Высшее образование в Евразийском экономическом союзе: потенциал и проблемы сотрудничества
- Авторы: Осадчая Г.И.1, Юдина Т.Н.1
-
Учреждения:
- Институт демографических исследований ФНИСЦ РАН
- Выпуск: Том 24, № 1 (2024)
- Страницы: 140-154
- Раздел: СЕКЦИЯ «СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ» ШЕСТОГО ПРОФЕССОРСКОГО ФОРУМА (РУДН, 16 НОЯБРЯ 2023 ГОДА)
- URL: https://journals.rudn.ru/sociology/article/view/38503
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-2272-2024-24-1-140-154
- EDN: https://elibrary.ru/WMXZKB
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Решение интеграционных задач по формированию общего рынка труда, взаимопроникновению ценностей и идей, обеспечению взаимопонимания и доверия между народами требует создания единого образовательного пространства на территории Евразийского экономического союза (ЕАЭС), сближения образовательных и профессиональных стандартов, взаимного признания дипломов, ученых степеней и званий. В статье рассмотрена академическая мобильность внутри интеграционного объединения и современные практики сотрудничества государств-членов и стран-наблюдателей Союза в области высшего образования на основе данных Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) и Федеральной службы государственной статистики России, а также дана оценка результативности продвижения идей евразийской интеграции по результатам эмпирического исследования и обозначены резервы развития сотрудничества стран-членов ЕАЭС и стран-наблюдателей в сфере образования. В частности, выявлено сокращение обмена студентами между вузами стран-членов при одновременном росте числа иностранных студентов из стран дальнего зарубежья; в рамках академической мобильности ЕАЭС Россия по-прежнему принимает больше обучающихся, чем ее партнеры. Это говорит о неравноценности студенческой и преподавательской академической мобильности, вызывает беспокойство в странах-членах и странах-кандидатах, требует изменения законодательства и финансирования и учета роста конкуренции за влияние в сфере образования с Турцией, Европой и Китаем. Показано развитие структуры и программ сотрудничества в сфере образования, расширение сети филиалов ведущих вузов Союза в других странах, создание ведущими вузами Консорциума, Евразийского Сетевого университета и Славянских университетов, заключение новых соглашений о сотрудничестве. Развитие сотрудничества стран-членов ЕАЭС и стран-наблюдателей в сфере образования требует достижения согласия между участниками интеграционных процессов, включении образования в интеграционную повестку на высшем уровне, отнесения вопросов высшего образования к отдельной сфере сотрудничества, расширения нормативно-правового регулирования вопросов сотрудничества и формирования институциональной базы управления сферой высшего образования в ЕАЭС.
Полный текст
Сотрудничество стран-членов Евразийского экономического союза (ЕАЭС) в сфере образования — важнейшее условие его дальнейшего развития [16; 20]. Возможность и необходимость сотрудничества в сфере образования в рамках ЕАЭС прямо вытекает из документов, принятых его регуляторами (1), а перспективы этого сотрудничества связаны и с пятой свободой (знаний), которую Президент России В.В. Путин предложил добавить к четырем известным свободам (передвижения товаров и услуг, финансов и человеческого капитала) (2). Однако, несмотря на рекомендации по развитию взаимодействия, сформулированные в документах, и реально предпринятые шаги по их реализации, сотрудничество в сфере высшего образования пока не соответствует требованиям интеграции и осложнено целым рядом препятствий, которые ограничивают деятельность и инициативы учебно-образовательных учреждений.
Поэтому цель статьи — анализ потенциала и проблем сотрудничества государств-членов ЕАЭС в области высшего образования: формирование общего образовательного пространства повысит результативность ЕАЭС, улучшит качественные и повысит количественные показатели экономического роста. Исследование опирается на анализ современных практик сотрудничества стран-членов, оценку продвижения идей евразийской интеграции и результаты эмпирического исследования, чтобы разработать рекомендации по развитию сотрудничества в сфере высшего образования в рамках ЕАЭС. Авторское исследование было проведено в феврале — марте 2023 года: методом анкетирования были опрошены 771 человек (Казахстан — 201, Кыргызстан — 175, Россия — 204, Узбекистан — 191); использовался метод целевого отбора по трем признакам: гражданство, место проживания и работы (Москва и Московская область), возраст (18–45 лет).
Академическая мобильность в Евразийском экономическом союзе
Формирование общего рынка стран ЕАЭС предполагает свободное перемещение трудовых ресурсов, что требует особого внимания к развитию кадрового потенциала и ставит вопрос о согласованной образовательной политике. Для взаимодействия вузов в рамках ЕАЭС созданы достаточные базовые условия. На территории Союза по состоянию на начало 2022/2023 учебного года, по данным ЕЭК, действовало 1008 вузов: в России — 722 (вузы государственные и негосударственные, с учетом филиалов — около 1000), в Казахстане — 116, в Армении — 59, в Беларуси — 50, в Кыргызстане — 61 (3). По программам высшего профессионального образования обучались 4,96 млн человек: в России — 3,8 млн, в Казахстане — 576,7 тысяч, в Беларуси — 229 тысяч, в Армении — 92,2, в Кыргызстане — более 166, что является благоприятным фактором для создания общего образовательного пространства.
В этом контексте важны показатели академической мобильности студентов внутри интеграционного объединения: ее анализ показывает сокращение обмена студентами между вузами ЕАЭС при одновременном росте в них числа иностранных студентов из стран дальнего зарубежья. Так, если в 2015/2016 учебном году взаимообмен студентами между странами ЕАЭС составил 101,7 тысяч человек, то в 2022/2023 учебном году — 89,9 тысяч. Изменилось и количество обучающихся по странам: значительно, в 1,75 раза, увеличилось их число в Казахстане (1102 и 1930 человек соответственно); в 1,2 раза увеличилось число студентов из других стран содружества в Армении (с 1199 до 1411), тогда как в Беларуси и Кыргызстане число студентов из стран ЕАЭС уменьшилось (Табл. 1).
Таблица 1. Динамика академической мобильности студентов между странами ЕАЭС (на начало учебного года; по всем программам и типам образовательных организаций) (чел.) (4)
Страна | 2022/2023 | 2015/2016 |
Армения | 1411 | 1192 |
Беларусь | 1598 | 1895 |
Казахстан | 1930 | 1102 |
Кыргызстан | 5099 | 6370 |
Россия | 79890 | 91120 |
Всего по ЕАЭС | 89928 | 101679 |
Динамика численности студентов из стран ЕАЭС, обучавшихся в российских вузах, выглядит следующим образом: в 2022/2023 учебном году у нас обучалось 79890 студентов из стран-членов ЕАЭС, из них 56733 — из Казахстана, 10864 — из Беларуси, 9621 — из Киргизии, 2672 — из Армении; в 2014/2015 учебном году, на момент образования ЕАЭС, численность студентов из Армении составляла — 3902 человека, из Беларуси — 18427, из Казахстана — 55969, т.е. единственная страна ЕАЭС, численность студентов из которой возросла к 2022/2023 учебному году в 2,1 раза — Кыргызстан (Табл. 2).
Таблица 2. Динамика численности студентов из стран ЕАЭС, обучавшихся в российских вузах (на начало учебного года; по всем программам и типам образовательных организаций высшего образования) (чел.) (5)
Страна | 2014/15 | 2015/16 | 2016/17 | 2017/18 | 2018/19 | 2019/20 | 2020/21 | 2021/22 | 2022/23 |
Армения | 3902 | 3606 | 3245 | 3049 | 2851 | 2674 | 2337 | 2292 | 2672 |
Беларусь | 18427 | 14964 | 12414 | 10792 | 10162 | 10701 | 10509 | 10204 | 10864 |
Казахстан | 55969 | 66821 | 67403 | 65700 | 67316 | 63497 | 61462 | 61040 | 56733 |
Кыргызстан | 4663 | 5729 | 6627 | 7247 | 7159 | 7499 | 7493 | 8648 | 9621 |
Студенты из стран ЕАЭС обучаются в российских вузах как на коммерческой основе, так и за счет российского бюджета: например, за счет федерального бюджета в российских вузах учится около 29 тысяч студентов из Казахстана, 7 тысяч — из Кыргызстана (4). Несмотря на сокращение числа студентов из ЕАЭС, вузы России по-прежнему принимают большее их количество, чем вузы стран-партнеров. Сохраняющийся дисбаланс вызывает беспокойство стран-членов по поводу потери интеллектуального потенциала и возможной утечки квалифицированных кадров. Вопрос о неравноценности академической мобильности — как студенческой, так и преподавательской — обсуждался на Евразийском экономическом форуме в мае 2023 года в Москве (5), где была подчеркнута необходимость интенсификации мобильности в ЕАЭС. Этого можно достичь путем изменения как подходов университетов к обучению, так и законодательства, финансирования и структуры управления академической мобильностью [7]. Следует также учитывать рост конкуренции за влияние на образование в ЕАЭС Турции, Европы и Китая.
Структура и программы сотрудничества в сфере образования
Определенным объединяющим началом образовательного пространства ЕАЭС выступает представительство филиалов ведущих вузов. Например, сегодня в Казахстане работает 6 филиалов российских вузов, в Армении — 3, в Кыргызстане и Беларуси — по 2 (6). МГУ им. М.В. Ломоносова имеет филиалы во всех столицах государств, вошедших в ЕАЭС, где ежегодно более 400 профессоров МГУ ведут занятия (7). Деятельность филиалов российских вузов в странах ЕАЭС решает и очень важную задачу сохранения русскоязычного пространства в Евразии как основы российского культурного присутствия [12].
Для консолидации и аккумулирования научно-образовательного потенциала учебных заведений ЕАЭС в мае 2023 года ведущими вузами стран-членов был создан Консорциум (8), основной целью которого стала подготовка специалистов, продвигающих евразийскую интеграцию во всех сферах. В Консорциум вошли пять вузов России, Белоруссии, Кыргызстана и Армении: МГИМО МИД РФ, Белорусский государственный университет, Белорусский государственный экономический университет, Дипломатическая академия МИД Кыргызстана и Ереванский государственный университет. Было также заключено четырехстороннее соглашение о создании центра компетенций в области селекции и генетики сельскохозяйственных растений и животных (9), которое позволит разрабатывать и реализовывать совместные программы высшего и дополнительного профессионального образования и обеспечит академическую мобильность обучающихся и профессорско-преподавательского состава.
В научно-образовательном пространстве ЕАЭС работает три уникальных университета, соучредителями которых выступают правительства двух стран (России и Армении, Беларуси, Кыргызстана), — это Славянские университеты (10). Подобный формат предъявляет определенные требования к миссии, целям и задачам, особенностям управления и финансирования. Каждый университет имеет свои особенности, внося вклад в социальное и технологическое развитие как ЕАЭС, так и стран-членов. Для России как учредителя данных университетов приоритетны задачи укрепления позиций русского языка в странах ЕАЭС, реализации совместных образовательных программ, подготовки кадров для ключевых отраслей экономик стран ЕАЭС в соответствии с их запросами, а также расширение и повышение эффективности филиальной сети российских вузов, проведение совместных мероприятий в области молодежной политики и привлечение иностранных граждан для обучения в России.
В настоящее время Славянские университеты реализуют 38 совместных проектов, которые направлены на содействие интеграционным процессам в ЕАЭС. Например, результатами данных проектов стало открытие совместной аспирантуры Санкт-Петербургского политехнического университета им. Петра Великого и Российско-Армянского государственного университета; летнего медиа-интенсива для студентов и преподавателей Славянских вузов на площадке МГУ им. М.В. Ломоносова; ежегодной Международной летней школы для студентов-бакалавров, магистрантов и аспирантов «Евразийские общества в фокусе молодых социологов» на базе ИДИ ФНИСЦ РАН; демографической школы для студентов Кыргызстана на базе Кыргызско-российского Славянского университета им. Б.Н. Ельцина и др.
Развитие совместной деятельности в сфере высшего образования тесно связано с созданием в ЕАЭС Евразийского сетевого университета (ЕСУ) для объединения ведущих университетов стран-партнеров (11). Миссия ЕСУ — установление связей между вузами, с государственной властью, бизнесом, общественными и культурными организациями, научными учреждениями. Основная цель ЕСУ — создание единой площадки, благодаря которой преподаватели, студенты и научные сотрудники вузов на территории ЕАЭС получили бы беспрепятственный доступ к методическим и научным ресурсам. На сегодняшний день в ЕСУ входят 19 вузов из стран-членов, рассматривается вопрос о присоединении к ЕСУ Финансового университета при Правительстве РФ (12).
ЕСУ стал своеобразным символом евразийской интеграции благодаря формированию единого образовательного и научного евразийского пространства. Университет создан как научно-образовательный консорциум без образования юридического лица, который ориентирован, согласно Меморандуму, на организацию подготовки квалифицированных кадров в сетевой форме в соответствии с существующими и перспективными потребностями рынка труда ЕАЭС, а также на постоянный мониторинг таких потребностей (11). Пути сближения научно-образовательных пространств на просторах Большой Евразии в рамках сетевого сотрудничества обсуждались в марте 2023 году на Форуме Евразийского сетевого университета, который прошел на базе МГУ им. М.В. Ломоносова: был анонсирован запуск первой магистерской программы при Межпарламентской ассамблее ЕврАзЭс, которая ориентирована на подготовку специалистов в области евразийской интеграции, и уже выпущено первое учебное пособие.
Сегодня в России все чаще разрабатываются и реализуются аналогичные магистерские программы: в МГУ им. М.В. Ломоносова («Евразийская интеграция», направление «Международные отношения»), РГГУ («История и геополитика современной Евразии», направление «История»), РГУ им. А.Н. Косыгина («Юрист в сфере международного бизнеса и евразийской интеграции», направление «Юриспруденция»), МГИМО («Комплексные исследования европейских и евразийских интеграционных процессов», направление «Экономика»), СПбГУ («Бизнес России в глобальной экономике и евразийская интеграция», направление «Экономика»). Однако для развития интеграционных процессов необходимо значительно больше разнообразных специализированных программ и дисциплин, связанных с интеграционными процессами в Евразии, так как очевиден высокий спрос на исследователей, проектировщиков, консультантов, аналитиков и экспертов на рынке труда ЕАЭС как со стороны государственных органов, так и со стороны коммерческих и неправительственных организаций.
Одной из таких программ могла бы стать программа по подготовке социологов, способных содействовать успешному евразийскому партнерству, обладающих навыками административно-управленческой, научно-исследовательской, информационно-коммуникативной и экспертно-аналитической, проектной, консультативной деятельности. Данная программа предполагает дисциплинарно сфокусированную подготовку студентов в области социологии в сочетании со специализированным знанием уникального и сложного политического и социального контекста Евразийского региона [13]. Ресурс образовательных программ, разработанных в России, может быть широко использован в деятельности евразийско-ориентированных вузов. Хотя очевидны трудности реализации таких «перекрестных программ», связанные прежде всего с тем, что образование — крайне чувствительная область межгосударственного взаимодействия, поскольку транслирует определенные смыслы, ценности и идеи [8], и вопросы концептуального наполнения образовательных программ и выработки общих подходов могут вызвать споры. Для решения этой проблемы представляется целесообразным не допускать чрезмерной идеологизации подобных программ — наиболее приемлем прагматический подход, направленный на эффективную реализацию конкретных научно-образовательных программ в духе взаимоуважения и межкультурного диалога молодежи стран Евразийского союза, благодаря чему и будут утверждаться общие ценности и мировозренческие установки [3].
Ресурс сотрудничества стран-членов и наблюдателей ЕАЭС в сфере образования
Необходимость активизации сотрудничества в сфере образования обусловлена задачей формирования социальной базы интеграционных процессов. Информированность и сопричастность к строительству ЕАЭС во многом определяют успешность интеграции. К сожалению, наше исследование свидетельствует, что большинство опрошенных граждан Казахстана, Кыргызстана, Узбекистана и России, проживающих в Московской агломерации (возраст — 18–45 лет), не знают о существовании интеграционного объединения. Информированность российской молодежи и граждан Казахстана — 40 %, а молодых граждан из Узбекистана — 30 % (страна получила статус наблюдателя в ЕАЭС в декабре 2020 года) (Рис. 1).
Рис. 1. Информированность респондентов о существовании на постсоветском пространстве Евразийского экономического союза (ЕАЭС) (в %)
Несмотря на то, что Россия — ключевой участник евразийской интеграции, ее поддержка среди российской молодежи даже ниже, чем среди молодежи из Казахстана, Кыргызстана, Узбекистана. Для россиян в первую очередь важна экономическая интеграция (52 %), а не политическая, культурная и военная (менее 40 %). Уровень поддержки экономической интеграции мигрантами еще выше: граждане Казахстана — 81 %, Кыргызстана — 75 %, Узбекистана — 63 %. В политической интеграции заинтересованы три из четырех молодых мигрантов из Казахстана и Кыргызстана и каждый второй узбекистанец. Культурная интеграция не менее важна для респондентов из Казахстана и Кыргызстана, чем политическая, намного менее значима интеграция военная (каждый третий казахстанец и кыргызстанец, каждый второй выходец из Узбекистана) (Рис. 2).
Рис. 2. Поддержка респондентами разных форм интеграции (в %)
Также отмечена разновекторность интеграционных ориентаций: практически каждый третий российский респондент нацелен на интеграционные программы и проекты, связанные с Китаем, только каждый пятый выступает за интеграцию в рамках ЕАЭС. Интеграционные программы, связанные с Китаем, для молодых мигрантов из Казахстана, Кыргызстана и Узбекистана не так интересны. Против любых интеграционных союзов выступает практически каждый четвертый мигрант из Казахстана и Кыргызстана и каждый третий мигрант из Узбекистана, полагая, что следует рассчитывать только на возможности своей страны (Табл. 3).
Таблица 3. Интеграционные объединения, на которые следует прежде всего ориентироваться их странам (в %)
Объединения | Россия | Казахстан | Кыргызстан | Узбекистан |
Евразийский экономический союз (ЕАЭС) | 21,7 | 33,3 | 33,7 | 27,2 |
Европейский Союз (ЕС) | 12,3 | 14,9 | 12 | 13,1 |
Организация тюркских государств (Турция) | 7,4 | 5,5 | 9,7 | 6,3 |
Интеграционные программы и проекты, связанные с Китаем | 29,6 | 14,4 | 13,1 | 12 |
Ни на какие формы интеграции ориентироваться не нужно, следует рассчитывать только на свою страну | 27,6 | 28,9 | 28,6 | 36,6 |
Другое | 1,5 | 3 | 2,9 | 4,7 |
В современных условиях необходимо, прежде всего, преодолеть отсутствие взаимопонимания и согласия между государствами-членами относительно целесообразности и необходимости включения образования в интеграционную повестку, выделить вопросы высшего образования в отдельную сферу сотрудничества ЕАЭС, сформировать международно-правовой механизм образовательного сотрудничества (13). Его важнейшие факторы — расширение нормативно-правовой базы регулирования вопросов сотрудничества в сфере высшего образования, формирование институциональной базы для управления образовательной системой ЕАЭС, включая формирование надгосударственных структур, координирующих и регулирующих выработку единой образовательной стратегии [5]. Несмотря на все различия в содержании и структуре высшего образования в странах ЕАЭС, наличие общих характеристик поможет интеграции — это сохранившиеся элементы единой системы высшего образования, которые существовали долгое время; использование русского языка в образовании как инструмента сотрудничества; развитие форм международного и межвузовского сотрудничества на разных уровнях системы высшего образования [21]. Разработка и реализация комплексных мер по углублению сотрудничества в сфере образования будет способствовать формированию новой, целостной системы, объединяющей образовательные процессы в ЕАЭС [5], решению социально-экономических и социокультурных проблем в каждой стране-члене и внутри ЕАЭС, повышению международной конкурентоспособности Союза.
В последние годы проблемы сотрудничества стран-членов ЕАЭС в сфере образования все чаще рассматриваются в научной литературе: обосновывается значимость единого образовательного пространства для развития интеграции внутри ЕАЭС [20]; обсуждаются проблемы, влияющие на характер связей и темпы интеграции, и предпосылки развития образовательного сотрудничества [21]; обосновывается необходимость сотрудничества в сфере образования и подготовки кадров для решения совместных социально-экономических задач [19]; подчеркивается фрагментарный характер правового закрепления образовательной интеграции [2]; анализируются проблемы, связанные с общим рынком труда (взаимное признание документов об образовании (14), право на получение образования детьми трудоустроенных мигрантов (ст. 97 и 98 Договора о ЕАЭС) (18); подчеркивается необходимость совершенствования механизмов образовательной интеграции по наиболее актуальным и важным направлениям через укрепление их международно-правового обеспечения [17], создание эффективного механизма эквивалентности уровней образования, ученых званий и степеней. Эти вопросы остаются в сфере внимания Евразийской экономической комиссии, которая обладает лишь косвенной компетенцией в области образовательной интеграции.
Также в научных статьях активно обсуждается формирование наднациональной системы образования [9; 10] и институциональных основ образовательного сотрудничества стран ЕАЭС [14; 17], создание межправительственного института и экспертной группы в составе представителей бизнес-сообщества и университетов, призванных сыграть существенную роль в координации национальных образовательных политик, гармонизации нормативно-правовой базы сотрудничества в сфере образования, выработке мер финансовой поддержки сетевого взаимодействия университетов стран ЕАЭС [4–6; 11; 16]. Нередко в центре внимания исследователей оказывается академическая мобильность студентов и преподавателей в рамках ЕАЭС, которая по своим масштабам и многообразию форм выступает одним из наиболее значимых проявлений интернационализации образования [18]. В целях развития академической мобильности в условиях экономической интеграции ЕАЭС предлагается: развитие сбалансированного многоуровневого международного сотрудничества; подготовка специалистов для тех сфер экономики, что обладают максимальным интеграционным потенциалом; разработка механизма взаимодействия с работодателями, позволяющего осуществлять текущую и опережающую подготовку необходимых специалистов в соответствии с потребностями рынка труда ЕАЭС и перспективами развития экономик Союза [18].
В целом анализ структуры и программ сотрудничества в сфере образования позволяет отметить позитивные изменения в общем образовательном пространстве: расширение представительства филиалов ведущих вузов в странах ЕАЭС, создание ведущими вузами стран ЕАЭС Консорциума и начало четырехстороннего интеграционного взаимодействия в сфере науки и высшего образования, создание центра компетенций в области селекции и генетики сельскохозяйственных растений и животных, активизация деятельности славянских университетов, создание Евразийского сетевого университета, разработка и реализация магистерских образовательных программ, транслирующих евразийские смыслы, ценности и идеи.
Для устранения препятствий в развитии сотрудничества в сфере высшего образования в ЕАЭС необходимо законодательно закрепить интеграцию на наднациональном уровне и гармонизировать правовые нормы; сформировать консультативный совет как межправительственный институт, который будет заниматься образованием в ЕАЭС; создать в нем отдел для сбора и обработки данных о рынке образовательных услуг в ЕАЭС, выработки рекомендаций по развитию высшего образования и продвижению перспективных образовательных программ; активизировать деятельность ЕСУ на базе научно-образовательного портала вузов ЕАЭС; начать подготовку специализированных инновационных кадров для повышения результативности интеграционных процессов и дальнейшего успешного развития евразийского пространства; выработать конкретные инструменты для развития академической мобильности студентов и преподавателей, для продвижения идей евразийской интеграции среди населения, в первую очередь среди молодежи; сформировать экспертно-аналитическую инфраструктуру ЕЭАС, организовав работу с НКО и экспертным сообществом; возобновить исследования в рамках проекта «Система индикаторов евразийской интеграции» (СИЕИ), включив в него показатели в сфере высшего образования.
Примечания
- Договор о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 // URL: http://www. ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=203268&fld=134&dst=100000 0001,0&rnd=0.8327479851817134#0; Решение Высшего Евразийского экономического совета от 11.12.2020 № 12 «О Стратегических направлениях развития евразийской экономической интеграции до 2025 года» // URL: https://www.consultant.ru/document/ consdocLAW375194; Распоряжение Совета Евразийской экономической комиссии от 05.04.2021 № 4 // URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_384199; «О плане мероприятий по реализации Стратегических направлений развития евразийской экономической интеграции до 2025 года», Меморандум о взаимопонимании по созданию Евразийского сетевого университета (ЕСУ) от 25.05.2022 // URL: https:// eec.eaeunion.org/upload/medialibrary/79d/25.05.2022-g-Memorandum-o-vzaimoponimaniipo-sozdaniyu-Earziyskogo-setevogo-universiteta.pdf; В Евразийский сетевой университет включено еще четыре вуза из Казахстана и России // URL: https://eec.eaeunion.org/ news/v-evraziyskiy-setevoy-universitet-vklyucheno-eshche-chetyre-vuza-iz-kazakhstana-irossii; Авангард цифровой трансформации и академическая мобильность для молодежи — предложения ЕАБР на Молодежном форуме СНГ и ЕАЭС // URL: https://eabr. org/press/releases/avangard-tsifrovoy-transformatsii-i-akademicheskaya-mobilnost-dlyamolodezhi-predlozheniya-eabr-na-m.
- Заседание Высшего Евразийского экономического совета05.2023 // URL: http:// special.kremlin.ru/catalog/countries/BY/events/71204.
- Образование. Динамические ряды. Евразийская экономическая комиссия // URL: https:// eaeunion.org/comission/department/dep_stat/union_stat/current_stat/education/series.
- Россия увеличит квоту для студентов из Киргизии в российских вузах до 700 // URL: https://tass.ru/obschestvo/17202705; Сколько казахстанцев учится в российских вузах // URL: https://lsm.kz/skol-ko-kazahstancev-postupilo-v.
- Вузы стран ЕАЭС работают над формированием общего образовательного пространства // URL: https://forum.eaeunion.org/news/vuzy-stran-eaes-rabotayut-nad-formirovaniem-obshchego-obrazovatelnogo-prostranstva.
- В каких странах СНГ работают филиалы российских вузов // URL: https://vk.com/ wall-211144754_342641.
- Адреса подразделений МГУ имени М.В. Ломоносова // URL: https://www.msu.ru/address.
- В Москве подписали соглашение о Консорциуме вузов в области евразийской интеграции // URL: https://minobrnauki.gov.ru/press-center/news/mezhdunarodnoe- sotrudnichestvo/68419.
- Данные вузы, имея различные приоритеты, объединены общей целью сохранения единого русскоязычного научно-образовательного пространства в ЕАЭС // URL: ru/ news/48704.
- Значение славянских университетов для образовательной интеграции в СНГ // URL: https://eurasia.expert/znachenie-slavyanskikh-universitetov-dlya-obrazovatelnoyintegratsii-v-sng/?utm_source=yandex.ru&utm_medium=organic&utm_campaign=yandex. ru&utm_referrer=yandex.ru.
- Меморандум о взаимопонимании по созданию Евразийского сетевого университета (ЕСУ) от 25.05.2022 // URL: https://eec.eaeunion.org/upload/medialibrary/79d/25.05.2022g-Memorandum-o-vzaimoponimanii-po-sozdaniyu-Earziyskogo-setevogo-universiteta.pdf.
- Евразийский сетевой университет готовится к присоединению нового вуза // URL: https:// eaeunion.org/news/evraziyskiy-setevoy-universitet-gotovitsya-k-prisoedineniyu- novogo-vuza.
- ЕАЭС необходимы правовые механизмы интеграции в сфере высшего образования // URL: https://eurasia.expert/eaes-neobkhodimy-mekhanizmy-podderzhki-integratsii-vobrazovanii/?utm_source=google.com&utm_medium=organic&utm_campaign=google. com&utm_referrer=google.com.
- Исключение — документы об образовании по педагогическому, юридическому, медицинскому и фармацевтическому профилям.
Об авторах
Галина Ивановна Осадчая
Институт демографических исследований ФНИСЦ РАН
Email: osadchaya111@gmail.com
доктор социологических наук, руководитель отдела исследования социально-демографических процессов в ЕАЭС Института демографических исследований Федерального научно-исследовательского социологического центра Российской академии наук
ул. Фотиевой, 6, к. 1, Москва, 119333, РоссияТатьяна Николаевна Юдина
Институт демографических исследований ФНИСЦ РАН
Автор, ответственный за переписку.
Email: ioudinatn@mail.ru
доктор социологических наук, главный научный сотрудник Института демографических исследований Федерального научно-исследовательского социологического центра Российской академии наук
ул. Фотиевой, 6, к. 1, Москва, 119333, РоссияСписок литературы
- Андриянов Д.В. Евразийский экономический союз: борьба за «третье пространство» и интеграция через право // Актуальные проблемы российского права. 2018. № 3.
- Арутюнян М.Л. Формирование единого образовательного пространства ЕАЭС как условие обеспечения национально-культурной безопасности Республики Армении // Проблемы национальной безопасности в условиях глобализации и интеграционных процессов (междисциплинарные аспекты). Ереван, 2015.
- Бурлинова Н. Искусство союзнических отношений: когда работает мягкая сила // URL: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/columns/riacdigest/iskusstvo-soyuznicheskikh-otnosheniy-kogda-rabotaet-myagkaya-sila.
- Искаков И.Ж., Ланина Е.Е. Евразийский сетевой университет: истоки, проект, воплощение // Большая Евразия: развитие, безопасность, сотрудничество. 2023. № 6-2.
- Константинова Л.В., Шубенкова Е.В., Войкина Е.А. Эффективность интеграционных процессов в сфере образования стран - членов ЕАЭС // Вестник экономики, права и социологии. 2021. Т. 2. № 4.
- Коршунов Л.А., Никонов Н.М. Сетевые взаимодействия в регионе Большого Алтая // Экономика региона. 2017. Т. 13. № 4.
- Кулакова А.А., Кирова И.О. Высшее образование как драйвер интеграции в ЕАЭС // Вестник ВГУ. Серия: Проблемы высшего образования. 2020. № 4.
- Левченко А. Возможна ли евразийская интеграция в сфере образования? // URL: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/vozmozhna-li-evraziyskaya-integratsiya-v-sfere-obrazovaniya.
- Манахов С.В, Зуев В.М. Основные направления формирования единого образовательного пространства в рамках Евразийского экономического союза // Вестник НГУЭУ. 2016. № 2.
- Нургалиева Ж.Е., Турегельдинова А.Ж. Модель развития высшего образования в Евразийском экономическом союзе // Образование и обучение: методология, теория, технология. 2018. № 1.
- Осадчая Г.И. Евразийский экономический союз: социогуманитарные инструменты интеграции // Социология в постглобальном мире. СПб., 2022.
- Осадчая Г.И. Социогуманитарное сотрудничество членов евразийского экономического союза: смыслы и инструменты // Вестник РУДН. Серия: Социология. 2023. Т. 23. № 3.
- Осадчая Г.И., Юдина Т.Н. Магистерская программа по социологии «Интеграционные процессы в Евразии»: концептуальный взгляд // Отечественная социология на современном этапе: достижения, проблемы, перспективы / Отв. ред. А.Ю. Рожков. Краснодар, 2023.
- Титаренко Л.Г. Интеграционные образовательные процессы в евразийском измерении // Большая Евразия: развитие, безопасность, сотрудничество. 2023. № 6-2.
- Тулейко Е.В. Система совместной подготовки кадров государств-членов ЕАЭС // Современная Европа. 2020. № 3.
- Фатыхова В.М. Евразийское сотрудничество в области науки и высшего образования: перспективы неофункционального «перетекания» // Вестник МГИМО-Университета. 2019. № 2.
- Хмиль И.В. Международно-правовые аспекты образовательной интеграции ЕАЭС // Правопорядок: история, теория, практика. 2022. № 3.
- Чавыкина М.А. Академическая мобильность в странах ЕАЭС: современное состояние и перспективы развития // Креативная экономика. 2017. Т. 11. № 9.
- Чавыкина М.А. Предпосылки формирования единого образовательного пространства государств-членов ЕАЭС // Новый университет. Серия: Экономика и право. 2016. № 10.
- Юн С.М. Образование как сфера сотрудничества в рамках Евразийского экономического союза: проблемы и перспективы // Вестник ТГУ. История. 2017. № 50.
- Zuev V.M., Manakhov S.V., Gagiev N.N., Demenko O.G. Problems and prospects of convergence of higher education systems in countries of the Eurasian economic union // Espacios. 2018. Vol. 39. No. 29.