Социологический анализ распределенного лидерства в команде

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Значение лидерства в социальной и научной сферах изучалось с разных точек зрения, парадигмы, подходы и методы постоянно менялись. Модель авторитарного лидера в обществе уступила место распределенному лидерству, и сегодня исследователи рассматривают межличностные отношения как основной фактор эффективности лидера, способного взращивать лидерство в других: в команде потенциал лидерства распределяется между теми членами, кто не боится брать на себя ответственность. Лидеры, которые помогают создавать новое поколение лидеров, более ценны для общества, чем те, кто сосредоточен только на личных амбициях. Цель статьи - рассмотреть особенности распределенного лидерства в рамках одной группы с течением времени. Авторы применили анкетирование и метод включенного наблюдения за участниками группового взаимодействия для изучения проявлений распределенного лидерства во времени и пространстве, взаимосвязей распределенного лидерства в группе и контекста, характера взаимодействия групповых агентов в легитимации и доминировании, а также участия членов группы в социальном взаимодействии. В статье рассматриваются особенности распределенного лидерства по результатам исследования, проведенного в Российском университете дружбы народов в 2017-2020 годы в рамках одной группы. Его результаты и выводы продемонстрировали, что распределенное лидерство меняется во времени и пространстве с точки зрения своих проявлений и эффективности. Лидер занимает роль флагмана и опирается на приобретенный опыт взаимодействия с другими членами группы. В ней могут сосуществовать нескольких лидеров - при определенных социальных условиях и в распределенных областях,

Об авторах

Анна Владимировна Заболотских

Российский университет дружбы народов

Автор, ответственный за переписку.
Email: zabolotskikh_av@pfur.ru
старший преподаватель кафедры иностранных языков факультета гуманитарных и социальных наук ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, 117198, Россия

Татьяна Владимировна Дугина

Российский университет дружбы народов

Email: dugina_tv@pfur.ru
старший преподаватель кафедры иностранных языков факультета гуманитарных и социальных наук ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, 117198, Россия

Татьяна Андреевна Игнатова

Российский университет дружбы народов

Email: eignatova0304@mail.ru
лаборант кафедры социологии факультета гуманитарных и социальных наук ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, 117198, Россия

Список литературы

  1. Ancona D., Malone T.W., Orlikowski W.J., Senge P.M. In praise of the incomplete leader. Harvard Business Review. 2007; February.
  2. Darling-Hammond L., LaPointe M., Meyerson D., Orr. M.T., Cohen C. Preparing School Leaders for a Changing World: Lessons from Exemplary Leadership Development Programs. Stanford; 2007.
  3. DeFlaminis J., Abdul-Jabbar M., Yoak E. Distributed Leadership in Schools. Taylor and Francis; 2016.
  4. Edwards G. Concepts of community: A framework for contextualizing distributed leadership. International Journal of Management Relations. 2011; 13.
  5. Elmore R.F. Building a New Structure for School Leadership. Washington; 2000.
  6. Fullan M. Leadership & Sustainability: System Thinkers in Action. Corwin Press; 2005.
  7. Grusky D.B., Takata A.A. Social stratification. The Encyclopaedia of Sociology. Macmillan Publishing Company; 1992.
  8. Hackman R. Leading Teams. Harvard Business Review Press; 2002.
  9. Johnson S., Donaldson M. Overcoming the obstacles to leadership. Educational Leadership. 2007; 65.
  10. Legitimatsiya [Legitimation]. Kratky politichesky slovar. Мoscow; 1980. (In Russ.).
  11. Lichtenstein B., Uhl-Bien M., Marion R., Seers A., Orton J.D., Schreiber C. Complexity leadership theory: An interactive process on leading in complex adaptive systems. Emergence: Complexity and Organization. 2006; 8 (4).
  12. MacBeath J. Leadership as distributed: A matter of practice. School Leadership and Management. 2005; 25 (4).
  13. Men M. Liderstvo kak organizatsionny fenomen: vzaimosvyaz sotsialnyh i lichnostnyh aspektov [Leadership as an organisational phenomenon: The relationship between social and personal aspects]: Avtoref. diss. k.f.n. Moscow; 2013. (In Russ.).
  14. Peters T. Essentials. Leadership. DK; 2005.
  15. Sotsialny kontekst ekonomicheskogo razvitiya v XXI veke [Social Context of the Economic Development in the 21st Century]. Мoscow; 2016. (In Russ.).
  16. Spillane J.P. Distributed Leadership. San Francisco; 2006.
  17. Spillane J.P., Halverson R., Diamond J.B. Towards a theory of leadership practice: A distributed perspective. Journal Curriculum Studies. 2004; 36 (1).
  18. Wirth L. Ghetto. Chicago; 1928.
  19. Woods P.A., Bennett N., Harvey J., Wise C. Variabilities and dualities in distributed leadership: Findings from a systematic literature review. Educational Management, Administration & Leadership. 2044; 32.
  20. Zabolotskikh A. Problema mezhkulturnoj kommunikatsii i ee nivelirovanie v smeshannyh gruppah [The problem of intercultural communication and the ways of bridging it in international groups]. Language and Cultures: Prospects for Development in the 21st Century. Moscow; 2019. (In Russ.).

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. Fig. 1. The desire of students to become group activists

Скачать (34KB)
2. Fig. 2. The desire of students to work individually

Скачать (28KB)
3. Fig. 3. The desire of students to take a leading position.

Скачать (26KB)

© Заболотских А.В., Дугина Т.В., Игнатова Т.А., 2022

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах