Эмоциональное выгорание учителей как фактор снижения эффективности их профессиональной деятельности
- Авторы: Егорышев С.А.1
-
Учреждения:
- Институт стратегических исследований Республики Башкортостан
- Выпуск: Том 23, № 1 (2023)
- Страницы: 61-73
- Раздел: Современное общество: актуальные проблемы и перспективы развития
- URL: https://journals.rudn.ru/sociology/article/view/33928
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-2272-2023-23-1-61-73
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Проблема эмоционального выгорания учителей и связанной с ним личностной и профессиональной деформации актуальна для педагогического сообщества во всем мире, и Россия не является исключением. По данным специальных исследований, в 2020 году 75 % опрошенных учителей в России имели выраженные симптомы выгорания, а 38 % находились в его острой фазе, когда выгорание ощутимо влияет на качество жизни и способность работать. Эмоциональное выгорание для любых профессий, но в большей мере для социально-ориентированных (помогающих), включая учителей, влечет негативные последствия и для «выгорающего» специалиста, и для коллектива, в котором он работает, и для обучающихся. В статье представлены результаты социологического исследования вопросов совершенствования профессионально-педагогической деятельности учителей Республики Башкортостан, проведенного в апреле-июне 2022 года в рамках подготовки материалов к парламентским слушаниям в Государственном Собрании - Курултае Республики Башкортостан (N = 4529). Респонденты пропорционально представляли четыре группы образовательных школ: Уфы, других городов региона, центров муниципальных образований и сел. Цель статьи - оценить масштабы и формы проявления эмоционального выгорания у учителей региона и охарактеризовать факторы-причины (личностные и организационно-профессиональные) его симптомов; рассмотреть негативные последствия выгорания во взаимосвязи с условиями работы; предложить меры минимизации и профилактики этих последствий. Проблема выгорания обусловлена не столько индивидуальными причинами, сколько свойственной системе общего образования практикой управления, оплатой труда, ненормированной и неконтролируемой рабочей нагрузкой и особенностями профессии, изначально содержащей риск выгорания. Автор полагает, что масштабы эмоционального выгорания учителей требуют исследовательского подхода, основанного на межпредметной методологии. Причем важно не только исследовать проблему, но и предложить обоснованные меры, позволяющие учителям выходить из состояния выгорания, но главное - улучшить организацию работы в школах: анализ бизнес-процессов в школе и их оптимизация, ограничение числа внеклассных и внешкольных мероприятий, повышение доступности медицинской и психологической помощи, проведение диагностики выгорания и оказание помощи по ее итогам.
Полный текст
С явлением эмоционального выгорания как признаком профессионального выгорания и последующей профессиональной деформации человечество столкнулось давно, вероятно, с момента появления профессий, требующих высокого уровня эмпатии и эмоциональной вовлеченности, интенсивной коммуникативности и социальной направленности действий. Впоследствии эти профессии получили название «помогающих», «социально-ориентированных» и «коммуникативных».
Мы солидарны с мнением исследователей, которые различают «эмоциональное выгорание» и «профессиональное выгорание»: первое понятие шире — эмоциональное выгорание может стать следствием переживаний, не связанных с профессией, например, в ситуации стресса на почве межличностных отношений в семье, в кругу друзей, в сложной, порой трагичной жизненной ситуации. Поэтому в статье эмоциональное выгорание рассматривается только в контексте профессиональной деятельности учителей общеобразовательных школ как социально-профессиональной группы.
Вполне естественно явление эмоционального выгорания в профессиональной деятельности обращало на себя внимание преимущественно медицинских работников, психиатров, оценивающих его как проявление опасного профессионального заболевания («синдром выгорания в профессиональной деятельности»), ведущего к деформации личности [3; 17], а также психологов, рассматривающих эмоциональное выгорание в качестве психологического отклонения от нормы [8; 11]. Считалось, что подобное выгорание — действие механизма психологической защиты, активизирующегося в случае выраженного угрожающего влияния на психическое и/или физическое здоровье в профессиональной деятельности [10; 24].
Понятие «эмоциональное выгорание» было введено в научный оборот в 1974 году американским психологом Г. Фрейденбергом в книге «Выгорание. Высокая цена высоких достижений» как обозначение «состояния физического или психического истощения, вызванного профессиональной жизнью» [19]. В последующие годы интерес к проблеме эмоционального выгорания заметно вырос и проявился в отношении не только профессиональных групп, занимающихся социально-ориентированными видами деятельности, но и других профессий. В результате эмпирическим путем было установлено, что синдром эмоционального выгорания проявляется во всех социально-профессиональных группах, но в разных масштабах и интенсивностью [2; 10; 12; 15].
Так, по данным всероссийского исследования программы «Я Учитель» «Профессиональное выгорание школьных учителей», проведенного осенью 2020 года (N = 100000, из них 38000 прошли опрос и тест), у 75 % опрошенных учителей присутствовали симптомы выгорания, а у 38 % они проявлялись в острой фазе. У представителей бизнес-структур показатель выгорания был 50 %. Сопоставим со школьными педагогами этот показатель у врачей, психологов и руководителей коллективов [13. С. 2, 4].
Таким образом, эмоциональное выгорание в профессиональной деятельности — это психологическое и эмоциональное истощение, которое проявляется в негативных переживаниях по отношению к деятельности, коллективу, сослуживцам, организации в целом, в которой трудится человек. Школьные учителя в силу специфики профессии входят в зону риска относительно синдрома выгорания, что обусловило исследовательский интерес к этому явлению [20–22; 26]. Значительная часть исследований легла в основу рекомендаций по диагностике, минимизации и профилактике эмоционального выгорания учителей [7; 14; 17].
Помимо врачей, психологов и педагогов явление эмоционального выгорания учителей и представителей других профессиональных групп составляет предмет интереса социологов, которые рассматривают его как проявление профессиональной деформации и социальное отклонение. В то же время изучение эмоционального выгорания возможно на основе междисциплинарной методологии, свидетельство чему выявление, оценка силы и систематизация факторов (причин) выгорания. Например, специалисты Института Гэллапа (США) по результатам исследования, проведенного в 2018 году, указали пять причин: необоснованный цейтнот, отсутствие общения и поддержки со стороны менеджера, нечеткость ролей, неконтролируемая рабочая нагрузка и несправедливое обращение [27]. В литературе эти факторы объединены в две группы: личностные (индивидуальные) и профессионально-организационные [1; 2; 5; 23; 25]. Соотношение и сила проявления факторов образуют разные модели синдрома эмоционального выгорания. Авторы «Методики определения уровня эмоционального выгорания у представителей ряда профессий, включая педагогов школ» К. Маслач и С. Джексон предложили трехкомпонентную модель синдрома выгорания: эмоциональное истощение (срывы, психологическая усталость); повышенная дистанцированность (деперсонализация) от работы и окружающих; ощущение профессиональной неэффективности, снижение профессиональной активности и отрицательная самооценка [7].
Ориентируясь в методологическом плане на имеющиеся подходы к изучению феномена эмоционального выгорания, в апреле–июне 2022 года в рамках подготовки к парламентским слушаниям в Государственном Собрании — Курултае Республики Башкортостан — команда исследователей под руководством автора статьи провела социологическое исследование вопросов совершенствования организации профессиональной педагогической деятельности учителей. Объем выборки, учитывающей 8 социально-демографических характеристик, составил 4529 респондентов — учителей, пропорционально представляющих школы Уфы, других городов республики, центров муниципальных образований и сел. Проведенное исследование и сопоставление его результатов с данными других исследований по этой проблематике позволяет утверждать, что распространенность явления эмоционального выгорания среди учителей свидетельствует о системности, институционализации и социальной значимости проблемы, хотя уровень выгорания в регионе ниже среднего значения по стране.
По данным Министерства образования и науки Республики Башкортостан в 2021–2022 учебном году в регионе насчитывалось 1232 муниципальных образовательных учреждения и 505 их филиалов, в которых обучалось 496958 учащихся и работало 35502 педагогических работников, включая 31423 учителей (88 %), т.е. на одного учителя приходилось 16 учеников при среднем числе учеников в школе в 403 человека.
Начнем анализ результатов исследования с определения удовлетворенности/неудовлетворенности учителей различными аспектами своей работы (Табл. 1).
Таблица 1. Удовлетворенность сторонами профессиональной деятельности (в %)
Сторона деятельности | Степень удовлетворенности | ||
Удовлетворен (в основном и отчасти) | Не удовлетворен (в основном или отчасти) | Затрудняюсь ответить | |
Выбранной профессией | 90,3 | 7 | 2,7 |
Имеющейся квалификацией | 91,3 | 7,4 | 1,3 |
Содержанием педагогического труда | 74,7 | 22,8 | 2,5 |
Режимом работы | 79 | 19,7 | 1,4 |
Объемом нагрузки | 71,9 | 26,5 | 1,6 |
Размером заработной платы | 39,9 | 57,6 | 2,5 |
Материально-техническим оснащением учебного процесса | 53,1 | 45,2 | 1,7 |
Отношениями с учащимися | 94,5 | 4,8 | 0,6 |
Отношениями между учащимися | 84,4 | 14,2 | 1,4 |
Отношениями с родителями | 90,1 | 8,2 | 1,7 |
Отношениями с коллегами | 94,7 | 4,2 | 1 |
Отношениями между коллегами | 88,7 | 9,3 | 1,9 |
Отношениями с администрацией | 91,3 | 7,1 | 1,6 |
Отношением администрации к коллективу | 85,3 | 12,8 | 1,9 |
Количеством отчетности | 37,4 | 57,7 | 4,9 |
Имеющимися цифровыми технологиями, образовательными платформами и качеством их работы | 62,8 | 33,3 | 3,9 |
Учителя выразили наиболее высокую удовлетворенность отношениями с коллегами (95 %), своей квалификацией (91 %), избранной профессией (90 %), отношениями с родителями учеников (90 %) и с администрацией (91 %), т.е. учителя любят свою работу. Из оцениваемых сторон профессиональной деятельности обращает на себя внимание неудовлетворенность размером заработной платы (не удовлетворены 58 %), количеством отчетности (58 %) и имеющимися цифровыми технологиями и образовательными платформами (38 %). Каждый пятый выразил неудовлетворенность содержанием педагогического труда (23 %): в Уфе и других городах этот показатель несколько выше (соответственно, 27 % и 25 %), в сельской местности — ниже (19 % и 21 %). Эти оценки важны при выявлении и анализе причин эмоционального выгорания учителей.
49 % опрошенных учителей так или иначе сталкивались с ощущением эмоционального выгорания (Табл. 2), а 59 % наблюдали его у своих коллег (Табл. 3). В столице и городах, а также в центрах муниципальных образований примерно одинаковые доли учителей сталкивались с эмоциональным выгоранием (от 50 % до 53 %), в сельских школах таких учителей меньше — 45 %. Заметное число (каждый четвертый, на селе — почти треть) опрошенных затруднились с ответом, что, видимо, обусловлено как социально-демографическими характеристиками, так и непониманием подобного состояния. Вместе с тем 40 % опрошенных не наблюдали проявлений выгорания у коллег.
Таблица 2. Знакомство с ситуацией эмоционального выгорания на личном опыте (в %)
Вариант ответа | В целом | Уфа | Другие города | Центры МО | Села |
Да | 49 | 50,8 | 53 | 51,9 | 45,2 |
Нет | 25,3 | 25,4 | 23,8 | 23,9 | 26,6 |
Затрудняюсь ответить | 25,7 | 23,8 | 23,2 | 24,2 | 28,2 |
Согласно данным в Таблице 3, наиболее часто встречающееся следствие выгорания — формальное отношение к преподаванию, что чаще заметно у городских учителей. Проявляется эмоциональное выгорание и в отсутствии стремления к сообщению нового учебного материала и использованию инновационных методик, в нежелании вести внеклассную работу и равнодушии к успехам и неудачам учеников, в грубости по отношению к ним; ухудшается взаимодействие с учащимися, их родителями и с администрацией образовательных организаций. В варианте «другое» респонденты называли в основном психофизиологические последствия выгорания: апатию, усталость, нарушение сна, депрессию, общее ухудшение здоровья. Организаторы упоминавшегося выше исследования отметили и такие проявления выгорания, как эмоциональную усталость, неудовлетворенность условиями труда, формальное отношение к работе, отстраненность от организации, обезличивание учащихся и обесценивание их успехов, повышение конфликтности в межличностных отношениях [13].
Таблица 3. Признаки эмоционального выгорания у коллег-учителей (в %)
Вариант ответа | В целом | Город | Другие города | Центры МО | Села |
Формальное отношение к преподаванию | 39,4 | 44,1 | 41,3 | 41,1 | 36,3 |
Отсутствие стремления к сообщению нового материала и инновационным методикам | 23,8 | 30,5 | 24,3 | 24,8 | 22,3 |
Равнодушие к успехам и неудачам учеников | 15,2 | 16 | 17,8 | 15,1 | 13,2 |
Грубость в отношении учеников | 12,2 | 14,9 | 12,8 | 11,3 | 11,7 |
Бестактность по отношению к родителям | 5 | 6,7 | 5,3 | 3,4 | 4,9 |
Нежелание вести с обучающимися внеклассную работу | 16,5 | 20,3 | 17,2 | 15,5 | 15,7 |
Нежелание поддерживать рабочие отношения с обучающимися | 6,3 | 5,7 | 6,8 | 6 | 6,1 |
Нет, не наблюдаю | 39,7 | 31,8 | 36,7 | 42,1 | 42,5 |
Другое (укажите, что именно) | 1,8 | 2,5 | 2,1 | 1,2 | 1,6 |
Факторами, инициирующими и сопровождающими эмоциональное выгорание учителей, являются особенности их профессиональной деятельности и индивидуальные (социально-демографические) характеристики (гендер, возраст и стаж работы). Ряд исследователей выявили гендерные различия в выгорании: например, женщины сталкиваются с эмоциональным выгоранием чаще мужчин в силу того, что стрессовая нагрузка у работающих женщин значительно выше, чем у мужчин [9. С. 78]. Можно было бы предположить, что учителя-женщины также чаще испытывают эмоциональное истощение, однако наше исследование не выявило гендерной специфики эмоционального выгорания: 50 % учителей-женщин и 44 % учителей-мужчин в процессе профессиональной деятельности сталкивались с эмоциональным выгоранием. Что касается возраста, то выгорание проявляется у учителей с 35–40 лет (53 %) и до 55–60 лет (48 %). В остальных возрастных диапазонах выгорание наблюдается реже: до 35 лет — 45 %, старше 60 лет — 25 %. Таким образом, во взаимосвязи с возрастом учителей проявления эмоционального выгорания напоминают волну, достигающую пика к 35–40 годам и в дальнейшем спадающую. С возрастом у учителей вырабатывается «иммунитет» к данному синдрому или учатся его преодолевать, а, может быть, привыкают к нему, что подтверждается соотношением выгорания со стажем педагогической деятельности: больше половины респондентов (55 %) со стажем от 15 до 20 лет ощущали признаки эмоционального выгорания, а среди имеющих еще больший стаж таковых около 50 %.
Анализ зависимости проявлений эмоционального выгорания от рассмотренных социально-демографических характеристик нельзя считать исчерпывающим, так как он основан на самооценках учителей, а не на выводах психологов, врачей и других специалистов. Однако этот анализ дает определенное представление о проблеме эмоционального выгорания, которое подтверждается другими исследованиями, в частности, данные опроса «Я Учитель» также свидетельствуют об отсутствии выраженной зависимости эмоционального выгорания от возраста, педагогического стажа и других индивидуальных характеристик учителей [13].
Влияние профессионально-организационных факторов на проявления и развитие эмоционального выгорания учителей более заметна, и ведущим фактором выступает учебная и внеучебная нагрузка. Большинство учителей в муниципальных школах в силу низкого уровня оплаты труда и недостатка педагогов вынужденно выбирают в качестве источника дополнительного дохода повышенную нагрузку. Так, 58 % учителей недовольны уровнем заработной платы (удовлетворены лишь 34 %), и среди путей повышения дохода выбирают увеличение нагрузки (больше ставки — 32 %); репетиторство по совместительству (24 %), и в городах оно популярнее (31 %); участие в конкурсах и грантах (21 %); повышение квалификации (19 %); наработку стажа (17 %). Вместе с тем 16 % опрошенных таких перспектив не видят, а 19 % (каждый пятый) планирует перейти в другую сферу деятельности. В системе школьного образования организация и оплата труда способствуют повышению нагрузки учителей прямо (большое число дополнительных работ) или косвенно (низкие зарплаты). Согласно исследованию сотрудников ВШЭ, наиболее перегружены учителя со стажем работы от 5 до 20 лет, которые занимаются репетиторством (от 10 до 20 часов в неделю), а структура педагогической деятельности такова: на первом месте в зависимости от преподаваемой дисциплины стоит очная форма обучения — от 90 % до 99 %, далее идет проверка работ учащихся (от 45 % до 86 %), отчетность и работа с текущей документацией (от 70 % до 90 %), работа с родителями (от 42 % до 80 %), индивидуальная работа с учащимися (от 49 % до 78 %), внеклассные мероприятия (экскурсии, олимпиады) — от 55 % до 73 % [19. С. 16].
Для российских школ характерно использование школьных учителей в качестве ресурса для решения ряда задач, стоящих перед муниципальными администрациями, а также существенная бюрократическая нагрузка по сопровождению учебного и воспитательного процесса. В итоге помимо преподавания у учителей появилось много дел, отнимающих время и силы и не приносящих удовлетворения. Одно из таких занятий — большое количество отчетности: ее рост отметило 64 % опрошенных; более половины российских учителей загружены 13 видами отчетности из 22 указанных в исследовании ВШЭ [19. С. 21]. Результаты нашего опроса показали, что количеством отчетности удовлетворены 37 % респондентов, не удовлетворены — 58 %. В итоге средняя нагрузка учителей колоссальна: трудоемкость их работы составляет 74,4 часа, т.е. около 10 часов ежедневно, включая субботу и воскресенье. Около четверти этого времени занимает проведение уроков (18,5 часов в неделю в среднем по республике), подготовка к урокам занимает
9,7 часа, далее идут классное руководство (4,7) и проверка письменных работ (4,6), воспитательная работа (3,9), отчетность и методическая работа (по 3,6), подготовка к проверкам и ответы на запросы (2,8).
Парадоксальность ситуации проявляется в том, что большая рабочая нагрузка выступает одним из основных факторов эмоционального выгорания, но в силу невысокой оплаты труда педагоги стремятся к увеличению нагрузки с целью повышения дохода, что усугубляет ситуацию. Способствует этому и фактор административных требований: большинство опрошенных педагогов (от 71 % до 76 %) отмечают повышение за последние два года требований со стороны администрации школ и органов управления образованием (Табл. 4), что, по оценкам учителей, отразились скорее отрицательно на их работе. Учителя стали еще более загруженными, возросла отчетность (64 %) — в уфимских школах меньше (58 %), в сельских школах — больше (66 %–67 %), и в результате растет усталость и раздражение (47 %).
Таблица 4. Оценка требований администрации и органов управления образованием (в %)
Вариант ответа | В целом | Уфа | Другие города | Центры МО | Деревня, село |
Требования повысились | 71 | 70,5 | 71,5 | 75,4 | 76 |
Требования не изменились | 13,2 | 15,9 | 15,5 | 13,3 | 11,4 |
Требования сократились | 0,8 | 1,5 | 0,8 | 0,8 | 0,6 |
Затрудняюсь ответить | 12 | 12,1 | 12,2 | 10,5 | 12 |
Эмоциональное выгорание может привести и к профессиональной деформации, хотя это случается далеко не всегда. В отличие от представителей тех профессий, в которых профессиональное выгорание профилактируется и преодолевается централизованно, учителя преимущественно сами используют подходящие им способы — 42 % (Табл. 5). Следует обратить внимание на то, что для учителей смена места работы и профессии не стали средством выхода из состояния выгорания, как и поддержка администрации и коллег. С отсутствием специальной структуры, помогающей учителям справляться с профессиональным выгоранием, связано, на наш взгляд, то, что треть учителей продолжают находиться в этом состоянии (30 %).
Таблица 5. Варианты выхода из ситуации эмоционального выгорания (в %)
Вариант ответа | В целом | Уфа | Другие города | Центры МО | Села |
Никак не вышел (вышла), нахожусь в этой ситуации и сейчас | 29,7 | 28,1 | 29 | 27,1 | 31,4 |
Поменял(а) место работы | 5,1 | 3,8 | 6 | 5,8 | 4,4 |
Поменял(а) профессию | 1,5 | 2,5 | 1,2 | 1,9 | 1,4 |
Обратился (ась) к психологу, неврологу | 2,8 | 5 | 3,4 | 3,5 | 1,9 |
Восстанавливался(-ась) самостоятельно | 42 | 42,5 | 39,8 | 45 | 42,9 |
Помогли родственники, семья | 13,6 | 11,9 | 15,5 | 12,8 | 12,6 |
Помогли коллеги и администрация | 3,7 | 4,4 | 3,1 | 2,7 | 4,2 |
Другое (укажите, что именно) | 1,6 | 1,8 | 2 | 1,2 | 1,2 |
Скорее всего это говорит о неприятии, отрицании профессиональным сообществом существующей и признанной во всем мире проблемы профессионального и эмоционального выгорания, о незнании методов диагностики, преодоления и профилактики этого состояния. Вопрос профилактики, преодоления или, по крайней мере, смягчения проявлений эмоционального выгорания учителей требует отдельного рассмотрения, поэтому ограничимся обозначением основных направлений его решения. Во-первых, следует продолжать целенаправленную работу по улучшению условий, организации и содержания педагогического труда, его материально-технической оснащенности, по повышению творческой направленности и оплаты труда, прежде всего за внеаудиторные и дополнительные виды нагрузки. Следует сократить объем отчетности и мероприятий, не связанных с учебно-воспитательной деятельностью, а также снизить административное давление на учителей, привлекая их к управлению делами школы.
Во-вторых, необходимо расширять возможности оказания учителям психологической помощи в условиях образовательного учреждения и в специальных центрах психологической поддержки, что особенно актуально для сельских школ. Позитивную роль могут сыграть комнаты отдыха для учителей, поскольку преподавательские и тем более учебные кабинеты не являются личным пространством учителей.
В-третьих, практически все специалисты, занимающиеся проблемой эмоционального и профессионального выгорания, отмечают необходимость расширения возможностей для неформального общения учителей в рамках школы — друг с другом, с обучающимися и их родителями. Также следует обеспечивать больше возможностей для профессионального роста педагогов, что особенно значимо для небольших поселковых и сельских школ, относя к профессиональному развитию и формирование навыков противодействия эмоциональному выгоранию.
И, наконец, учитывая широкое распространение в учительской среде проявлений эмоционального выгорания, важно постоянно и на межпредметном уровне, исследовать эти проявления, разрабатывать меры их профилактики.
Об авторах
С. А. Егорышев
Институт стратегических исследований Республики Башкортостан
Автор, ответственный за переписку.
Email: sv_egoryshev@mail.ru
ул. Кирова, 15, Уфа, 450008, Россия
Список литературы
- Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. М., 1996.
- Бойко В.В. Синдром эмоционального выгорания в профессиональном общении. СПб., 1999.
- Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. СПб., 2008.
- Водопьянова Н.Е. Психодиагностика стресса. СПб., 2009.
- Гроза И.В. Влияние возраста и стажа педагога на эмоциональное выгорание // Современные наукоемкие технологии. 2009. № 10.
- Ильин Е.П. Эмоции и чувства. СПб., 2002.
- Курганова И.Ю. Эмоциональное выгорание в деятельности педагога // Образование. Карьера. Общество. 2013. № 3.
- Мильруд Р.П. Формирование эмоциональной регуляции поведения учителя // Вопросы психологии. 1987. № 6.
- Нубер У. Кто я без тебя? Почему женщины чаще страдают депрессией и как находят себя. М., 2021.
- Орел В.Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии: эмпирические исследования // Журнал практической психологии и психоанализа. 2001. № 1.
- Орел В.Е. Синдром психического выгорания личности. Ярославль, 2005.
- Проничева М.М., Булыгина В.Г., Московская М.С. Современные исследования синдрома эмоционального выгорания у специалистов профессий социальной сферы // Социальная и клиническая психиатрия. 2018. Т. 28. № 4.
- Профессиональное выгорание школьных учителей: Результаты всероссийского исследования программы «Я Учитель». 2020 // URL: https://yandex.ru/company/services_news/2020/22-12-2020.
- Профилактика синдрома профессионального выгорания педагогов: диагностика, тренинги, упражнения / Автор-сост. О.И. Бабич. Волгоград, 2009.
- Ранчинская Т.И. Синдром выгорания в социальных профессиях // Психологический журнал. 2002. № 3.
- Скрипниченко П. «Класс стоит на ушах, а он ведет урок»: уральский педагог - о том, как распознать выгорание у учителей. 2021 // URL: https://www.e1.ru/text/job/2021/11/07/70233383.
- Федоренко Л.Г. Психологическое здоровье в условиях школы: Психопрофилактика эмоционального напряжения. СПб., 2003.
- Форманюк Т.В. Синдром «эмоционального выгорания» как показатель профессиональной дезадаптации учителя // Вопросы психологии. 1994. № 6.
- Фрейденбергер Г. Выгорание: высокая цена высоких достижений. М., 1980.
- Школьные учителя в изменяющихся условиях: адаптивность и готовность к инновациям: Информационный бюллетень / С.И. Заир-Бек, К.М. Ангиков. М., 2022.
- Эффективный учитель / Автор-сост. О.М. Ольшевская. Минск, 2010.
- Янковская Н. Эмоциональное выгорание учителя // Народное образование. 2009. № 2.
- Аddressing Teacher Burnout: Сauses, Symptoms and Strategies // URL: https://soeonline.american.edu/blog/teacher-burnout.
- Аrvidsson I., Larsson А. et al. Burnout among schoolteachers: Quantitative and qualitative results from a follow-up study in southern Sweden // BMC Public Health. 2019. Vol. 19.
- Tapp F. Teacher burnout: Causes, symptoms and prevention // URL: https://www.wgu.edu/heyteach/article/teacher-burnout-causes-symptoms-and-prevention1711.html.
- Salmera-Aro K., Hietajärvi L., Lonka K. Work burnout and engagement profiles among teachers // Frontiers in Psychology. 2019. Vol. 10.
- Scott E. Burnout symptoms and treatment. 2022 // URL: https://www.verywellmind.com/stress-and-burnout-symptoms-and-causes-3144516.