Вызовы «современного зла» устойчивому развитию: запрос на сотрудничество научного и теологического знания

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье анализируются новейшие вызовы устойчивому развитию, порождаемые «современным злом», суть которого не ограничивается конкретными санкциями или войной: оно многолико - выражается в симулякрах и фейках, «не-событиях» и постправде, культивирует «моральную слепоту», неонационализм, ксенофобию и русофобию, «культурный расизм», «нормальные травмы» человека, общества и природы. «Современное зло» фактически олицетворяет параллельную сущность в виде нового Антихриста, действующего среди нас от имени «высшего разума» и «передового человечества», внося при этом хаос и неустойчивость в жизненные миры людей. В статье используются междисциплинарные методы исследования конкретных проявлений «современного зла»: соблазнов новизны, гиперпотребления и «демонстративного потребления», глобальной, прагматически ориентированной цифровизации, распространяющей деструктивный контент, которым противопоставляется совместное использование товаров и услуг, движение к этике скромности и национально-суверенная цифровизация. Автор обосновывает востребованность сотрудничества представителей научного и теологического знания ради выработки новых форм устойчивого развития, адекватных реалиям глобальной сложности и нелинейности. Это сотрудничество может стать драйвером перехода к активному производству добра и гуманизма как главного фактора движения к «здоровому обществу», функционирующему в гармонии с очеловеченными научно-технологическими инновациями и аутентичной природой.

Об авторах

Сергей Александрович Кравченко

Московский государственный институт международных отношений; Институт социологии ФНИСЦ РАН

Автор, ответственный за переписку.
Email: sociol7@yandex.ru

доктор философских наук, заведующий кафедрой социологии Московского государственного института международных отношений (университета) Министерства иностранных дел Российской Федерации; главный научный сотрудник Института социологии Федерального научно-исследовательского социологического центра Российской академии наук

просп. Вернадского, 76, Москва, 119454, Россия; ул. Кржижановского, 24/35, к. 5, Москва, 117218, Россия

Список литературы

  1. Alexander J.C. The Drama of Social Life. Cambridge; 2017.
  2. Alexander J.C. The Meaning of Social Life. A Cultural Sociology. Oxford University Press; 2003.
  3. Baudrillard J. The system of objects. M. Poster (Ed.). Jean Baudrillard: Selected Writings. Stanford; 1988.
  4. Baudrillard J. The Gulf War Did Not Take Place. Bloomington; 1991.
  5. Baudrillard J. The Transparency of Evil: Essays on Extreme Phenomena. London; 1993.
  6. Bauman Z. Liquid Fear. Cambridge; 2006.
  7. Bauman Z. Liquid Life. Cambridge; 2007.
  8. Bauman Z. Liquid Times. Living in an Age of Uncertainty. Cambridge; 2007.
  9. Bauman Z. Collateral Damage. Social Inequalities in a Global Age. Cambridge; 2011.
  10. Bauman Z. Retrotopia. Cambridge; 2017.
  11. Bauman Z., Donskis L. Liquid Evil. Cambridge; 2016.
  12. Bauman Z., Obirek S. Of God and Man. Cambridge; 2015.
  13. Beck U. Cosmopolitan Version. Cambridge; 2007.
  14. Beck U. The Metamorphosis of the World. Cambridge; 2016.
  15. Braidotti R. The Posthuman. Cambridge; 2015.
  16. Bustillos J. The digital divide. Neoliberal imperatives and education. Isaacs S. (Ed.). European Social Problems. London-New York; 2017.
  17. Castels M. et al. Another Economy is Possible. Cambridge; 2017.
  18. Conway D.A. The philosophical problem of evil. Philosophy of Religion. 1988; 24.
  19. Greenfield S. Computers may be altering our brains - we must ask how. Independent. August 12, 2011.
  20. Kirill, Patriarch of Moscow and All Russia. 2015. Interview. URL: https://lenta.ru/ articles/2015/04/30/patriarh.
  21. Kiril, Patriarch of Moscow and All Russia. 2021. Christmas interview, January 7. URL: http:// www.patriarchia.ru/db/text/5746352.html.
  22. Kravchenko S.A. Sociology on the move: The demand for humanistic digital turn. RUDN Journal of Sociology. 2019; 19 (3).
  23. Kravchenko S.A. Being cosmopolitan and anti-cosmopolitan - the complex risks of covid-19: The demand to move from the ‘society of normalization’ to global medical surveillance. European Sociologist. 2020; 45 (1).
  24. Kravchenko S.A. The birth of ‘normal trauma’: The effect of non-linear development. Economics and Sociology. 2020; 2.
  25. Latour B., Woolgar S. Laboratory Life: The Construction of Scientific Facts. Princeton; 2013.
  26. Marres N. Digital Sociology. The Reinvention of Social Research. Cambridge; 2017.
  27. Onosov A.A. Religija chelovechestva O. Comta i sotsiologija obshhego dela N.F. Fedorova: mery pozitivizma [Comte’s religion of Humanity and Fedorov’s sociology of common cause: Measures of positivism]. RUDN Journal of Sociology. 2022; 22 (1).
  28. Prigogine I., Stengers I. Order Out of Chaos: Man’s New Dialogue with Nature. London-New York, 2018.
  29. Sassen S. Expulsions: Brutality and Complexity in the Global Economy. Cambridge; 2014.
  30. Scheleicher A. Impacts of Technology Use on Children: Exploring Literature on The Brain, Cognition And Well-Being. OECD Education Working Paper No. 195, 2019.
  31. Surin K. Theology and the Problem of Evil (Signposts in Theology). Wipf and Stock; 2004.
  32. Urry J. Global complexity. International Studies Review. 2007; 5 (2).
  33. Urry J. Climate Change and Society. Malden; 2011.
  34. Vanderburg W.H. Our Battle for the Human Spirit. Toronto; 2016.
  35. Veblen T. The Theory of Leisure Class. New York; 1994.
  36. Wieviorka M. Evil. Cambridge; 2012.
  37. Wieviorka M. Europe facing evil: Xenophobia, racism, anti-Semitism and terrorism. M. Castells (Ed.). Europe’s Crises. Cambridge; 2017.

© Кравченко С.А., 2022

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах