Партия «телевизора» против партии «Интернета»: как медиапотребление влияет на одобрение деятельности властей
- Авторы: Ушкин С.Г.1
-
Учреждения:
- Научный центр социально-экономического мониторинга Республики Мордовия
- Выпуск: Том 21, № 4 (2021)
- Страницы: 855-867
- Раздел: Современное общество: актуальные проблемы и перспективы развития
- URL: https://journals.rudn.ru/sociology/article/view/29623
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-2272-2021-21-4-855-867
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В статье рассмотрены особенности медиапотребления россиян, а также их отношение к политическим институтам (федеральным и региональным). Проведенный анкетный опрос населения Республики Мордовия был направлен на поиск корреляций между использованием тех или иных каналов информации, уровнем доверия к ним, а также одобрением деятельности органов власти. Исследование показало, что выбор традиционных (телевидение, газеты, журналы, радио) или новых (социальные сети, интернет-издания, телеграм-каналы) медиа достаточно четко сегментирует людей по политическим предпочтениям. Традиционные медиа (условно - партия «телевизора») чаще объединяют представителей старших когорт, проживающих в сельской местности и поддерживающих действующую власть. Новые медиа (условно - партия «Интернета») притягивают к себе преимущественно молодых людей, проживающих в городах, имеющих сравнительно высокий уровень образования и критично настроенных в отношении политических институтов. Потенциал примирения двух выделенных «партий» - в использовании коммуникативных возможностей личных связей (друзья, родственники, знакомые), где сегодня достаточно широко обсуждается текущая ситуация в стране и регионе. В целом результаты опроса фиксируют высокий уровень недоверия ко всем каналам получения информации, а также невысокий уровень одобрения властных структур. Ситуация в значительной степени усложняется коронавирусным кризисом: в условиях скепсиса по отношению к официальной информации появилось значительное число слухов, дискредитирующих политические институты, что в будущем может негативным образом отразиться на выборных кампаниях всех уровней.
Ключевые слова
Полный текст
В российский научный и публицистический дискурс в последние десятилетия вошла метафора борьбы между партиями «холодильника» и «телевизора», где партия «холодильника» — группа, для которой важно материальное благосостояние, а партия «телевизора» — те, кто подвержен воздействию государственной пропаганды [17. С. 138]. Несколько позже к ним присоединилась и партия «Интернета» — объединяющая критически настроенных к доминирующей идеологии граждан и фактически представляющая собой «пятое сословие» (которое следует за «четвертым» сословием, включающем прессу, реже — народные массы или пролетариат) [3. C. 133]. Социальные медиа способны «удовлетворять многие личные и общественные потребности, формировать социальные общности и регулировать их деятельность и социальные связи, а также появление правовых норм и юридической ответственности, регламентирующих как поведение отдельного пользователя, так и взаимодействие пользователей» [16. C. 19]. По охвату и влиянию они все больше приближаются к традиционным масс-медиа [4. C. 95; 14. С. 59].
Существует несколько точек зрения на взаимосвязь между медиапотреблением и политическим доверием. Например, результаты исследований в Дании, Израиле, Нидерландах, США и Швеции свидетельствуют об отсутствии здесь прямых зависимостей [20]. Ряд авторов полагает, что новостной контент формирует повестку дня, но не запускает процессы медиапрайминга, которые могли бы сказаться на поддержке действующей власти [19; 24]. Доверие к СМИ рассматривается как сложный многосоставной процесс, на который влияют доверие к выбранным темам, доверие к выбранным фактам, доверие к точности описания и доверие к журналистcкой оценке [22].
Российские ученые считают, что уровень доверия к медиа в нашем обществе невысок и в значительной степени коррелирует с недоверием к властным институтам [7. C. 285]. Во многом это связано с доминирующей в стране политической культурой и огосударствлением СМИ, которые представляют провластную точку зрения. Дефицит доверия к ним свидетельствует о снижении коммуникационной связи между обществом и государством, что выливается в поиск альтернативных источников информации, представленных преимущественно интернет-ресурсами. Данные компаративистских межстрановых исследований свидетельствуют, что скептицизм по отношению к гражданским и политическим институтам — распространенное явление в посткоммунистических государствах [25]. Причина — в негативном опыте сложных экономических, политических и социальных трансформаций, который потребовал от людей осторожности в любых отношениях [21].
Важный сдвиг в структуре медиапотребления произошел в связи с пандемией коронавируса: многие люди «практически все свое время были вынуждены проводить дома, и далеко не все находились в режиме удаленной работы» [8. C. 567]. Различные данные указывают на то, что в течение 2020 года наблюдался рост общего телерейтинга и особенно документальных программ, социально-политических передач и новостей [13], а также увеличение времяпрепровождения в виртуальных социальных сетях [11]. Соответственно, можно говорить о росте сторонников условных партий «телевидения» и «Интернета», что может отразиться и на доверии политическим институтам, и на реальной поддержке политиков в выборных кампаниях всех уровней.
В то же время нельзя не отметить, что в условиях длительного переживания тревоги и неопределенности, связанных с эпидемиологической угрозой, на фоне недоверия официальным медиа, люди восполняли дефицит информации конспирологическими теориями [6. C. 430]. Исследователи нашли 167 микросюжетов слухов (включая 68 клишированных рассылок), циркулирующих в российском сегменте социальных медиа в период с 1 февраля по 11 августа 2020 года, и это лишь видимая часть инфодемических нарративов [1. C. 242]. Их репертуар разнится от псевдомедицинских советов до отрицания эпидемиологической опасности, но значительная их часть в той или иной степени дискредитирует институты власти.
Статья базируется на результатах социологического опроса, проведенного в Республике Мордовия в марте 2020 года сотрудниками Научного центра социально-экономического мониторинга. Традиционный опрос был дополнен данными CAWI опроса (компьютерного веб-интервью), реализованного на платформе Google Forms. Всего в исследовании приняли участие 1000 респондентов. Выборка — квотная, репрезентирует половозрастную структуру и расселение жителей региона старше 18 лет. Структура потребления источников информации рассматривалась при помощи вопроса «Откуда Вы чаще всего узнаете новости о стране/республике?», где можно было выбрать все возможные варианты ответов и/или предложить свой. Уровень доверия к источникам информации оценивался при помощи вопроса «Каким источникам информации Вы доверяете больше всего в освещение новостей о стране/республике?», где можно было выбрать не более трех ответов. Уровень одобрения деятельности федеральных и республиканских органов власти оценивался при помощи закрытого вопроса «Как Вы оцениваете деятельность органов власти за последние два-три года?» (порядковая шкала удовлетворенности). Дополнительно уровень доверия к республиканским органам власти уточнялся при помощи вопроса «Какое отношение, по Вашему мнению, преобладает у граждан к властям республики?» (порядковая шкала удовлетворенности). На первом этапе была применена процедура многомерного шкалирования — как альтернатива факторному и компонентного анализа [5. C. 929]. Ее основным преимуществом является наглядное (визуальное) сравнение объектов на основе статистического поиска различий между ними [9. C. 332].
Итак, структура источников информации о России представлена на Рисунке 1. На правом полюсе шкалы 1 располагаются телевидение, интернет-издания, социальные сети, друзья, родные и соседи, на противоположном — газеты, радио, журналы и телеграм-каналы. Это измерение дифференцирует источники информации по их популярности. На положительном полюсе шкалы 2 располагаются социальные сети, интернет-издания, телеграм-каналы, друзья, родные и соседи, на отрицательном — телевидение, газеты, радио и журналы. Это измерение разделяет источники информации по направленности: положительный полюс — горизонтальные медиа (дополненные «сарафанным радио») со свойственным им плюрализмом мнений, отрицательный — вертикальные, повестка дня которых монополизирована государством.
Рис. 1. Источники получения новостей о России
Структура потребления новостей о Мордовии, представленная на Рисунке 2, практически не отличается от структуры потребления новостей о России. Исключение — смещение интернет-изданий по шкале 1 влево, а газет, напротив, вправо. Предположительно, это свидетельствует о том, что в Мордовии наблюдается дефицит качественных интернет-изданий, пишущих о региональных проблемах, а газеты покупают или выписывают, чтобы быть в курсе новостей своего района или республики в целом. Проникновение Интернета в регионе еще недостаточное, особенно в сельских районах и среди старших когорт, поэтому издания о жизни Мордовии в целом и ее муниципальных районов в частности в ближайшее время останутся перспективными читательскими нишами, несмотря на наметившийся тренд их вывода на онлайн-площадки.
Рис. 2. Источники получения новостей о Мордовии
На втором этапе исследования были выявлены факторы, оказывающие наибольшее влияние на потребление новостей из тех или иных источников, — построены парные корреляции с независимыми переменными (пол, возраст, место проживания, уровень образования) и зависимыми (одобрение деятельности федеральных и республиканских органов власти и преобладающее отношение граждан к властям республики (табл. 1). Использование тех или иных источников информации о России и Мордовии определяется, в первую очередь, возрастом, местом проживания и уровнем образования. В ряде случаев фиксируется взаимосвязь между потреблением новостного контента и отношением к органам власти: те, кто использует традиционные медиа, положительно оценивают деятельность федеральных и региональных политиков, преимущественно доверяя последним; использование новых медиа слабее коррелирует с одобрением власти и доверием к ней, что согласуется с данными других исследований [23. С. 88].
На третьем этапе исследования была выявлена взаимосвязь между потреблением информации из различных источников и доверием к ним (табл. 2–3).
Таблицы 2 и 3 демонстрируют высокую корреляцию между потреблением информации из предпочтительных для респондентов источников и доверием к ним. Например, те, кто предпочитает смотреть телевизор, доверяют новостям, которые там транслируются. Самые сильные корреляции такого рода фиксируются при чтении газет, самые слабые — при получении информации от друзей, родных, знакомых и из журналов. В перспективе можно ожидать усиления поляризации между потребителями традиционных и новых медиа, особенно по мере поколенческих сдвигов [27]. Как правило, просмотр телевидения располагает к доверию газетам, радио и журналам, чтение интернет-изданий — социальным сетям, телеграм-каналам и друзьям, родным, знакомым; использование социальных сетей — интернет-изданиям, телеграм-каналам и друзьям, родным, знакомым; получение информации от друзей, знакомых, родственников — радио и журналам; чтение газет — телевидению, радио и журналам; прослушивание радио — газетам и журналам; чтение журналов — газетам; просмотр телеграм-каналов — интернет-изданиям и социальным сетям. Для наглядности построен граф, где узлами выступают источники информации, а ребрами — доверие между ними (рис. 3).
Рисунок 3 показывает, что доверие новостям зависит от предпочтения традиционных или новых средств массовой информации. Своеобразным связующим звеном являются друзья, родные и соседи: вероятно, информация, получаемая от ближнего круга, поступает туда из разных источников, что опосредует не самый высокий уровень доверия к его членам. При этом ближний круг играет роль своеобразного буфера, где соотносятся (часто противоречивые) данные, поступающие из традиционных и новых средств массовой информации. В этом отношении показательны и параметры недоверия: те, кто смотрят телевизор, с недоверием относятся к информации от друзей, родных, соседей, из социальных сетей и телеграм-каналов; читают интернет-издания, просматривают социальные сети или телеграм-каналы — к телевидению; читают газеты — к телеграм-каналам (рис. 4). Центром притяжения недоверия выступает телевидение: не верят новостям на телеканалах пользователи интернет-изданий, социальных сетей, телеграм-каналов, а также те, кто узнает информацию от друзей, родных, соседей.
Таблица 1. Коэффициенты корреляции потребления новостей из разных источников в зависимости от социально-демографических характеристик и отношения к органам власти
Источник информации | Переменные | ||||||
Пол | Возраст | Место проживания | Образование | Одобрение федеральной власти | Одобрение республиканской власти | Отношение к республиканской власти | |
Новости о России | |||||||
Телевидение | 0,096** | 0,249** | 0,120** | −0,045 | −0,163** | −0,132** | −0,154** |
Интернет-издания | −0,010 | −0,126** | −0,090** | 0,160** | 0,116** | 0,063 | 0,039 |
Социальные сети | −0,007 | −0,306** | 0,000 | 0,117** | 0,128** | 0,068 | 0,026 |
Друзья, родные, соседи | −0,007 | −0,025 | −0,051 | −0,098** | 0,194** | 0,135** | 0,134** |
Газеты | 0,069* | 0,192** | 0,147** | 0,033 | −0,140** | −0,157** | −0,162** |
Радио | −0,094** | 0,027 | 0,008 | 0,067* | 0,039 | 0,012 | −0,027 |
Журналы | −0,004 | 0,042 | 0,021 | −0,008 | −0,025 | −0,041 | −0,009 |
Телеграм-каналы | −0,006 | −0,186** | −0,120** | 0,051 | 0,091* | 0,049 | 0,019 |
Не интересуюсь | −0,016 | −0,111** | −0,065* | −0,002 | −0,002 | 0,008 | 0,044 |
Новости о Мордовии | |||||||
Телевидение | 0,057 | 0,281** | 0,090** | −0,033 | −0,154** | −0,162** | −0,142** |
Интернет-издания | −0,003 | −0,135** | −0,080* | 0,168** | 0,081* | 0,028 | 0,020 |
Социальные сети | −0,010 | −0,306** | −0,010 | 0,100** | 0,102** | 0,079* | 0,023 |
Друзья, родные, соседи | −0,013 | −0,007 | −0,065* | −0,101** | 0,230** | 0,214** | 0,168** |
Газеты | 0,060 | 0,220** | 0,170** | 0,066* | −0,129** | −0,163** | −0,175** |
Радио | −0,061 | 0,050 | −0,021 | 0,048 | 0,012 | −0,015 | −0,050 |
Журналы | 0,042 | 0,001 | −0,17 | −0,008 | −0,003 | −0,002 | −0,038 |
Телеграм-каналы | −0,004 | −0,077* | −0,075* | 0,027 | 0,070* | 0,039 | 0,042 |
Не интересуюсь | −0,021 | −0,117** | −0,030 | −0,017 | 0,047 | 0,049 | 0,051 |
* Корреляция значима на уровне 0,05 (двухсторонняя)
** Корреляция значима на уровне 0,01 (двухсторонняя)
Таблица 2. Коэффициенты корреляции потребления новостей из различных источников и доверия к ним (общероссийский контент)
Источник | Доверие к источнику | |||||||
Телевидение | Интернет-издания | Социальные сети | Друзья, родные, соседи | Газеты | Радио | Журналы | Телеграм | |
Телевидение | 0,435** | −0,014 | −0,044 | −0,049 | 0,236** | 0,066* | 0,098** | −0,089** |
Интернет-издания | −0,054 | 0,480** | 0,190** | 0,086** | −0,001 | 0,043 | 0,020 | 0,097** |
Социальные сети | −0,089** | 0,107** | 0,401** | 0,141** | −0,037 | 0,047 | 0,030 | 0,112** |
Друзья, родные, соседи | 0,020 | 0,009 | 0,045 | 0,259** | 0,060 | 0,134** | 0,089** | 0,060 |
Газеты | 0,214** | 0,025 | 0,028 | 0,018 | 0,514** | 0,126** | 0,100** | −0,064* |
Радио | 0,056 | 0,027 | 0,022 | −0,024 | 0,110** | 0,377** | 0,050 | 0,053 |
Журналы | −0,008 | −0,029 | −0,003 | 0,024 | 0,086** | 0,054 | 0,254** | −0,028 |
Телеграм-каналы | −0,119** | 0,081* | 0,122** | 0,043 | −0,039 | 0,019 | 0,010 | 0,441** |
Таблица 3. Коэффициенты корреляции потребления новостей из различных источников и доверия к ним (региональный контент)
Источник | Доверие к источнику | |||||||
Телевидение | Интернет-издания | Социальные сети | Друзья, родные, соседи | Газеты | Радио | Журналы | Телеграм-каналы | |
Телевидение | 0,450** | −0,048 | −0,092** | −0,085** | 0,229** | 0,096** | 0,067* | −0,041 |
Интернет-издания | −0,097** | 0,443** | 0,190** | 0,032 | −0,017 | 0,025 | 0,025 | 0,086** |
Социальные сети | −0,098** | 0,102** | 0,387** | 0,087** | −0,057 | 0,005 | −0,026 | 0,076* |
Друзья, родные, соседи | −0,034 | 0,014 | 0,029 | 0,294** | 0,076* | 0,080* | 0,022 | 0,076* |
Газеты | 0,176** | −0,030 | −0,015 | −0,020 | 0,506** | 0,190** | 0,115** | −0,035 |
Радио | 0,062 | −0,010 | −0,019 | −0,013 | 0,157** | 0,340** | 0,092** | 0,019 |
Журналы | 0,026 | 0,000 | 0,018 | 0,016 | 0,113** | 0,015 | 0,141** | −0,017 |
Телеграм-каналы | −0,086** | 0,079* | 0,106** | 0,007 | −0,030 | −0,004 | 0,039 | 0,395** |
Рис. 3. Доверие между источниками информации
Рис. 4. Недоверие между разными источниками информации
На четвертом этапе исследования были выявлены факторы, оказывающие наибольшее влияние на доверие источникам информации (табл. 4). Как и в случае с их выбором, наблюдается достаточно устойчивая тенденция: доверие телевидению и газетам коррелирует с одобрением власти. Доверие интернет-изданиям и социальным сетям практически не связано с одобрением власти (намечается слабая негативная связь). Наиболее значимым фактором неодобрения власти и недоверия к ее институтам стало доверие к телеграмм-каналам, которые стали центром концентрации политического протеста и недовольства, но сегодня их использует и российский истеблишмент, что подтверждает его значимость как средства политической коммуникации [26].
Таким образом, респондентов, потребляющих новостной контент о событиях в России, можно разделить на четыре группы с устойчивыми взаимосвязями: телевидение; интернет-издания, социальные сети и друзья, родные, соседи; газеты, радио и журналы; телеграм-каналы. Распределение респондентов, потребляющих новостной контент о событиях в Мордовии, несколько иное: телевидение и газеты; социальные сети и друзья, родные, соседи; газеты, радио и журналы; интернет-издания и телеграм-каналы. На потребление новостного контента оказывают влияние возраст, место проживания и уровень образования: например, телепросмотр возрастает по мере старения и характерен для сельской местности; использовать социальные сети и интернет-издания в большей степени склонны молодые люди с высоким уровнем образования, преимущественно жители городов и райцентров [12. C. 136–137].
Таблица 4. Коэффициенты корреляции доверия к источникам информации в зависимости от социально-демографических характеристик респондентов и их отношения к органам власти
Источник | Пол | Возраст | Место проживания | Образование | Одобрение федеральной власти | Одобрение республиканской власти | Отношение к республиканской власти |
Доверие к новостям о России | |||||||
Телевидение | 0,064* | 0,217** | 0,140** | −0,032 | −0,297** | −0,274** | −0,314** |
Интернет-издания | −0,058 | −0,105** | −0,070* | 0,106** | 0,042 | 0,014 | 0,008 |
Социальные сети | −0,038 | −0,199** | −0,013 | 0,021 | 0,106** | 0,073* | 0,038 |
Друзья, родные, соседи | −0,067* | 0,059 | 0,038 | −0,016 | 0,078* | 0,082* | 0,051 |
Газеты | 0,058 | 0,181** | 0,174** | 0,028 | −0,172** | −0,161** | −0,180** |
Радио | −0,027 | 0,085** | 0,020 | −0,014 | 0,030 | −0,008 | −0,018 |
Журналы | 0,044 | 0,045 | 0,011 | −0,078* | −0,060 | −0,042 | −0,058 |
Телеграм-каналы | −0,015 | −0,171** | −0,112** | 0,031 | 0,138** | 0,099** | 0,077* |
Не доверяю никому | 0,013 | −0,037 | −0,073* | 0,003 | 0,190** | 0,159** | 0,180** |
Доверие к новостям о Мордовии | |||||||
Телевидение | 0,068* | 0,222** | 0,162** | −0,016 | −0,268** | −0,296** | −0,316** |
Интернет-издания | −0,067* | −0,100** | −0,57 | 0,128** | 0,028 | 0,002 | −0,007 |
Социальные сети | −0,043 | −0,197** | −0,38 | 0,018 | 0,081* | 0,066 | 0,021 |
Друзья, родные, соседи | −0,025 | 0,025 | 0,015 | −0,022 | 0,070 | 0,057 | 0,037 |
Газеты | 0,031 | 0,191** | 0,188** | −0,122** | −0,218** | −0,191** | −0,197** |
Радио | −0,041 | 0,096** | 0,032 | −0,002 | 0,002 | −0,019 | −0,012 |
Журналы | 0,007 | 0,021 | 0,031 | −0,051 | −0,047 | −0,045 | −0,026 |
Телеграм-каналы | −0,022 | −0,110** | −0,061 | 0,042 | 0,092* | 0,053 | 0,090** |
Не доверяю никому | 0,007 | −0,047 | −0,059 | 0,002 | 0,204** | 0,168** | 0,184** |
Доверие к новостному контенту зависит от источника, который респондент указал в качестве приоритетного: например, те, кто смотрят телевидение, с высокой долей вероятности доверяют ему. Такая ситуация наблюдается по всем источникам информации, что свидетельствует об устойчивости медиапредпочтений: «каждый живет в своем коконе, или, как мы говорим сегодня, в собственной “эхокамере”, читая только ту прессу и смотря только тот канал, который подтверждает его картину мира» [18. C. 63].
По уровню доверия можно выделить две полярные группы: традиционные и новые медиа. Мостиком между ними выступают друзья, родные, соседи, однако через них транслируется преимущественно альтернативная, в некоторой степени дискредитирующая органы власти информация. Обобщенный портрет тех, кто доверяет традиционным медиа, таков: преимущественно представители старших когорт, проживающие в сельской местности и доверяющие действующей власти (условная партия «телевизора»). Те, кто доверяет новым медиа, — как правило, молодые люди, проживающие в городе и обычно имеющие высшее образование (более критичны по отношению к политическим институтам, в меньшей степени склонны им доверять). Например, пользователи региональных пабликов в социальных сетях ориентированы на освещение негативных сторон жизни, описание экономических, миграционных и жилищно-коммунальных проблем [10. C. 27]. Впрочем, их реальный протестный потенциал, судя по нашим исследованиям, невысок [15. C. 87] (условная партия «Интернета»).
Вероятно, дихотомия «традиционные–новые» медиа отражает конфликт отцов и детей в контексте технологической революции [2. C. 9]. Молодые люди, или «аборигены цифровой цивилизации», воспринимают виртуальную среду как нечто естественное, разрозненной информации в которой при должном подходе можно доверять. Представители старших поколений опасаются виртуального пространства, предпочитают доверять традиционным, проверенным временем каналам информации. Безусловно, некоторые люди получают информацию в равной степени из двух наиболее популярных источников — телевидения и Интернета, и в этом смысле их можно назвать условными «центристами» между партией «телевидения» (лояльная к действующей власти аудитория) и партией «Интернета» (критически настроенная аудитория).
Об авторах
Сергей Геннадьевич Ушкин
Научный центр социально-экономического мониторинга Республики Мордовия
Автор, ответственный за переписку.
Email: ushkinsergey@gmail.com
кандидат социологических наук, ведущий научный сотрудник отдела мониторинга социальных процессов
ул. Б. Хмельницкого, 39а, Саранск, 430005, РоссияСписок литературы
- Архипова А.С., Радченко Д.А., Козлова И.В., Пейгин Б.С., Гаврилова М.В., Петров Н.В. Пути российской инфодемии: от WhatsApp до Следственного комитета // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2020. № 6.
- Бойд В. Все сложно. Жизнь подростков в социальных сетях. М., 2020.
- Джессоп Б. Государство: прошлое, настоящее и будущее. М., 2019.
- Дукин Р.А., Фадеева И.М. Информационная активность региона в медиапространстве // Регионология. 2015. Т. 25. № 3.
- Костенко С.А. Технология применения многомерного шкалирования и кластерного анализа // Фундаментальные исследования. 2012. № 11.
- Макушева М.О., Нестик Т.А. Социально-психологические предпосылки и эффекты доверия социальным институтам в условиях пандемии // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2020. № 6.
- Назаров М.М., Иванов В.Н., Кублицкая Е.А. Медиа, институты и доверие российских граждан // Вестник РУДН. Серия: Социология. 2019. Т. 19. № 2.
- Назаров М.М., Иванов В.Н., Кублицкая Е.А. Медиапотребление в возрастных когортах: ТВ и Интернет // Вестник РУДН. Серия: Социология. 2020. Т. 20. № 3.
- Наследов А.Д. SPSS 19: профессиональный статистический анализ данных. СПб., 2011.
- Пакшина И.А. Исследование городской идентичности в интернет-сообществах (по результатам качественного анализа) // Научный результат. Социология и управление. 2020. Т. 6. № 2.
- Почти половина россиян стали проводить больше времени в соцсетях // URL: https://rg.ru/ 2020/05/28/pochti-polovina-rossiianstali-provodit-bolshe-vremeni-v-socsetiah.html.
- Радаев В.В. Миллениалы: как меняется российское общество. М., 2019.
- Телеаудитория выросла на четверть в апреле 2020 // URL: https://mediascope.net/news/ 1139341.
- Ушкин С.Г. Кофейни, джентльменские клубы и социальные сети, или где сегодня формируется общественное мнение // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2017. № 6.
- Ушкин С.Г. Новая виртуальная оппозиция: кто она? // Социологические исследования. 2012. № 9.
- Щекотуров А.В. Социальные медиа: становление нового макдональдизированного института // Вестник РУДН. Серия: Социология. 2020. Т. 20. № 1.
- Щербак А.Н., Смирнова Д.О., Озернова Е.П., Лепешко Е.В., Купка А.П., Калинин А.Н. Холодильник vs. телевизор? Экономическое голосование на выборах в Государственную Думу РФ 2016 г. // Вестник Пермского университета. Серия: Политология. 2017. № 3.
- Юдин Г.Б. Общественное мнение, или власть цифр. СПб., 2020.
- Althaus S.L., Kim Y.M. Priming effects in complex information environments: Reassessing the impact of news discourse on Presidential approval // Journal of Politics. 2006. Vol. 68. No. 4.
- Ariely G. Does commercialized political coverage undermine political trust? Evidence across European countries // Journal of Broadcasting & Electronic Media. 2015. Vol. 59. No. 3.
- Delhey J., Newton K., Welzel C. How general is trust in “most people”? Solving the radius of trust problem // American Sociological Review. 2011. Vol. 76. No. 5.
- Kohring M., Matthes J. Trust in news media: Development and validation of a multidimensional scale // Communication Research. 2007. Vol. 34. No. 2.
- Malkina M.Y., Ovchinnikov V.N., Kholodilin K.A. Changing fortunes and attitudes: What determines the political trust in modern Russia? // Oeconomia Copernicana. 2021. Vol. 12. No. 1.
- Miller J.M, Krosnick J.A. News media impact on the ingredients of Presidential evaluations: Politically knowledgeable citizens are guided by a trusted source // American Journal of Political Science. 2000. Vol. 44. No. 2.
- Mishler W., Rose R. What are the origins of political trust? Testing institutional and cultural theories in post-communist societies // Comparative Political Studies. 2001. Vol. 34. No. 1.
- Salikov A. Telegram as a means of political communication and its use by Russia’s ruling elite // Politologija. 2019. Vol. 95. No. 3.
- Towner T., Munoz C.L. Boomers versus millennials: Online media influence on media performance and candidate evaluations // Social Sciences. 2016. Vol. 5. No. 4.