Образование в условиях развития социальных сетей: между сплоченностью и критической социальной философией новых медиа

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Так называемые «исследования Интернета» обозначили важность педагогики как философии образования и как науки, способной наряду с другими социальными и культурологическими дисциплинами внести значительный вклад в понимание последствий развития и образовательного потенциала Сети в современную информациюю эпоху. За последние несколько лет так называемая «социально-сетевая педагогика» оформилась как междисциплинарный подход, сосредоточенный на вопросах обучения и составления учебных планов. Именно педагогика исследует взаимодействие, которое складывается, например, в социальных сетях (как своего рода «контейнерах» коммуникативных практик), определяя возможности развития моделей обучения, которые смогут стать основой новых образовательных сценариев для будущего на основе новых медиа, а также позволяя критически аналазировать всю современную культуру. Основываясь на анализе таких сценариев и опираясь на теоретико-методологические постулаты герменевтически-деконтруктивистского и историко-диалектического подходов, авторы намечают возможные эпистемологические контуры «сетевой педагогики» в контексте интернет исследований, выделяя ее основные тематики. Авторы характеризуют векторы развития данного направления как «педагогики культуры», которой свойственна позитивно-оптимистическая трактовка новых медиа (прежде всего социальных сетей). Отмечая их основные преимущества и ограничения, такая педагогика систематизирует те вопросы обучения, на которых следует сосредоточиться учителям и преподавателям, чтобы разрабатывать эффективный образовательно-коммуникативный контент и новые обучающие инструменты. Авторы оценивают вклад представителей критической педагогики Дэвида Тренда и Генри Жиру как пионеров сетевой педагогики. В заключение подчеркивается важность этики как педагогической практики, которая посредством инструментов контроля, регуляции и наставничества в социально-сетевой коммуникации прокладывает путь для ее осознанного использования в образовательных целях.

Об авторах

Марио Де Мартино

Российский университет дружбы народов

Автор, ответственный за переписку.
Email: de-martino-m@rudn.ru

кандидат политических наук, доцент кафедры маркетинга

ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, 117198, Россия

Сергей Александрович Коваленко

Российский университет дружбы народов

Email: kovalenko-sa@rudn.ru

кандидат исторических наук, доцент кафедры сравнительной образовательной политики, директор Центра сравнительного международного образования

ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, 117198, Россия

Геннадий Федорович Ткач

Российский университет дружбы народов

Email: tkach-gf@rudn.ru

кандидат физико-математических наук, доцент кафедры сравнительной образовательной политики

ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, 117198, Россия

Эмануэле Изидори

Римский университет Форо Италико

Email: emanuele.isidori@uniroma4.it

профессор кафедры наук об активности и здоровье человека

пл. Л. Де Босис, 6, 00135, Рим, Италия

Список литературы

  1. Bueno L. Innovar el procesoeducativo: La construcción de los sujetos. Mexico; 2013.
  2. Castañeda L., Gutiérrez I. Redes sociales y otros tejidos online para conectar personas. Aprendizaje con redes sociales. Tejidos educativos para los nuevos entornos; 2010.
  3. Chatti M.A., Jarke M., Quix C. Connectivism: The network metaphor of learning. International Journal of Learning Technology. 2010; 5 (1).
  4. Cole R.A. (Ed.). Issues in Web-Based Pedagogy: A Critical Primer. Greenwood Publishing Group; 2000.
  5. Collins A., Halverson R. Rethinking Education in the Age of Technology: The Digital Revolution and Schooling in America. Teachers College Press; 2018.
  6. Davidovitch N., Belichenko M. Using Facebook in higher education: Exploring effects on social climate: Achievements and satisfaction. International Journal of Higher Education. 2018; 7 (1).
  7. Davies J. Facework on Facebook as a new literacy practice. Computers & Education. 2012; 59 (1).
  8. Debord G. Society of the Spectacle. Bread and Circuses Publishing; 2012.
  9. Dutton W.H. Internet studies: The foundations of a transformative field. The Oxford Handbook of Internet Studies. Oxfor; 2013.
  10. Farmer H., Ramsdale J. Teaching competencies for the online environment. Canadian Journal of Learning and Technology. 2016; 42 (3).
  11. Floridi L. Pensare l’infosfera: La filosofia come design concettuale. Raffaello Cortina Editore; 2020.
  12. Freire P. Pedagogy of the Oppressed. Routledge; 2013.
  13. Aronowitz S., Giroux H. Postmodern Education: Politics, Culture, and Social Criticism. University of Minnesota Press; 1991.
  14. Goffman E., Perren H.B.T, Setaro F. La presentación de la persona en la vida cotidiana. Buenos Aires; 1981.
  15. Jarvis J. What Would Google Do? Reverse Engineering the Fastest Growing Company in the History of the World. New York; 2011.
  16. Kuhn C. Are Students Ready to (Re)-Design Their Personal Learning Environment? The Case of the E-Dynamic. Space; 2017.
  17. Longo G.O. La lunga strada di Homo technologicus. Scienza & Società. 2018; 11.
  18. Luckin R. Re-Designing Learning Contexts: Technology-Rich, Learner-Centred Ecologies. Routledge; 2010.
  19. Manca S., Ranieri M. Implications of social network sites for teaching and learning. Where we are and where we want to go. Education and Information Technologies. 2017; 22 (2).
  20. Marson S.M. Internet ethics for social workers. New Social Worker. 2000; 7.
  21. Martin M., Noakes M. Fostering a web 2.0 ethos in a traditional e-learning environment. Electronic Journal of E-Learning. 2012; 10 (3).
  22. Menduni E., Nencioni G., Pannozzo M. Social Networks: Facebook, Twitter, YouTube and Others: Social Relations, Aesthetics, Emotions. Milan; 2011.
  23. Murphy D. The Architecture of Failure. John Hunt Publishing; 2012.
  24. Negroponte N. Being Digital. Milano; 1999.
  25. Postman N. Media ecology education. Explorations in Media Ecology. 2006; 5 (1).
  26. Reales de Castro E., Bohorquez M.S., Rueda Barrera A.A. Lineamientos conceptuales de las redes sociales: una aproximación de su aplicabilidad a la regulación de la violencia. Lineamientos conceptuales de las redes sociales: una aproximación de su aplicabilidad a la regulación de la violencia; 1995.
  27. Requena Santos F. El concepto de red social. Revista española de investigaciones sociológicas. 1989; 48.
  28. Seery A. Education, the formation of self and the world of Web 2.0. London Review of Education. 2010; 8 (1).
  29. Siemens G. Connectivism: A learning theory for the digital age. International Journal of Instructional Technology and Distance Learning. 2005; 2.
  30. Trend D. Cultural Pedagogy: Art, Education, Politics. Greenwood Publishing Group; 1992.
  31. Ushakov K.M., Kukso K.N. Advantages of social network analysis in educational research. Russian Education & Society. 2015; 57 (10).
  32. Voivonta T., Avraamidou L. Facebook: A potentially valuable educational tool? Educational Media International. 2018; 55 (1).

© Де Мартино М., Коваленко С.А., Ткач Г.Ф., Изидори Э., 2022

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах