Роль цифровой диаспоры в преодолении уязвимости мигрантов в контексте пандемии covid-19 (кейс молдавских мигрантов)
- Авторы: Рязанцев С.В.1,2, Волкова О.А.1, Оставная А.Н.3
-
Учреждения:
- Институт демографических исследований ФНИСЦ РАН
- Российский университет дружбы народов
- Приднестровский государственный университет им. Т.Г. Шевченко
- Выпуск: Том 22, № 3 (2022)
- Страницы: 544-556
- Раздел: Современное общество: актуальные проблемы и перспективы развития
- URL: https://journals.rudn.ru/sociology/article/view/32038
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-2272-2022-22-3-544-556
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Современные информационно-коммуникативные технологии способствуют становлению квазиинститута транснационального сообщества мигрантов в качестве цифровой диаспоры. Ей свойственны несколько функций: поддержание связей со страной происхождения, обеспечение транснационального взаимодействия, конструирование идентичности мигрантов, консолидация их этнической общности и социальная адаптация, выражение субъектности диаспоры в публичной сфере, психоэмоциональная поддержка. Актуальность исследования роли цифровой диаспоры в преодолении уязвимости мигрантов в контексте пандемии обусловлена необходимостью осмысления адаптации мигрантов в условиях трансформации миграционных процессов и использования мигрантами современных информационно-коммуникативных технологий. Объект исследования - онлайн-группы молдавских мигрантов, которые характеризуются стремительной институционализацией диаспорных организаций. Предмет - механизмы социальной адаптации молдавских мигрантов, призванные преодолеть их уязвимости и риски в условиях пандемии посредством современных информационно-коммуникативных технологий. Исследование основано на концепте «цифровая диаспора» и вторичном анализе данных Представительства Международной организации по миграции в Молдове об интернет-практиках молдавских мигрантов (2017) и положении мигрантов в условиях пандемии (2020). Основной метод исследования - анализ содержания крупнейших интернет-групп молдавских мигрантов в социальной сети. Инструмент анализа - метод построения «дерева проблем» и «дерева решений». Исследование показало, что в период пандемии интернет-группы молдавских мигрантов стали площадкой их самоорганизации и преодоления ряда уязвимостей, а также выполнили информационную, организационную, представительскую, мобилизационную и рекреационную функции. Сделан вывод, что опыт интернет-групп молдавских мигрантов может быть экстраполирован на другие мигрантские сообщества и иные контексты, где целесообразна политическая, экономическая и социокультурная субъектность мигрантов.
Полный текст
Пандемия covid-19 породила новые риски и угрозы для мигрантов. Большинство публикаций по этой теме рассматривают политики и программы стран исхода и приема мигрантов [30; 31], и незначительное количество публикаций посвящено роли мигрантского сообщества в преодолении уязвимостей [29; 32]. Наше исследование нацелено на рассмотрение интернет-активности молдавского мигрантского сообщества в противостоянии рискам пандемии. Проект основан на эмпирических данных Представительства Международной организации по миграции в Молдове (МОМ Молдова) об особенностях интернет-практик молдавских мигрантов («Интернетактивность молдавских мигрантов и оценка сайтов, которые они используют для удовлетворения своих потребностей», 2017) и положении молдавских мигрантов за рубежом в условиях пандемии («Экспресс-оценка МОМ воздействия covid-19 на благополучие молдавской диаспоры», 2020).
В последние десятилетия в зарубежной науке стало использоваться понятие «цифровая диаспора» («виртуальная диаспора», «е-диаспора»). Его методологической основой служат несколько концепций. Во-первых, теория социального капитала П. Бурдье, который наряду с экономическим и культурным капиталом выделяет социальный капитал — совокупность реальных или потенциальных ресурсов, связанных с устойчивой сетью более или менее институционализированных отношений взаимного знакомства и признания (членство в группе) [22. С. 66]. Во-вторых, теория воображаемых сооб ществ Б. Андерсона, согласно которой нация — социально сконструированное сообщество, воображенное людьми, воспринимающими себя как его часть [21. С. 30–32]. В-третьих — теория сетевого общества М. Кастельса: современные информационные технологии способствуют становлению «сетей», характеризующихся открытостью, децентрализованностью, саморазвитием, преобладанием горизонтальных связей, автономностью включенных в них узлов [27. С. 13]. В-четвертых, концепция «глобальной деревни» М. Маклюэна: использование электронных средств коммуникации делает несущественным физическое расстояние между пользователями и «сжимает» его до размеров «глобальной деревни» [14]. В-пятых, теория миграционных сетей Д. Массея, в которой описаны функции «социальных сетей мигрантов» и «сообществ мигрантов» в создании мигрантской инфраструктуры, обеспечивающей взаимодействие и адаптацию мигрантов [13]. В-шестых, теория транснациона лизма, которая исходит из включенности мигрантов в многосторонние взаимодействия (семейные, экономические, социальные, организационные, религиозные, политические) и развития их субъектности и идентичности в этих сетях отношений, связывающих их с двумя и более государствами [1. С. 8].
Концепт «цифровая диаспора» означает сообщество мигрантов, взаимодействующее посредством информационно-коммуникационных технологий. Согласно Дж. Бринкерхофф, цифровой диаспоре свойственны такие характеристики, как добровольность участия и общения, низкие барьеры входа/ выхода, неиерархическая коммуникация [2. С. 86]. Цифровая диаспора может выполнять несколько функций:
- поддержание связей со страной происхождения (контактов с семьями и друзьями, оставшимися на родине) [6];
- обеспечение транснационального взаимодействия — посредством онлайн-практик связи мигрантов простираются через континенты и океаны, формируя глобальную виртуальную коммуникацию диаспоры [9]; транснациональная коммуникация поддерживает рассредоточенные «сообщества сходства» и способствует объединению капитала [12];
- конструирование идентичности мигрантов — интернет-активность обеспечивает формирование новых дискурсов и нормативных структур, позволяющих по-новому определить свои идеалы и интересы в качестве сообщества [3], мигранты утрачивают этнические черты, и формируется цифровая транснациональная идентичность [2];
- консолидация этнической общности — этнические онлайн-сообщества и цифровые диаспоры пытаются повернуть время вспять и «обновить чувство общности», выступая элементом посттрадиционного мира [7];
- социальная адаптация — на начальном этапе миграции онлайн-источники наряду с институциональными (посольства/консульства, работодатели, кадровые агентства, мигрантские и другие организации) и неинституциональными структурами (семья, друзья/знакомые) способствуют адаптации мигрантов в стране приема (получение документов, поиск жилья и работы) [15]; социальные сети расширяют возможности поддержания прочных связей с семьей и друзьями, задействуют слабые связи в организации миграции и интеграции, создают новую инфраструктуру, состоящую из латентных связей, содержат дискретные и неофициальные источники инсайдерской информации о миграции [6];
- выражение субъектности диаспоры в публичной сфере — наполнение «мигрантской риторики» в онлайн-группах социально значимой проблематикой [10]; диаспоры все чаще заявляют о своей позиции, используя анонимность и свободу выражения мнений, которые обеспечивает Интернет (особенно это характерно для диаспор, которым было отказано в выражении своей позиции на родине, — курдской диаспоры в Европе, сирийской диаспоры в Турции и др.) [8];
- психоэмоциональная поддержка — возможность ежедневного общения с близкими в социальных сетях может повысить психологическое благополучие мигрантов и побудить их устанавливать больше социальных контактов в офлайне [8].
В отечественной мигрантологии акцентируются несколько особенностей цифровой диаспоры мигрантов: это социально-информационный и коммуникационный квазиинститут, который реализует разные виды информационного взаимодействия в формате социального диалога (внутренний диалог этнического сообщества в виде внутренней координации, взаимодействия и самопрезентации; внешний диалог — межобщинное взаимодействие, коммуникация с принимающим государством и его гражданским обществом; гипервнешний диалог — международное транснациональное информационное взаимодействие и транснациональная мобильность) [23. С. 44]; это квазиинститут в силу своей «неформальности», недостаточной легальности и институционального закрепления в принимающем сообществе [24. С. 26]; это централизующее поле для культурной идентичности, связывающее мигрантов с местом происхождения, и виртуальный центр, вокруг которого складываются воображаемые этнические пространства [26. С. 62]. Социальные сети играют ключевую роль в повседневной жизни земляков, представляя собой развивающуюся публичную сферу для диаспор и функционируя как «место встречи» [25]. Членство мигрантов в виртуальном пространстве одновременно консолидирует и дезинтегрирует/фрагментирует национальную идентичность, и основой дезинтеграции выступают расхождения во мнениях и «рваных» нарративах [26]. Социальные медиа выступают в качестве инструмента минимизации информационного дефицита, как один из действенных механизмов интеграции, частично компенсируя дефицит социального капитала в принимающей стране и минимизируя затраты и риски, связанные с тем или иным этапом миграционного процесса [33].
В зарубежной мигрантологии создана серьезная теоретическая основа для анализа процессов миграции с использованием концепта «цифровая диаспора». Среди российских исследователей миграции данный феномен не нашел должного осмысления в качестве методологического инструмента эмпирического изучения, хотя концепт цифровой диаспоры позволяет иначе посмотреть на адаптацию мигрантов, особенно в ситуациях неординарного характера, какой стала пандемия covid-19, доказательством чему служит кейс молдавских цифровых диаспор.
Республику Молдова характеризует интенсивная эмиграция: численность молдавских мигрантов за рубежом составляет около 1 млн., при том что, согласно Бюро национальной статистики Молдовы, на начало 2021 года численность населения страны составила 2,6 млн. Значительная часть молдавских мигрантов за рубежом — это временные трудовые мигранты в России, Италии, Израиле, Германии и др. В последние годы Молдова проводит активную миграционную политику, реализуя множество программ и проектов по консолидации молдавской диаспоры, в результате чего во многих странах функционируют молдавские диаспорные организации, включая онлайн-сообщества. Согласно результатам картографирования ассоциаций молдавской диаспоры, их характеризуют следующие достижения: добились признания диаспоры надежным партнером властями стран приема; продвижение Молдовы в стране эмиграции; сохранение и передача молдавской культуры и традиций, общего исторического наследия и основ взаимодей ствия между Молдовой и страной эмиграции; выступление в качестве агента перемен в Молдове и помощи населению; импорт положительного опыта из стран эмиграции в Молдову; ресурс информирования о безопасной миграции и социальной защите мигрантов [19]. Отмечается активность молдавских мигрантов в создании интернет-сообществ и их использовании в качестве инструментов информирования мигрантов, т.е. социальные сети стали источником транснационального влияния (в том числе политической мобилизации и передаче инноваций [5], сохранении этнической и культурной идентичности детей молдавских мигрантов за рубежом [20]).
В допандемийный период были проведены исследования молдавских мигрантов за рубежом [4; 16–18]: они показали высокий уровень уязвимости мигрантов в правовой (легальность пребывания и социальная защищенность), экономической (занятость, доходы и качество жизни) и социальных сферах (адаптация и интеграция). Исследование «Экспресс-оценка МОМ воздействия covid-19 на благополучие молдавской диаспоры» выявило новые уязвимости: снижение доходов (62 %), отсутствие компенсации или пособия по безработице (57 %), потеря или приостановление работы (47 %), потеря доходов (26 %), нехватка денег для покрытия расходов по ипотеке или аренде жилья (23 %), качество жизни на грани выживания (16 %). Факторами уязвимости стали: правовой статус в стране пребывания; сфера деятельности; тип трудового договора; политика социальной защиты принимающей страны и включения мигрантов в число ее бенефициаров; бюрократические процедуры доступа к государственной поддержке и т.д. [28. С. 52]. Согласно результатам исследования «Интернет-активность молдавских мигрантов и оценка сайтов, которые они используют для удовлетворения своих потребностей» порядка 60–75 % молдавских мигрантов пользуются Интернетом ежедневно, и наиболее популярные ресурсы — социальные сети (81 %), видеохостинги (74 %), онлайн-чаты (63 %) и новостная рассылка онлайн (49 %).
Наше исследование показало, что крупнейшие интернет-сообщества молдаван за рубежом функционируют в социальной сети Facebook[1]. Были выявлены 8 групп, в которых состоят свыше 10 тысяч человек. Крупнейшие из них (свыше 50 тысяч) объединяют пользователей в транснациональную группу «Adopta un moldovean» [Приобрети молдаванина], а также в географические группы в Великобритании, Италии и Франции. Примечательно что численность молдавских цифровых диаспор по данным локациям (за исключением Италии) в разы больше, чем официальное количество мигрантов в них: по данным дипломатических и консульских миссий Республики Молдова, в 2019 году 129 тысяч молдаван находились в Италии, 18 тысяч — в Великобритании, 17 — во Франции. Это обстоятельство обусловлено тем, что цифровые диаспоры представляют собой транснациональное сообщество, которое объединяет молдавских мигрантов в конкретной стране, в других странах, членов их семей, возвратных мигрантов в Молдове и соотечественников, планирующих эмиграцию за рубеж.
Тематика диаспорных интернет-групп зависит от интернет-культуры мигрантов и приоритетов их коммуникации. Так, среднее число публикаций по 8 группам составляет 27,9 публикаций в сутки и 683,9 публикаций в месяц (Табл. 1).
Таблица 1. Крупнейшие интернет-группы молдавских мигрантов в социальной сети
Группы | Дата регистрации | Количество участников на 07.02.2022 | Частота публикаций | Ссылка | |
в сутки | в месяц | ||||
Moldoveni in UK [Молдаване в Великобритании] | 29.05.2012 | 79260 | 33 | 902 | |
Moldoveni in Italia [Молдаване в Италии] | 23.10.2016 | 75637 | 9 | 344 | |
Salut Paris (Moldovenii in Franta/ Moldovenii din Paris) [Привет Париж (Молдаване во Франции/ Молдаване в Париже] | 18.01.2015 | 68966 | 95 | 2127 | |
Adopta un moldovean [Приобрети молдаванина] | 24.12.2016 | 56817 | 5 | 173 | |
Moldoveni in Germania [Молдаване в Германии] | 16.11.2017 | 33728 | 28 | 651 | |
Moldoveni in Spania [Молдаване в Испании] | 25.02.2013 | 18807 | 8 | 185 | |
Moldovenii in Israel [Молдаване в Израиле] | 01.12.2018 | 18757 | 19 | 434 | |
Moldoveni in Olanda [Молдаване в Голландии] | 22.08.2018 | 13180 | 26 | 655 |
Интернет-активность молдавских мигрантов связана с тем, что в усло виях зарубежья для них характерны проблемы социокультурной адаптации и интеграции, т.е. значима коммуникация внутри мигрантского сообщества. Поскольку молдавских мигрантов за рубежом характеризует высокая дисперсия в географическом пространстве, офлайн-коммуникация с соотечественниками затруднена, а Интернет и социальные сети обеспечивают взаимодействие. Аргументом в пользу этой гипотезы служит тот факт, что крупнейший контингент молдавских мигрантов проживает в России (356,8 тысяч), где социокультурная адаптация и интеграция молдаван с россиянами происходит быстрее, чем в других странах. Причем в социальных сетях лишь несколько интернет-групп молдавских мигрантов в России («Молдоване в Москве и МО» — 8,3 тысячи, «Молдаване в России» — 3,5, «Молдаване СанктПетербурга» — 3,1), т.е. количество их участников значительно меньше числа молдавских мигрантов в стране, а публикационная активность в группах очень низкая.
В период пандемии covid-19 большинство стран ввели ограничения на перемещения населения, установили режим самоизоляции и пр., что повысило роль Интернета в самоорганизации мигрантов. Исследователи выделили следующие уязвимости мигрантов в период пандемии: заражение; отсутствие доступа к надлежащему уходу; возникновение серьезных симптомов и осложнений; негативное психосоциальное воздействие; отсутствие доходов и средств существования [11]. Поскольку эта система уязвимостей мигрантов в условиях пандемии имеет иерархический характер, она легла в основу «дерева проблем», а анализ содержания публикаций в интернет-группах молдавских мигрантов позволил разработать для него «дерево решений» (Табл. 2.)
Таблица 2. «Дерево проблем» и «дерево решений» для интернет-групп мигрантов
Заражение covid-19 | → | Предотвращение заражения |
Ограниченная осведомленность о рекомендуемых профилактических мерах, в том числе из-за языковых барьеров | → | Информирование о профилактических мерах на языке мигранта |
Неспособность соблюдать социальную дистанцию в многолюдных домах | → | Информирование о размещении в безопасных условиях |
Опора на общественный транспорт | → | Информирование о частных пассажирских перевозках |
Занятость в профессиях с близким контактом с людьми | → | Информирование о правах в профессиях с близким контактом с людьми |
Ограниченный доступ к основным предметам гигиены | → | Сбор и раздача предметов гигиены |
Ограниченные средства индивидуаль- ной защиты на рабочем месте | → | Информирование о правах на средства индивидуальной защиты на работе |
Отсутствие доступа к надлежащему уходу | → | Информирование о правах доступа к надлежащему уходу |
Отсутствие права/приоритета на медицинское обслуживание | → | Информирование о правах на медицинское обслуживание |
Отсутствие доступа к объектам инфраструктуры | → | Информирование о доступных объектах инфраструктуры |
Ограниченная осведомленность о вариантах/праве на медицинскую помощь | → | Информирование о вариантах/праве на получение медицинской помощи |
Языковые барьеры | → | Посредничество |
Нежелание обращаться за помощью из-за страха ареста или стигматизации | → | Поддержка/посредничество |
Возникновение серьезных симптомов и осложнений | → | Минимизация серьезных симптомов и осложнений |
Легочные (респираторные) проблемы, связанные с поездками и условиями жизни | → | Информирование о безопасной миграции |
Физическое истощение | → | Сбор и раздача предметов первой необходимости, предоставление приюта |
Невозможность получить своевременную помощь | → | Информирование и посредничество |
Негативное психосоциальное воздействие | → | Минимизация воздействия |
Ограниченное жилое и бытовое пространство во время изоляции | → | Информирование о размещении мигрантов в безопасных условиях |
Изоляция и неспособность общаться | → | Коммуникация с помощью современных средств связи, в том числе с психологами |
Препятствия для захоронения умерших | → | Информирование о возможностях и помощь в захоронении умерших |
Беспокойство, связанное с ограничениями передвижения, потенциальным арестом или вероятностью стать жертвой ксенофобских действий | → | Поддержка/посредничество при обращении за помощью и организации возвращения на родину |
Отсутствие доходов и средств существования | → | Сбор и раздача финансовой помощи и предметов первой необходимости |
Прекращение базовой помощи и услуг по интеграции | → | Информирование и посредничество |
Потеря работы | → | Информирование о правах при потере работы, новых вакансиях |
Невключение в схему поддержки доходов, программы предоставления жилья или субсидий, льгот на аренду | → | Информирование и посредничество |
Неспособность поддерживать статус регулярной миграции | → | Информирование и посредничество |
Таким образом, метод дерева проблем и решений доказывает эффектив ность интернет-групп мигрантов в преодолении уязвимостей пандемии — они выступили в качестве площадки самоорганизации и выполнили следующие функции: информационную — информирование мигрантов о различных аспектах заболевания, вакцинации, перемещений, социальной защиты и др. (в онлайн-группах публиковалась официальная информация и описывался опыт мигрантов, т.е. группы оказались более эффективными в информировании мигрантов, чем официальные каналы коммуникации (сообщения государственных структур и СМИ)); организационная — решение проблем мигрантов с помощью сообщества (информирование, волонтерство, сбор финансовых средств и др.); представительская — защита прав и интересов мигрантов, в том числе в рамках проводимой Республикой Молдова политики возвращения и социальной защиты мигрантов в условиях пандемии; мобилизационная — активизация политического (электорального) потенциала диаспоры для политических процессов в Республики Молдова (так, во втором туре выборов Президента Республики Молдова в 2020 году на зарубежных избирательных участках проголосовало 16 % всего электората, на досрочных парламентских выборах в 2021 году — 14,4 %); рекреационная — снятие психологического напряжения на фоне стресса в условиях пандемии посредством общения и взаимной поддержки.
1 Компания Meta Platforms Inc., владеющая социальными сетями Facebook и Instagram, по решению суда от 21.03.2022 г. признана экстремистской организацией, ее деятельность на территории России запрещена.
Об авторах
Сергей Васильевич Рязанцев
Институт демографических исследований ФНИСЦ РАН; Российский университет дружбы народов
Email: riazan@mail.ru
доктор экономических наук, член-корреспондент Российской академии наук, директор Института демографических исследований Федерального научно-исследовательского социологического центра Российской академии наук; профессор кафедры международных экономических отношений Российского университета дружбы народов
ул. Фотиевой, 6-1, Москва, 119333, Россия; ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, 117198, РоссияОльга Александровна Волкова
Институт демографических исследований ФНИСЦ РАН
Email: volkovaoa@rambler.ru
доктор социологических наук, главный научный сотрудник Института демографических исследований
ул. Фотиевой, 6-1, Москва, 119333, РоссияАлла Николаевна Оставная
Приднестровский государственный университет им. Т.Г. Шевченко
Автор, ответственный за переписку.
Email: alaost@rambler.ru
старший преподаватель кафедры социологии и социальных технологий
ул. 25 октября, 128, Тирасполь, 347250, МолдоваСписок литературы
- Basch L.G., Glick Schiller N., Szanton Blanc C. Nations Unbound: Transnational Projects, Postcolonial Predicaments, and Deterritorialized Nation-States. Langhorne, 1994.
- Brinkerhoff J. Digital Diasporas: Identity and Transnational Engagement. Cambridge, 2009.
- Brinkerhoff J.M. Digital diasporas’ challenge to traditional power: The case of Tibet Board // Review of International Studies. 2011. No. 38.
- Cheianu-Andrei D. Mapping of the Moldovan Diaspora in Italy, Portugal, France and the United Kingdom. Chisinau, 2013.
- Ciobanu R., Rosca M. Moldovan diaspora’s social networks: Political mobilization and participation // Central and Eastern European EDem and EGov Days. 2020. Vol. 338.
- Dekker R., Engbersen G. How social media transform migrant networks and facilitate migration // Global Networks. 2013. Vol. 14. No. 4.
- Diamandaki K. Virtual ethnicity and digital diasporas: Identity construction in cyberspace // Global Media Journal. 2003. No. 2.
- Diker E. Social media and migration // URL: http://ps-europe.org/social-media-and-migration.
- Everett A. Digital Diaspora: A Race for Cyberspace. Albany, 2009.
- Filiz G., Asad A.L. Migrant networks. Emerging trends in the social and behavioral sciences: An interdisciplinary, searchable, and linkable resource. URL: doi: 10.1002/9781118900772. etrds0220.
- Guadagno L. Migrants and the covid-19 pandemic: An initial analysis // Migration Research Series. 2020. Vol. 60.
- Komito L. Social media and migration: Virtual community 2.0 // Journal of the American Society for Information Science and Technology. 2011. Vol. 62. No. 2.
- Massey D. A synthetic theory of international migration // World in the Mirror of International Migration. 2002. No. 1.
- McLuhan M., Powers B.R. The Global Village: Transformations in World Life and Media in the 21st Century. N.Y., 1992.
- Meeteren M.J., Pereira S. The differential role of social networks. Strategies and routes in Brazilian migration to Portugal and the Netherlands // Citizenship, Migration & the City. 2013. Vol. 66.
- Mosneaga V. Mapping Moldovan diaspora in Germany, UK, Israel, Italy, Portugal and Russia. Chisinau, 2017.
- Mukomel V., Cheianu-Andrei D. Moldovans in the Russian Federation: Socio-Economic Profile and Policy Challenges. Chisinau, 2013.
- Ostavnaia A. Mapping Migration from Transnistria. Chisinau, 2017.
- Vladicescu N. Cartografierea asociațiilor din diasporă. Studiu sociologic. Chisinau, 2021.
- Volkova O., Besschetnova O., Ostavnaja A. Distance education as a way of saving ethnic and cultural identity of migrant children // International Scientific Conference “eLearning and Software for Education”. 2017. Vol. 1.
- Андерсон Б. Воображаемые сообщества. М., 2001.
- Бурдье П. Формы капитала // Экономическая социология. 2002. Т. 3. № 5.
- Волков Ю.Г., Курбатов В.И. Цифровая диаспора мигрантов: к вопросу о методологии исследования // Гуманитарий Юга России. 2020. Т. 9. № 5.
- Глухов А.П., Кужелева-Саган И.П. Новые концептуальные рамки исследований «цифровизации» миграции и диаспор: от маргинала к «подключенному» к сети // «Цифровые диаспоры» мигрантов из Центральной Азии: виртуальная сетевая организация, дискурс «воображаемого сообщества» и конкуренция идентичностей. Томск, 2016.
- Демченко Е.В. Роль электронных СМИ и социальных медиа в создании новой коммуникативной среды диаспоры (на примере удмуртов) // Человеческий капитал. 2017. № 10.
- Исхакова Л.Г. Гибридные идентичности представителей диаспор: кейс татар в США // Дискуссия. 2017. № 11.
- Кастельс М. Галактика Интернет: Размышления об Интернете, бизнесе и обществе. Екатеринбург, 2004.
- Оставная А.Н. Проблемы молдавских мигрантов в условиях пандемии covid-19 // Демографические исследования. 2021. Т. 1. № 2.
- Рочева А.Л., Варшавер Е.А., Иванова Н.С. Уязвимые группы в чрезвычайных ситуациях: солидарность и доверие государству как основа стратегий мигрантов в России во время пандемии covid-19 // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2020. № 6.
- Рязанцев С.В., Молодикова И.Н., Брагин А.Д. Влияние пандемии covid-19 на положение мигрантов на рынках труда стран СНГ // Балтийский регион. 2020. Т. 12. № 4.
- Рязанцев С.В., Брагин А.Д., Рязанцев Н.С. Положение трудовых мигрантов в регионах мира: вызовы пандемии covid-19 и реакция правительств // Научное обозрение. Серия 1: Экономика и право. 2020. № 3.
- Рязанцев С.В., Вазиров З.К., Касымов О.К. Таджикские общины в российских регионах в период пандемии covid-19: занятость и солидарность // Научное обозрение. Серия 1: Экономика и право. 2021. № 1.
- Тимошкин Д. Доверие vs дезинформация: экономика русскоязычных «мигрантских» групп в социальных сетях // Экономическая социология. 2019. Т. 20. № 5.