Пути преодоления основных проблем социальной защиты малообеспеченной молодежи (на примере Пензенской области)

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье рассмотрены причины социального неравенства малоимущих молодых людей, качества и уровня жизни малообеспеченной молодежи на примере Пензенской области. Подчеркивается, что нестабильность современного общества особенно отражается на материальном положении молодых семей - в условиях неопределенности им трудно поддерживать достойный образ жизни. Цель статьи - выявление проблем, сложившихся в системе социальной защиты малообеспеченной молодежи на региональном уровне. Материалом послужили результаты мониторинга, проведенного в 2014, 2016, 2018 и 2020 году для определения основных проблем в области социальной защиты малообеспеченной молодежи в Пензенской области. Использовались количественные (массовый опрос) и качественные (фокус-группы, экспертное интервью) методы, а также данные Федеральной службы государственной статистики по Пензенской области. Выяснилось, что большинство малообеспеченной молодежи придерживается пассивной стратегии в плане повышения своего материального уровня, отличается иждивенческими настроениями по отношению к государству. Основные проблемы социальной защиты молодого поколения в Пензенской области - это неорганизованная система приема документов на подтверждение статуса «малообеспеченного» и назначения социальных пособий и льгот молодым людям; ограниченность действующих программ социальной поддержки молодежи, направленных на улучшение качества жизни молодого поколения; неоправданные ожидания от сложившейся системы социальной защиты у современной молодежи. Выявленное тяжелое материальное положение молодого поколения в регионе объясняет необходимость дальнейшего изучения проблем социальной защиты малообеспеченной молодежи Пензенской области, в частности, неравного доступа к социально-ориентированным программам. Результаты исследования могут быть использованы при разработке региональных и муниципальных программ социальной защиты малообеспеченной молодежи.

Полный текст

В современном обществе все больше людей в силу объективных, не зависящих от них причин не способны обеспечить себя и выйти из трудной жизненной ситуации. К таким категориям, нуждающимся в социальной защите, относятся осиротевшие или оставшиеся без попечения родителей дети, выпускники детских домов, малообеспеченные граждане и семьи, одинокие пожилые люди, инвалиды, безработные и т.д. Государство пытается защитить социально-уязвимые слои населения посредством инструментов социальной защиты. Ее основная цель — преодоление состояния малообеспеченности (среднедушевой доход меньше прожиточного минимума), оказание малообеспеченным гражданам материальной помощи и содействие в адаптации незащищенных категорий населения.

В России социальная помощь носит адресный характер, т.е. органы социальной защиты представляют помощь тем категориям граждан, которые признаны нуждающимися, для преодоления их жизненных трудностей. Особое место в системе социальной защиты занимает поддержка молодого поколения, обусловленная как ходом развития российского общества, так и процессами его реформирования: тяжелое материальное положение молодежи усугубляется неразвитостью социальной инфраструктуры, низким уровнем государственных расходов на образование, здравоохранение и бытовое обслуживание, что отрицательно сказывается на социальном благополучии молодежи.

Основная проблема в рамках социальной защиты молодежи состоит в несоответствии между потребностями малообеспеченных молодых людей, их социаль ным статусом и ожиданиями и реальными возможностями системы соци альной защиты, от которой молодежь ожидает удовлетворения своих жизненных потребностей без вложения собственно го ресурсного потенциала. Другая проблема социальной защиты малообеспеченной молодежи заключается в преобладании денежных пособий, которые не только не защищают молодежь от материальных трудностей, но и ослабляют ее желание заниматься трудовой деятельностью и самостоятельно решать финансовые проблемы семьи. В результате чем выше уровень социальной защиты, тем активнее молодые люди пытаются получить статус малообеспеченных, не прилагая усилий для самостоятельного преодоления трудного материального положения. Третья, не менее важная проблема, — состояние системы социальной защиты: требования к совершенствованию структуры, функций, видов социальной защиты определены федераль ными законами и программами и обязательны для всех регионов страны, но между ними наблюдаются серьезные различия в формировании и рас пределении ресурсов социальной защиты.

Изучение этих проблем основано на анализе социальной безопасности малообеспеченного населения [12], социальной структуры современного российского общества [1; 10; 24] (в структуре бедной молодежи были выделены бедные, нуждающиеся и малообеспеченные [24. С. 169–171]), социальной защиты бедных слоев населения в зарубежных странах [26; 28; 30; 33; 34], неравенства и социального благосостояния [5; 20; 29; 31], состояния системы социальной защиты молодежи в регионах Российской Федерации [3; 17], имущественной, социально-классовой дифференциации молодежи [18], роста неравенства доходов [2; 15; 16; 26; 32] и динамики бедности [7; 14]. Эмпирической базой исследования стали результаты мониторинга материального положения малообеспеченной молодежи (2014 год — N = 816; 2016 — N = 382; 2018 — N = 222; 2020 — N = 363), проведенного методом анкетирования среди малообеспеченной молодежи города Пензы и Пензенской области (всего опрошено 1783 респондента). Также были использованы экспертные интервью и метод фокус-групп (проведено 9 фокус-групп) с молодежи 18–25 лет в сентябре 2020 года.

В современной России одной из социально-уязвимых групп, нуждающихся в социальной защите, является молодежь (16–35 лет). Многие молодые люди, как правило, из малообеспеченных семей не способны самостоятельно обеспечить себя жильем, качественным образованием, услугами здравоохранения и отдыхом. Система социальной защиты в России имеет множество форм и механизмов защиты молодых людей от социальных рисков. Однако в последнее время прослеживается тенденция к увеличению числа малообеспеченной молодежи — данная категория увеличивает бедное население страны и снижает уровень и качество жизни молодого поколения.

В соответствии с абсолютным подходом к малообеспеченным относятся молодые люди, которые имеют ежемесячные ресурсы меньше регионального прожиточного минимума, а также молодежь, у которой ресурсов меньше, чем в среднем в обществе. В качестве альтернативы абсолютному подходу П. Таунсенд предложил относительный подход: относительная малообеспеченность — это материальное положение отдельных людей, уровень доходов которых ниже порога бедности (фиксированного среднего дохода); относительная малообеспеченность определялась путем сравнения с «нормальным» уровнем жизни и ощущением ограниченности ресурсов для существование [36]. Неоднозначность оценок уровня и качества жизни молодого населения подтолкнула специалистов Института социологии РАН к разработке стратификационного подхода — на основе критерия жизненных шансов в сфере потребления, учитывающего денежные, имущественные, жилищные ресурсы, а также возможности удовлетворения своих потребностей. Соответственно, уровень и качество жизни современной молодежи можно определить с помощью следующих показателей: субъективные оценки наличия наиболее значимых форм депривации; имущественная обеспеченность; наличие недвижимости; качество жилищных условий; наличие сбережений; использование платных социальных услуг; досуговые возможности (дополнительные расходы) [35. С. 287].

На наш взгляд, наиболее оптимален комплексный метод — когда учитывается несколько социально-экономических индикаторов: доступность питания, услуг образования и здравоохранения, качество жилищных условий, безопасность жизни и имущества, занятость и условия труда, обеспеченность средствами коммуникации и др. По данным 2014–2020 годов на Рисунке 1 представлена численность малообеспеченной молодежи Пензенской области согласно абсолютному и относительному подходам [23].

Рис. 1. Динамика численности малообеспеченной молодежи Пензенской области (в %)

Представленные на Рисунке 1 данные показывают, что с 2014 по 2020 годы численность малообеспеченной молодежи в Пензенской области увеличивалась. Для улучшения материального положения многие представители малообеспеченной молодежи со студенческих лет соглашаются на любую занятость. Несмотря на то, что в Пензе функционирует центр занятости молодежи, 65 % малообеспеченных в 2018 году остались без работы, т.е. без средств существования, что усугубило их тяжелое материальное положение. Лишь 36 % были трудоустроены, но, учитывая их материальное положение, доход от трудовой деятельности был минимальным — денег хватало лишь на питание и товары первой необходимости. Минимальная заработная плата молодых людей обусловлена трудовой нестабильностью в регионе, а также их низкой конкурентоспособностью на рынке труда и недостатком трудовых навыков.

Как известно, в рамках социальной защиты молодежи студенты из малообеспеченных семей (очная и бюджетная форма обучения) имеют право на получение социальной стипендии: на ее выплату не влияет успеваемость, а ее размер устанавливается образовательным учреждением в рамках своего стипендиального фонда. В среднем размер социальной стипендии в Пензенской области для студентов вузов составляет от 2700 до 3000 рублей, но ее получение сопряжено с большими трудностями: в основном это проблемы со сбором большого комплекта необходимых документов (72 %), дополнительные финансовые расходы на проезд (40 %), потеря времени из-за больших очередей (25 %) и отсутствие полной информации о социальной стипендии (15 %).

Обсуждения в фокус-группах подтвердили данные анкетного опроса. Во-первых, все участники фокус-групп подтвердили, что основная сложность при оформлении социальной стипендии — предоставление большого комплекта документов: «Наша семья во время пандемии из-за тяжелого материального положения приобрела статус “малообеспеченная семья”, и мои родители настояли на том, чтобы я оформил социальную стипендию. Однако при обращении за стипендией с меня затребовали огромный перечень справок. В ходе сбора документов я столкнулся с рядом проблем: пока оформлял одну справку, истек срок действия другой; неудобный для меня как студента график работы социальной службы, в связи с чем приходилось пропускать занятия; кроме потери своих сил и нервов, пришлось привлечь еще и родителей». Второе препятствие — дополнительные финансовые расходы на проезд: «Иногородним студентам приходится затрачивать большие финансовые средства при сборе справок в связи с тем, что неоднократно нужно посещать отделение социальной защиты по месту жительства для документального подтверждения статуса малообеспеченного… Государство в рамках социальной защиты должно автоматически и без пакета документов предоставлять помощь студентам, обратившимся в соответствующие органы». В-третьих, молодые люди отметили большие очереди и отсутствие полной информации о возможности получения стипендии: «Мои одногруппники, проживающие в районных центрах Пензенской области, рассказывали, что в их селах отсутствует Интернет и, следовательно, онлайн-запись на получение необходимых справок, что приводит к большой трате времени и денег… В условиях цифрового общества государство должно обеспечить бесплатным доступом к сети Интернет в первую очередь малообеспеченную молодежь, проживающую в области, чтобы у них была возможность получения дистанционного образования и необходимых социальных услуг»; «Я считаю, что молодежь недостаточно проинформирована о возможных социальных выплатах, особенно впервые получающие статус “малообеспеченного”. Сотрудникам отдела социального управления Пензы следует расширить каналы распространения информации о имеющихся социальных пособиях для молодежи».

Для молодежи Пензенской области с 2006 года функционирует региональная программа «Молодая семья»: семьям, поставленным на учет как нуждающимся в увеличении жилья, предоставляются денежные выплаты при покупке нового жилья; молодым семьям из двух человек положено 42 кв. м, трех и более человек — 18 кв. м на каждого. С 2011 по 2019 годы по данной программе 1244 молодых семей получили помощь в приобретении жилья [8]. В целом показатели жилищной помощи были перевыполнены, но программа не решила жилищные проблемы малообеспеченной молодежи: согласно опросу более половины (59 %) малообеспеченной молодежи не имеют в собственности недвижимость и вынуждены проживать в общежитиях или снимать жилье. Хотя каждый третий (33 %) малообеспеченный молодой человек имеет собственное жилье, это не более 10 кв. м на человека, что не соответствует жилищной норме в 16–18 кв. м на человека в соответствии со статьей 50 Жилищного кодекса РФ. Только 7 % малообеспеченной молодежи имеют в собственности дачу.

Для оказания социальной помощи малообеспеченным и попавшим в трудную жизненную ситуацию молодым семьям в регионе открыт первый детский приют «Серафим». Его цель — создание домашней обстановки, объединение детей в одну большую семью, чтобы помочь им понять, что они не одиноки. Персонал приюта помогает детям адаптироваться в сложных жизненных условиях, пока их родители пытаются найти работу и улучшить материальное положение семьи. Однако некоторые родители перекладывают ответственность за воспитание и содержание своего ребенка на приют — со временем у них складывается представление, что им все должны помогать, в том числе воспитывать их детей.

Иждивенческие настроения малообеспеченной молодежи подтверждают и наши опросные данные: большинство малообеспеченных считают, что без помощи государства прожить невозможно (30 %) или очень сложно (28 %), т.е. даже не пытаются улучшить свое материальное положение, а ждут регулярной помощи от государства; почти каждый четвертый (24 %) отметил, что государство не оказывает помощь, и только 19 % — что в помощи государства не нуждаются. Результаты анкетного опроса были подтверждены данными фокус-групп: «У меня часто бывают ситуации, когда я одна не в силах купить своим детям полноценное питание, качественную одежду, организовать им отдых. Благодаря помощи государства, родных и друзей мне удается преодолевать сложившиеся трудности материального положения»; «Моя семья никогда не получала помощь и поддержку от государства. У меня нет желания в периодическом оформлении пакета документов и в частом посещении органов социальной защиты».

Одним из критериев активной стратегии преодоления трудного материального положения является поставленная цель — повышение уровня и качества жизни. На Рисунке 2 представлено распределение малообеспеченной молодежи Пензенского региона в зависимости от цели: «53 % малообеспеченной молодежи Пензы и 69 % молодых людей Пензенской области стремятся жить не хуже, чем большинство семей в их городе. Практически каждый четвертый (22 %) в Пензенском регионе стремится жить лучше, чем большинство семей в его городе. И только малая часть респондентов Пензенской области (7 %) готовы выживать на самом простом уровне и не хотят предпринимать активных действий для повышения материального положения своей семьи» [13. С. 284]. Малообеспеченная молодежь Пензы реже стремится к повышению материального благосостояния своей семьи, чем молодые люди из Пензенской области: лишь 15 % (против 22 %) стремятся «жить лучше, чем большинство семей в моем городе», у 32 % (против 7 %) отсутствует стремление к благополучной жизни — они намерены «выжить на самом простом уровне».

Рис. 2. Распределение малообеспеченной молодежи по целям (в %)

В Пензенском регионе наблюдается увеличение доли малообеспеченных среди молодых женщин. Их бедственное положение связано с тем, что чаще всего после развода детей воспитывает и обеспечивает женщина, а увеличение риска оказаться малоимущей семьей обусловлено наличием несовершеннолетних иждивенцев. Разведенные молодые мамы в одиночку пытаются удовлетворить первостепенные потребности своих детей, и материальное положение ухудшается, если детей двое и больше. В ходе интервью с начальником отдела Социального управления Пензы было подтверждено предположение, что иждивенческая нагрузка — один из ключевых факторов малообеспеченности молодых женщин: «В последнее время к нам за социальной помощью все чаще обращаются малоимущие женщины, имеющие двух, трех и даже четырех несовершеннолетних детей. Планируя очередного ребенка, женщины перекладывают свои обязанности и ждут помощь от государства. Молодые мамы думают, что на социальные пособия смогут прожить сами и обеспечить своих детей, но не задумываются, что с увеличением возраста ребенка увеличиваются денежные расходы на его воспитание и образование. Следовательно, начисленные социальные выплаты часто не достаточны для удовлетворения даже минимальных потребностей детей». В ходе опроса было выявлено бедственное положение семей с несколькими детьми, т.е. рождение детей повышает риск малообеспеченности как в городе, так и в сельской местности (каждый второй респондент). Таким образом, тяжелое материальное положение — не индивидуальное состояние, а характеристика молодой семьи, особенно монородительской (одинокая молодая женщина с детьми).

Таким образом, мониторинг материального благосостояния с 2014 по 2020 годы позволяет сделать вывод, что в Пензенском регионе увеличилась доля малообеспеченной молодежи, основной целью которой все чаще становится выживание на самом простом уровне, т.е. сокращения численности малообеспеченных молодых людей в ближайшие годы не предвидится. Совершенно справедливо ряд авторов утверждает, что одним из определяющих факторов преодоления тяжелого материального состояния молодых людей является постоянная занятость [5]. Однако молодежь Пензенской области, которая пытается улучшить свое материальное положение посредством трудоустройства, сталкивается с тем, что размер заработной платы минимален и не позволяет существенно улучшить материальное положение. В результате малообеспеченная молодежь все чаще перестает строить планы на улучшение жилищных условий и получение качественных услуг образования и здравоохранения как для себя, так и для своих детей.

Нарастающая пассивность малообеспеченной молодежи становится ответом на пассивность системы социальной защиты, которая проявляется в отсутствии прозрачной и простой схемы подачи документов на подтверждение статуса «малообеспеченного» и назначения положенных социальных пособий и льгот, а также в том, что программы социальной поддержки молодых семей ориентированы не на все категории малоимущей молодежи. С другой стороны, оказываемая социальная поддержка нередко порождает у объективно нуждающейся молодежи необоснованные иждивенческие ожидания. Для их преодоления Министерству труда, социальной защиты и демографии Пензенской области необходимо пересмотреть основания для оказания социальной поддержки молодым семьям, обеспечить адресный характер помощи малообеспеченным семьям и повысить экономическую активность получателей социальных услуг посредством расширения практики заключения социальных контрактов с молодежью — все это поможет противодействовать социальному иждивенчеству молодежи.

×

Об авторах

Галина Борисовна Кошарная

Пензенский государственный университет

Email: k-galina1@yandex.ru

доктор социологических наук, заведующая кафедрой социологии и управления персоналом

ул. Красная, 40, Пенза, 440026, Россия

Людмила Федоровна Каримова

Пензенский государственный университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: lyudmila_vyargizova@mail.ru

кандидат социологических наук, доцент кафедры cоциологии и управления персоналом

ул. Красная, 40, Пенза, 440026, Россия

Список литературы

  1. Аникин В.А. Социальные классы новой России - неравные и разные // Социологические исследования. 2020. № 2.
  2. Беляева Л.А. Доходные неравенства в российском обществе: социальные последствия и проблемы // Вестник Института социологии. 2018. № 3.
  3. Берендеева А.Б., Малышев Д.М., Берендеева О.С. Программно-целевой подход в решении проблем региональной социально-экономической политики защиты молодежи // Современные наукоемкие технологии. Региональное приложение. 2017. № 4.
  4. Глухова М.Ф. К вопросу о развитии благополучия в молодежной среде: меры социальной поддержки молодых семей // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Философия. Социология. Право. 2011. Т. 16. № 8.
  5. Гнатюк М.А., Хоровинников А.А., Самыгин С.И. Проблемы положения российской молодежи на современном рынке труда: определяющие факторы // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. 2018. № 2.
  6. Гэлбрейт Д.К. Неравенство: методы оценки // Научные труды Вольного экономического общества России. 2017. Т. 205. № 3.
  7. Егорышев С.В., Садыков Р.М., Мигунова Ю.В. Социальные практики питания детей в малообеспеченных российских семьях // Вестник РУДН. Серия: Социология. 2019. Т. 19. № 3.
  8. Жилищные сертификаты молодым семьям Предоставление семьям социальных выплат на приобретение или строительство жилья при рождении первого ребенка // URL: http:// www.socuprpenza.ru/catalog/52.
  9. Ибрагимова Э.Ф., Авдеенко А.С., Соболева Е.В. Социально-психологическая работа с малообеспеченными семьями // Вестник Совета молодых ученых и специалистов Челябинской области. 2017. Т. 1. №.2.
  10. Голенкова З.Т. Избранные труды. М., 2014.
  11. Карачаровский В.В., Шкаратан О.И. Разные цели одного общества // Социологические исследования. 2019. № 1.
  12. Козырева П.М., Смирнов А.И. Социальная безопасность среднедоходных групп в России // Вестник Института социологии. 2016. № 4.
  13. Кошарная Г.Б., Каримова Л.Ф. Объективные и субъективные факторы социального самочувствия бедного населения (региональный аспект) // Социально-гуманитарные знания. 2016. №. 9.
  14. Кошарная Г.Б., Каримова Л.Ф., Корж Н.В. Социально-экономические индикаторы депривации малообеспеченного населения в российском регионе (на примере Пензенской области) // Регионология. 2019. № 3.
  15. Лапин Н.И., Ильин В.А., Морев М.В. Экстремальные неравенства и социальное государство (часть 1) // Социологические исследования. 2020. № 1.
  16. Лапин Н.И., Ильин В.А., Морев М.В. Экстремальные неравенства и социальное государство (часть 2) // Социологические исследования. 2020. № 2.
  17. Малева Т.М., Гришина Е.Е., Цацура Е.А. Региональные системы социальной защиты: как и зачем вводится адресность // Регион: Экономика и социология. 2016. № 4.
  18. Медведев А.В. Социальная защита молодежи в Российской Федерации // Российский юридический журнал. 2009. № 2.
  19. Мельников С.В. Социальная защита малообеспеченных слоев населения // Интеллектуальный капитал и инновационное развитие экономики, науки и образования. 2019.
  20. Нарбут Н.П., Троцук И.В. Социальное самочувствие молодежи постсоциалистических стран (на примере России, Казахстана и Чехии): сравнительный анализ ценностных ориентаций (Часть 1) // Вестник РУДН. Серия: Социология. 2018. Т. 18. № 1.
  21. Нарбут Н.П., Троцук И.В. Социальное самочувствие молодежи постсоциалистических стран (на примере России, Казахстана и Чехии): сравнительный анализ страхов, надежд и опасений (Часть 2) // Вестник РУДН. Серия: Социология. 2018. Т. 18. № 2.
  22. Нуруддинова А.Г. Эффективная социальная политика как фактор обеспечения стабильности и развития общества // Наука в современном мире: теория и практика. 2016. №.1.
  23. Прожиточный минимум в Пензенской области // URL: https://mnogodetey.ru/regions/ penzobl/prmin.
  24. Российское общество как оно есть: опыт социологической диагностики) / Под ред. М.К. Горшкова. М., 2011.
  25. Студенова Е.Г. Социальная защита детей и молодежи в Российской Федерации // Национальная ассоциация ученых. 2015. № 3-7.
  26. Шилкина И.С. Социальное неравенство и бедность в России в свете глобальных трансформаций. М., 2019.
  27. Baker Collins S. et al. Resisting the culture of poverty narrative: Perspectives of social assistance recipients // Journal of Poverty. 2020. Vol. 24. No. 1.
  28. Barrientos A., Hulme D. (Eds.). Social Protection for the Poor and Poorest: Concepts, Policies and Politics. Springer, 2016.
  29. Bourguignon F., Chakravarty S.R. The measurement of multidimensional poverty // Poverty, Social Exclusion and Stochastic Dominance. Springer, 2019.
  30. Cobb-Clark D.A., Dahmann S.C., Salamanca N., Zhu A. Intergenerational Disadvantage: Learning about Equal Opportunity from Social Assistance Receipt. Melbourne Institute Working Paper No. 28/17 // URL: https://ssrn.com/abstract=3053620.
  31. Decancq K., Lugo M.A. Weights in multidimensional indices of wellbeing: An overview // Econometric Reviews. 2013. Vol. 32. No. 1.
  32. Kolosnitsyna M., Philippova A. Family Benefits and Poverty: The Case of Russia. Higher School of Economics Research Paper No. WP BRP 03/PSP/2017 // URL: https://ssrn.com/ abstract=2918686.
  33. Nalbandyan A.A. The problem of poverty in Russia in conditions of multifactor economic crisis // RUDN Journal of Economics. 2017. Vol. 25. No. 3.
  34. Roelen K. Receiving social assistance in low- and middle-income countries: Negating shame or producing stigma? // Journal of Social Policy. 2020. Vol. 49. No. 4.
  35. Tikhonova N.E. Income stratification in Russia in comparison to other countries // Sociological Research. 2018. Vol. 57. No. 5-6.
  36. Townsend P. The International Analysis of Poverty. N.Y., 1993.

Дополнительные файлы

Нет дополнительных файлов для отображения


© Кошарная Г.Б., Каримова Л.Ф., 2022

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах