Молодежь современной Беларуси: базовые ценности, жизненные планы и поведенческие стратегии

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье рассмотрены особенности трансформации базовых ценностей, жизненных планов и поведенческих стратегий молодежи современной Беларуси. Изменения базовых ценностей напрямую связаны с адаптацией молодежи к жизни в условиях глобальной нестабильности. Новое поколение остро воспринимает проявления социальной несправедливости, нарушение своих прав и свобод, нежелание считаться с их мнением в решении актуальных проблем и выборе будущего. Важным фактором сохранения стабильной ситуации выступает самоощущение людей относительно возможностей реализации базовых ценностей в существующих социально-экономических условиях. По степени значимости для жителей Беларуси на первом месте в 1990 году была и по результатам опроса 2018 года осталась семья. Второе место занимает работа - как гарант нормальной жизни и способ успешного существования семьи. Уровень значимости таких базовых ценностей, как друзья, знакомые и досуг, в 2018 году остался примерно тем же, что и в 1990 году. Наблюдается рост значения политики и религии. Международные сравнения позволяют сделать вывод, что Беларусь характеризуется типичной для стран Европы иерархией ценностей. Отмечается снижение популярности традиционных СМИ среди молодежи и рост индивидуализма, значения личностной самореализации в семье и на работе, ориентации на собственные силы. Постепенно меняются потребности и ожидания людей в публичном пространстве - наблюдается политическая радикализация, критическое восприятие важнейших событий, что определяет формирование поведенческих установок разных социально-демографических групп. Образование, наряду с семьей, и новые информационные технологии существенно влияют на ценности - ощущается внутрипоколенческий раскол, отчуждение от социума, усиливающееся информатизацией. В статье использованы результаты опросов, проведенных в рамках проекта «Европейское исследование ценностей» (сопоставлены данные 1990 и 2018 годов).

Полный текст

Будущее человечества в значительной степени определит современное поколение молодежи. Но насколько оно готово ответить на вызовы времени? Вступающее в жизнь поколение долгое время представлялось как потерянное, молчаливое, расколотое, инфантильное, аполитичное, но вдруг начинает радикализироваться вследствие неудовлетворенности своим положением в мире, глобальной нестабильности, социальной несправедливости и недостаточного внимания к своему мнению. В условиях глобализации мир ценностей обретает новые содержательные конфигурации — происходит постепенная трансформация базовых ценностей, меняются жизненные планы и поведенческие стратегии молодежи современной Беларуси.

В статье использованы материалы международного проекта «Европейское исследование ценностей» (EVS), в котором белорусские социологи участвуют c 1990 года. Первый опрос был проведен Институтом социологии Национальной академии наук, в следующей волне (1996) приняли участие сотрудники лаборатории «НОВАК» под руководством А.П. Вардомацкого. С 2000 года опросы по методологии EVS проводит Центр социологических и политических исследований Белорусского государственного университета (ЦСПИ БГУ) под руководством Д.Г. Ротмана. Полученные данные были проанализированы специалистами ЦСПИ БГУ и кафедры социологии БГУ в целом ряде публикаций, в том числе в монографиях [16–19]. Участие белорусских социологов в мониторинге (1990–2018) позволило ознакомиться с результатами замеров во всех странах-участницах проекта и провести «временной» (сравнение ценностных предпочтений прошлого и настоящего) и «пространственный» (сравнение ценностей жителей Беларуси и других государств Европы) анализ ситуации в стране.

Счастье субъективно и относительно…

Некоторые исследователи считают, что «поколение студентов-миллениалов уже давно и весьма часто характеризуют как разочарованное» [13. С. 200], хотя сами студенты так не считают и готовы за свое счастье бороться (Табл. 1).           

Таблица 1. «Говоря в общем, можете ли Вы сказать, что Вы…» (18–28/51 и старше, в %)

очень счастливы

28,5/14,6

скорее счастливы

65,9/68,1

скорее несчастливы

4,5/11,5

совсем несчастливы

0,3/1,9

Но что определяет счастье современного молодого человека? Зачем вообще обществу нужны герои — личности, чьи действия попадают в центр общественного внимания, мифологизируются и становятся образцом для подражания [см., напр.: 14; 20]? «Людям были необходимы алгоритмы поведения, которые повысят уровень коллективной выживаемости. Герои — своего рода “витамины”, которые нужными, массово копируемыми затем образцами поведения повышают “иммунитет” общества, его эффективность, идет ли речь о военном героизме или же о достижениях мирного времени» [2. С. 32]. Разрыв в определениях успешности значителен — от «быть понятыми» в условиях глобальной нестабильности и нарастания турбулентности до «не мешайте мне жить так, как я хочу». Современная молодежь хочет быть услышанной, наперекор всему быть успешной и самостоятельно решать проблемы, определяя свое будущее. «Мы предложили включенным в традиции нормативно-ценностной модели респондентам завершить предложение “Я ощущаю себя вполне счастливым, когда…”. Ответы оказались удивительно однородными (внутри группы) по смысловой определенности. Вот только некоторые из типичных: “Я ощущаю себя вполне счастливым, когда все хорошо складывается у меня и у моих близких”, “…все мои близкие люди здоровы”, “…чувствую взаимопонимание и любовь родных”, “…нахожусь в кругу близких”. Для сравнения тот же вопрос, адресованный сегменту исключенных из отечественных традиций прочтения базовых ценностей, не удивляет своей принципиально иной типичностью: “Я ощущаю себя вполне счастливым, когда свободен от дел”, “…занимаюсь тем, чем хочу”, “…когда появляется возможность уехать за рубеж” [3. С. 117].

Базовые ценности в странах Европы являются предметом социологического изучения на протяжении более 45 лет. Анализ результатов опросов в Беларуси в 1990 и 2018 годы позволяет утверждать, что для жителей Беларуси на первом месте среди базовых ценностей была и остается семья (Табл. 2).

Таблица 2. Базовые ценности населения Беларуси (1990, 2018, в %)

Год

Очень
важно

Скорее
важно

Скорее
не важно

Совсем
не важно

Затрудняюсь ответить

Работа

1990

54,8

29,4

13,9

1,9

 

2018

59,9

28,6

7,2

3,4

0,9

Семья

1990

76,9

19,7

2,9

0,5

 

2018

89

9,3

0,8

0,5

0,4

Друзья и знакомые

1990

36,5

43,9

18,6

1

 

2018

40,8

47

10,6

1,3

0,3

Досуг

1990

36,7

38,4

22,6

2,4

 

2018

30,3

51,5

15,9

1,9

0,4

Политика

1990

14

23,1

50,1

12,8

 

2018

10,9

28

39,3

20,6

1,1

Религия

1990

12,3

17,9

44,4

25,4

 

2018

20,5

34,2

27,5

16,3

1,5

Приоритет семьи вполне понятен: семья — основа любого общества, гарант его единения, сохранения и развития. Институт семьи как ценность главенствует во всех аксиологических исследованиях в рамках известнейших проектов. В Беларуси значение семьи выросло почти на 15% в группе молодежи (Табл. 3), что свидетельствует о росте понимания важности базовых ценностей представителями молодого поколения.

Таблица 3. Базовые ценности населения Беларуси: межпоколенческое сравнение, в %

Возраст

Год

Очень важно

Скорее важно

Скорее не важно

Совсем не важно

Затрудняюсь ответить

Работа

18–28

1990

34,6

37,7

23,7

2,2

1,8

2018

57,6

35,1

4,5

1,6

1,2

46–56

1990

70,8

19,3

7,6

1,8

0,6

2018

67,1

29

2,8

0,7

0,4

Семья

18–28

1990

68,4

22,8

4,8

0,9

3,1

2018

82

15,9

1,2

0,4

0,4

46–56

1990

78,9

17,5

2,3

0,6

0,6

2018

89,4

9,2

0,4

0,4

0,7

Друзья и знакомые

18–28

1990

42,5

35,5

18,4

1,3

2,2

2018

46,5

45,7

6,5

1,2

 

46–56

1990

35,7

44,4

17

1,2

1,8

2018

40,6

45,6

12

1,8

 

Досуг

18–28

1990

36

42,1

18

1,3

2,6

2018

40,8

49,4

9,4

0,4

 

46–56

1990

38,6

31

21,1

2,9

6,4

2018

24,4

55,1

19,4

1,1

 

Политика

18–28

1990

7

17,1

60,1

13,2

2,6

2018

7,3

29

44,9

18

0,8

46–56

1990

17

26,9

45

7

4,1

2018

10,2

28,3

38,5

22,3

0,7

Религия

18–28

1990

4,8

13,2

46,9

27,6

7,5

2018

12,2

28,6

31,8

26,5

0,8

46–56

1990

9,4

24

38,6

22,8

5,3

2018

19,4

35

26,5

16,6

1,8

Второе место по степени значимости занимает работа — это гарантом нормальной жизни человека и, главное, способ успешного существования семьи, что становится все более понятным молодежи. Так, если в 1990 году 35% молодежи (18–28 лет) отмечали работу в качестве важной ценности, то в 2018 году — уже 58%. Уровень значимости таких базовых ценностей, как друзья и знакомые (социальный капитал) и досуг (включая здоровый образ жизни), в 2018 году сохранился примерно таким же, что и в 1990 году, и различия между возрастными группами 18–28 и 46–56 лет незначительны. У молодежи наблюдается рост интереса к политике: если в 1990 году лишь каждый четвертый молодой человек отмечал, что политика важна для него, то в 2018 году такой позиции придерживается уже каждый третий. Наблюдается рост позитивного отношения к религии и признание ее важности у всех поколений по сравнению с 1990 годом.

Данные мониторинга позволяют утверждать, что базовые ценности меняются очень медленно, в отличие от форм и способов их реализации — они зависят от социально-экономического и культурно-исторического контекста. Международные сравнения базовых ценностей показывают, что Беларусь характеризуется типичной для стран Европы иерархией ценностей. Так, на первом месте оказалась семья, в большинстве стран работа — на втором месте (20 стран из 30), друзья и знакомые — на третьем (17), досуг — на четвертом (19), религия — на пятом (22), политика — на шестом (26).

В странах Европы существенно различается содержание базовых ценностей. Например, в Беларуси и Дании население считает семью важной ценностью (более 85%), но различается содержательная интерпретация этого понятия. В частности, при определении значимых условий для счастливого брака 79% населения Беларуси назвали детей — в Дании таковых 33%. Единственным условием, которое в равной мере высоко оценивается белорусами и датчанами, оказалась верность (86% и 84%). Впрочем, в белорусском обществе существенно меняются интерпретации брачно-семейных ценностей, в частности, снижается значение детей для молодежи. Так, если в 1990 году 96% молодежи отметило высокую значимость детей для самореализации женщины, то в 2018 году — только 51%. В 2018 году менее половины молодых людей (44%) считали, что большинство женщин ориентированы на ведение домашнего хозяйства и уход за детьми (в 2000 году — около 60%), что может свидетельствовать об усилении ценности автономии среди белорусской молодежи, т.е. дети рассматриваются скорее в контексте брачного союза, чем как условие личностной самореализации. Если в 1990 году существовал общественный консенсус относительно образа полноценной женщины как неотделимого от материнства, то сегодня лишь половина молодежи считает так же.

Вместе с тем происходящие изменения не отразились на авторитете зарегистрированного брака. Одним из основных индикаторов девальвации брака является уровень согласия с высказыванием, что брак — устаревший социальный институт. Наибольший уровень поддержки подобной позиции наблюдался в середине 1990-х годов — 32%, в последние годы ее разделяет около 25% молодых людей. Аналогичная ситуация наблюдается в оценках альтернативных браку форм сексуального поведения: лишь треть молодежи считает допустимыми случайные сексуальные связи, а 20% — проституцию (этот уровень поддержки сохраняется в течение рассматриваемого периода).

Изменение содержания базовых ценностей влечет за собой смену гендерных установок. В мире наблюдается тенденция все большего уравнивания прав, обязанностей и возможностей мужчин и женщин, и в Беларуси следует отметить изменение роли женщины в семье. Если в 1990 году согласие с утверждением, что предназначение женщины — следить за домом и детьми, выразило больше половины молодежи (59%), то в 2018 году — лишь 43%; с утверждением, что если женщина работает полный рабочий день, то семейная жизнь страдает, — 51% и 45% соответственно; с утверждением, что работа женщины плохо сказывается на воспитании детей, — каждый второй и каждый четвертый. Таким образом, в течение нескольких десятилетний коренным образом изменилось восприятие женской идентичности, причем во всех поколенческих группах: в 1990 году с утверждением, что предназначение женщины — в воспитании детей, согласились 75% людей старше 50 лет, в 2018 году — 50%.

Значительно изменились запросы молодежи к работе. В 1990-е годы большинство считало важнейшей характеристикой работы высокую оплату труда (около 90%), далее шли возможность проявить инициативу (40%), возможность личных трудовых достижений (48%) и выполнение ответственной работы (23%), т.е. работа воспринималась преимущественно в утилитарном смысле — как источник дохода. К 2018 году ситуация изменилась: 75% молодежи отметили возможность личных трудовых достижений в качестве важной характеристики работы, 55% — возможность проявить инициативу, 47% — выполнение ответственной работы. Переоценка роли работы происходит на фоне уменьшения доли государственной собственности в экономике — постепенно увеличивается доля тех, чья работа не связана с государственным сектором. Соответственно, меняется и восприятие государства с точки зрения обеспечения благополучия граждан: в 1996 году более 70% молодежи считали, что государство несет основную ответственность за благополучие населения, в 2018 году — 36%.

В условиях глобальной нестабильности в странах постсоветского мира развивается такой феномен, как NEET-молодежь, с которым развитые европейские страны столкнулись в конце ХХ — начале XXI века: согласно Евростату, это молодые люди 15–24 лет, безработные или экономически неактивные, которые не учатся и не проходят профессиональную подготовку (в 2017 году в среднем 14,7% трудоспособного населения в Европе; 15% в России [1. С. 64]).

Снижение экономической роли государства и формирование установки рассчитывать на собственные силы привели к изменению политических представлений. По ряду вопросов развития политических институтов в Беларуси существует общественный консенсус, в частности, большинство населения (более 90%) выступает за демократическую систему, более 80% считают свободные выборы ее важным условием. Популярность традиционных СМИ у молодежи достаточно низкая: регулярные просмотры (несколько раз в неделю и чаще) телевизионных передач по политической тематике характерны для 40% молодежи, тогда как в группе старше 50 лет таковых 80%. «По результатам исследования 2008 года, признавая, что такие ценности, как “свобода” и “равенство”, безусловно, очень важны, немногим более половины (54% жителей Беларуси) предпочли бы именно “свободу”. Три четверти (75%) были уверены в том, что “хотя у демократии есть свои проблемы и недостатки, но она лучше, чем любая другая форма правления”. Примерно такое же число людей хотели бы видеть в стране демократическую политическую систему. В 2018 году респондентам было предложено оценить важность некоторых условий демократии по 10-балльной шкале, где 1 — “совсем не важно”, 10 — “очень важно”. В частности, в отношении характеристики “люди выбирают политических лидеров на свободных выборах” три четверти (76%) ответов локализовались в диапазоне от 7 до 10, из них 42% считают это очень важным условием демократии (10). Не менее значимым условием в сознании населения является наличие “гражданских прав, защищающих людей от притеснений со стороны государства”, что является признаком правового государства, — 74% выбрали оценки от 7 до 10, из них 38% считают это очень важным условием (10)» [9. С. 100]. «Широкое распространение получает убеждение, что наличие демократической политической системы “скорее хорошо” и “очень хорошо”: такой точки зрения придерживалось 67% в 2000 году, 73% — в 2008 и 87% — в 2018… Если по результатам исследования, проведенного в 2008 году, около половины жителей (51%) в той или иной степени были удовлетворены тем, как развивается демократия в Беларуси, то по результатам исследования 2018 года этот показатель снизился до 37%» [9. С. 100, 102].

Многолетний опыт социологических исследований в Беларуси [5–9] показывает, что решающим фактором сохранения стабильной ситуации в стране выступает самоощущение людей относительно возможности реализации базовых ценностей. В частности, более 70% населения считает, что в стране созданы достаточные условия для реализации таких базовых ценностей, как религия, семья и досуг. По двум ценностям большинство отмечает отсутствие достаточных условий для реализации — работа и политика. Подобное сочетание опасно, поскольку работа — основной источник экономического благополучия, а несправедливая, по мнению людей, оплата труда и недовольство работой ведут к нарастанию социальной напряженности, которое обычно находит выход в политической сфере и в снижении уровня доверия институтам общества.

Идеалы, жизненные планы и поведенческие стратегии

К современному поколению молодежи принято относить людей, родившихся на рубеже веков и вступающих во взрослую жизнь в конце 2020-х годов. По сути, речь идет о тех, кто сегодня сидит за студенческой скамьей. Формирование этого поколения проходило в условиях глобальной нестабильности, на фоне перемен в общественных настроениях, утверждения рыночных отношений и разочарования в либерально-демократической модели, т.е. «в эпоху взлома человека» [15. С. 323], отчуждения от взрослого мира, идеалы которого, с точки зрения молодежи, давно устарели, что ведет к радикализации молодых поколений. Новое поколение хочет жить в мире, построенном по его лекалам. Как сказал герой романа З. Прилепина «Санькя», «революция приходит не сверху и не снизу — она наступает, когда истончаются все истины» [12. С. 753]. Молодежь острее воспринимает проявления социальной несправедливости, нарушение прав и свобод, нежелание считаться с его мнением в решении проблем общества и в выборе своего будущего. Пока мы видим достаточно инфантильного, обиженного на весь мир человека, ждущего от общества реализации своего запроса. «Без эмоций, сопереживания, веры, морали, нравственности, с парализованной волей, неспособный к жизни. Такой субъект, внешне похожий на человека, полностью погружен в мир игры. Ему кажется, что у него много жизней и незачем ими дорожить» [4. С. 8].

Образование, наряду с семьей, и новые информационные технологии влияют на формирование ценностей молодежи — на второй план уходит негативный багаж предыдущего, «потерянного» поколения, появляется стремление быть полезным обществу, защищать права и свободы, четче проступают такие качества, как ответственность, сопереживание, доброта, отзывчивость. Хотя в России нередко описывают молодое поколение иначе: «Портрет среднестатистического молодого человека современной России получился таким: уверенный в себе оптимист с ярко выраженной индивидуальностью, коммуникабельный, старающийся быть активным и бескорыстным, не всегда честный, скорее жадный, чем щедрый, скорее жестокий, чем сострадающий, чаще проявляющий злость, чем доброжелательность» [10. С. 54]. В новом поколении дремлет некий заряд с мощным кумулятивным потенциалом — при осложнении социально-политической ситуации или серьезной ошибке власти он способен на выброс революционной энергии. Важную роль в стабилизации ситуации и снятии возможных осложнений играет сбалансированная система образования, которая способна внести коррективы в ценностные предпочтения нового поколения (Табл. 4).

Таблица 4. «Какие цели должны стоять перед нашей страной в ближайшие десять лет? Какая из них, на Ваш взгляд, является самой важной?» (18–28/51 и старше, в %)

Высокий уровень экономического развития

71,5/67,3

Обеспечение надежной обороноспособности страны

11,9/17

Создание условий, когда люди имеют больше возможностей решать, что должно делаться у них на работе, по месту жительства и т.д.

14,2/12,9

Попытаться сделать наши города и села более красивыми

1,5/2,3

А вторая по важности?

Высокий уровень экономического развития

17,2/18

Обеспечение надежной обороноспособности страны

24,6/35

Создание условий, когда люди имеют больше возможностей решать, что должно делаться у них на работе, по месту жительства и т.д.

45,7/28

Попытаться сделать наши города и села более красивыми

11/17,1

Очевидно ощущение внутрипоколенческого раскола, некое отчуждение молодежи, усиливающееся информатизацией, — молодые взрослые не знают, что им делать, не могут построить планы на будущее. «Подобная ситуация характеризуется уже не как классическая аномия по Э. Дюркгейму, связанная с отсутствием или размыванием норм (хотя наверняка это часть общей картины), и не как аномия по Р. Мертону, возникающая из неспособности достичь культурных целей. Это ситуация множества конкурирующих норм и дезориентации в отношении целей. Благодаря современным медиа (в первую очередь Интернету) у любой цели немедленно находится множество альтернатив» [13. С. 161]. В результате «в условиях нынешней растущей и давящей неопределенности многим молодым уже не хочется… взрослеть, т.е. принимать стратегические, обязывающие решения, брать на себя ответственность» [13. С. 162]. Хотя у своих детей они хотят воспитать качества, которые сами не смогли проявить (Табл. 5).

Новые вызовы изменили новое поколение: 1) «студенты-миллениалы почти не читают или читают слишком мало, …у них отсутствует сам навык погружения в текст и работы со сложными текстовыми конструкциями» [13. С. 187] — «они люди визуальной культуры — им легче смотреть, чем читать или слушать» [13. С. 188]; 2) «получение знания все более рассматривается не как накопление и содержательное освоение материала, а как поиск готовой к использованию информации» [13. С. 188]; 3) студенты требуют прикладных знаний; 4) все труднее удерживать их внимание (сидят в гаджетах). «Главная болезнь XXI века — это раздерганность сознания с постоянными отвлечениями и переключениями, с хронической неспособностью концентрироваться на чем-то одном и неспособностью погружаться во что бы то ни было на относительно продолжительное время… Мы экономим время, но при этом теряем смысл» [13. С. 192]; 5) студенты все активнее борются за свои права.

Таблица 5. «Перед Вами список качеств, развитие которых у детей можно поощрять дома. Какие из них Вы бы назвали наиболее желательными для ребенка?» (18–28/51 и старше, в %)

Хорошие манеры

69,1/68,9

Независимость

33,2/22,6

Трудолюбие

73,3/86,8

Чувство ответственности

67,4/72,8

Воображение

22/9,2

Терпимость и уважение к другим людям

47,5/61,6

Бережливость, экономность

27/37,5

Решительность и настойчивость

49,3/40

Религиозность

6,5/11,4

Бескорыстие

24,9/19,3

Послушание

36,5/35

Черты новой системы ценностей формируются в культуре через систему образования и науку. «Образование — это не просто некоторая отрасль, а часть национальной культуры, причем ее системообразующая часть» [11. С. 412]. Мы поменяли стратегию образования в угоду обстоятельствам и видим, что утратили много хорошего, что было в прежней системе образования. «Унификация… неизбежно снижает качественный уровень образования, так как предлагает ориентироваться на усредненный уровень. Поэтому… идея обогащения качеством, преимуществами должна быть поставлена во главу угла» [11. С. 414]. «Если у нынешнего поколения отсутствует целостный взгляд на мир, выбор будущего будет осуществляться случайным образом» [15. С. 316]. «Однако в XXI веке стабильность, по всей видимости, станет непозволительной роскошью. Если вы попытаетесь сохранить неизменной свою идентичность, профессию или мировоззрение, то рискуете очень быстро отстать от мира. …Чтобы идти в ногу со временем — не только в экономическом, но и в социальном плане, — вы должны быть способны постоянно учиться и перестраивать себя… Оригинальность будет постепенно превращаться в новую норму, и ваш прежний опыт, как и прежний опыт всего человечества, станет менее надежным помощником… Придется иметь дело с тем, с чем никто никогда раньше не сталкивался: с компьютерным суперинтеллектом и сконструированными телами, с алгоритмами, которые с необыкновенной точностью научатся управлять вашими эмоциями, с рукотворными климатическими катаклизмами, а также с необходимостью каждые десять лет менять профессию» [15. С. 320]. «Из-за постоянно растущих темпов перемен вы не сможете с уверенностью определить, что передают вам взрослые: мудрость, неподвластную времени, или устаревшие предрассудки» [15. С. 321].

***

Результаты социологических исследований в рамках международного проекта EVS позволили отследить изменения ценностных предпочтений жителей Беларуси и определить возможные тенденции развития общественно-политических процессов. На фоне стабильной иерархии базовых ценностей происходят достаточно быстрые изменения форм и способов их реализации — наблюдается рост индивидуализма, значения личностной самореализации в семье и на работе, ориентации на собственные силы, а не на государство, увеличивается интерес к политическим процессам и, благодаря СМИ, политическая радикализация, критическое восприятие важнейших событий. Отражая общемировую тенденцию подъема протестных настроений, современная молодежь радикализируется — она ценит индивидуализм, но откликается на чужую беду и готова жертвовать многим ради общих идеалов. Новое поколение ориентировано на перемены, хочет жить в мире, где считаются с его мнением и приоритетна социальная справедливость, хочет участвовать в научно-техническом прорыве, инновационно решать экономические проблемы, рачительно использовать природные ресурсы, идентифицировать себя с родиной и быть своими в глобальной мировой деревне. Поэтому аргументы, которые еще вчера воспринимались молодыми людьми позитивно, сегодня уже не дают ожидаемого эффекта.

×

Об авторах

Александр Николаевич Данилов

Белорусский государственный университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: a.danilov@tut.by

доктор социологических наук, член-корреспондент Национальной академии наук Беларуси; заведующий кафедрой социологии Белорусского государственного университета

ул. Кальварийская, 9, Минск, 220004, Беларусь

Давид Генрихович Ротман

Центр социологических и политических исследований Белорусского государственного университета

Email: dgrotman@rambler.ru

доктор социологических наук, директор Центра социологических и политических исследований

ул. Академическая, 25, Минск, 220072, Беларусь

Список литературы

  1. Буланова М.Б., Артамонова Е.А. NEET-молодежь: европейский контекст и российские реалии. Вестник РУДН. Серия: Социология. 2020. Т. 20. № 1.
  2. Власов П. Культура с кулаками. Герои нашего времени // Культура. 2021. № 3.
  3. Данилов А.Н., Грищенко Ж.М., Щелкова Т.В. Поколение Z: раскол традиций или перекодировка культуры // Журнал БГУ. Социология. 2017. № 1.
  4. Данилов А.Н. Новые геополитические реалии будущей цивилизации // Журнал БГУ. Социология. 2017. № 4.
  5. Данилов А.Н., Ротман Д.Г. Современное белорусское общество: динамика перемен и эволюция ценностей // Ценностный мир современного человека: Беларусь в проекте «Исследование европейских ценностей» / Под ред. Д.М. Булынко, А.Н. Данилова, Д.Г. Ротмана. Минск, 2009.
  6. Данилов А.Н., Ротман Д.Г., Булынко Д.М. Аксиологическое окружение Беларуси: понимание иного // Ценностный мир современного человека: Беларусь и ее соседи в международных проектах по изучению ценностей / Под ред. Д.М. Булынко, А.Н. Данилова, Д.Г. Ротмана. Минск, 2013.
  7. Данилов А.Н., Ротман Д.Г. Базовые ценности европейцев: основа сближения или инструмент противостояния // Ценностный мир современного человека: страны Восточного партнерства, Европейский союз и Россия в международных проектах по изучению ценностей / Под ред. Д.М. Булынко, А.Н. Данилова, В.В. Правдивца, Д.Г. Ротмана. Минск, 2016.
  8. Данилов А.Н., Ротман Д.Г., Белов А.А. Эмпирическая интерпретация понятия «ценности» и теоретические подходы к их изучению: некоторые закономерности и выводы // Ценностный мир современного человека: проект «Исследование европейских ценностей», волна-2018 / Под ред. Д.М. Булынко, Д.Г. Ротмана. Минск, 2019.
  9. Иванюто О.В., Правдивец В.В. Политические ценности // Ценностный мир современного человека: проект «Исследование европейских ценностей», волна-2018 / Под ред. Д.М. Булынко, Д.Г. Ротмана. Минск, 2019.
  10. Ильинский И.М., Луков В.А. Московские студенты: трансформации ценностных ориентаций // Вестник РУДН. Серия: Социология. 2020. Т. 20. № 1.
  11. Миронов В.В. Метафизика не умирает. М., 2020.
  12. Прилепин З. Санькя. М., 2012.
  13. Радаев В.В. Миллениалы: как меняется российское общество. М., 2019.
  14. Троцук И.В., Субботина М.В. Социологическая трактовка понятий со сложной коннотацией: взаимосвязь героизма и счастья // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2019. № 12.
  15. Харари Ю.Н. 21 урок для XXI века. М., 2019.
  16. Ценностный мир современного человека: Беларусь в проекте «Исследование европейских ценностей» / Под ред. Д.М. Булынко, А.Н. Данилова, Д.Г. Ротмана. Минск, 2009.
  17. Ценностный мир современного человека: Беларусь и ее соседи в международных проектах по изучению ценностей / Под ред. Д.М. Булынко, А.Н. Данилова, Д.Г. Ротмана. Минск, 2013.
  18. Ценностный мир современного человека: страны Восточного партнерства, Европейский союз и Россия в международных проектах по изучению ценностей / Под ред. Д.М. Булынко, А.Н. Данилова, В.В. Правдивца, Д.Г. Ротмана. Минск, 2016.
  19. Ценностный мир современного человека: проект «Исследование европейских ценностей», волна-2018 / Под ред. Д.М. Булынко, Д.Г. Ротмана. Минск, 2019.
  20. Trotsuk I.V., Subbotina M.V. Three questions to start the sociological study of heroism // Вестник РУДН. Серия: Социология. 2021. Т. 21. № 1.

© Данилов А.Н., Ротман Д.Г., 2021

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах