Социологическое исследование киберугроз как составная часть общего регулирования защиты данных

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Социология изучает общество и особенности его развития, социальные процессы, институты, отношения, структуры, сообщества и те культурные ценности, которые обусловливают их изменения. В то же время социология анализирует и человеческое поведение - как оно воздействует на макроструктуры и как люди ведут себя в разных социальных группах. Не игнорирует социология и вопрос суверенитета: в научной литературе этот феномен имеет множество определений, но большинство подчеркивает его абсолютный и иерархический характер. В ходе истории трактовка суверенитета как территориально обусловленного постепенно утрачивала свою релевантность под влиянием технологического прогресса. Сегодня, в контексте вопросов технологического развития и национальной безопасности, территориальные правила не работают по трем причинам: технологии затрудняют формулировку последовательных и предсказуемых территориальных определений; информация часто распространяется вопреки интересам пользователей и законодателей; технологии позволяют государственным и частным акторам нарушать территориальные правила, причем часто они делают это незаметно [12]. Другое следствие технологического развития - появление новых акторов с сильным международным влиянием благодаря глобализации, свободным рынкам и инновациям. Среди этих акторов наибольший интерес представляют мультинациональные компании, работающие на внетерриториальной основе, что создает проблемы скорее юрисдикции, чем суверенитета в его формальной трактовке [40]. Но остается ли тогда суверенитет релевантным понятием для государства? С приходом Интернета концепт национального государства подвергается критике, поскольку его акторы утрачивают прежнее доминирование. Интернет поддерживает власть многих международных акторов, но наиболее значимые среди них - технологические компании. Их доминирование порождает вызовы экономического, юридического, политического и социального характера, а потому государство пытается регулировать их деятельность. Авторы утверждают, что государственный суверенитет все еще релевантное понятие, несмотря на массу противоположных аргументов. В качестве обоснования в статье приведены два примера: Общий регламент по защите данных (ОРЗД) и Кодекс сделок для новых медиа (КСНМ). Национальное государство демонстрирует свой суверенитет, принимая законы, которые регулируют деятельность крупных компаний, т.е. ограничивая власть технологических гигантов.

Об авторах

Мунадхил Абдул Муксит

UPN Университет Джакарты

Автор, ответственный за переписку.
Email: munadhil@upnvj.ac.id
профессор коммуникологии, заведующий кафедрой коммуникативной науки ул. Р.С. Фатмавати Рая, Депок, Западная Ява, Индонезия, 12450

Валерий Леонидович Музыкант

Российский университет дружбы народов

Email: vmouzyka@mail.ru
доктор социологических наук, профессор кафедры массовых коммуникаций ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, 117198, Россия

Ризки Ридхо Пратомо

UPN Университет Джакарты

Email: rizkyridho0897@gmail.com
младший научный сотрудник факультета социальных и политических наук ул. Р.С. Фатмавати Рая, Депок, Западная Ява, Индонезия, 12450

Список литературы

  1. Adams J., Albakajai M. Cyberspace: A new threat to the sovereignty of the state. Management Studies. 2016; 4 (6).
  2. Albrecht J.P. How the GDPR will change the world. European Data Protection Law Review. 2016; 2 (3).
  3. Bakan J. The invisible hand of law: Private regulation and the rule of law. Cornell International Law Journal. 2015; 48 (2).
  4. Balzacq T., Léonard S., Ruzicka J. ‘Securitization’ revisited: Theory and cases. International Relations. 2016; 30 (4).
  5. Barwise T.P., Watkins L. The evolution of digital dominance: How and why we got to GAFA. M. Moore, T.D (Eds.). Digital Dominance: The Power of Google, Amazon, Facebook, and Apple. Oxford University Press; 2018.
  6. Bossio D., Flew T., Meese J., Leaver T., Barnet B. Australia’s News Media Bargaining Code and the global turn towards platform regulation. Policy & Internet. 2022; 14.
  7. Boulianne S. Social media use and participation: A meta-analysis of current research. Information, Communication & Society. 2015; 18 (5).
  8. Breitbarth P. The impact of GDPR one year on. Network Security. 2019; 7.
  9. Bremmer I. The Technopolar moment: How digital powers will reshape the global order. Foreign Affairs. 2021; November.
  10. Browne R. Fines for breaches of EU privacy law spike sevenfold to $1.2 billion, as Big Tech bears the brunt. CNBC. 2022; January 17.
  11. Chander A., Sun H. Sovereignty 2.0. J. Transnat’l. London; 2022.
  12. Clopton Z.D. Territoriality, technology, and national security. University of Chicago Law Review. 2016; 83.
  13. CNN Indonesia: Kronologi Akhir Perseteruan Google-Facebook vs Australia. 2021; February 24.
  14. Cohen J.E. The biopolitical public domain: The legal construction of the surveillance economy. Philosophy & Technology. 2018; 31.
  15. Conversi D. Sovereignty in a changing world: From Westphalia to food sovereignty. Globalization. 2016; 13 (4).
  16. Creswell J.W., Creswell J.D. Research Design: Qualitative, Quantitative, and Mixed Methods Approaches. SAGE; 2016.
  17. Crowe S., Cresswell K., Robertson A., Huby G., Avery A., Sheikh A. The case study approach. BMC Medical Research Methodology. 2011; 11 (100).
  18. Erlangga H., Sunarsi D., Pratama A., Nurjaya Sintesa N., Hindarsah I., Juhaeri Kasmad. Effect of digital marketing and social media on purchase intention of Smes food products. Turkish Journal of Computer and Mathematics Education. 2021; 12 (3).
  19. Euronews: Meta hit with €265 million fine by Irish regulators for breaking Europe’s data protection law. 2022; November 28.
  20. Flyverbom M., Deibert R., Matten D. The governance of digital technology, big data, and the Internet: New roles and responsibilities for business. Business & Society. 2019; 58 (1).
  21. Foucault M. Society Must Be Defended: Lectures at the Collège de France 1975-76. Picador; 2003.
  22. Fukuyama F. 30 years of world politics: What has changed? Journal of Democracy. 2020; 31 (1).
  23. Geenens R. Sovereignty as autonomy. Law and Philosophy. 2017; 36 (5).
  24. Glasze G., Cattaruzza A., Douzet F. et al. Contested spatialities of digital sovereignty. Geopolitics. 2023; 28 (2).
  25. Goldsmith J.L. The Internet and the abiding significance of territorial. Indiana Journal of Global Legal Studies. 1998; 5 (2).
  26. Goodman B., Flaxman S. European Union regulations on algorithmic decision-making and a “right to explanation”. AI Magazine. 2017; 38 (3).
  27. Grueskin B. Australia pressured Google and Facebook to pay for journalism. Is America next? CJR. 2022; March 9.
  28. Gupta S. Google hit with $222M fine from Indian regulators over anti-competitive practices. CTV News. 2022; October 21.
  29. Hamilton I.A. Microsoft CEO Satya Nadella made a global call for countries to come together to create new GDPR-style data privacy laws. Business Insider. 2019; January 24.
  30. Heylen K. Enforcing platform sovereignty: A case study of platform responses to Australia’s News Media Bargaining Code. New Media & Society. 2023. https://doi.org/10.1177/14614448231166057.
  31. Hoare Q., Smith G.N. Selections from the Prison Notebooks of Antonio Gramsci. Lawrence & Wishart; 1971.
  32. Holub R. Antonio Gramsci: Beyond Marxism and Postmodernism. Routledge; 1992.
  33. Hoofnagle C.J., van der Sloot B., Borgesius F.Z. The European Union general data protection regulation: What it is and what it means. Information & Communications Technology Law. 2019; 28 (1).
  34. Hyett N., Kenny A., Dickson-Swift V. Methodology or method? A critical review of qualitative case study reports. International Journal of Qualitative Studies on Health and Well-Being. 2014; 9 (1).
  35. Isaak J., Hanna M.J. User data privacy: Facebook, Cambridge Analytica, and privacy protection. Computer. 2018; 51 (8).
  36. Johnson A. The Mechanics of sovereignty: Autonomy and interdependence across three cables to I celand. American Anthropologist. 2021; 123 (3).
  37. Johnston M.P. Secondary data analysis: A method of which the time has come. Qualitative and Quantitative Methods in Libraries. 2014; 3 (3).
  38. Kavanagh C. Cybersecurity, sovereignty, and U.S. foreign policy. American Foreign Policy Interests. 2015; 37 (2).
  39. Ketchell M. Publishers take on Facebook and Google for failing to pay up under the News Media Bargaining Code. Conversation. 2022; March 23.
  40. Kobrin S.J. Sovereignty@Bay: Globalization, multinational enterprise, and the international political system. A.M. Rugman (Ed.). The Oxford Handbook of International Business. Oxford University Press; 2009
  41. Kuner C., Svantesson D.J.B., Cate F., Lynskey O., Millard C. The rise of cybersecurity and its impact on data protection. International Data Privacy Law. 2017; 7 (2).
  42. Lapowsky I. How Cambridge Analytica sparked the great privacy awakening. Wired. 2019; March 17.
  43. Leaver T. Going dark: How Google and Facebook fought the Australian News Media and Digital Platforms Mandatory Bargaining Code. M/C Journal. 2021; 24 (2).
  44. Lewis J.A. Sovereignty and the role of government in cyberspace. Brown Journal of World Affairs. 2010; 16 (2).
  45. Lomas N. Meta’s behavioral ads will finally face GDPR privacy reckoning in January. Tech Crunch. 2022; December 6.
  46. Loughlin M. The erosion of sovereignty. Netherlands Journal of Legal Philosophy. 2016; 45 (2).
  47. Manjoo F. Tech’s frightful five: They’ve got us. New York Times. 2017; May 10.
  48. Marsonet M. National sovereignty vs. globalization. Academicus International Scientific Journal. 2017; 8 (15).
  49. McIntosh D. We need to talk about data: How digital monopolies arise and why they have power and influence. Journal of Technology Law & Policy. 2019; 23 (2).
  50. Meaker M. Australia’s standoff against Google and Facebook worked - sort of. Wired. 2022; February 25.
  51. Meese J., Hurcombe E. Facebook, news media and platform dependency: The institutional impacts of news distribution on social platforms. New Media & Society. 2021; 23 (8).
  52. Moore D.J. Identity crisis: Why Google and Facebook dominate digital advertising. Digital Content Next. 2020; May 19.
  53. Morris I. Letting Facebook buy WhatsApp and Instagram was dumb, FTC shows. Light Reading. 2021; August 20.
  54. Muqsith M.A., Pratomo R.R. The development of fake news in the post-truth age. SALAM: Jurnal Sosial Dan Budaya Syari. 2021; 8 (5).
  55. Myllylahti M. An attention economy trap? An empirical investigation into four news companies’ Facebook traffic and social media revenue. Journal of Media Business Studies. 2018; 15 (4).
  56. Niebel C. The impact of the general data protection regulation on innovation and the global political economy. Computer Law & Security Review. 2021; 40.
  57. Ryngaert C., Taylor M. The GDPR as global data protection regulation? AJIL Unbound. 2020; 114.
  58. Sadowski J. Who owns the future city? Phases of technological urbanism and shifts in sovereignty. Urban Studies. 2021; 58 (8).
  59. Stein A.A. The great trilemma: Are globalization, democracy, and sovereignty compatible? International Theory. 2016; 8 (2).
  60. Steinbaum M. Establishing market and monopoly power in tech platform antitrust cases. Antitrust Bulletin. 2022; 67 (1).
  61. Tankard C. What the GDPR means for businesses. Network Security. 2016; 6.
  62. Tiago M.T.P.M.B., Veríssimo J.M.C. Digital marketing and social media: Why bother? Business Horizons. 2014; 57 (6).
  63. Tiwasing P. Social media business networks and SME performance: A rural-urban comparative analysis. Growth and Change. 2021; 52 (3).
  64. Toh M. How Facebook managed to ‘unfriend’ Australia while Google came out on top. CNN. 2021; February 18.
  65. Volk C. The problem of sovereignty in globalized times. Law, Culture and the Humanities. 2022; 18 (3).
  66. Wallach O. The world’s tech giants, compared to the size of economies. Visual Capitalist. 2021; July 7.
  67. Walt S.M. Big tech won’t remake the global order. Foreign Policy. 2021; November 8.
  68. Watson H.J. Tutorial: Big data analytics: Concepts, technologies, and applications. Communications of the Association for Information Systems. 2014; 34.
  69. Wong J.C. Facebook to be fined $5bn for Cambridge Analytica privacy violations - reports. Guardian. 2019; July 12.
  70. Xuereb K., Grima S., Bezzina F., Farrugia A., Marano P. The impact of the general data protection regulation on the financial services’ industry of small European states. IJEBA. 2019; 7 (4).
  71. Zheltukhina M.R., Slyshkin G.G., Muzykant V.L., Ponomarenko E.B., Masalimova A.R. Fu nctional characteristics of the English and Russian media texts about the Sochi 2014 Winter Olympic Games: Political and linguistic aspects. XLinguae Journal. 2017; 10 (3).

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. Figure 1. Social media users (2017–2022); WeAreSocial.org

Скачать (130KB)
2. Figure 2. World population, Internet, and social media users (2017–2022)

Скачать (105KB)

© Муксит М.А., Музыкант В.Л., Пратомо Р.Р., 2023

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах