Социогуманитарное сотрудничество членов Евразийского экономического союза: смыслы и инструменты
- Авторы: Осадчая Г.И.1
-
Учреждения:
- Институт демографических исследований ФНИСЦ РАН
- Выпуск: Том 23, № 3 (2023)
- Страницы: 623-633
- Раздел: Социологический лекторий
- URL: https://journals.rudn.ru/sociology/article/view/36341
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-2272-2023-23-3-623-633
- EDN: https://elibrary.ru/VKHPQQ
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Актуальность проблематики исследования обусловлена необходимостью поиска новых возможностей повышения результативности интеграционных процессов в Евразийском экономическом союзе (далее - ЕАЭС) в условиях усиления мировой нестабильности. Цель статьи - показать значимость социально-гуманитарного сотрудничества для интеграционных процессов, обосновать его механизмы, инструменты и смыслы. Статья основана на анализе таких источников, как материалы органов управления Союзом, государственных и негосударственных организаций стран-членов, актуальные публикации средств массовой информации (далее - СМИ) и данные исследований, проведенных Институтом демографических исследований ФНИСЦ РАН в 2019-2023 годы. Охарактеризовано современное состояние этого направления сотрудничества стран-членов и обозначены его проблемные зоны: событийный, локальный характер совместных мероприятий, проводимых на двусторонней основе и имеющих небольшой интеграционный эффект; сужение области применения русского языка на постсоветском пространстве; усиление отрицания советского опыта и низкий уровень поддержки интеграции в младших возрастных группах; отсутствие в государствах-членах приемлемого консенсуса в оценке глубины интеграционных процессов; завышенные ожидания от развития стран в составе Союза; несформированная институциональная основа социально-гуманитарного взаимодействия, отсутствие наднациональных структур, обеспечивающих работу с населением ЕАЭС. Обосновано, что перспективы развития гуманитарного сотрудничества в рамках евразийской интеграции связаны с продуктивными коммуникативными проектами, носящими массовый характер, нацеленными на большую аудиторию, массовый охват и формирующими потенциал сближения стран и народов. Показано, что социально-гуманитарные проекты евразийской интеграции неизбежно потребуют содержания, интересного для молодежи и активных социальных групп, - для придания сотрудничеству смыслов и значений, способствующих формированию общего социально-гуманитарного пространства Евразийского Союза.
Полный текст
За годы, прошедшие с начала создания ЕАЭС, интеграционные процессы обрели позитивную динамику, поскольку отвечают экономическим запросам стран-членов и общей тенденции формирования макрорегионов в глобальной экономике. Однако в последние несколько лет усиление нестабильности, обусловленное пандемией коронавируса и сложной международной обстановкой, оказывает отрицательное влияние не только на экономику, но и на политику, культуру, идеологию и социальную сферу Союза. На прочность его испытывает и введенная западными странами система санкций. Ограничительные меры Запада превращают санкционную политику из экономического инструмента политического контроля в орудие лишения России статуса одного из влиятельных центров современного мира и ЕАЭС. Санкции формируют внешние и внутренние противоречия в Союзе и способствуют росту изоляционизма, основанного на стремлении стран-членов решать свои проблемы за счет союзников или партнеров. Необходимость отстаивания интересов регионального объединения побуждает искать дополнительные механизмы воздействия на результативность интеграционных процессов, что невозможно обеспечить только с позиций экономической целесообразности — важно консолидировать усилия стран и использовать весь комплекс научных, экономических, политических и социальных ресурсов, направив их на укрепление позиций Союза. Важными факторами развития интеграционного проекта являются гуманитарные связи между странами и социокультурная близость, взаимопроникновение стран и народов — без них интеграция остается неустойчивой, а их отсутствие может подорвать ее основания.
Социогуманитарное сотрудничество между странами по-разному трактуется в отечественной и зарубежной литературе, дискуссионными остаются определения его субъектов и способов координации [10; 15]. Мы предлагаем понимать под социально-гуманитарным сотрудничеством стран-членов ЕАЭС совокупность предметных областей (культура, наука, образование, массовые коммуникации, спорт, туризм, работа с молодежью, гуманитарная помощь и поддержка), взаимоотношений надгосударственных, государственных и негосударственных акторов, ориентированных на системную работу с населением членов ЕАЭС на основе межцивилизационного диалога, сотрудничества гражданских обществ, и отношений с соотечественниками за рубежом. Соответственно, механизмы социогуманитарного сотрудничества — это целостная система надгосударственных, государственных органов и негосударственных учреждений, специальных учреждений и органов, а также штат лиц, профессионально выполняющих работу по регулированию интеграционных процессов, реализации целей и задач ЕАЭС, обеспечению социального взаимодействия и использования ресурсов социогуманитарного сотрудничества в интересах каждой страны и интеграционных процессов в Евразии. Инструменты социально-гуманитарного сотрудничества — средства и меры, направленные на взаимодействие стран-членов: исследовательские проекты, культурные обмены, фестивали, выставки, программы, конференции и форумы, способствующие расширению международного политического, экономического, научного, образовательного, культурного и гуманитарного сотрудничества России с государствами на постсоветском пространстве и усвоению евразийских норм и ценностей, моделей поведения.
Страны-члены ЕАЭС ведут поиск оптимальной модели межгосударственных отношений в гуманитарной сфере [19]. С начала развития евразийской интеграции принимались меры по созданию единого образовательного пространства. Вузы России создали в Евразии филиалы, и они успешно сегодня работают. Особенно следует отметить Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, который имеет филиалы во всех столицах государств Союза — ежегодно более 400 профессоров МГУ ведут в них занятия (1). Евразийская ассоциация университетов объединяет 142 университета постсоветских стран. Ректоры ведущих вузов стран ЕАЭС по итогам встречи 25 мая 2022 года в Бишкеке выразили намерение создать Евразийский сетевой университет и подписали на площадке Кыргызского экономического университета имени М. Рыскулбекова Меморандум о взаимопонимании (2). Сетевой университет создается для реализации новых направлений евразийской интеграции, отраженных в Стратегии 2025, — формирования безбарьерной среды в образовании, подготовки и повышения квалификации специалистов по евразийской интеграции на основе единого учебного комплекса (3).
Сохранение русскоязычного пространства в Евразии — основа российского культурного присутствия, однако наблюдается сужение области применения русского языка в силу разных причин. За последние тридцать лет в странах СНГ в 2,8 раза сократилось количество русскоязычных школ, а число обучающихся — на 40 % [9]. Главная причина — сокращение доли русскоговорящего населения в странах ближнего зарубежья и усиление националистического дискурса.
Сотрудничество стран ЕАЭС развивается в сфере науки, медицины, культуры, литературы, искусства и спорта по двусторонним соглашениям между Россией и странами-членами [2; 5–7; 15; 17; 18] и в рамках отдельных инициатив. Институциональная структура двустороннего сотрудничества включает в себя государственные и негосударственные организации. Проводится масса совместных мероприятий на двусторонней основе, но они носят событийный, локальный и потому недостаточный интеграционный эффект. Необходимы продуктивные коммуникативные проекты массового характера, нацеленные на большую аудиторию и формирующие потенциал сближения стран и народов. Однако на наднациональном уровне нет правовой и договорной основы для таких инициатив и масштабных проектов. Полномочий для ведения социально-гуманитарной работы в этих областях у ЕАЭС тоже нет. Обсуждение того, насколько они нужны Союзу, идет постоянно, но пока у руководства стран-членов отсутствует консенсус по этому поводу. Не в полной мере используется ресурс созданных объединений, например Ассоциации содействия евразийской интеграции, Научного центра евразийской интеграции, Фонда содействия евразийской интеграции, Евразийской ассоциации делового и гуманитарного сотрудничества (ЕАДГС) «Евразийский дом», Ассамблеи народов мира, Межпарламентской ассамблеи ЕврАзЭС и др.
Наличие проблемных зон и важность работы с населением по формированию солидарности вокруг идеи интеграционного объединения показывают и наши опросы. В результате переинтерпретации советской истории для обоснования нового политического порядка и суверенизации, акцента на национальных праздниках, культивирующих независимость и суверенитет, трансляции в СМИ новой идеологии усиливается отрицание опыта СССР и снижается поддержка интеграции. Даже среди «миллениалов» и «постмиллениалов» наблюдаются различия в оценке советского прошлого и поддержке интеграционных процессов — чем старше респонденты, тем поддержка выше (4) (рис. 1).
Низка информированность респондентов о существовании ЕАЭС (табл. 1).
Рис. 1. Суждения респондентов о СССР и интеграционных перспективах (в %)
Таблица 1. Информированность о существовании на постсоветском пространстве ЕАЭС (в %)
Варианты ответов | Граждане России | Граждане Казахстана | Граждане Кыргызстана | Граждане Узбекистана | Граждане Таджикистана |
Да, знаю | 40,2 | 43,8 | 38,9 | 32,5 | 30,2 |
Да, что-то слышал, но не могу утверждать точно | 32,8 | 33,8 | 30,9 | 31,4 | 34,2 |
Нет, не знаю | 27 | 22,4 | 30,3 | 36,1 | 35,7 |
В представлениях граждан государств-членов отмечается раскол в суждениях о глубине интеграционных процессов (рис. 2), и каждый десятый выступает против интеграционных процессов. При этом респонденты демонстрируют высокий уровень социальных ожиданий от развития стран в составе Союза: по их мнению, в будущем в ЕАЭС по сравнению с СССР снизится число бедных, а их государство будет развиваться более динамично, станет более демократичным и безопасным, помогающим своим гражданам, справедливым, правовым, толерантным, свободным и мультикультурным [14]. Вероятно, если эти ожидания не оправдаются, наступит разочарование, что отрицательно скажется на уровне поддержки интеграции и доверия между гражданами стран-участников.
Рис. 2. Доли поддерживающих разные форматы интеграции (определенно да + скорее да, чем нет) (в %)
Долгожданным шагом для развития социогуманитарного сотрудничества стало утверждение в декабре 2020 года Высшим Евразийским экономическим советом «Стратегических направлений развития евразийской экономической интеграции до 2025 года» в области образования, здравоохранения, туризма и спорта. Пожалуй, впервые были подробно обсуждены направления гуманитарного сотрудничества в рамках евразийской интеграции 26 мая 2022 года в столице Кыргызстана Бишкеке — на Первом Евразийском международном экономическом форуме. В ходе панельной дискуссии были названы конкретные инструменты социально-гуманитарного сотрудничества, которые могут способствовать последовательной реализации евразийской идеи, систематизируя рекомендации экспертов, в том числе сформулированные в ходе наших исследований проблем евразийской интеграции, отражая критические точки развития социально-гуманитарного сотрудничества стран ЕАЭС, символически оформляя интеграционный курс, продвигая публичный дискурс в медиа и евразийскую проблематику в пространство всех постсоветских государств, формируя повестку публичных дискуссий и социогуманитарной коммуникации между государствами и обществами. Особенно следует поприветствовать предложения по созданию Евразийского медиахолдинга, Евразийской конфедерации журналистов, Евразийской академии кинематографических искусств и Евразийской кинопремии, специальных программ — научно-популярных и художественных — для СМИ и медиаконтента стран Евразийского союза. Эти инициативы получили развитие в ходе заседания 25 мая 2023 года в Кремле лидеров стран Союза: было предложено добавить к известным четырем свободам — передвижения товаров, услуг, финансов и человеческого капитала в рамках ЕАЭС — пятую — свободу знаний, которая будет реализовываться на основе общих принципов и стандартов образования, здравоохранения и государственного управления. Конечно, пока это протокол о намерениях, где не обозначены субъекты социогуманитарного сотрудничества, не прослеживается системность мероприятий, не определены финансовые источники. Для успеха интеграции нужно планировать и анализировать в мониторинговом режиме гуманитарную составляющую сотрудничества, формирующиеся евразийские ценности, идеалы и нормы, развитие инфраструктуры и создание рабочих мест, чего пока тоже не наблюдается.
Социально-гуманитарные проекты в рамках евразийской интеграции неизбежно потребуют содержания, интересного для молодежи и активных социальных групп. Новые инструменты должны способствовать формированию не только единого экономического, но и общего социально-гуманитарного пространства народов ЕАЭС. Назовем основные из них: во-первых, продвижение основных идей и ценностей современного евразийства [3; 4; 8; 12] — полицентризм и мультилинейность социально-исторического процесса, представления о параллельном сосуществовании разных цивилизаций, каждая из которых имеет свою логику развития, культурную доминанту, ценности, цели и приоритеты; значимость развития национальных культур, уникальность и неповторимость каждой нации и народа, роль в жизни народа собственной высшей идеи и самостоятельного неподражательного развития; признание Евразии особой географической, этнической, культурно-исторической системой, часть которой составляет Россия, сыгравшая интегрирующую роль, ставшая центром культурного притяжения не только для славянских, но и тюркских, финно-угорских и других народов; объективная предрасположенность евразийских народов постсоветского пространства к разным формам интеграции, детерминированная сочетанием базовых социально-культурных кодов; во-вторых, формирование у граждан стран-членов ЕАЭС схожих интересов, норм, ценностей и идей, побуждающих к строительству интеграционного объединения.
Сегодня нормы и ценности Союза не сформулированы и не закреплены в документах, а в статье 3 Договора о Евразийском экономическом союзе, подписанном в Астане 29 мая 2014 года, перечислены только общие принципы функционирования Союза: уважение общепризнанных положений международного права и особенностей политического устройства государств-членов, обеспечение взаимовыгодного сотрудничества. Евразийские ценности должны предполагать сохранение коллективных идентичностей — семейных, этнических, религиозных, связанных с традиционными формами локальных цивилизаций. В наших опросах респонденты в качестве главных интеграционных ценностей называли повышение благосостояния народов (45 %), справедливость как обеспечение прав человека (33 %) и коллективную безопасность (32 %). На наш взгляд, не менее важны и следующие задачи ЕАЭС.
Формирование двойной идентичности — национальной идентичности каждого народа ЕАЭС и общеевразийской идентичности. Двойная идентичность, основанная на понимании своей исторически определенной функции в жизни органического целого — Евразии — является важнейшим условием жизнеспособности евразийской идеи [12] и показателем ее успешности — когда она формируется в массовом сознании как общезначимая система символов и принимается молодым поколением. При построении модели ЕАЭС целесообразно искать символы, уходящие корнями в местные культурные традиции государств-членов, которые бы ясно выражали общие идеи, концепции и ценности в современной интерпретации. Для укрепления солидарности и углубления сотрудничества между государствами необходимо использовать такой праздник, как День Евразийского экономического союза 29 мая, введенный решением Высшего Евразийского экономического совета.
Воспроизводство консистентной солидарности во всех структурных элементах общества и включение человека и сообществ в работу системы общественного устройства.
Формирование позитивного отношения к идее интеграции, этнокомплементарных отношений в социуме, эмпатии и толерантности за счет сохранения общего культурно-исторического пространства, общей социальной памяти, поддержки русского языка и традиций — всего, что способствует взаимопониманию социальных субъектов и обеспечивает связь поколений в рамках интеграционных процессов [13].
Перспективы развития социогуманитарного сотрудничества в рамках евразийской интеграции связаны с разработкой продуктивных коммуникативных проектов, носящих массовый характер, нацеленных на большую аудиторию и формирующих потенциал сближения стран и народов, с определением субъектов социогуманитарного сотрудничества, с системностью мероприятий и понятной финансовой политикой, с созданием евразийского сетевого университета и евразийских кафедр в вузах Союза, с разработкой и внедрением в учебный процесс совместных образовательных программ и учебников, в которых бы нашло отражение историческое и культурное единство наших стран, с организацией фестивалей молодежи и студентов стран Евразии, с проведением Евразийских чтений. Все это возможно только при условии создания институциональной структуры социально-гуманитарного сотрудничества стран-членов, правовых оснований для реализации совместных инициатив и масштабных проектов и постоянного мониторинга социогуманитарной составляющей сотрудничества, формирующихся евразийских ценностей, идеалов, норм и идентичности.
Примечания
(1) Студнева Е. Интеграция в научно-образовательной сфере на пространстве ЕАЭС // URL: http://viperson.ru/articles/integratsiya-v-nauchno-obrazovatelnoysfere-na-prostranstve-eaes.
(2) Садовничий предложил создать альянс вузов евразийского пространства // URL: https:// ru/20200707/1574009403.html.
(3) Основные тезисы Первого Евразийского экономического форума. Тематическая сессия «Развитие сетевых форм взаимодействия при реализации образовательных программ» // URL: https://www.alta.ru/images/news/files/2022/91225/itogovaya-rezolyutsiya_EEF.
(4) «Формирование социальной памяти молодежи государств-участников евразийской интеграции» (руководитель проекта — Г.И. Осадчая). Опрошено в 2019 году 350 информантов (глубинные интервью) в возрасте 18–38 лет, с использованием неслучайной выборки — метод «снежного кома» по возрасту и гражданству. В 2020 году было опрошено 2949 респондентов в Москве (структурированное интервью молодых граждан государств-членов ЕАЭС и кандидатов на вступление в ЕАЭС, проживающих, обучающихся или работающих в г. Москве) в возрасте 18–38 лет, отобранных методом «снежного кома» по возрасту и гражданству, в 2021 году — 105 информантов (глубинное интервью).
Об авторах
Галина Ивановна Осадчая
Институт демографических исследований ФНИСЦ РАН
Автор, ответственный за переписку.
Email: osadchaya111@gmail.com
доктор социологических наук, руководитель отдела исследования социально-демографических процессов в ЕАЭС Института демографических исследований ул. Фотиевой, 6, к. 1, Москва, 119333, Россия
Список литературы
- Восприятие гуманитарной составляющей Союзного государства в массовом сознании жителей Беларуси. М.-Мн, 2018.
- Григорян Г. Гуманитарное измерение армяно-российских отношений // Россия и новые государства Евразии. 2018. № 1.
- Евразийский мир: ценности, константы, самоорганизация / Под ред. Ю.В. Попкова. Новосибирск, 2010.
- Евразийство: истоки, концепция, реальность/ Под ред. М.С. Мейера, В.А. Михайлова, Ж.С. Сыздыковой. М., 2014.
- Лазоркина О.И. Гуманитарное измерение союзного государства России и Беларуси // Постсоветские исследования. 2018. Т. 1. № 6.
- Муратшина К.Г. Институты гуманитарного сотрудничества между Российской Федерацией и Республикой Казахстан // Евразийство и мир. 2020. № 1.
- Муратшина К.Г., Мамин Н.В. Институты гуманитарного сотрудничества России и Киргизии // Вестник Удмуртского университета. 2022. Т. 6. № 1.
- Назарбаев Н.А. Проект документа «О формировании Евразийского союза государств» // Назарбаев Н.А. Евразийский союз: идеи, практика, перспективы. 1994-1997. М., 1997.
- Немчинова Т.С., Музалев А.А. Экспорт образования как инструмент интеграции стран-участников Евразийского экономического союза // Евразийский юридический журнал. 2016. № 1.
- Пентегова А.В. Концепт гуманитарного сотрудничества в современной системе международных отношений // Вестник ЗабГУ. 2019. Т. 25. № 4.
- Попков Ю.В. Евразийский мир: ценности, константы, самоорганизация. Новосибирск, 2010.
- Осадчая Г.И. Постсоветское евразийство: философские, историко-культурные основы и базовые идеи // Социальные технологии, исследования. 2018. № 2.
- Осадчая Г.И. Социальная база интеграционных процессов в Евразийском экономическом союзе // Вестник РУДН. Серия: Социология. 2019. Т. 19. № 4.
- Осадчая Г.И., Киреев Е.Ю., Вартанова М.Л., Черникова А.А. Формирование социальной памяти молодежи государств-участников евразийской интеграции // Вестник РУДН. Серия: Социология. 2021. Т. 21. № 3.
- Смирнова А.В. Взаимоотношения России и Армении: исторические реалии и перспективы // Bulletin Social-Economic and Humanitarian Research. 2019. № 4.
- Табаринцева-Романова К.М. Международное гуманитарное сотрудничество: зарубежные подходы к изучению и реализации // Сравнительная политика. 2021 Т. 12. № 4.
- Ушурелу О.В. Особенности современных российско-молдавских взаимоотношений в гуманитарной сфере // Вестник МГОУ. Серия: История и политические науки. 2017. № 4.
- Шнейдер В.М. Основные аспекты сотрудничества России и Узбекистана в сфере образования на современном этапе // Постсоветские исследования. 2019. Т. 2. № 7.
- Худоренко Е.А., Константинова Е.А. Интеграционный потенциал ЕАЭС: образование, культура, инновации // Политическая наука. 2017. Спецвыпуск.