенно учитывая быстрое развитие технологий и социальных сетей. После короткого теоретического обзора концептуальных оснований своего исследования авторы приводят результаты разведывательного социологического опроса, проведенного в двух государственных университетах Республики Сербской. Опрос был призван выявить студенческие оценки манипулятивного потенциала СМИ в целом и применительно к медийной репрезентации российско-украинского конфликта в частности. В выборку были отобраны только студенты социальных и гуманитарных специальностей (представляющие самые разные профили в этих двух профессиональных областях), поскольку содержание обучения и по определению наличие специализированных знаний по рассматриваемой проблематике (благодаря программе курсов и требованиям к будущим профессиональным компетенциям) делают их «экспертами» в оценке медийных практик. Опрос был проведен в онлайн-формате, что позволило не только широко распространить ссылку на анкету, но и получить обратную связь от респондентов. Эмпирические данные подтвердили, что СМИ оказывают значительное воздействие на установки и ценности аудитории, включая самые молодые поколения, представленные в данном случае студенческой молодежью. Поскольку российско-украинский конфликт длится уже более двух лет, опрос выявил устойчивые социальные представления о нем, а не мнения, основанные исключительно на медийных оценках, или спонтанные эмоциональные реакции, неизбежные сразу после начала конфликта. Авторы сосредоточились на вопросах, считают ли студенты, что СМИ (в целом или конкретные компании) склонны к искаженным репрезентациям событий, и какие медийные каналы студенты предпочитают использовать для получения искомой информации. Авторы подчеркивают необходимость объективных репортажей о кризисных ситуациях, в число которых входят и различные конфликты. Любая кризисная ситуация - вызов для СМИ с той точки зрения, что ему необходимо соблюдать этические стандарты под давлением своих владельцев и политических сил. В статье представлены студенческие оценки причин искаженных медийных репрезентаций, включая темы, которые СМИ склонны описывать достаточно объективно.

Об авторах

Ранка Перич Ромич

Баня-Лукский университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: ranka.peric-romic@fpn.unibl.org
доктор социологических наук, декан факультета политических наук бул. Герцога Петара Бойовича, 1A, 78000, Баня-Лука, Республика Сербская

Биляна Милошевич Шошо

Университет Восточного Сараево

Email: milosevic_biljana@yahoo.com
доктор социологических наук, профессор кафедры социологии философского факультета ул. Вуки Караджича, 30, 71126 Лукавица, Восточное Сараево, Республика Сербская

Список литературы

  1. Baran S.J., Davis D.K. Mass Communication Theory: Foundations, Ferment, and Future. Boston; 2012.
  2. Barović V. Objectivity, journalistic ethics and reporting in crisis situations. Medijske Studije. 2010; 2 (3-4). (In Serbian).
  3. Bogdanić A. Journalistic Discourse and Media Theory. Introduction to Theories of Journalism. Banja Luka; 2016. (In Serbian).
  4. Chong D., Druckman J. Framing theory. Annual Review of Political Science. 2004; 10.
  5. Cottle S. Global Crisis Reporting: Journalism in the Global Age. Maidenhead; 2009.
  6. Čerina J. War reporting in the context of contemporary armed conflicts and new media technologies. Polemos. 2012; 15. (In Serbian).
  7. Čomski N. Media Control. Novi Sad-Beograd; 2009. (In Serbian).
  8. Čomski N. What Does America Really Want? Beograd; 1999. (In Serbian).
  9. DeFleur M.L., DeFleur H.M. Mass Communication Theories: Explaining Origins, Processes, and Effects. New York; 2022.
  10. Giddens A. Sociology. Beograd; 2007. (In Serbian).
  11. Ivanković A. Students’ Perception of the Media Manipulation. Sveučilište u Zagrebu; 2022. (In Croatian).
  12. Jurčić D. Theoretical assumptions about the media: Definitions, functions and influence. Mostariensia. 2017; 21 (1). (In Croatian).
  13. Koković D. Society and Media Challenges: An Introduction to Sociology of Mass Communication. Novi Sad; 2007. (In Serbian).
  14. Malović S., Ricchiardi S., Vilović G. Ethics of Journalism. Zagreb; 2007. (In Croatian).
  15. McCombs M., Valenzuela S. Setting the Agenda: Mass Media and Public Opinion. Cambridge; 2021.
  16. Nadžaković E., Hromić B. Manipulation: The key to defeat the ‘quasi-master of the world’. In Medias Res. 2017; 6 (10). (In Croatian).
  17. Roskos-Ewoldsen D.R., Roskos-Ewoldsen B., Carpentier F.R.D. Media priming: A synthesis. Media Effects: Advances in Theory and Research. 2002; 2.
  18. Sokolović H. The Influence of the Media on the Creation of Political Attitudes and Values. Univerzitet u Sarajevu; 2018. (In Croatian).
  19. Šušnjić Đ. Fishermen of Human Souls: The Idea of Manipulation and Manipulation of Ideas. Beograd; 2007. (In Serbian).
  20. Šuvaković U.V., Narbut N.P., Trotsuk I.V. The youth of Russia and Serbia: Social trust and key generational problems. RUDN Journal of Sociology. 2016; 16 (4).
  21. Trotsuk I. “To trust or not to trust” is not the question; “How to study trust” is much more challenging task. Russian Sociological Review. 2016; 15 (4).
  22. Trotsuk I. Eschatological conspiracy theories: Models and ways for identifying apocalyptic semantics and syntax. Russian Sociological Review. 2023; 22 (4).
  23. Trotsuk I.V Discursive construction of social reality: Conceptual foundations and empirical devices for unmasking the ‘abominable’ practices. Russian Sociological Review. 2014; 13 (2). (In Russ.).
  24. Trotsuk I.V. Symbolic protest: Hidden messages and addressers. RUDN Journal of Sociology. 2017; 17 (3).
  25. Trotsuk I.V., Il`yina V.V. Hidden meanings in evaluation of social advertising efficiency: Methodological approach. Communicology. 2020; 8 (4). (In Russ.).
  26. Trotsuk I.V., Subbotina M.V. Assessment of cinematographic influence on social representations of heroism: Approbation of an approach. Communicology. 2018; 6 (4). (In Russ.).
  27. Wagner M.W., Gruszczynski M. When framing matters. How partisan and journalistic frames affect individual opinions and party identification. Journalism &Communication Monographs. 2016; 18.
  28. Weiss D. Agenda-setting theory. U.S.W. Littlejohn, K.A. Foss (Eds.). Encyclopedia of Communication Theory. Thousand Oaks; 2009.

© Перич Ромич Р., Милошевич Шошо Б., 2024

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах