Инфантилизация молодежи: методологический подход к измерению

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Современность, характеризующаяся информатизацией, глобализацией и беспрецедентным ускорением всех социальных процессов, значимо отличается от той реальности, что существовала несколько десятков лет назад. Все это накладывает отпечаток на новые поколения, которые ведут принципиально отличный от их родителей образ жизни. Возрастные рамки «взросления» претерпели изменения, и общество столкнулось с проблемой инфантилизации, которая, с одной стороны, вызвана разнообразными факторами (медиа, виртуализация и т.д.), а, с другой, сама становится их катализатором. В статье рассмотрены теоретические основания понятия «социальный инфантилизм», его принципиальные отличия от психологической трактовки «инфантилизма», проявления в современном российском обществе, а также некоторые методологические подходы к его измерению. В статье представлены детали разработки и апробации социологической методики диагностики уровня социального инфантилизма. Разработка методики состояла из нескольких этапов: на первом этапе был создан инструментарий (анкета) и проведен его пилотаж на группе студентов (30 человек), затем для валидизации была использована проективная методика «коллаж», в которой были задействованы две мини-группы - студенты с максимальными и минимальными показателями инфантильности. На заключительном этапе скорректированный инструментарий был апробирован на репрезентативной выборке студентов Российского университета дружбы народов (N=550). Социальный инфантилизм может быть диагностирован в одной из сфер - политической, экономической, бытовой, семейных отношениях и общих мировоззренческих установках - или быть генерализированным (присутствовать во всех сферах). Методика по форме представляет валидизированный тест и может применяться в учебных учреждениях.

Полный текст

Социальный инфантилизм: теоретические предпосылки разработки методики измерения

Проблема социальной инфантильности носит междисциплинарный характер и рассматривается специалистами из разных областей. Наибольшую разработанность данной проблематики следует отметить среди психологов, но не менее интересна она для социологов. Мы не рассматриваем физиологический и психический инфантилизм сами по себе — только с позиций теоретико-методологической базы для изучения социального инфантилизма. Социальный инфантилизм не рассматривается и как синоним кидалтизма, при котором сохранение юношеских увлечений во взрослом возрасте не влечет деформацию социальной ответственности.

Считается, что инфантилизм является пороком XXI века, а инфантильное поведение приобрело характер пандемии. В качестве синонимов могут использоваться такие понятия, как «социальное иждивенство», «синдром Емели», «взрослые дети, или синдром пролонгированного детства». С точки зрения З. Фрейда [14], инфантилизм — фиксация развития индивида на определенном этапе: ему привычнее и спокойнее удовлетворять свои потребности простым путем, который знаком с детства. Характерная инфантильная реакция, по Фрейду, — возвращение к более ранним этапам развития (регрессия), которому подвержены многие взрослые, когда напиваются, читают мистические истории, переедают и пр. Регрессия считается примитивным способом преодоления конфликта, при этом источники тревожности сохраняются. Эти виды инфантильных реакций настолько распространены и привычны, что воспринимаются как обыденные черты поведения. Э.Х. Эриксон [16] также полагал, что инфантильные черты могут быть присущи индивидам и в старшем возрасте, он предложил психоаналитическую концепцию инфантильности и классифицировал возрасты развития, где в период до семи лет инфантильность — норма, а в дальнейшем — психологическая патология.

А.Г. Маслоу считал, что «слишком много людей не сами создают содержание своего сознания, а предоставляют это делать другим — продавцам, рекламодателям, агитаторам, телевидению и газетам. Они марионетки, а не самостоятельные, не самоопределяющиеся индивиды. Именно поэтому они столь склонны чувствовать себя слабыми и беспомощными» [9]. Неспособность к фильтрации поступающей информации и выделения для себя приоритетных областей жизнедеятельности, неспособность принятия самостоятельных решений, низкий уровень самоуправления, а также отсутствие возможности и желания расширять и наполнять свое сознание является одной из основополагающих причин инфантильности. Индивиду проще взять за основу уже придуманную и отработанную схему — это не требует усилий, не обязывает к самостоятельному поиску необходимой информации и ее критическому изучению. Перечисленные характеристики могут быть дополнены другими: ослабление мотивации индивида развиваться и подниматься вверх по социальной лестнице, эмоциональная неустойчивость, установка на максимально быстрое удовлетворение потребностей при минимальных временных, физических и прочих затратах, неспособность принимать самостоятельные решения и нести ответственность за их последствия.

Чаще всего о социальной инфантильности говорят как о комплексной проблеме индустриально-развитых стран. Сегодня нежелание внешне зрелых людей брать на себя социокультурные функции взрослых, делать переход в статус взрослого встречается повсеместно. Возникновение такого поколения объясняется «тепличными» условиями жизни. Нынешнее поколение 20–30-летних не проходило тех потрясений, что прошли их предшественники [3. C. 145]. Подростковый возраст — благодатная почва для «болезни роста», называемой инфантилизмом. Подросток сталкивается с новыми реалиями и формами взаимодействия с миром. Выделяют ряд критериев, разделяющих детство и взрослость. Психологическим критерием является приобретение самостоятельности и независимости, объективными критериями — осуществление профессиональной деятельности, создание семьи и рождение детей. Соотнося возрастные границы и установленные критерии, можно сказать, что человек, не приобретший в 25–45 лет самостоятельности и независимости (психологической и материальной), имеет признаки инфантильной личности [12. С. 99].

Предпосылки создания методики измерения социального инфантилизма с позиции психологического подхода связаны с именем Г.У. Олпорта, который писал, что «не все взрослые достигают полной зрелости. Они — выросшие индивиды, чья мотивация все еще пахнет детской комнатой. Не все взрослые управляют своим поведением на основе ясных разумных принципов. Лишь в случаях серьезных нарушений мы видим взрослого, не знающего, что он делает, чье поведение теснее связано с тем, что происходило в детстве» [10. С. 71]. Основываясь на этом, при изучении инфантилизма следует обратить внимание на поведение личности в нестандартных, требующих принятия быстрых и важных решений ситуациях. С позиции социально-психологического подхода [4] инфантилизм связан с безынициативным, пассивным и потребительским отношением к окружающему миру, что мешает включению индивида в реальность и самореализации его творческой составляющей. Исходя из этого, в создании методики измерения социального инфантилизма необходимо обратить внимание на уровень самореализации личности. Э. Кляйненберг [6] утверждает, что желание индивида жить отдельно, обособившись от общественных и даже родственных связей, — способ ограждения от ответственности и одна из причин «инфантилизации» общества. Однако не так однозначно: одна из причин увеличения количества одиночек — удлинение процесса социализации, повышение образовательного уровня женщин, рост продолжительности жизни и пр. [8; 15]. Хотя можно встретить и другие мнения, особенно среди психологов, например, что инфантил не только не бежит от брака, а часто к нему стремится [7]. В любом случае отношение молодежи к сепарации от родителей и вступлению в брак — важный момент для диагностики инфантилизма.

С позиции социологического подхода Д. Рисмен [11; 21] связывает инфантилизм с понятием социального характера, под которым понимается постоян­ная, социально и исторически обусловленная организация стремлений индивида и его возможностей реализовать эти стремления. Первый тип социального характера — традиционный, ориентирован­ный на поддержание традиции, второй тип — внутренне-ориентированный, обусловленный внутренней мотивацией, третий — внешне-ориентированный. В инфантилизме, наряду с психологическим, есть и социальный компонент, который представлен следующими индикаторами: зависимость от других при принятии решений, хаотичное поведение, зависимость и тяга к гедонизму [20. С. 92]. Наиболее яркие свойства социального инфантилизма — это отсутствие стремления к самостоятельному существованию, возвращение к более ранним этапам развития в нестандартных ситуациях, отсутствие четких границ между личным «Я» и окружающими, отсутствие критического мышления, незапоминание информации, если она общедоступна и общепринята. По масштабу можно выделить две трактовки социального инфантилизма [2. С. 4–5]: полная неспособность принять ответственность за себя и свою жизнь; инфантилизм в некоторых сферах жизни («бытовой инфантилизм», «политический инфантилизм» и т.д.).

Разработка методики диагностики социального инфантилизма: первый этап

Социальный инфантилизм — сложный феномен, который складывается из отдельных проявлений в разных сферах жизни. В политической сфере: нежелание принимать участие в выборах, неспособность отвечать за свои действия перед законом и т.д., поскольку нас интересует личностный политический инфантилизм (особенности электорального поведения, ярко выраженная экстернальность по отношению к политической системе, заниженная/завышенная самооценка себя как потенциального субъекта политической жизни и др. [14. С. 4]. В экономический сфере: тяга к жизни в кредит, несмотря на возможность работать, нерациональное использование материальных благ, вовлечение себя в долговую яму, надежда на постоянную материальную помощь родственников, расчет на наследство и т.д. [13]. В быту: частое использование услуги «доставка на дом», когда нужный магазин находится не так далеко (до пандемии), незнание правил эксплуатации бытовых вещей, нежелание самостоятельно чинить бытовые поломки и т.д. В семейных отношениях: несамостоятельность в принятии важных решений, невзвешенные решения, касающиеся квартирного вопроса, перенос ответственности на родственников и т.д. В мировоззренческой сфере: непоколебимая вера в экстрасенсов, надежда на «авось» и счастливый случай, откладывание приятие важных решений на потом и т.д. «Любой человек может проявлять социальный инфантилизм в отдельных сферах жизни, но общественно значимым он становится, когда касается жизненно важных сфер (семейно-бытовая, профессиональная и пр.) либо распространяется сразу на несколько сфер деятельности человека, “парализуя их”» [2. С. 8]. Были составлены проективные вопросы (по два на каждую сферу), ответы на которые дают возможность определить наличие социального инфантилизма (СИ) (Табл. 1).

Таблица 1

Вопрос

Тип вопроса

Ответы

Интерпретация

Представьте себе, что Вы строго ограничены в средствах на месяц и не можете позволить себе непредвиденные траты.

В середине месяца Вы видите в магазине вещь, которую Вам очень хочется приобрести и на которую уйдут почти все деньги. Потратите ли Вы на нее деньги или подождете до следующего месяца?

Инфантилизм в экономической  сфере

1. Да, я привык получать то, что мне нравится сразу, невзирая на обстоятельства 

2. Нет, это может подождать

3. Затрудняюсь ответить

 

1. наличие СИ

2. отсутствие СИ

3. несформированная позиция

Часто ли Вы покупаете вещи без особой на то необходимости?

Инфантилизм в экономической сфере

1. Да, бывает довольно часто

2. Бывает, но редко

3. Со мной не случается такого

1. наличие СИ

2. не указывает напрямую на СИ

3. отсутствие СИ

Насколько верно для Вас утверждение «Я практически всегда участвую в выборах федерального (президентских) и областного масштаба»

 

Инфантилизм в политической сфере

1. Полностью согласен, я всегда стараюсь участвовать в выборах

2. Частично согласен — иногда хожу на самые важные выборы

3. Полностью не согласен, никогда не участвую в выборах

1. отсутствие СИ

2. не указывает напрямую на СИ

3. наличие СИ

Представьте ситуацию, что у Вашего друга появились проблемы с законом. Что Вы могли бы ему посоветовать: честно предстать перед законом и отстаивать свои права или попытаться «откупиться»?

 

Инфантилизм в политической сфере

1. Предстать перед законом и отстаивать свои права — это честно и ответственно

2. «Откупиться» — это проще и надежнее

3. Затрудняюсь ответить

1. отсутствие СИ

2. наличие СИ

3. несформированная позиция

Могли бы Вы самостоятельно (не советуясь с родными) принять решение о переезде или учебе за границей, взяв всю ответственность за решение на себя?

Инфантилизм в семейной сфере

1. Да, смог(ла) бы

2. Нет, я бы не смог(ла) принять такое решение в одиночку

3. Другое

1. отсутствие СИ

2. наличие СИ

3. несформированная позиция

Представьте, что вы вышли замуж/женились, но собственного жилья у Вашей пары пока нет. Какой из следующих вариантов Вам ближе? Если Вы уже замужем/женаты, выберите вариант, который соответствует реальной ситуации

 

Инфантилизм в семейной сфере 

1. Ничего страшного, поживем с родителями, а там видно будет

2. Возьмем ипотеку

3. Будем снимать жилье и копить на собственное

4. Я рассчитываю на наследство

1. наличие СИ

2. присутствие СИ

3. отсутствие СИ

4. наличие СИ

Представьте, что Ваша стиральная машинка вдруг сломалась в процессе стирки. Какие действия Вы предпримите первым делом?

 

Инфантилизм в бытовой сфере

1. Достану инструкцию и попытаюсь разобраться, в чем дело

2. Немедленно обращусь за советом к родителям, друзьям

3. Вызову мастера — пусть этим займется профессионал

1. отсутствие СИ

2. наличие СИ

3. наличие СИ

Пользуетесь ли Вы услугой «доставки на дом» даже

в случае, когда нужный

магазин не так далеко?

Инфантилизм
в бытовой сфере

1. Да, довольно часто

2. Да, время от времени

3. Не пользуюсь услугой вообще

1. наличие СИ

2. не указывает напрямую на СИ

3. отсутствие СИ

Какое из следующих утверждений лучше всего описывает Ваше отношение к экстрасенсам, ворожеям, целителям?

 

Инфантилизм в мировоззренческой сфере

1. Мне случалось прибегать к их услугам

2. Не обращался(лась). Они шарлатаны, обращение к ним — пустая трата времени и денег

3. Я не прибегал(а) к их услугам, но это хороший вариант в трудной ситуации, и не исключаю, что обращусь в будущем

4. Не обращался(лась). Всегда надеюсь только на себя

1. наличие СИ

2. отсутствие СИ

3. наличие СИ

4. отсутствие СИ

Как часто Вы даете сложной ситуации разрешиться самой по себе, надеясь, что в результате все сложится удачно для Вас?

 

Инфантилизм в мировоззренческой  сфере

1. Стараюсь никогда так не делать, прикладываю все усилия для разрешения ситуации

2. Поступаю так, если объективно ничего не могу изменить

3. Довольно часто так делаю, ведь постоянно контролировать все невозможно и бесполезно

1. отсутствие СИ

2. не указывает напрямую на СИ

3. наличие СИ

На основе ответов респондентов можно типологизировать социальный инфантилизм (Табл. 2):

Таблица 2. Типы социального инфантилизма

Тип социального инфантилизма

Определение

Интегральный

Если респондент хотя бы на 1 вопрос по каждой сфере дает ответ, соответствующий проявлениям СИ
(5–10 баллов)

Частично выраженный

Если респондент хотя бы на 1 вопрос по как минимум
3 сферам из 5 дает ответ, соответствующий
проявлениям СИ (3–4 балла)

Отсутствие признаков СИ

Если ответы респондента на вопросы не классифицируются как относящиеся к проявлениям СИ (0 баллов)

Составленная анкета включала 10 вопросов, направленных на определение уровня социального инфантилизма, 6 вопросов — на определение факторов, которые влияют на него (в ходе первого этапа причинно-следственные связи не измерялись, так как количество опрошенных незначительно, а цель — апробация инструментария), а также вопросы социально-демографического план.

Валидизация анкеты для измерения социального инфантилизма

1 октября 2019 года для проведения методического эксперимента «Коллаж» с элементами групповой дискуссии, на основе результатов анкетирования 30 студентов были отобраны 2 группы: 1 группа — интегральный социальный инфантилизм (10 баллов), 2 группа — отсутствие признаков социального инфантилизма (0 баллов), по 3 человека в каждой (2 мальчика и 1 девочка). Группы были гомогенны по главному показателю — степени инфантильности, что позволило задать общий стимул для создания коллажа с личной проекцией «Я в современном мире». В качестве стимульных материалов был предоставлен одинаковый пакет материалов: по два журнала/газеты, репрезентирующих каждую из сфер — «Домашний очаг», «Караван историй», газеты «РБК» и «Ведомости», «Коммерсант», «Московский комсомолец», «Cosmopolitan», «Hello!». В результате мы получили собирательный образ «неинфантила» и «инфантила».

Следует отметить, что разделение мира по сферам, вытекающее из структуры анкеты (экономика, политика, быт, семейно-родственные отношения), было осуществлено с целью упростить задачу для респондентов. Для группы, членов которой объединял наивысший показатель неинфантильности, такое разделение оказалось слишком узким, т.е. заданные сферы ограничивали их видение себя в современном мире, тогда как у группы с наивысшим показателем инфантильности данное разделение вызвало недоумение — с некоторыми сферами они не могли себя отождествить.

Неинфантил в быту характеризуется любовью к чистоте и порядку, но он не всегда находит время им заниматься. Готовить неинфантилы умеют, но, как правило, на это остается мало времени. Мужская половина респондентов высказалась так: «Мы любим порядок в доме, но считаем, что этим должна заниматься женщина». Также для неинфантила свойственна любовь к фруктам и здоровой пище, но они не концентрируются только на ней. Гендерный традиционализм, занятость и серьезность характеризует участников на этом этапе обсуждения. Сфера семейно-родственных отношений признается очень важной, но не менее важна и сепарация. «Нет, вы не подумайте, мы очень любим свою семью, но предпочитаем от нее дистанцироваться»; «хотим, чтобы наши родители прожили вместе долго и счастливо». О свадьбе и брачных узах респонденты не думают, объясняя это своей экономической несостоятельностью — правильнее сначала «встать на ноги». В сфере политики неинфантилы чувствуют себя достаточно комфортно, отмечая, что политологами себя назвать не могут, но интересуются политикой. В.В. Путин признан как лидер страны, прослеживается их одобрительное отношение к его личности и действиям во внутренней и внешней политике. Москва — центр сферы экономики, «в котором можно заработать деньги», причем неинфантилы следят за курсом валют и котировками и акций и резко негативно воспринимают кредиты. Что касается сферы мировоззрения, то респонденты не придают значения гороскопам. Визуально коллаж вышел лаконичным, с содержательными подписями.

Инфантилы постоянно прыгали с одной сферы на другую, испытывая затруднения с тем, что и куда следует отнести. Сфера быта ассоциируется у них, в первую очередь, с вкусной домашней едой, в ее описании преобладают такие элементы, как телевизор и Интернет. Социальную сеть Instargam респонденты также относят к сфере быта — «часть жизни, из которой можно узнать, кто что делает с друзьями». «Все большая часть высокообразованных людей буквально “уходит” из реальности в мир виртуальности, отказываясь нести ответственность за положение дел в обществе, экономике и государстве, тем самым подрывая основы того миропорядка, который гарантирует этим людям саму возможность такого “ухода”» [5. С. 44]. В центре сферы быта инфантилы поместили фигурку прыгающего человека: «Прыгающий человечек показывает, насколько мы веселы», а одним из критериев социальной инфантильности признается постоянная тяга к сиюминутным наслаждениям [19. С. 41; см. также: 1]. Сфера семейно-родственных отношений наиболее важна для инфантилов: «семья — самое главное в жизни» (без развернутого ответа). «Политика — дело тяжелое»: инфантилы не смогли отразить себя в этой сфере, хотя отметили, что смотрят теледебаты, где «Жириновский орет всякие лозунги... КПРФ там…». «Что в экономику можно?.. Может, часы? РБК — это что вообще? Как расшифровывается?..». «Ну, в экономике нас интересует в основном получение денег»; «чтобы уровень жизни поднимался в нашей стране и чтобы все было благополучно». Коллаж инфантилов получился менее содержательным, чем у неинфантилов, но визуально красочным, т.е. им присуще клиповое мышление.

В начале эксперимента были выдвинуты гипотезы, одну из которых можно подтвердить, если коллаж, составленный группой инфантилов, отличается от коллажа неинфантилов. На основе полученных данных гипотеза подтверждается, вследствие чего можно утверждать, что инструментарий для измерения социального инфантилизма в студенческой среде эффективен. После пилотажа и валидизации в анкете были изменены вопросы, направленные на измерение социального инфантилизма в политической сфере, потому что формулировки вызвали сложности у большинства респондентов, и была добавлена сфера права: «Можете ли Вы сказать про себя, что Вы в курсе ключевых идей политических программ таких партий, как Единая Россия, КПРФ и ЛДПР?», «В стране время от времени проходят выборы разного масштаба. Скажите, пожалуйста, как Вы относитесь к участию в выборах? (Если Вы еще ни разу не принимали участие в выборах в силу возраста, выберите наиболее близкий Вам ответ)», «Представьте, что к Вам подходит охранник правопорядка (полицейский) и просит предъявить документы. Ваши действия?», «Представьте, что Вы купили батон хлеба, а дома при резке обнаружили в нем окурок. Ваши действия?».

Разработка методики диагностики социального инфантилизма: второй этап

На втором этапе (октябрь–ноябрь 2019 год) был проведен опрос на репрезентативной квотной выборке студентов РУДН (N=550): медицинское направление — медицинский институт, физико-математическое направление — факультет физико-математических наук и инженерная академия, гуманитарное направление — экономический факультет и юридический институт, социальное — факультет гуманитарных и социальных наук. Представим основные результаты этого опроса: студенты факультета гуманитарных и социальных наук показывают самый высокий уровень инфантилизма, а студенты факультета физико-математических и естественных наук — самый низкий (Рис. 1) по интегральному показателю социального инфантилизма и в каждой из выделенных сфер. Причем уровень интегрального социального инфантилизма снижается по мере взросления (Рис. 2).

Рис. 1. Уровень социального инфантилизма по факультетам/институтам

Приведем несколько гипотез, которые получили подтверждение: представители медицинского и физико-математического направления имеют меньшие показатели социального инфантилизма, чем представители гуманитарного и социального направлений; студенты младше 3 курса имеют более высокий показатель социального инфантилизма; студенты, являющиеся в подростковом возрасте представителями субкультур, имеют более высокие показатели социального инфантилизма; студенты, любящие играть в компьютерные игры, имеют больший показатель социального инфантилизма.

Рис. 2. Уровень социального инфантилизма по факультетам/институтам и курсам

Наша методика предназначена для диагностики уровня социального инфантилизма среди молодежи 18–25 лет и состоит из анкеты и ключа для расшифровки ответов. Методика позволяет выявить, в какой сфере у человека проявлен социальный инфантилизм, и диагностировать интегральный уровень социального инфантилизма. В вузе работа по противодействию социальной инфантилизации может выражаться в поддержке мотивации на профессиональное и личностное развитие, формировании адекватного отношения к кризисным ситуациям, преодолении учебной и социальной пассивности студентов, создании условий, поощряющих обращение инфантильных студентов за помощью в сложных учебных, практических и жизненных ситуациях [16. С. 121–123]. Разработанная методика диагностики инфантилизма может стать эффективным инструментом воспитательной работы в вузе.

×

Об авторах

Жанна Васильевна Пузанова

Российский университет дружбы народов

Автор, ответственный за переписку.
Email: puzanova-zhv@rudn.ru

доктор социологических наук, профессор кафедры социологии

ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, 117198, Россия

Татьяна Игоревна Ларина

Российский университет дружбы народов

Email: larina-ti@rudn.ru

кандидат социологических наук, доцент кафедры социологии

ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, 117198, Россия

Анастасия Геннадьевна Тертышникова

Российский университет дружбы народов

Email: tertyshnikova-ag@rudn.ru

кандидат социологических наук, ассистент кафедры социологии

ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, 117198, Россия

Список литературы

  1. Ардельянова Я.А, Саидов Б.Ш. Факторы и условия инфантилизации современной молодежи // Теория и практика общественного развития. 2018. № 4.
  2. Ефимова Г.З. Социальный инфантилизм студенческой молодежи как фактор противодействия модернизации современного российского общества // Науковедение. 2004. № 6.
  3. Демиденко А.С. Социальная инфантильность российской молодежи: специфика научного дискурса // Историческая и социально-образовательная мысль. 2018. № 10.
  4. Жесткова Н.А. Методологические подходы к исследованию социальной зрелости и социального инфантилизма личности // Вестник Пермского университета. 2013. № 2.
  5. Коноваленко О.Н. Специфика социального инфантилизма современной студенческой молодежи // Совет ректоров. 2016. № 6.
  6. Кляйнберг Э. Жизнь соло. Новая реальность. М., 2014.
  7. Лабковский М. Инфантил: есть ли перспективы у ваших отношений? // URL: https://labkovskiy.ru/publikatsii/infantil-est-li-perspektivy-u-vashih-otnoshenij-mnenie-mihaila-labkovskogo.
  8. Мамонов М.В. Рецензия на книгу «Жизнь соло. Новая социальная реальность» Э. Кляйненберга // URL: https://profi.wciom.ru/index.php?id=2117&uid=10287.
  9. Маслоу А.Г. Самоактуализация. СПб., 1999.
  10. Олпорт Г.У. Личность в психологии. СПб., 1998.
  11. Руткевич Е.Д. Типология социального характера Д. Рисмена // Социологические исследования. 1993. № 3.
  12. Сабельникова Е.В., Хмелева Н.Л. Инфантилизм: теоретический конструкт и операционализация // Образование и наука. 2016. № 3.
  13. Савицкая М.Т. Социальный инфантилизм как проблема российского общества // Вестник РФО. 2020. № 1-2.
  14. Степанищенко О.В, Политический инфантилизм современной молодежи как фактор искажения системы ценностных ориентаций // Научный журнал КубГАУ. 2015. № 110.
  15. Троцук И. Как стать счастливым: новые смыслы одиночества в современном мире // Социология власти. 2014. № 3.
  16. Утенков А.В. Психологические условия проявления инфантилизма студентов // Вестник ГУУ. 2011. № 16.
  17. Фрейд З. Я и Оно. М., 2003.
  18. Эриксон Э.Х. Детство и общество. СПб., 2000.
  19. Bernardini J. The infantilization of the postmodern adult and the figure of kidult // Postmodern Openings. 2014. Vol. 5, No. 2-3.
  20. Podolskaya T.A., Utenkov A.V. Detecting and overcoming infantilism in students at teachers’ colleges // Psychology in Russia: State of the Art. 2018. Vol. 11. No. 1.
  21. Riesman D., Denney R., Glazer N. The Lonely Crowd: A Study of the Changing American Character. New Haven, 1950.
  22. Trotsuk I.V. Complex concepts with varying connotations: In search for conceptual definitions // Вестник РУДН. Серия: Социология. 2021. Т. 21. № 2.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. Рис. 1. Уровень социального инфантилизма по факультетам/институтам

Скачать (18KB)
2. Рис. 2. Уровень социального инфантилизма по факультетам/институтам и курсам

Скачать (64KB)

© Пузанова Ж.В., Ларина Т.И., Тертышникова А.Г., 2021

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах