Модель подготовки социолога в свете разработки Федерального государственного образовательного стандарта четвертого поколения

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В настоящее время в России происходит формирование новой уровневой системы высшего образования. Существенные изменения вносятся с учетом новых требований к специалистам в экономике, социальных отраслях, во всех сферах общественной жизни. Предполагается, что новая система вберет в себя наработки советской модели образования и опыт последних десятилетий. Цель статьи - рассмотреть новую версию подготовки социолога в свете реформирования системы высшего образования и разработки Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) четвертого поколения. Одна из центральных идей, положенных в основу новой системы, - предоставление студенту возможности выбора направления подготовки не на этапе поступления в вуз, а с третьего года обучения, что повысит осознанность профессионального выбора, поможет более успешному встраиванию выпускников в рынок труда за счет широкой образовательной базы и обеспечит гибкость образовательных программ, сохранив в каждой «фундаментальное ядро». Таким образом, первые два года будет осуществляться общая (для входящих в укрупненную группу направлений) подготовка, а далее - специализированная (социологическая). Однако предлагаемый Министерством образования и науки (Минобрнауки) макет нового стандарта, основанный на обновленных, укрупненных группах направлений, не будет способствовать повышению профессионального уровня выпускниковсоциологов. Обязательное выделение общей части для входящих в группу направлений и потому неизбежное сокращение профессиональной подготовки лишает высшее социологическое образование связи с практикой, разрушает подготовку профильных специалистов, делает ее беспредметной, что противоречит запросам общества и рынка труда, целям социальноэкономического развития страны. Также возникает проблема непрогнозируемого удлинения сроков выхода выпускников на рынок труда; не определены механизмы распределения контрольных цифр приема между направлениями внутри группы, финансового обеспечения увеличенного периода обучения (удорожание на 20 %-40 %) и педагогической нагрузки. Проводимый сегодня пилотный проект, рассчитанный на три года, не позволит сделать обоснованные выводы о правомерности заложенных в него идей: обучающиеся даже не закончат базовый уровень высшего образования. Поэтому целесообразно вернуться к разработке ФГОС по каждому направлению подготовки, провести дополнительную работу по нормативному и правовому обеспечению перехода от Болонской системы с ориентацией на ценности и цели российской высшей школы, провести широкое общественнопрофессиональное обсуждение актуальных проблем планируемых реформ.

Полный текст

Сегодня российская система высшего образования находится на очередном этапе реформирования. В январе 2020 года Президент России В.В. Путин в Послании Федеральному Собранию сформулировал задачу: «Предусмотреть для студентов, осваивающих образовательные программы высшего образования, возможность выбора направления подготовки начиная с третьего года» [15], т.е. возможность выбирать направление подготовки или программу обучения, включая смежные профессии, не на этапе поступления в вуз, а с третьего года обучения, чтобы обеспечить более осмысленный профессиональный выбор абитуриентов и более гибкое встраивание выпускников в рынок труда за счет широкой образовательной базы.

Если обратиться к истории развития советского и российского высшего образования, то окажется, что подобная модель реализовывалась и ранее, например, в МФТИ традиционно на 1–2 курсах углубленно изучались фундаментальные основы физики студентами всех специальностей, а уже на 3–6 курсах проходила специализация обучающихся на базовых кафедрах. И сегодня крупнейшие российские вузы, осуществляющие подготовку инженеров, придерживаются идеи единой подготовки студентов по укрупненной группе направлений подготовки (УГН) на 1–2/3 курсах обучения [20]. Однако руководители Московской школы управления «Сколково» считают, что определение направления подготовки после окончания второго курса, а не при поступлении, и возможность смены вуза после первой «двойки» лет — инновация для российского высшего образования [12].

Конкретизация высказанной в 2020 году идеи нашла отражение в Послании Президента Федеральному Собранию в феврале 2023 года, когда было предложено вернуться к традиционной для России базовой подготовке специалистов с высшим образованием: сроки обучения в вузах будут варьировать от четырех до шести лет в зависимости от конкретной профессии, отрасли и запроса рынка труда [16]. В Указе Президента «О некоторых вопросах совершенствования системы высшего образования» от 12 мая 2023 года [23] декларируется, что Россия отказывается от Болонской системы, к которой присоединилась в 2003 году (к Декларации «Зона европейского высшего образования», или Болонской декларации 1999 года): с 2011 года в нашей стране повсеместно действовала двухуровневая система подготовки бакалавриат–магистратура. В апреле 2022 года Болонская группа объявила о прекращении представительства России и Беларуси во всех структурах Болонского процесса [9], а в июне 2022 года Государственная Дума приняла решение о выходе России из Болонской системы образования [5].

Нормативная база для реализации новой уровневой системы высшего образования формировалась в течение последних лет. В частности, в Законе «Об образовании в Российской Федерации» определены возможности одновременного освоения нескольких образовательных программ (ст. 10. п. 7); отмечено, что ФГОСы разрабатываются по уровням образования или по профессиям, специальностям и направлениям подготовки по соответствующим уровням профессионального образования или укрупненным группам профессий, специальностей и направлений подготовки (ст. 11. п. 5); в перечне прав обучающихся указана возможность одновременного освоения нескольких основных профессиональных образовательных программ, получение одной или нескольких квалификаций (ст. 34) [4]. В «Порядке организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования — программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры» написано, что образовательная организация может предоставить студенту после второго года обучения в бакалавриате возможность перевода на обучение по другой образовательной программе (п. 29) [14]. Кроме того, был разработан новый «Перечень специальностей и направлений подготовки высшего образования» (вступает в силу с 1 сентября 2025 года), в котором содержится новая структура укрупненных групп направлений подготовки. Если сегодня, согласно действующему Перечню, социология входит в УГСН 39.00.00 «Социология и социальная работа», то в новом Перечне она перейдет в УГН 13 «Политика, социология и международные процессы», куда входят также политология, международные процессы, регионоведение, публичная политика и демография.

Одним из структурных компонентов реформирования системы высшего образования является новый Федеральный государственный образовательный стандарт — ФГОС 4. Этот стандарт разрабатывается не по направлению подготовки (как все предшествующие стандарты), а по УГН. Основой для объединения содержания образования в укрупненной группе выступают базовые (новые для образовательных стандартов) компетенции — общие результаты обучения студентов на шести направлениях подготовки. Очевидно, что этим шести направлениям необходимо согласовать содержание образования и цели подготовки, чтобы вписать их в единый образовательный стандарт. Это довольно непросто, учитывая разнородность профессиональных задач и областей, несмотря на общий для всех объект — общество.

С такой трудностью столкнулась рабочая группа, сформированная в рамках Федерального учебнометодического объединения (ФУМО) по социологии и социальной работе для подготовки проекта ФГОС 4 по социологии. В нее вошли представители семи вузов: ВШЭ, ГАУГН, МГЛУ, МГУ, РГГУ, Финансового университета и Удмуртского госуниверситета. В соответствии с проектом макета ФГОС (так и не утвержденным Минобрнауки), в данный документ, помимо общей части, входят разделы, раскрывающие требования к содержанию и структуре подготовки, кадровому и материальнотехническому обеспечению по всем шести направлениям. Другой особенностью ФГОС 4 является то, что он разрабатывается для двух уровней высшего образования — базового и специализированного, и общепрофессиональные компетенции формулируются на основе принципа преемственности — для обоих уровней.

Остановимся кратко на новых содержательных аспектах ФГОС 4 в разделе «Направление подготовки 05 Социология». В нем значительно расширены области и сферы деятельности, к которым будут готовиться выпускники. Во ФГОС 3++ это была одна сфера — 01 Образование и наука (в сфере научных исследований) — для бакалавриата и магистратуры. Во ФГОС 4 предлагается расширить области и сферы деятельности до пяти: 01 Образование и наука; 06 Связь, информационные и коммуникационные технологии; 07 Административноуправленческая и офисная деятельность; 08 Финансы и экономика; 11 Средства массовой информации, издательство и полиграфия. Расширен и изменен перечень видов профессиональной деятельности, к которым идет подготовка социологов: добавлены экспертноаналитическая и информационнокоммуникационная деятельность, вместо социальнотехнологической введена консультативная, а обязательные — научноисследовательская, проектная и экспертно-а налитическая. Образовательная организация имеет право выбрать, кроме обязательных, другие виды деятельности из предложенного списка. Сформулированы и предложения по содержанию базовых компетенций, которые бы в максимально обобщенном виде отражали подготовку по шести входящим в группу направлениям (Табл. 1).

Таблица 1. Базовые компетенции для двух уровней высшего образования

Индекс

Базовое высшее образование

Специализированное высшее образование

БК–1

Способен использовать принципы работы современных информационнокоммуникационных технологий в повседневной жизни, в образовательных и профессиональных целях

Способен к подготовке

информационных и информационноаналитических материалов

БК–2

Способен осуществлять коммуникацию в мультикультурной профессиональной среде на основе применения понятийного аппарата по профилю деятельности

Способен организовывать и осуществлять международную, региональную и межведомственную коммуникацию с партнерами из числа научноисследовательских, образовательных, экспертных, общественных и иных организаций по профилю деятельности

БК–3

Способен к междисциплинарному мышлению

Способен к проведению междисциплинарных исследований

Также определены общепрофессиональные компетенции для обоих уровней подготовки будущих социологов — базового и специализированного (Табл. 2).

Таблица 2. Общепрофессиональные компетенции  для двух уровней высшего образования

Индекс

Базовое
высшее образование

Специализированное
высшее образование

ОПК–1

Цифровая компетентность и культура работы с данными при решении профессиональных задач

 

Способен понимать принципы работы современных информационнокоммуникационных технологий, цифровых инструментов и использовать их для решения задач профессиональной деятельности и осуществления взаимодействия в цифровом пространстве

Способен обоснованно отбирать и использовать современные информационнокоммуникационные технологии и цифровые продукты для решения профессиональных задач и оптимизации командных взаимодействий в цифровом пространстве

ОПК–2

Проектирование и проведение социологических исследований

 

Способен разрабатывать и реализовывать                  Способен проектировать и проводить программу социологического   фундаментальные и прикладные исследования в рамках заданных                     социологические исследования моделей, подходов и методов

ОПК–3

Оформление и представление результатов исследования

 

Способен оформлять результаты социологического исследования и представлять их в соответствии

с заданными требованиями

Способен формировать информационноаналитические материалы и профессиональные публикации по результатам фундаментального и прикладного социологического исследования и представлять их различным аудиториям

ОПК–4

Анализ, объяснение и прогнозирование социальных явлений и процессов

 

Способен анализировать, объяснять          Способен прогнозировать социальные социальные явления и процессы,                   явления и процессы, формулировать выявлять социально значимые рекомендации/пути решения проблемы и способы их решения                социально значимых проблем

ОПК–5

Коммуникация в профессиональной сфере

 

Способен осуществлять коммуникации с научноисследовательскими, образовательными, рекрутинговыми, консалтинговыми и маркетинговыми организациями в рамках поставленных задач

ОПК–6

Экспертиза и консалтинг

 

Способен разрабатывать предложения и рекомендации для проведения социологической экспертизы проектов, стратегий, социальных программ, управленческих решений

При разработке основной профессиональной образовательной программы (ОПОП) вуз самостоятельно устанавливает направленность/профиль программ, а не выбирает из списка, разработанного ФУМО (как было ранее). Рабочая группа отталкивалась от идеи дать максимальную свободу региональным вузам в определении и направленности/профиля программ, и срока получения базового (4–5 лет) и специализированного (1–2 года) высшего образования. Мы исходили из возможности учета традиций вуза, специфики развития региона и его рынка труда, сохранения конкурентоспособности выпускников. Кроме того, мы придерживаемся позиции максимального расширения числа направлений подготовки, после которых выпускник мог бы продолжить обучение на специализированном уровне высшего образования после базового.

Работа над проектом ФГОС 4 и анализ нормативной базы и выступлений чиновников различного уровня актуализирует целый ряд проблем, с которыми сегодня сталкивается научнопедагогическое социологическое сообщество на пороге введения новой системы высшего образования. Вопервых, это общая стратегия реформы. Новая уровневая система подготовки анонсирована Минобрнауки как замена Болонской системы, но сохраняет [17] значительную долю характеристик прежней: базовый уровень образования (соответствует нынешнему бакалавриату), специализированный (соответствует магистратуре) и профессиональный (аспирантуре); компетентностный подход; структура макета ФГОС 4; структура часов и зачетных единиц и т.д.

Начиная с первых лет подготовки и реализации Болонской системы в России в профессиональном научнопедагогическом сообществе велись бурные дискуссии (преимущественно в критическом ключе) о ее возможностях, ограничениях и рисках [7; 8; 11; 19]: «если прежде знание, наука опирались на просветительскую картину и рассматривались в основном как абсолютная, безбрежная ценность, то отныне возобладало понятие “полезного знания”, т.е. знания ограниченного в принципе, сфокусированного на конкретике и нацеленного на результат, приносящий немедленную экономическую отдачу [13. С. 148]. «Возобладавший в обучении прагматический подход обусловил выдвижение компетентностей в качестве основой цели профессионального социологического образования. При этом необходимо иметь в виду существенное различие между обладанием знаниями и навыками, с одной стороны, и способностью их успешно применять в различных ситуациях — с другой. По сути, компетентностный подход понадобился для того, чтобы оценить эффективность образования на практике, в условиях реальной жизни и круга повседневных задач» [2]. Но принципы оценки эффективности образовательной деятельности не могут быть положены в основу ее организации и содержания. Соглашаясь в целом с неизбежностью трансформации системы образования, подчеркнем, что прежде всего необходимо концептуальное обоснование как самой реформы, так и ее составляющих и этапов.

Вовторых, несмотря на то, что большая часть ФУМО в соответствии с письмом Минобрнауки от 2 мая 2023 года или уже разработали, или находятся в стадии разработки новых образовательных стандартов, макет ФГОС не содержит указания на утверждающий документ Минобрнауки, который настаивает на разработке образовательных стандартов нового поколения по неутвержденному макету, и часть ФУМО, считая это указание нелегитимным, игнорируют его. Есть основания надеяться, что Минобрнауки сформирует свою позицию в ходе начавшего с сентября 2023 года пилотного проекта по изменению уровней профессионального образования [17], участниками которого стали шесть вузов: БФУ им. И. Канта, МАИ, МИСиС, МПГУ, Горный университет (СПГУ) и ТГУ. В ходе проекта вузы вносят предложения по образовательным стандартам базового и специализированного высшего образования, требованиям к программам аспирантуры и срокам обучения. В этом учебном году прием абитуриентов уже проводился по новым требованиям, для чего вносились изменения в правила набора. На программы в рамках пилотного проекта в 2023 году принято 4044 человека [10]. Однако пилотный проект, рассчитанный на три года, не позволит сделать обоснованные выводы о правомерности заложенных в него идей в силу того, что обучающиеся даже не закончат первый — базовый — уровень высшего образования, срок обучения по которому составляет 4–6 лет.

В-третьих, согласно новому подходу студенту предоставляется возможность выбирать направление подготовки не на этапе поступления, а с третьего года обучения («отложенный выбор»), что должно повысить осознанность профессионального выбора и успешность выхода на рынок труда за счет широкой образовательной базы, обеспечить гибкость образовательных программ, сохранив в каждой «фундаментальное ядро». Таким образом, первые два года будет осуществляться общая (для входящих в укрупненную группу направлений) подготовка, а далее — специализированная, социологическая. При таком подходе обеспечить качество подготовки выпускников затруднительно: общая двухлетняя программа не только не позволит, например, освоить социологам двухлетнюю программу по высшей математике — основу для большинства последующих профильных дисциплин, но и существенно снизит мотивацию. Такой подход лишает высшее образование связи с профессиональной деятельностью, разрушает подготовку профильных специалистов, делает ее беспредметной, что противоречит запросам общества, рынка труда и целям социальноэкономического развития страны.

В-четвертых, необходимо проработать нормативные основы определения срока обучения на базовом уровне: 4–5–6 лет. Например, опрос руководителей образовательных программ по социологии показал, что интересы региональных и федеральных вузов не всегда совпадают в силу разнородности рынка труда и рынка образовательных услуг. Считаем целесообразным делегировать решение этого вопроса ФУМО: с одной стороны, увеличение периода обучения (с 4 до 5–6 лет) соответствует требованию качественной подготовки специалистов, с другой стороны, означает увеличение педагогической нагрузки и удорожание обучения на 20 %–40 %. За счет каких механизмов будут увеличены расходы на высшее образование, нигде не уточнено. Также возникает проблема непрогнозируемого удлинения сроков выхода выпускников на рынок труда (в связи с вариативными сроками обучения по направлению).

Кроме того, в предыдущих макетах ФГОС (второго и третьего поколения) было указано, какую квалификацию получают выпускники: бакалавр, специалист, магистр. В проекте нового макета это указание отсутствует, а чиновники разного уровня говорят о «возможности одновременного получения обучающимися нескольких квалификаций». О каких квалификациях идет речь — основных или дополнительных — Минобрнауки не уточняет. Также непонятны инструменты обеспечения качества подготовки специалистов в случае одновременного получения двух квалификаций, т.е. полноценного освоения двух образовательных программ, если первые два года обучения будут полностью отданы базовой (общей для УГН) подготовке.

В-пятых, сама идея разработки ФГОС 4 не на направление, а на укрупненную группу не бесспорна. В новом Перечне объединяются в одну группу слишком разнородные направления, и согласовать содержание образования и структуру учебных планов с учетом отличий их предметного поля представляется крайне сложным.

В-шестых, не определено, как будут учитываться бюджетные места, если контрольные цифры приема распределяются по направлениям подготовки/специальностям, особенно в случае перехода студентов с одного направления подготовки на другое. Вероятно, эта процедура должна быть делегирована вузам. В контексте планируемой реформы отсутствует и понимание того, останется ли у вузов возможность самостоятельно определять порядок приема на направление подготовки или будет реализован только вариант приема в рамках УГН. Прогнозируются организационные и содержательные трудности при приеме на УГН в рамках существующей структуры вузов (факультет/институт — кафедры/департаменты — образовательная программа), поскольку обучение по разным направлениям подготовки ведут, как правило, разные структурные подразделения. Или обратная ситуация: если в вузе ведется подготовка только по одному из шести направлений, например по социологии, как будет формироваться учебный план: с учетом содержания других пяти направлений или без. Будет ли образовательная организация должна готовить студентов к нереализуемым направлениям только потому, что такая возможность предусмотрена в проекте ФГОС? В таком случае студенты, получившие диплом по одному направлению, будут заведомо иметь разную подготовку и, следовательно, разный уровень конкурентоспособности.

Переход на новую систему может стать существенным барьером в межгосударственных обменах в сфере образования, в привлечении иностранных студентов, в горизонтальной образовательной мобильности. Сегодня Болонская система реализуется в большинстве зарубежных стран, с которыми Россия сотрудничает, и студенты которых приезжают к нам на обучение.

В целом непрерывное реформирование системы высшего образования с начала 2000-х годов продолжает дестабилизацию профессиональной деятельности профессорскопреподавательского состава [1]: непрекращающееся «бумаготворчество» [6] и снижение социально-п рофессионального статуса преподавателя вуза препятствуют полноценному его включению в научные исследования [21], что оказывает разрушающее влияние на подготовку специалистов с высшим образованием. Ситуация неопределенности профессиональной деятельности преподавателя вуза приводит к ее постоянной оперативной корректировке в соответствии с новыми требованиями и к формальному принятию изменений, ведущих к скрытому воспроизводству прежних стереотипов работы и сопротивлению изменениям [26. С. 11].

Наблюдается ряд противоречий между запросами социальной практики и предлагаемым макетом нового ФГОС, между современными требованиями к квалификации социолога и возможностью их реализации в образовательном процессе. Необходимо не только обновление методологических и методических основ социологии как учебной дисциплины, но и ее глубокая интеграция с социологической наукой. Отечественная социология становится сегодня основой для общего профессионального образования и подготовки кадров. Социологическое образование, помимо подготовки профессионаловэкспертов, должно способствовать формированию социологического мышления и социологической культуры российского общества. Социологическая культура подразумевает признание бесконечной сложности и многообразия общества во всех его проявлениях, взаимосвязь и обусловленность всех его элементов и уровней [2. С. 200–205]. В то же время очевидно снижение значимости содержательного поля социологии в образовательных стандартах высшего образования. Если в ГОС ВПО 1993–1999 годов [22] и ГОС ВПО 2000 года [3] социология была включена в качестве обязательной дисциплины, то в ФГОСах, начиная с 2010 года, в базовую/обязательную часть гуманитарного, социального и экономического цикла социология как учебная дисциплина не входит [24; 25].

Подводя итоги, хотелось бы предложить, пока идет пилотный проект, продолжить доработку проекта ФГОС 4, в частности, вернуться к стандарту по каждому направлению подготовки, и провести широкое общественнопрофессиональное обсуждение нового Перечня специальностей и направлений подготовки, подходов к распределению бюджетных мест по образовательным программам, порядка приема в вузы. Без широкого включения научногопедагогического сообщества в процесс реформирования системы высшего образования трудно гарантировать успех преобразований. 

×

Об авторах

Лариса Витальевна Темнова

Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова

Автор, ответственный за переписку.
Email: temnova.larisa@yandex.ru
доктор психологических наук, профессор кафедры современной социологии социологического факультета Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова Ленинские Горы, 1, Москва, 119991, Россия

Список литературы

  1. Амбарова П.А., Зборовский Г.Е. Имитации в высшем образовании как социальная проблема // Высшее образование в России. 2021. Т. 30. № 5.
  2. Горшков М.К., Ключарев Г.А. Непрерывное образование в современном контексте. М., 2017.
  3. ГОС ВПО. Направление 510100 Математика // URL: https://www.fgosvo.ru/archivegosvpo/index/5?parent=575&edutype=5
  4. Закон «Об образовании в Российской Федерации» // URL: https://zakonobobrazovanii.ru.
  5. Замглавы Минобрнауки Афанасьев заявил об исключении российских вузов из Болонской системы // URL: https://lenta.ru/news/2022/06/07/afanasiv
  6. Зборовский Г.Е., Амбарова П.А. Типологии аномалий в высшем образовании // Вестник РУДН. Серия: Социология. 2021. Т. 21. № 3.
  7. Ключарев Г.А., Тюрина И.О. Болонский процесс: успехи и сомнения // Социологические исследования. 2023. № 4.
  8. Константинова Л.В., Петров А.М., Штыхно Д.А. Переосмысление подходов к уровневой системе высшего образования в России в условиях выхода из Болонского процесса // Высшее образование в России. 2023. Т. 32. № 2.
  9. Минобрнауки сообщило об исключении российских вузов из Болонской системы // URL: https://www.rbc.ru/politics/06/06/2022/629dec299a7947a0e3d5426f
  10. Минобрнауки: Новая система высшего образования будет внедрена с 1 сентября 2025 года // URL: https://rg.ru/2023/10/04/2655919.html
  11. Муравьева А.А., Аксенова, Н.М., Ватолкина Н.Ш. Болонский процесс: пространство развития или неолиберальный проект? // Университетское управление: практика и анализ. 2019. Т. 23. № 3.
  12. Назайкинская О. Новая схема высшего образования «2+2+2»: чего ждать и к чему готовиться // URL: https://mel.fm/blog/olganazaykinskaya/84190-novayaskhemavysshego- obrazovaniya-222-chegozhdati-kchemugotovitsya
  13. Покровский Н.Е. Побочный продукт глобализации: университеты перед лицом радикальных изменений // Общественные науки и современность. 2005. № 4.
  14. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры // URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202108160022
  15. Послание Президента Федеральному собранию 15 января 2020 года // URL: http://kremlin.ru/events/president/news/62582
  16. Послание Президента Федеральному Собранию 21 февраля 2023 года // URL: http://kremlin.ru/events/president/news/70565
  17. Постановление Правительства Российской Федерации от 09.08.2023 № 1302 «О реализации пилотного проекта, направленного на изменение уровней профессионального образования» // URL: http://publication.pravo.gov.ru/document/0001202308140015
  18. Приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 01.02.2022 № 89 «Об утверждении перечня специальностей и направлений подготовки высшего образования по программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, программам ординатуры и программам ассистентурыстажировки» // URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202203030033.
  19. Рубан Л.С. Компаративный анализ российской и западной системы образования и подготовки научных кадров // Вестник РУДН. Серия: Социология. 2020. Т. 20. № 2.
  20. Рудской А.И., Боровков А.И., Романов П.И. Концепция ФГОС ВО четвертого поколения для инженерной области образования в контексте выполнения поручений Президента России // Высшее образование в России. 2021. Т. 30. № 4.
  21. Темнова Л.В. Приспособительные технологии научной деятельности преподавателя вуза в условиях реформирования высшего образования // Фундаментальные и прикладные проблемы педагогики и психологии в образовательном и социальном контексте. М., 2020.
  22. Требования к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки бакалавра по направлению 522100 Агроэкономика // URL: https://www.fgosvo.ru/archivegosvpo/index/2?parent=19&edutype=2
  23. Указ Президента Российской Федерации от 12.05.2023 № 343 «О некоторых вопросах совершенствования системы высшего образования» // URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/49210
  24. ФГОС ВПО по направлению подготовки 020400 Биология // URL: https://www.fgosvo.ru/uploadfiles/fgos/29/20111115114810.pdf
  25. ФГОС ВПО по направлению подготовки 022000 Экология и природопользование // URL: https://www.fgosvo.ru/uploadfiles/fgos/29/20110317112502.pdf
  26. Шманцарь М.В. Профессиональные риски преподавателей вузов в условиях трансформации российского образования. Дисс. к.с.н. Екатеринбург, 2019.

© Темнова Л.В., 2024

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах