Высшее образование в Евразийском экономическом союзе: потенциал и проблемы сотрудничества

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Решение интеграционных задач по формированию общего рынка труда, взаимопроникновению ценностей и идей, обеспечению взаимопонимания и доверия между народами требует создания единого образовательного пространства на территории Евразийского экономического союза (ЕАЭС), сближения образовательных и профессиональных стандартов, взаимного признания дипломов, ученых степеней и званий. В статье рассмотрена академическая мобильность внутри интеграционного объединения и современные практики сотрудничества государств-членов и стран-наблюдателей Союза в области высшего образования на основе данных Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) и Федеральной службы государственной статистики России, а также дана оценка результативности продвижения идей евразийской интеграции по результатам эмпирического исследования и обозначены резервы развития сотрудничества стран-членов ЕАЭС и стран-наблюдателей в сфере образования. В частности, выявлено сокращение обмена студентами между вузами стран-членов при одновременном росте числа иностранных студентов из стран дальнего зарубежья; в рамках академической мобильности ЕАЭС Россия по-прежнему принимает больше обучающихся, чем ее партнеры. Это говорит о неравноценности студенческой и преподавательской академической мобильности, вызывает беспокойство в странах-членах и странах-кандидатах, требует изменения законодательства и финансирования и учета роста конкуренции за влияние в сфере образования с Турцией, Европой и Китаем. Показано развитие структуры и программ сотрудничества в сфере образования, расширение сети филиалов ведущих вузов Союза в других странах, создание ведущими вузами Консорциума, Евразийского Сетевого университета и Славянских университетов, заключение новых соглашений о сотрудничестве. Развитие сотрудничества стран-членов ЕАЭС и стран-наблюдателей в сфере образования требует достижения согласия между участниками интеграционных процессов, включении образования в интеграционную повестку на высшем уровне, отнесения вопросов высшего образования к отдельной сфере сотрудничества, расширения нормативно-правового регулирования вопросов сотрудничества и формирования институциональной базы управления сферой высшего образования в ЕАЭС.

Полный текст

Сотрудничество стран-членов Евразийского экономического союза (ЕАЭС) в сфере образования — важнейшее условие его дальнейшего развития [16; 20]. Возможность и необходимость сотрудничества в сфере образования в рамках ЕАЭС прямо вытекает из документов, принятых его регуляторами (1), а перспективы этого сотрудничества связаны и с пятой свободой (знаний), которую Президент России В.В. Путин предложил добавить к четырем известным свободам (передвижения товаров и услуг, финансов и человеческого капитала) (2). Однако, несмотря на рекомендации по развитию взаимодействия, сформулированные в документах, и реально предпринятые шаги по их реализации, сотрудничество в сфере высшего образования пока не соответствует требованиям интеграции и осложнено целым рядом препятствий, которые ограничивают деятельность и инициативы учебно-образовательных учреждений.

Поэтому цель статьи — анализ потенциала и проблем сотрудничества государств-членов ЕАЭС в области высшего образования: формирование общего образовательного пространства повысит результативность ЕАЭС, улучшит качественные и повысит количественные показатели экономического роста. Исследование опирается на анализ современных практик сотрудничества стран-членов, оценку продвижения идей евразийской интеграции и результаты эмпирического исследования, чтобы разработать рекомендации по развитию сотрудничества в сфере высшего образования в рамках ЕАЭС. Авторское исследование было проведено в феврале — марте 2023 года: методом анкетирования были опрошены 771 человек (Казахстан — 201, Кыргызстан — 175, Россия — 204, Узбекистан — 191); использовался метод целевого отбора по трем признакам: гражданство, место проживания и работы (Москва и Московская область), возраст (18–45 лет).

Академическая мобильность  в Евразийском экономическом союзе

Формирование общего рынка стран ЕАЭС предполагает свободное перемещение трудовых ресурсов, что требует особого внимания к развитию кадрового потенциала и ставит вопрос о согласованной образовательной политике. Для взаимодействия вузов в рамках ЕАЭС созданы достаточные базовые условия. На территории Союза по состоянию на начало 2022/2023 учебного года, по данным ЕЭК, действовало 1008 вузов: в России — 722 (вузы государственные и негосударственные, с учетом филиалов — около 1000), в Казахстане — 116, в Армении — 59, в Беларуси — 50, в Кыргызстане — 61 (3). По программам высшего профессионального образования обучались 4,96 млн человек: в России — 3,8 млн, в Казахстане — 576,7 тысяч, в Беларуси — 229 тысяч, в Армении — 92,2, в Кыргызстане — более 166, что является благоприятным фактором для создания общего образовательного пространства.

В этом контексте важны показатели академической мобильности студентов внутри интеграционного объединения: ее анализ показывает сокращение обмена студентами между вузами ЕАЭС при одновременном росте в них числа иностранных студентов из стран дальнего зарубежья. Так, если в 2015/2016 учебном году взаимообмен студентами между странами ЕАЭС составил 101,7 тысяч человек, то в 2022/2023 учебном году — 89,9 тысяч. Изменилось и количество обучающихся по странам: значительно, в 1,75 раза, увеличилось их число в Казахстане (1102 и 1930 человек соответственно); в 1,2 раза увеличилось число студентов из других стран содружества в Армении (с 1199 до 1411), тогда как в Беларуси и Кыргызстане число студентов из стран ЕАЭС уменьшилось (Табл. 1).

Таблица 1. Динамика академической мобильности студентов между странами ЕАЭС (на начало учебного года; по всем программам и типам образовательных организаций) (чел.) (4)

Страна

2022/2023

2015/2016

Армения

1411

1192

Беларусь

1598

1895

Казахстан

1930

1102

Кыргызстан

5099

6370

Россия

79890

91120

Всего по ЕАЭС

89928

101679

Динамика численности студентов из стран ЕАЭС, обучавшихся в российских вузах, выглядит следующим образом: в 2022/2023 учебном году у нас обучалось 79890 студентов из стран-членов ЕАЭС, из них 56733 — из Казахстана, 10864 — из Беларуси, 9621 — из Киргизии, 2672 — из Армении; в 2014/2015 учебном году, на момент образования ЕАЭС, численность студентов из Армении составляла — 3902 человека, из Беларуси — 18427, из Казахстана — 55969, т.е. единственная страна ЕАЭС, численность студентов из которой возросла к 2022/2023 учебному году в 2,1 раза — Кыргызстан (Табл. 2).

Таблица 2. Динамика численности студентов из стран ЕАЭС, обучавшихся в российских вузах (на начало учебного года; по всем программам и типам образовательных организаций высшего образования) (чел.) (5)

Страна

2014/15

2015/16

2016/17

2017/18

2018/19

2019/20

2020/21

2021/22

2022/23

Армения

3902

3606

3245

3049

2851

2674

2337

2292

2672

Беларусь

18427

14964

12414

10792

10162

10701

10509

10204

10864

Казахстан

55969

66821

67403

65700

67316

63497

61462

61040

56733

Кыргызстан

4663

5729

6627

7247

7159

7499

7493

8648

9621

Студенты из стран ЕАЭС обучаются в российских вузах как на коммерческой основе, так и за счет российского бюджета: например, за счет федерального бюджета в российских вузах учится около 29 тысяч студентов из Казахстана, 7 тысяч — из Кыргызстана (4). Несмотря на сокращение числа студентов из ЕАЭС, вузы России по-прежнему принимают большее их количество, чем вузы стран-партнеров. Сохраняющийся дисбаланс вызывает беспокойство стран-членов по поводу потери интеллектуального потенциала и возможной утечки квалифицированных кадров. Вопрос о неравноценности академической мобильности — как студенческой, так и преподавательской — обсуждался на Евразийском экономическом форуме в мае 2023 года в Москве (5), где была подчеркнута необходимость интенсификации мобильности в ЕАЭС. Этого можно достичь путем изменения как подходов университетов к обучению, так и законодательства, финансирования и структуры управления академической мобильностью [7]. Следует также учитывать рост конкуренции за влияние на образование в ЕАЭС Турции, Европы и Китая.

Структура и программы сотрудничества в сфере образования

Определенным объединяющим началом образовательного пространства ЕАЭС выступает представительство филиалов ведущих вузов. Например, сегодня в Казахстане работает 6 филиалов российских вузов, в Армении — 3, в Кыргызстане и Беларуси — по 2 (6). МГУ им. М.В. Ломоносова имеет филиалы во всех столицах государств, вошедших в ЕАЭС, где ежегодно более 400 профессоров МГУ ведут занятия (7). Деятельность филиалов российских вузов в странах ЕАЭС решает и очень важную задачу сохранения русскоязычного пространства в Евразии как основы российского культурного присутствия [12].

Для консолидации и аккумулирования научно-образовательного потенциала учебных заведений ЕАЭС в мае 2023 года ведущими вузами стран-членов был создан Консорциум (8), основной целью которого стала подготовка специалистов, продвигающих евразийскую интеграцию во всех сферах. В Консорциум вошли пять вузов России, Белоруссии, Кыргызстана и Армении: МГИМО МИД РФ, Белорусский государственный университет, Белорусский государственный экономический университет, Дипломатическая академия МИД Кыргызстана и Ереванский государственный университет. Было также заключено четырехстороннее соглашение о создании центра компетенций в области селекции и генетики сельскохозяйственных растений и животных (9), которое позволит разрабатывать и реализовывать совместные программы высшего и дополнительного профессионального образования и обеспечит академическую мобильность обучающихся и профессорско-преподавательского состава.

В научно-образовательном пространстве ЕАЭС работает три уникальных университета, соучредителями которых выступают правительства двух стран (России и Армении, Беларуси, Кыргызстана), — это Славянские университеты (10). Подобный формат предъявляет определенные требования к миссии, целям и задачам, особенностям управления и финансирования. Каждый университет имеет свои особенности, внося вклад в социальное и технологическое развитие как ЕАЭС, так и стран-членов. Для России как учредителя данных университетов приоритетны задачи укрепления позиций русского языка в странах ЕАЭС, реализации совместных образовательных программ, подготовки кадров для ключевых отраслей экономик стран ЕАЭС в соответствии с их запросами, а также расширение и повышение эффективности филиальной сети российских вузов, проведение совместных мероприятий в области молодежной политики и привлечение иностранных граждан для обучения в России.

В настоящее время Славянские университеты реализуют 38 совместных проектов, которые направлены на содействие интеграционным процессам в ЕАЭС. Например, результатами данных проектов стало открытие совместной аспирантуры Санкт-Петербургского политехнического университета им. Петра Великого и Российско-Армянского государственного университета; летнего медиа-интенсива для студентов и преподавателей Славянских вузов на площадке МГУ им. М.В. Ломоносова; ежегодной Международной летней школы для студентов-бакалавров, магистрантов и аспирантов «Евразийские общества в фокусе молодых социологов» на базе ИДИ ФНИСЦ РАН; демографической школы для студентов Кыргызстана на базе Кыргызско-российского Славянского университета им. Б.Н. Ельцина и др.

Развитие совместной деятельности в сфере высшего образования тесно связано с созданием в ЕАЭС Евразийского сетевого университета (ЕСУ) для объединения ведущих университетов стран-партнеров (11). Миссия ЕСУ — установление связей между вузами, с государственной властью, бизнесом, общественными и культурными организациями, научными учреждениями. Основная цель ЕСУ — создание единой площадки, благодаря которой преподаватели, студенты и научные сотрудники вузов на территории ЕАЭС получили бы беспрепятственный доступ к методическим и научным ресурсам. На сегодняшний день в ЕСУ входят 19 вузов из стран-членов, рассматривается вопрос о присоединении к ЕСУ Финансового университета при Правительстве РФ (12).

ЕСУ стал своеобразным символом евразийской интеграции благодаря формированию единого образовательного и научного евразийского пространства. Университет создан как научно-образовательный консорциум без образования юридического лица, который ориентирован, согласно Меморандуму, на организацию подготовки квалифицированных кадров в сетевой форме в соответствии с существующими и перспективными потребностями рынка труда ЕАЭС, а также на постоянный мониторинг таких потребностей (11). Пути сближения научно-образовательных пространств на просторах Большой Евразии в рамках сетевого сотрудничества обсуждались в марте 2023 году на Форуме Евразийского сетевого университета, который прошел на базе МГУ им. М.В. Ломоносова: был анонсирован запуск первой магистерской программы при Межпарламентской ассамблее ЕврАзЭс, которая ориентирована на подготовку специалистов в области евразийской интеграции, и уже выпущено первое учебное пособие.

Сегодня в России все чаще разрабатываются и реализуются аналогичные магистерские программы: в МГУ им. М.В. Ломоносова («Евразийская интеграция», направление «Международные отношения»), РГГУ («История и геополитика современной Евразии», направление «История»), РГУ им. А.Н. Косыгина («Юрист в сфере международного бизнеса и евразийской интеграции», направление «Юриспруденция»), МГИМО («Комплексные исследования европейских и евразийских интеграционных процессов», направление «Экономика»), СПбГУ («Бизнес России в глобальной экономике и евразийская интеграция», направление «Экономика»). Однако для развития интеграционных процессов необходимо значительно больше разнообразных специализированных программ и дисциплин, связанных с интеграционными процессами в Евразии, так как очевиден высокий спрос на исследователей, проектировщиков, консультантов, аналитиков и экспертов на рынке труда ЕАЭС как со стороны государственных органов, так и со стороны коммерческих и неправительственных организаций.

Одной из таких программ могла бы стать программа по подготовке социологов, способных содействовать успешному евразийскому партнерству, обладающих навыками административно-управленческой, научно-исследовательской, информационно-коммуникативной и экспертно-аналитической, проектной, консультативной деятельности. Данная программа предполагает дисциплинарно сфокусированную подготовку студентов в области социологии в сочетании со специализированным знанием уникального и сложного политического и социального контекста Евразийского региона [13]. Ресурс образовательных программ, разработанных в России, может быть широко использован в деятельности евразийско-ориентированных вузов. Хотя очевидны трудности реализации таких «перекрестных программ», связанные прежде всего с тем, что образование — крайне чувствительная область межгосударственного взаимодействия, поскольку транслирует определенные смыслы, ценности и идеи [8], и вопросы концептуального наполнения образовательных программ и выработки общих подходов могут вызвать споры. Для решения этой проблемы представляется целесообразным не допускать чрезмерной идеологизации подобных программ — наиболее приемлем прагматический подход, направленный на эффективную реализацию конкретных научно-образовательных программ в духе взаимоуважения и межкультурного диалога молодежи стран Евразийского союза, благодаря чему и будут утверждаться общие ценности и мировозренческие установки [3].

Ресурс сотрудничества стран-членов и наблюдателей ЕАЭС  в сфере образования

Необходимость активизации сотрудничества в сфере образования обусловлена задачей формирования социальной базы интеграционных процессов. Информированность и сопричастность к строительству ЕАЭС во многом определяют успешность интеграции. К сожалению, наше исследование свидетельствует, что большинство опрошенных граждан Казахстана, Кыргызстана, Узбекистана и России, проживающих в Московской агломерации (возраст — 18–45 лет), не знают о существовании интеграционного объединения. Информированность российской молодежи и граждан Казахстана — 40 %, а молодых граждан из Узбекистана — 30 % (страна получила статус наблюдателя в ЕАЭС в декабре 2020 года) (Рис. 1).

Рис. 1. Информированность респондентов о существовании на постсоветском пространстве Евразийского экономического союза (ЕАЭС) (в %)

Несмотря на то, что Россия — ключевой участник евразийской интеграции, ее поддержка среди российской молодежи даже ниже, чем среди молодежи из Казахстана, Кыргызстана, Узбекистана. Для россиян в первую очередь важна экономическая интеграция (52 %), а не политическая, культурная и военная (менее 40 %). Уровень поддержки экономической интеграции мигрантами еще выше: граждане Казахстана — 81 %, Кыргызстана — 75 %, Узбекистана — 63 %. В политической интеграции заинтересованы три из четырех молодых мигрантов из Казахстана и Кыргызстана и каждый второй узбекистанец. Культурная интеграция не менее важна для респондентов из Казахстана и Кыргызстана, чем политическая, намного менее значима интеграция военная (каждый третий казахстанец и кыргызстанец, каждый второй выходец из Узбекистана) (Рис. 2).

Рис. 2. Поддержка респондентами разных форм интеграции (в %)

Также отмечена разновекторность интеграционных ориентаций: практически каждый третий российский респондент нацелен на интеграционные программы и проекты, связанные с Китаем, только каждый пятый выступает за интеграцию в рамках ЕАЭС. Интеграционные программы, связанные с Китаем, для молодых мигрантов из Казахстана, Кыргызстана и Узбекистана не так интересны. Против любых интеграционных союзов выступает практически каждый четвертый мигрант из Казахстана и Кыргызстана и каждый третий мигрант из Узбекистана, полагая, что следует рассчитывать только на возможности своей страны (Табл. 3).

Таблица 3. Интеграционные объединения, на которые следует прежде всего ориентироваться их странам (в %)

Объединения

Россия

Казахстан

Кыргызстан

Узбекистан

Евразийский экономический союз (ЕАЭС)

21,7

33,3

33,7

27,2

Европейский Союз (ЕС)

12,3

14,9

12

13,1

Организация тюркских государств (Турция)

7,4

5,5

9,7

6,3

Интеграционные программы и проекты, связанные с Китаем

29,6

14,4

13,1

12

Ни на какие формы интеграции ориентироваться не нужно, следует рассчитывать только на свою страну

27,6

28,9

28,6

36,6

Другое

1,5

3

2,9

4,7

В современных условиях необходимо, прежде всего, преодолеть отсутствие взаимопонимания и согласия между государствами-членами относительно целесообразности и необходимости включения образования в интеграционную повестку, выделить вопросы высшего образования в отдельную сферу сотрудничества ЕАЭС, сформировать международно-правовой механизм образовательного сотрудничества (13). Его важнейшие факторы — расширение нормативно-правовой базы регулирования вопросов сотрудничества в сфере высшего образования, формирование институциональной базы для управления образовательной системой ЕАЭС, включая формирование надгосударственных структур, координирующих и регулирующих выработку единой образовательной стратегии [5]. Несмотря на все различия в содержании и структуре высшего образования в странах ЕАЭС, наличие общих характеристик поможет интеграции — это сохранившиеся элементы единой системы высшего образования, которые существовали долгое время; использование русского языка в образовании как инструмента сотрудничества; развитие форм международного и межвузовского сотрудничества на разных уровнях системы высшего образования [21]. Разработка и реализация комплексных мер по углублению сотрудничества в сфере образования будет способствовать формированию новой, целостной системы, объединяющей образовательные процессы в ЕАЭС [5], решению социально-экономических и социокультурных проблем в каждой стране-члене и внутри ЕАЭС, повышению международной конкурентоспособности Союза.

В последние годы проблемы сотрудничества стран-членов ЕАЭС в сфере образования все чаще рассматриваются в научной литературе: обосновывается значимость единого образовательного пространства для развития интеграции внутри ЕАЭС [20]; обсуждаются проблемы, влияющие на характер связей и темпы интеграции, и предпосылки развития образовательного сотрудничества [21]; обосновывается необходимость сотрудничества в сфере образования и подготовки кадров для решения совместных социально-экономических задач [19]; подчеркивается фрагментарный характер правового закрепления образовательной интеграции [2]; анализируются проблемы, связанные с общим рынком труда (взаимное признание документов об образовании (14), право на получение образования детьми трудоустроенных мигрантов (ст. 97 и 98 Договора о ЕАЭС) (18); подчеркивается необходимость совершенствования механизмов образовательной интеграции по наиболее актуальным и важным направлениям через укрепление их международно-правового обеспечения [17], создание эффективного механизма эквивалентности уровней образования, ученых званий и степеней. Эти вопросы остаются в сфере внимания Евразийской экономической комиссии, которая обладает лишь косвенной компетенцией в области образовательной интеграции.

Также в научных статьях активно обсуждается формирование наднациональной системы образования [9; 10] и институциональных основ образовательного сотрудничества стран ЕАЭС [14; 17], создание межправительственного института и экспертной группы в составе представителей бизнес-сообщества и университетов, призванных сыграть существенную роль в координации национальных образовательных политик, гармонизации нормативно-правовой базы сотрудничества в сфере образования, выработке мер финансовой поддержки сетевого взаимодействия университетов стран ЕАЭС [4–6; 11; 16]. Нередко в центре внимания исследователей оказывается академическая мобильность студентов и преподавателей в рамках ЕАЭС, которая по своим масштабам и многообразию форм выступает одним из наиболее значимых проявлений интернационализации образования [18]. В целях развития академической мобильности в условиях экономической интеграции ЕАЭС предлагается: развитие сбалансированного многоуровневого международного сотрудничества; подготовка специалистов для тех сфер экономики, что обладают максимальным интеграционным потенциалом; разработка механизма взаимодействия с работодателями, позволяющего осуществлять текущую и опережающую подготовку необходимых специалистов в соответствии с потребностями рынка труда ЕАЭС и перспективами развития экономик Союза [18].

В целом анализ структуры и программ сотрудничества в сфере образования позволяет отметить позитивные изменения в общем образовательном пространстве: расширение представительства филиалов ведущих вузов в странах ЕАЭС, создание ведущими вузами стран ЕАЭС Консорциума и начало четырехстороннего интеграционного взаимодействия в сфере науки и высшего образования, создание центра компетенций в области селекции и генетики сельскохозяйственных растений и животных, активизация деятельности славянских университетов, создание Евразийского сетевого университета, разработка и реализация магистерских образовательных программ, транслирующих евразийские смыслы, ценности и идеи.

Для устранения препятствий в развитии сотрудничества в сфере высшего образования в ЕАЭС необходимо законодательно закрепить интеграцию на наднациональном уровне и гармонизировать правовые нормы; сформировать консультативный совет как межправительственный институт, который будет заниматься образованием в ЕАЭС; создать в нем отдел для сбора и обработки данных о рынке образовательных услуг в ЕАЭС, выработки рекомендаций по развитию высшего образования и продвижению перспективных образовательных программ; активизировать деятельность ЕСУ на базе научно-образовательного портала вузов ЕАЭС; начать подготовку специализированных инновационных кадров для повышения результативности интеграционных процессов и дальнейшего успешного развития евразийского пространства; выработать конкретные инструменты для развития академической мобильности студентов и преподавателей, для продвижения идей евразийской интеграции среди населения, в первую очередь среди молодежи; сформировать экспертно-аналитическую инфраструктуру ЕЭАС, организовав работу с НКО и экспертным сообществом; возобновить исследования в рамках проекта «Система индикаторов евразийской интеграции» (СИЕИ), включив в него показатели в сфере высшего образования.

Примечания

  1. Договор о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 // URL: http://www. ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=203268&fld=134&dst=100000 0001,0&rnd=0.8327479851817134#0; Решение Высшего Евразийского экономического совета от 11.12.2020 № 12 «О Стратегических направлениях развития евразийской экономической интеграции до 2025 года» // URL: https://www.consultant.ru/document/ consdocLAW375194; Распоряжение Совета Евразийской экономической комиссии от 05.04.2021 № 4 // URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_384199; «О плане мероприятий по реализации Стратегических направлений развития евразийской экономической интеграции до 2025 года», Меморандум о взаимопонимании по созданию Евразийского сетевого университета (ЕСУ) от 25.05.2022 // URL: https:// eec.eaeunion.org/upload/medialibrary/79d/25.05.2022-g-Memorandum-o-vzaimoponimaniipo-sozdaniyu-Earziyskogo-setevogo-universiteta.pdf; В Евразийский сетевой университет включено еще четыре вуза из Казахстана и России // URL: https://eec.eaeunion.org/ news/v-evraziyskiy-setevoy-universitet-vklyucheno-eshche-chetyre-vuza-iz-kazakhstana-irossii; Авангард цифровой трансформации и академическая мобильность для молодежи — предложения ЕАБР на Молодежном форуме СНГ и ЕАЭС // URL: https://eabr. org/press/releases/avangard-tsifrovoy-transformatsii-i-akademicheskaya-mobilnost-dlyamolodezhi-predlozheniya-eabr-na-m.
  2. Заседание Высшего Евразийского экономического совета05.2023 // URL: http:// special.kremlin.ru/catalog/countries/BY/events/71204.
  3. Образование. Динамические ряды. Евразийская экономическая комиссия // URL: https:// eaeunion.org/comission/department/dep_stat/union_stat/current_stat/education/series.
  4. Россия увеличит квоту для студентов из Киргизии в российских вузах до 700 // URL: https://tass.ru/obschestvo/17202705; Сколько казахстанцев учится в российских вузах // URL: https://lsm.kz/skol-ko-kazahstancev-postupilo-v.
  5. Вузы стран ЕАЭС работают над формированием общего образовательного пространства // URL: https://forum.eaeunion.org/news/vuzy-stran-eaes-rabotayut-nad-formirovaniem-obshchego-obrazovatelnogo-prostranstva.
  6. В каких странах СНГ работают филиалы российских вузов // URL: https://vk.com/ wall-211144754_342641.
  7. Адреса подразделений МГУ имени М.В. Ломоносова // URL: https://www.msu.ru/address.
  8. В Москве подписали соглашение о Консорциуме вузов в области евразийской интеграции // URL: https://minobrnauki.gov.ru/press-center/news/mezhdunarodnoe- sotrudnichestvo/68419.
  9. Данные вузы, имея различные приоритеты, объединены общей целью сохранения единого русскоязычного научно-образовательного пространства в ЕАЭС // URL: ru/ news/48704.
  10. Значение славянских университетов для образовательной интеграции в СНГ // URL: https://eurasia.expert/znachenie-slavyanskikh-universitetov-dlya-obrazovatelnoyintegratsii-v-sng/?utm_source=yandex.ru&utm_medium=organic&utm_campaign=yandex. ru&utm_referrer=yandex.ru.
  11. Меморандум о взаимопонимании по созданию Евразийского сетевого университета (ЕСУ) от 25.05.2022 // URL: https://eec.eaeunion.org/upload/medialibrary/79d/25.05.2022g-Memorandum-o-vzaimoponimanii-po-sozdaniyu-Earziyskogo-setevogo-universiteta.pdf.
  12. Евразийский сетевой университет готовится к присоединению нового вуза // URL: https:// eaeunion.org/news/evraziyskiy-setevoy-universitet-gotovitsya-k-prisoedineniyu- novogo-vuza.
  13. ЕАЭС необходимы правовые механизмы интеграции в сфере высшего образования // URL: https://eurasia.expert/eaes-neobkhodimy-mekhanizmy-podderzhki-integratsii-vobrazovanii/?utm_source=google.com&utm_medium=organic&utm_campaign=google. com&utm_referrer=google.com.
  14. Исключение — документы об образовании по педагогическому, юридическому, медицинскому и фармацевтическому профилям.
×

Об авторах

Галина Ивановна Осадчая

Институт демографических исследований ФНИСЦ РАН

Email: osadchaya111@gmail.com

доктор социологических наук, руководитель отдела исследования социально-демографических процессов в ЕАЭС Института демографических исследований Федерального научно-исследовательского социологического центра Российской академии наук

ул. Фотиевой, 6, к. 1, Москва, 119333, Россия

Татьяна Николаевна Юдина

Институт демографических исследований ФНИСЦ РАН

Автор, ответственный за переписку.
Email: ioudinatn@mail.ru

доктор социологических наук, главный научный сотрудник Института демографических исследований Федерального научно-исследовательского социологического центра Российской академии наук

ул. Фотиевой, 6, к. 1, Москва, 119333, Россия

Список литературы

  1. Андриянов Д.В. Евразийский экономический союз: борьба за «третье пространство» и интеграция через право // Актуальные проблемы российского права. 2018. № 3.
  2. Арутюнян М.Л. Формирование единого образовательного пространства ЕАЭС как условие обеспечения национально-культурной безопасности Республики Армении // Проблемы национальной безопасности в условиях глобализации и интеграционных процессов (междисциплинарные аспекты). Ереван, 2015.
  3. Бурлинова Н. Искусство союзнических отношений: когда работает мягкая сила // URL: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/columns/riacdigest/iskusstvo-soyuznicheskikh-otnosheniy-kogda-rabotaet-myagkaya-sila.
  4. Искаков И.Ж., Ланина Е.Е. Евразийский сетевой университет: истоки, проект, воплощение // Большая Евразия: развитие, безопасность, сотрудничество. 2023. № 6-2.
  5. Константинова Л.В., Шубенкова Е.В., Войкина Е.А. Эффективность интеграционных процессов в сфере образования стран - членов ЕАЭС // Вестник экономики, права и социологии. 2021. Т. 2. № 4.
  6. Коршунов Л.А., Никонов Н.М. Сетевые взаимодействия в регионе Большого Алтая // Экономика региона. 2017. Т. 13. № 4.
  7. Кулакова А.А., Кирова И.О. Высшее образование как драйвер интеграции в ЕАЭС // Вестник ВГУ. Серия: Проблемы высшего образования. 2020. № 4.
  8. Левченко А. Возможна ли евразийская интеграция в сфере образования? // URL: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/vozmozhna-li-evraziyskaya-integratsiya-v-sfere-obrazovaniya.
  9. Манахов С.В, Зуев В.М. Основные направления формирования единого образовательного пространства в рамках Евразийского экономического союза // Вестник НГУЭУ. 2016. № 2.
  10. Нургалиева Ж.Е., Турегельдинова А.Ж. Модель развития высшего образования в Евразийском экономическом союзе // Образование и обучение: методология, теория, технология. 2018. № 1.
  11. Осадчая Г.И. Евразийский экономический союз: социогуманитарные инструменты интеграции // Социология в постглобальном мире. СПб., 2022.
  12. Осадчая Г.И. Социогуманитарное сотрудничество членов евразийского экономического союза: смыслы и инструменты // Вестник РУДН. Серия: Социология. 2023. Т. 23. № 3.
  13. Осадчая Г.И., Юдина Т.Н. Магистерская программа по социологии «Интеграционные процессы в Евразии»: концептуальный взгляд // Отечественная социология на современном этапе: достижения, проблемы, перспективы / Отв. ред. А.Ю. Рожков. Краснодар, 2023.
  14. Титаренко Л.Г. Интеграционные образовательные процессы в евразийском измерении // Большая Евразия: развитие, безопасность, сотрудничество. 2023. № 6-2.
  15. Тулейко Е.В. Система совместной подготовки кадров государств-членов ЕАЭС // Современная Европа. 2020. № 3.
  16. Фатыхова В.М. Евразийское сотрудничество в области науки и высшего образования: перспективы неофункционального «перетекания» // Вестник МГИМО-Университета. 2019. № 2.
  17. Хмиль И.В. Международно-правовые аспекты образовательной интеграции ЕАЭС // Правопорядок: история, теория, практика. 2022. № 3.
  18. Чавыкина М.А. Академическая мобильность в странах ЕАЭС: современное состояние и перспективы развития // Креативная экономика. 2017. Т. 11. № 9.
  19. Чавыкина М.А. Предпосылки формирования единого образовательного пространства государств-членов ЕАЭС // Новый университет. Серия: Экономика и право. 2016. № 10.
  20. Юн С.М. Образование как сфера сотрудничества в рамках Евразийского экономического союза: проблемы и перспективы // Вестник ТГУ. История. 2017. № 50.
  21. Zuev V.M., Manakhov S.V., Gagiev N.N., Demenko O.G. Problems and prospects of convergence of higher education systems in countries of the Eurasian economic union // Espacios. 2018. Vol. 39. No. 29.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. Рис. 1. Информированность респондентов о существовании на постсоветском пространстве Евразийского экономического союза (ЕАЭС) (в %)

Скачать (92KB)
2. Рис. 2. Поддержка респондентами разных форм интеграции (в %)

Скачать (182KB)

© Осадчая Г.И., Юдина Т.Н., 2024

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах